30 июня 2020 года 3729

Время собирать камни

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Большой интерес для ученых всего мира представляет комплекс Алтыншокы - возвышенность, на которую поднимался Тамерлан. Он является материальным свидетельством того, что этот регион сыграл ключевую роль не только в истории Казахстана, но и всей Центральной Азии, а также России. Объект включен в список общенациональных сакральных мест как особо почитаемый памятник природного наследия.

 

Этой теме посвящен сборник «Знак Тимура на сопке Алтыншокы», изданный в прошлом году КарГУ им. Е.А. Букетова, Сарыаркинским археологическим институтом и Национальным историко-культурным и природным музеем-заповедником «Улытау». Автором идеи исследования и составителем сборника является известный археолог Эмма Усманова. В него вошли работы казахстанских и зарубежных ученых. В их числе - преподаватель Самаркандского университета Армен Каппаров, профессор Вильнюсского университета Мотуза Гедиминас, доцент Университета Аризоны Ирина Панюшкина и другие.

Как известно, курган-обо на сопке Алтыншокы был сооружен Железным Хромцом и его воинами во время похода через Дешт-и-Кыпчак против золотоордынского хана Токтамыша в 1391 году. В первой четверти ХV века Низам-ад-дин-Шами в своей «Книге побед» («Зафар-наме») писал: «В пятницу достигли Улук-дака. Тимур взошел на вершину горы, осмотрел местность. Он остановился там на тот день и приказал, чтобы все воины принесли камни и построили там высокий знак. Каменотесам он приказал изобразить на нем высочайшее имя и дату этих дней, дабы на лице времени осталось воспоминание об этом походе».

Плита представляет собой обломок скалы с надписями на двух языках: три строки арабской вязью и восемь строк - знаками уйгурского письма, на среднеазиатском тюркском литературном языке, за которым закрепилось название «чагатайский».

Отмечается, что до сих пор в каменной насыпи кургана сохранились следы сильного огня от костра, шлак и воздуходувные каналы. Исследовавшие его археологи, историки, химики, геологи, ботаники и картографы пришли к выводу, что здесь располагалось теплотехническое сооружение для устройства большого костра, а не для плавки металла, как в свое время считал Каныш Сатпаев. По всей видимости, огонь и само сооружение носили сакральный характер, связанный с культом поклонения родовой горе.

«Были высказаны смелые предположения о том, что огонь выступал в роли «прорицателя» победы Тимура над Токтамышем. Сам же султан Турана Тимур просил прощения у Всевышнего за то, что поднял «меч ислама» против потомков Чингисхана», - отметил в своей статье Т. Алланиязов, профессор Жезказганского университета им. О.А. Байконурова.

Он также отмечает, что в исторической сущности памятника проявился синкретизм, сложившийся в ритуально-культовом пространстве народов Центральной Азии, в котором уживались и, надо сказать, до сих пор уживаются доисламские верования и ислам.

«Три главных составных комплекса Алтыншокы - курган-обо, огонь и камень с надписью - оказались «вписанными» волею эмира Тимура в пространство Улытау. Он действительно оставил загадку», - подчеркнул ученый.

Вторую жизнь памятный знак получил 85 лет назад. В 1935 году его обнаружил Каныш Сатпаев. В сборнике говорится, что о камне необычной формы с «меткой на одной стороне» ему рассказал местный житель во время его первого приезда в Улытау в качестве главного геолога геологоразведочного комбината Главцветмета Наркомата тяжелой промышленности СССР. Ориентиром служила каменная насыпь на вершине сопки площадью приблизительно с окружность юрты. Этой находке Каныш Имантаевич посвятил статью «Доисторические памятники Джезказганского региона»: «В 30 км на запад от Улытау, на вершине горы Алтынчоку, возвышающейся над богатыми пастбищами долины Сорелы и Джетыкыз, имеются развалины какого-то древнего сооружения, сложенного из кирпича и красивых амфиболитовых плит с ошлакованными и глазурованными поверхностями. Рядом с развалинами, несколько ниже по склону горы, - установленная каменная плита из тех же темных амфиболитов, на которой красивым арабским шрифтом высечены 10 строк письма на арабском языке. Текст письма нам не удалось расшифровать, за исключением первой строки, где написана обычная для мусульман вступительная молитва…

Судьбой мемориальной каменной плиты заинтересовался директор Ленинградского Эрмитажа академик Орбели. Осенью 1936 года в Карсакпай приехал старший научный сотрудник Эрмитажа Морозов, который увез плиту в Ленинград. Позднее (в начале 1937 года) Морозов любезно сообщил нам, что надпись на камне была расшифрована профессором Поппэ и гласила: «В год овцы 793 прибыл в страну Токмак в поход на Токтамыш-хана. В этом месте воздвиг обо. Да помнят все люди обо мне с молитвой». Таким образом, была доказана историческая связь эпизода, описанного Ядзи, а также установлены возраст и история сооружения пирамиды и надписи на вершине Алтынчоку».

В современных источниках есть полный вариант текста: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Владыка сущего, Святилище истины, Неусыпный защитник, Всесильный и всемогущий, Премудрый даритель жизни и смерти!

