23 июня 2020 года 2124

Дипломат. Мудрец. Оратор

О знаковых личностях Великой казахской степи пишут много. Но, к сожалению, чаще всего в рамках знаменательных дат. Проходят юбилеи, и к истории жизни этих людей обращаются все реже. Реализация программы «Рухани жаңғыру» позволяет сохранить историческую память о тех, кто влиял, а иногда и формировал эпоху.

 

Особенности кочевого государства казахов, специфика потестарно-политической системы, образа жизни повлияли на формирование своеобразных институтов степной демократии, одним из которых был институт биев. В XVI-XVII веках они, являясь предводителями (старшинами) родов и племен, занимались не только судопроизводством, но и в обязательном порядке принимали активнейшее участие в высшем законодательном собрании казахов - маслихате (курултае), представляя и отстаивая интересы своих родов. Крупные, авторитетные бии возглавляли казахские племена, управляя их жизнью, входили в состав ханского совета, активно участвовали в решении государственных вопросов и во внешнеполитических миссиях кочевого государства казахов. Среди них в определенные периоды истории Казахского ханства выделялись неординарные, выдающиеся личности, ставшие значительными историческими персонажами, представлявшими и маркировавшими эпоху. В их числе - Казыбек Келдибекулы, известный среди казахов как Казыбек Каздауысты.

Письменных источников по его дате рождения и детским годам нет, поэтому имеющиеся сведения представлены из легенд, эпосов и устных источников, которые зачастую предлагают несколько версий. Согласно различным версиям Казыбек Келдибекулы родился между 1665-м и 1667 годами. Местом рождения великого бия в некоторых исследованиях обозначают местность Мейрам арык возле берегов Сыр-Дарьи, откуда прикочевала его семья. В других публикациях говорится о его рождении на территории Каркаралинского (Егиндыбулакского) района Карагандинской области.

Шежере (родословная) бия исследователями представлена следующим образом: Аргын - Котан - Акжол (Даир-ходжа) - Караходжа - Мейрам - Каракесек (Болаткожа или Болат-ходжа) - Акша - Бошан - Таз - Булбул - Шаншар - Келдибек - Казыбек.

Среди предков названы известные личности, с жизнью и деятельностью которых связано множество легенд. Например, согласно трудам Шакарима Кудайбердиева, Акжол (Даир-ходжа) являлся одним из прославленных биев хана государства кочевых узбеков Абулхаира, а имя его деда Шаншара было широко известно благодаря его начитанности и мудрости.

С ранних лет Казыбек получил достойное социальному статусу воспитание и образование, его всегда окружали умные и образованные люди. Детство и отрочество провел в священных для казахов местах - в степях и горах Улытау и Каратау, сопровождая своего отца на решении судебных тяжб и во время общения с аксакалами. Легенды гласят, что уже тогда Казыбек отличался умом, красноречием и выдающимися способностями. Согласно преданиям он, будучи семилетним мальчиком, помогал своему отцу в разрешении некоторых вопросов. Однажды во время байги вышел спор между джигитами о принадлежности скакуна-победителя. Один утверждал, что это его конь, другой - что он потерял его еще стригунком-жеребенком. Молодые люди обратились к Келдибеку, и тогда вмешался семилетний Казыбек, предложив привести двух ягнят, двух овцематок и определить, какой из ягнят от какой овцематки. Джигит, быстро решивший эту задачу благодаря своим познаниям в скотоводстве, был определен хозяином скакуна, потерявшего его в детстве, а солгавший признал истинность решения юного бия. Правильность и справедливость вердикта вызвали восторг у присутствовавших на этой тяжбе казахов.

Есть еще несколько версий другого предания, которые свидетельствуют об остроумии, наблюдательности и ораторских способностях мальчика Казыбека. Однажды он сообщил отцу, что хочет встретиться и побеседовать с великим Толе бием. Келдибек стал отговаривать сына, уверяя, что тот - человек старшего возраста, очень умен и вряд ли Казыбек сможет составить по малолетству достойную беседу с такой личностью. Но подросток не послушал отца и в сопровождении десятка юношей отправился к Толе бию. Толе хорошо знал его отца, поэтому начал разговор с юношей с вопроса: «Некоторые сыновья доходят до отца, некоторые перешагивают отца, некоторые даже не достигают его. А ты каков?» Казыбек, не стушевавшись, с достоинством отвечал: «Я думаю, что я тот, который идет за отцом». Толе в ответ заметил: «Хорошо, я тоже так думаю». Затем юноша задал вопросы Толе бию и получил его ответы.

