04 июля 2020 года 574

Мелодичная душа

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Наверняка не будет большим преувеличением сказать, что домбра - единственный музыкальный инструмент, у которого есть свой праздник такого масштаба. Он был учрежден Первым Президентом РК Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым Указом от 13 июня 2018 года в целях дальнейшей консолидации общества вокруг идеи сохранения и возрождения национальной культуры и идентичности и, согласно принятому решению, отмечается в первое воскресенье июля.

 

«Домбра - это душа казаха. Кюи, напевы, мелодию ее может понять только казах, родившийся казахом в степи с запахом полыни в носу. Потому что это особая музыка. Она выражает душевное состояние: или грусть, или радость, или философию. Вечером придешь, начинаешь перебирать (струны - Прим. авт.), тогда все забывается, идут какие-то воспоминания. Поэтому мне это нравится. Мне нравятся люди, которые хорошо играют на домбре. Наши народные песни казахские очень душевные, всегда с философским содержанием, всегда непростые. В казахской песне надо слова слушать, не музыку. Слова имеют очень большое значение», - отмечал Елбасы.

Этот инструмент сопровождал жителей Великой степи на протяжении многих веков. Его звуки отражали настроение автора - тоску по дому и любимой, гнев и боль, умиротворение и восторг. Всего две струны способны сполна передать шелест листвы и густой степной травы, дуновение ветерка, трель жаворонка, перезвон шолпы. Сменилась мелодия, и кажется, что вдали скакуны нетерпеливо перебирают копытами, ожидая седоков, которые уже через минуту сойдутся в жестокой схватке с врагом.

Домбра могла поведать о том, что люди боялись высказать вслух. Сразу же вспоминается легенда, которая гласит, что однажды сын великого хана Золотой орды Жошы, увлекшись охотой на диких куланов, оторвался от своей свиты. Вожак стада, прозванный за свою хромоту Аксак куланом, спасая от стрелы жеребенка, неожиданно развернулся и набросился на охотника. Как вихрь, налетел он на ханского сына и выбил его из седла. Это была его последняя охота.

Никто из приближенных и слуг не посмел рассказать Чингисхану о смерти сына. За это вестника по древнему обычаю могли покарать смертной казнью. Эту тяжелую ношу взвалил на себя кюйши Кетбуга, приближенный и один из эмиров Потрясателя Вселенной. Придя во дворец, он упал на колени перед троном. Не сказав ни слова, Кетбуга начал играть кюй, в котором волшебными звуками сумел поведать о постигшем несчастье. После долгого молчания хан промолвил: «Ты принес мне тяжелую весть. Я все понял, слушая твою домбру. Ты достоин смерти за свою черную весть, но так как ты сам не произнес ни слова, пусть будет наказана твоя домбра. Залейте ей горло свинцом!»

С тех пор на плоской стороне инструмента появилось отверстие, а в Степи родилось предание, воплощенное в знаменитом по сей день «Аксак кулане».

К слову сказать, кюй в 2014 году был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

«Казахский кюй представляет собой сольную инструментальную пьесу, исполняемую на домбре - традиционном двухструнном щипковом музыкальном инструменте грушевидной формы с длинным грифом. Его назначение заключается в установлении связи между народом и его историческими корнями и традициями посредством исполнения классических произведений и импровизаций. Он исполняется на семейных или общинных мероприятиях и, как правило, сопровождается сказаниями и легендами. Искусство исполнения домбрового кюя играет важную роль в укреплении социальной сплоченности казахского народа и формирует у него чувство самобытности и единства», - говорится на сайте организации.

В нашей стране проводится большая работа по сохранению и продвижению казахской музыкальной традиции. В августе прошлого года Лаборатория казахского народного музыкального искусства им. Коркыт-ата Казахского национального университета искусств города Нур-Султана в рамках Государственной программы «Мәдени мұра» организовала экспедицию в Караганду. Ее целью являлся сбор фольклорных материалов.

О значимости этой работы рассказала Саида Елеманова, профессор кафедры музыковедения и композиции Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, которая на тот момент руководила Лабораторией. По ее словам, огромный интерес для исследователей представляет аркинская домбровая традиция, распространенная в центральной части Казахстана. Ее главная особенность - исполнительский стиль шертпе, представляющий собой попеременную игру одной струной, затем другой с применением щипковых приемов. Извлекаемый звук гораздо сложнее для слуха и отличается своей философичностью и глубиной.

- Традиция Арки - многострадальная. Вместе со своим народом она пережила тяжелые времена: коллективизацию, голод, преследование домбристов. В вашем регионе жили ее замечательные носители - Абикен Хасенов, Магауия Хамзин, Мугульсин Ахметкызы, которую называли Аккыз. А основателем школы является Таттимбет Казангапулы - гениальнейший автор, который, к сожалению, прожил очень короткую жизнь. Таким образом, Арка - это место рождения выдающихся музыкантов, - объяснила Саида Абдрахимовна.