Лета семьсот девяносто третьего, в средний месяц весны года овцы, султан Турана Тимур-бек поднялся с тремя сотнями тысяч войска за ислам на булгарского хана Токтамыш-хана. Достигнув этой местности, он возвел этот курган, чтобы был памятный знак. Даст бог, господь да свершит правосудие! Господь да окажет милость людям страны! Да помянут они нас молитвой!»

Кстати, ученые говорят, что это достаточно редкий случай, когда в источнике упоминается численность армии.

В 1991 году общественное объединение «Улытау» в рамках проекта «По малому Шелковому пути» решило изготовить реплику плиты и установить ее у кургана, насыпанного воинами Железного Хромца. По договоренности с руководством Эрмитажа краевед С. Улданов в феврале выехал в Ленинград и с помощью специальной копировальной бумаги сделал копию. Местный камнерез, имя которого, к сожалению, не сохранилось, высек надпись с учетом особенностей ее двух алфавитов. Идея воплотилась в жизнь 11 июня 1991 года.

Таким образом, комплексу в некоторой степени был придан реконструированный исторический облик. Еще одна копия камня украшает аллею «Ұлытау», подаренную столице в честь ее 20-летия Карагандинской областью.

Комплекс Алтыншокы расположен северо-западнее гор Улытау, в 90 километрах от трассы Жезказган - Аркалык. Высота сопки - 50 метров, и внешне она ничем не отличается от других. Но с ее вершины открывается замечательный вид. По направлению к берегу реки Жетыкыз выделяется площадка размером 3х4 километра, которая могла служить местом для расположения военного лагеря.

Ученые считают, что цифра в 300 тысяч воинов преувеличена. Если судить по сведениям Абд-ар-раззак Самарканди, в войске Тимура на каждую пару дополнительно приходилась одна закладная лошадь.

- В таком случае цифра получается гигантской, более 400 тысяч лошадей. Конечно же, трудно вообразить себе и движение такого войска: Тимур стремился пройти незамеченным к границам Золотой Орды. И, конечно же, питание такого количества лошадей в степи ранней весной в условиях быстрого маневра представляется невозможным, - говорят исследователи.

Что касается теплотехнического сооружения. Зачем завоевателю понадобился столь большой костер? В статье «Комплекс Алтыншокы в ландшафте военного конфликта Тимура и Токтамыша», вошедшей в сборник, отмечается, что первый ответ, который напрашивается исходя из цели военной кампании, - сигнал для сбора войск. Но для этого нет необходимости строить такое сложное сооружение. Тамерлану же нужен был костер с сильным пламенем, который бы оплавил и опалил каменную породу сопки.

«Другое объяснение - культовое отношение к огню, одному из главных ритуальных элементов у всех народов и во все времена. Его очистительная сила - магическая власть во всех обрядах жизненного цикла. Вступая на землю, которая принадлежала чингизидам, Тимур, возможно, при помощи огня задумал совершить очистительный ритуал, известный среди монголов. Ритуал задабривания духа великого воина, коим он считал Чингисхана и с почтением относился к нему. Не исключен и вариант жертвоприношения, хотя никаких костей в кургане не было обнаружено», - приходят к выводу ученые.

Они также попытались найти ответ на вопрос, какое топливо использовалось для разжигания костра. В Улытау это могла быть таволга зверобоелистная - кустарниковое растение семейства розоцветных, древесина которой содержит эфирные масла и смолы. И именно ее обгоревшие ветки сохранились в порах шлака. Как показал эксперимент, базальтовая порода плавится до шлакообразного состояния при температуре 1000-1100 градусов Цельсия. Следовательно, костер требовал большого количества топлива. Температура горения некоторых видов древесины может превышать 1000 градусов. Еще большей температуры, до 1300 градусов, можно достичь, используя продувку воздухом.

«Что примечательно, в главных письменных источниках у Низам-ад-дин Шами, Шереф-ад-дин Али Йезди и Абд-ар-раззака Самарканди по походу Тимура через Дешт-и-Кыпчак нет никаких замечаний относительно костра. Не исключено, что хронографы похода сознательно избегали темы устройства огня. По каким-то причинам этот факт языческого содержания остался табуированным со стороны современников-историков», - недоумевают авторы статьи.

Было бы несправедливым не упомянуть курган-обо. Тут сразу же вспоминается реклама, заполонившая экраны телевизоров в 90-е годы: «Отправляясь в поход, приказал Тамерлан каждому воину оставить у дороги камень. И вырос курган. И был огонь. И была победа». Обряд поклонения Священной горе входил в разряд шаманских ритуалов, которые были распространены в общественной жизни монголов. Они связаны с поклонением духам предков и местности и практиковались у Чингисхана и его потомков. Так, в надписи Тимура русский перевод слова курган осуществлен со слова «обо».