- Аға, сіздің алысыңыз қалай? (Аға, какова Ваша даль?)

- Алыс жақын болды (Далекое стало близким).

- Тәттіңіз қалай? (Какова Ваша сладость?)

- Тәтті аз болды (Сладости моей стало поменьше).

- Несие қайтарылады ма? (Стали ли задатки Ваши родником Вашего утешения?)

- Барлығы жақсы, несиелер қайтарылуда (Благодарен покровителю, родник мой оправдывает надежду).

После возвращения сына в аул Келдибек стал расспрашивать всех, о чем они говорили. Но окружающие ответили: «Они говорили загадками, мы ничего не поняли из их диалога». Тогда Келдибек спросил Казыбека: «О чем был разговор?» И юноша ответил: «Отец, Толе би действительно глубокий человек! Он спросил меня, какой я сын? Стремящийся за отцом, перегнавший его или не идущий за ним. Я ответил, что стремящийся за отцом. Он согласился со мной. Тогда я задал вопрос: какова Ваша даль, имея в виду его глаза, способность видеть далеко. Он ответил, что далекое стало близким. То есть зрение его стало сдавать, видит только вблизи. Я спросил его: какова Ваша сладость, имея в виду его сон. Он ответил, что сладости стало поменьше, то есть сон его становится редким. Потом я спросил: «Стали ли задатки Ваши родником Вашего утешения?» - это вопрос о том, как его дети ухаживают и заботятся о нем. Он ответил: «Родник мой оправдывает надежды, то есть дети его заботятся о нем хорошо».

Келдибек остался доволен смекалкой и остроумием сына, проявленными в общении с мудрым аксакалом. Существуют аналогичные предания о беседе со знаменитым Монкебием, содержание которой практически полностью совпадает.

Молодые годы пришлись на сложные времена, когда казахские земли подвергались частым вторжениям со стороны джунгаров (ойратов). В этот период возникали исторические эпосы, сказания и шежире о батырах и биях. Необходимость защиты Отечества делала молодых джигитов отважными воинами-батырами, знаменитыми полководцами, дальновидными политическими деятелями. Казыбек снискал себе славу храброго воина-батыра, умного общественного и политического деятеля, бескорыстно служившего интересам народа. В «Казахском шежере» Машхур Жусуп Копеев называет имена прославленных батыров, великих биев: Каракерея Кабанбая, Канжыгалы Богенбая, Шакшакулы Жаныбека, Каздауысты Казыбека и других, сыгравших огромную роль в казахско-джунгарских войнах. Осенью 1726 года в местности Ордабасы состоялся всеказахский курултай, на котором решился вопрос об организации всенародного отпора захватчикам. Известнейшие полководцы и влиятельнейшие бии, в их числе Казыбек, дали клятву об объединении сил трех жузов и создании казахского ополчения. Одним из крупнейших сражений, в котором принимал участие Казыбек би с ополчением своего рода, была битва в 1728 году между реками Буланты и Белеуты в местности «Қалмақ қырылған» («Место гибели калмыков»).

Огромную роль в консолидации казахского общества играет Казыбек наряду с видными политиками того времени - ханами Абилмамбетом, Абулхаиром, Абылаем, султанами Бараком, Батыром. Бии трех жузов Толе, Казыбек и Айтеке в решении внутриполитических вопросов добивались консенсуса среди противоборствующих сторон казахской элиты. Обладая неоспоримым авторитетом и значительным влиянием на социально-политическую жизнь в казахском обществе, они оказывали большое воздействие и на верховную власть. С их политическим мнением и решениями считались самые влиятельные казахские ханы - Тауке, Абылай, Абулхаир. Поддержка трех жузов обеспечивала правителям влияние в обществе. Тауке назначает Казыбека главным бием Среднего жуза и членом его совета. После смерти хана он продолжает принимать активное участие в политической жизни казахских ханств, оставаясь советником при ханах Абилмамбете, Семеке, Абылае.