Эту традицию в свое время продолжил Даулетбек Садвакасов, а затем его сын Кайролла, истинные самородки, которые смогли сохранить эти неповторимые напевы. Таких людей, говорит собеседница «ИК», считанные единицы.

- В прежние времена в каждом доме была домбра. Но на этом фоне выделялись люди, наделенные особыми данными. Знаменитыми музыкантами становились так называемые «живые драгоценности». Этот статус введен во многих странах (в Китае, Южной Корее, Японии, Сингапуре и других) для мастеров прикладного искусства, музыкантов, исполнителей эпоса. Центральная фигура нематериального культурного наследия в силу его специфики - его носитель, тот, с помощью которого передаются знания, навыки, традиции. Оно вообще не существует вне конкретных людей, само по себе, независимо от творца. Поддержка - социальная и финансовая - первый шаг, на который должно пойти государство, чтобы повысить значимость нематериального культурного наследия в обществе. Это позволит носителям тех или иных традиций передавать свои знания и бесценные навыки следующим поколениям, продлить жизнь традиции. Придание им особого социального статуса - важнейшая мера, имеющая значение закона, - объяснила свою позицию С. Елеманова.

Национальный день домбры призван в полной мере способствовать достижению этой цели. Ведь инструмент немыслим без мелодии. Они - единое целое богатого духовного наследия народа.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мысли на века 08.08.2020

    Прогрессивные идеи великого сына казахского народа. Известный композитор и поэт, мастер ораторского искусства Бакыткали Мусабеков с детских лет интересуется высказываниями казахских мыслителей. Кроме того, он - автор ряда тренингов и обучающих курсов, которые опираются на творчество Абая.

  • Дом с видом на горы 08.08.2020

    Строитель, бизнесмен, альпинист. Так в трех словах можно охарактеризовать Сергея Кима, который больше 10 лет назад пришел на карагандинский рынок, открыв небольшую компанию по установке домофонов, а сегодня возглавляет одно из крупных предприятий.

  • Арестованные письма 08.08.2020

    Зачем в 1903 году в доме Абая Кунанбаева был проведен обыск? Архивные данные... У них интересное, причудливое свойство не попадаться сразу на глаза. Они являются не только свидетелями далекого загадочного прошлого. Через годы и даже через века они доставляют иное чувство глубокого удовлетворения, представив перед твоим взором в ярких и сочных красках бесценные факты. Ознакомившись с короткими, но очень содержательными строчками, получаешь богатую информацию о разнообразии и величии прошлого, чувствуешь себя так, словно ты открыл потайной ларец, содержащий несметное богатство, или встретил незнакомого тебе человека, с которым жаждал встретиться всю жизнь.

  • Учение просветителя 30.07.2020

    Мысли Абая востребованы как прошлым, так и настоящим, и будут интересны будущим поколениям. Многогранное творчество великого казахского поэта насыщено глубокими идеями в области философии. Его перу принадлежит замечательное прозаическое произведение - «Гаклия» («Слова назидания», или «Книга слов»), создававшееся на протяжении ряда лет (1890-1898 годы). Сюда вошли рассуждения и максимы, сентенции и афоризмы, притчи и диалоги - всего 45 сгруппированных миниатюр.

  • Маме посвящается 28.07.2020

    30 июля будет ровно год, как перестало биться золотое сердце нашей любимой мамы, әжеки Шибаевой Бахытжамал Кубайдулдиновны.

  • Олег Николаевич ЩЕРБАКОВ 21.07.2020

    Родился в 1925 году в семье сельских учителей в Винницкой области Украины, позже переехал в Одессу. В 1941 году при приближении фронта был эвакуирован в Балхаш, где окончил школу. Во время каникул работал в обогатительном цехе Балхашского медеплавильного завода слесарем.

  • Из далеких встреч: Аугамбаевы из Доскея 18.07.2020

    Переведем стрелки времени  на сентябрь 1986 года. К 75-летию Зеленой Балки ( с 2001-го Доскей) местные энтузиасты во главе с А. Сабалаковым  выставили в Доме культуры стенд с фотографиями. Старожилы постарались. Вот портрет Г. Бейсембекова. Он считается первым горным инженером Ельтая. Совет Жумажанов первым окончил Карагандинский медицинский институт. Жумаш Музгожин был одним из родоначальников механизации в селе. Педагог Кали Жуасов (1924-1995) - декан исторического факультета и заведующий кафедрой КарГУ, ветеран народного образования в Сарыарке.

  • Близкий к народу 18.07.2020

    Окружение отца повлияло на мировоззрение великого Абая. Кунанбай Оскенбаев в течение нескольких лет - с 1849-го по 1852 год - был ага-султаном Каркаралинского округа. В этот период он тесно общался с местными жителями, с кем у него сложились дружеские отношения. Кто же эти люди, с которыми общался старший султан? Этому вопросу посвящено мое краеведческое исследование.

#birgemiz