Более поздним воплощением культа Священной горы стало сооружение в виде конической надписи из камней на вершине невысоких гор и сопок. Главное условие местоположения - его позиция, с которой просматривался весь окружающий ландшафт с его основными пространственными характеристиками. Тимур происходил из отюреченного монгольского племени барлас. Не будучи потомком Чингисхана, он мечтал повторить его славу и могущество Монгольской империи. Улытау - единственное место, где Аксак Тимур соорудил «высокий памятный знак» своего присутствия. О знаменитом походе рассказал декан исторического факультета КарГУ им. Е.А. Букетова Джамбул Джумабеков. Как он отметил, военная кампания из Самарканда в Улытау началась в феврале 1391 года. Маршрут пролегал вдоль реки Сарысу. К моменту прибытия противника армии Токтамыша поблизости не оказалось.

Потомка Чингисхана историки называют последним правителем единой Орды, которую он возглавлял четверть века.

- Монгольская империя была огромной, и центробежные силы привели к ее распаду. Одни потомки Чингисхана осели в Китае, другие внедрились в Иран и Переднюю Азию. В свою очередь до 1395 года Золотая Орда была мощным государством как в военном, так и социально-экономическом отношении. В свою очередь эмир Тимур пришел к власти в улусе Чагатая, в котором также разворачивалась нешуточная междоусобная борьба. Вначале между ним и Токтамышем складывались хорошие отношения. Более того, именно эмир оказал содействие его восшествию на престол Золотой Орды, тем самым обезопасив свои северные границы, - рассказал Джамбул Азмуханович.

Через несколько лет Токтамыш по каким-то причинам предпринял попытку избавиться от влияния Аксак Тимура. В 1389 году он собрал войско для совершения набегов. В сфере интересов обеих сторон оказались Кавказ, Хорезм. Так небольшие стычки переросли в крупномасштабную войну. В тот памятный год он скрытно подошел к границам владений Токтамыша. Очевидно, Тимур рассчитывал встретить своего соперника именно в Улытау. Но он ошибся в своих предположениях. Золотоордынское войско всячески ускользало от боя, тем самым изматывая врага.

- В «Зафар-наме» описывается, что со временем начали сокращать пайки. Даже пришлось устроить облавную охоту. В итоге битва состоялась 18 июня на реке Кондурче, что в Самарской области, - рассказал Д. Джумабеков.

Как гласит история, в этом сражении золотоордынцы были наголову разбиты, но Токтамышу удалось бежать. Войско Тамерлана не стало форсировать Волгу, через Яик двинулось в обратный путь и через два месяца достигло Отрара.

Следующее сражение состоялось 15 апреля 1395 года, когда две армии сошлись на берегах реки Терек, в результате чего армия хана Токтамыша была уничтожена. С этого момента начался процесс распада Золотой Орды, на месте которой образовалось несколько ханств, в том числе и Казахское.

- Имя Хромого Тимура известно всему миру. И единственный памятник, свидетельствующий о его походах, был установлен в Карагандинской области, - подчеркнул собеседник «ИК».

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Сенокосное выбрало Узынтомар 13.06.2020

    Время возникновения села Сенокосного впечатляет. Официальная дата рождения села на нуринском берегу - 3 июля 1909 года.  В этой части долины реки Нуры издавна стояли казахские аулы, которые использовали богатую пойму для выпаса скота, заготовки сена. Выделялись урочища Каратомар, Узынтомар, Белтомар, Бестомар,  Костомар. Здесь корень  слов «томар» характеризует бугристую, с кочками местность.

  • С миру по нитке 21.01.2020

    Станислав и Мария Вертоградские задались целью не только посмотреть другие страны, но и решили показать соотечественникам на своем примере, как можно доступно, безопасно, а главное, недорого посетить сразу несколько государств. Для этого им потребовались рюкзак, камера для съемок и ноутбуки. А еще немного средств, которых обычному отдыхающему в Турции хватает лишь на 10 дней.

  • Отрар непокоренный 02.11.2019

    Впервые оказавшись перед этими немыми развалинами, трудно представить перед собой шумный город, центр притяжения торговли и перекресток караванных путей. А еще родину великих личностей, вошедших в мировую историю. Оазис, где цвели сады и били фонтаны. Красиво одетых людей, которые так же, как каждый из нас, радовались своим близким и детям, страдали от несправедливости, боялись боли и насилия.

  • Мудрость победила 24.09.2019

    Мавзолей Жауке Назаргулулы, установленный в Костанайской области, относится к сакральным объектам Казахстана.

     

  • Мир путешествий 29.08.2019

    В регионе делается все необходимое для продвижения собственного бренда. Нам есть что предложить зарубежным гостям. Главное, сделать это предложение привлекательным.

  • Одна победа на всех 27.08.2019

    «Черные ножи» из Екатеринбурга стали организаторами международного мотопробега «Единая история». Мотоциклисты посещают памятники, посвященные Второй мировой войне. За неделю они побывали в нескольких городах Казахстана, в том числе и Караганде.

  • Из Самарки - в Аргентину 17.08.2019

    Самарское - одно из старейших сел Карагандинской области. Его рождение относится к началу XX века.

  • Маршрутами легенд 17.08.2019

    Под сенью Великих гор, безмолвных свидетелей образования Казахского ханства, с 22 по 24 августа пройдет масштабное мероприятие, целью которого является развитие внутреннего и въездного туризма и повышение имиджа региона.

#birgemiz