Его авторитет подчеркивался и российскими властями, на его мнение ссылались как на весомый аргумент. Во внешней политике он был сторонником мирных и добрососедских отношений с соседним государством. В 1741 году в письме хану Абилмамбету и султану Аблаю Казыбек би заявил о своей готовности от имени аргынов присягнуть Российской империи. В Оренбургском областном архиве имеются два письма генерал-губернатору И.И. Неплюеву, датированных серединой 1740-х годов, которые наглядно демонстрируют его отстаивание интересов казахов. Казыбек упоминается в официальных российских документах, в которых говорится о его роли и степени значимости в обществе. В одном из донесений российского представителя, датированных 1763 годом, отмечено: «В Средней Орде за главного судью почитают, и к которому сам Абулмамбет хан, так и Аблай, и прочих улусов султаны, знатные старшины для всякого совету всегда и почти каждого, но приезжают и без его согласия ничего знатного не приемлют».

Казыбек был известен как искусный дипломат, решавший трудные, порой кажущиеся неразрешимыми задачи. Согласно народным преданиям в 14-летнем возрасте (по другой версии - в 19 лет) он вместо своего старого отца в составе посольства хана Тауке отправился к хунтайджи Галдану Бошогту. В некоторых версиях это посольство неверно называют миссией к Цеван Рабдану (годы правления - 1697-1727) или Галдан Церену (годы правления - 1727-1745). По казахским сказаниям, во главе данного посольства был отправлен бий Тайкельтир Айдаболулы, состав посольства в различных версиях представлен по-разному.

Хунтайджи принял казахское посольство. По легендам, бий Тайкельтир в очень осторожной форме высказал пожелания ойратскому правителю. Его нерешительность заставила молодого Казыбека взять инициативу в свои руки: («Ерден ердің несі артық. Ептестірген сөзі артық. Малдан малдың несі артық, бір-ақ асым еті артық. Жерден жердің несі артық, бір-ақ уыс шөбі артық. Міндетіне алған сөзден, шегінген жігіттен, өлген аюдың өті артық» («Чем один мужчина лучше другого? Тем, что может помирить. Чем одна скотина лучше другой? Тем, что она больше. Чем одна земля лучше другой? Тем, что богата сочной травой. Так лучше желчь мертвого медведя, чем мужчина, который не смог выполнить взятые обязательства»).

Желая решить проблемы своего народа по возвращению угнанных в плен сородичей и захваченного скота, Казыбек проявляет ораторское мастерство и смелость. Попросив слово у хунтайджи, он высказался (по материалам шежире Саккулака) следующим образом: «Ордың Жалғыз ағашына таңба салғыздың, о да сенің өнерің-ді. Мұғалжардан тас алғыздың, о да сенің өнерің-ді. Ертістен темекі тартып, ат суарттың, о да сенің өнерің-ді. Айналада алты хан бар еді, өзіңнен артық кім бар еді? Қатты қарғысың болса, қайырлы жарылғасының бар еді, сол жарылғасыныңнан үміт қылып келдік!» («Раскинув свою власть до Ори, Мугодар, Иртыша, Вы стали великим правителем, мы надеемся на Ваше великодушие и милость!») Дипломатический такт и мудрость молодого посла удивили ойратского правителя, он прозвал Казыбека «гусиноголосым» («каздауысты»), то есть непревзойденным в слове и слоге, что являлось высокой оценкой ораторского искусства. С этих пор имя Казыбек упоминалось в сочетании с «Каздауысты». По другой версии, так его назвали сами казахи за ораторское искусство. Как бы то ни было, посольству удалось добиться мира с ойратами и вернуть пленных.

Согласно историческим преданиям, Казыбек еще несколько раз был в составе дипломатической миссии к джунгарским правителям, решая вопросы войны и мира. Его выступления, глубина, красота и изысканность речи стали классикой. Одна из самых известных его речей вошла в сокровищницу казахского ораторского искусства: «Біз қазақ деген мал баққан елміз, бірақ ешкімге соқтықпай жай жатқан елміз. Елімізден құт береке қашпасын деп, жеріміздің шетін жау баспасын деп, найзаға үкі таққан елміз, ешбір дұшпан басынбаған елміз, басымыздан сөзді асырмаған елміз. Досымызды сақтай білген елміз, дәмі, тұзын ақтай білген елміз, асқақтаған хан болса, хан ордасын таптай білген елміз. Атадан ұл туса, кұл боламын деп тумайды, анадан қыз туса, күң боламын деп тумайды. Ұл мен қызды қаматып отыра алмайтын елміз. Сен қалмақта, біз қазақ, қарпысқалы келгенбіз, сен темір де біз көмір, еріткелі келгенбіз, екі еліктің лағын теліткелі келгенбіз. Танымайтын жат елге танысқалы келгенбіз, танысуға келмесен, шабысқалы келгенбіз». («Мы казахи - скотоводы, мирный народ, никому не угрожаем, на себя лишь уповаем. Чтоб не покинуло нас процветание, чтоб враги не топтали нашу землю, мы пики грозные перьями филина украшаем. Перед злым врагом головы не склоняем, словом бранным уста не оскверняем. Дружбу верную почитаем высоко, на добро отвечаем добром, а коль потребуется - и с хана надменного спесь сбиваем. У отца родится сын - не быть ему рабом, у матери родится дочь - не быть ей рабыней! Не загнать тебе наших сыновей и дочерей в неволю! Ты - калмык, а мы - казахи, ты - железо, а мы - уголь, который плавит железо. Пришли мы для того, чтобы лицом к лицу по-мужски поговорить, решить разделяющие нас проблемы. Нечего отыгрываться на плененных женщинах и детях! Хотим узнать, какова Ваша позиция? Вот и пришли в чуждый лагерь. Если не хочешь переговоров, то будем решать вопросы на поле брани!»)

Один из наиболее ярких сюжетов из дипломатической деятельности Казыбека Каздауысты связан с освобождением Абылая из джунгарского плена в 1742 году. В результате переговоров удалось освободить султана, поменяв его на аманатов из знатных казахов, и возвратить 33 захваченных города, в том числе и Туркестан. Некоторую роль в этих событиях сыграло российское посольство во главе с К. Миллером, но главная заслуга в освобождении султана Абылая принадлежит, несомненно, таланту бия.

Ч. Валиханов в «Исторических преданиях о батырах XVIII в.» приводит высказывание Абылая на вопрос, кого он из батыров более всего уважает из всех трех орд: «Из предшествовавших мне мужей двое заслуживают удивления: Казыбек-каракесековец, который возвратил от Галдана 90 своих пленных, и Дерпсалы-уаковец, также возвративший своих пленных. Первый взял просьбой и был сам у Галдана, а последний устрашил врага, сидя в своем ауле».

Начало классической дипломатической деятельности в казахской степи связывают с именем Казыбека. Он, по мнению казахстанских правоведов, внедрил в степное право принцип уважения и неприкосновенности представительств других государств. Кроме того, исследователи утверждают, что великий бий совместно с Толе би и Айтеке би принимал непосредственное участие в создании главного закона казахов - «Жеты Жарғы», принятого при Тауке. Согласно историческим преданиям, хан собрал в урочище Кюльтобе трех мудрецов, и они, обсудив наиболее часто встречающиеся судебные споры и тяжбы, соединив «старые» законы ханов Касыма и Есима («Қасымханың қасқа жолы» и «Есімханың ескі жолы») и обычное право казахов, создали устный свод законов. В нем были юридически закреплены социальные и правовые нормы общества более раннего периода и, собственно, XVII века. В истории степного права остались предложения бия Казыбека относительно замены смертной казни наказанием «айып». Его судебные решения, касающиеся споров о земле, о скоте, о вдовах, об уголовных наказаниях, основывались на принципах справедливости и гуманизма.

В преданиях сохранились сведения о самых сложных тяжбах и решениях, в которых он принимал участие. Одним из них являлся суд над султаном Бараком в 1748 году, убившим Абулхаира, хана Младшего жуза. По одной из версий, именно Казыбек инициировал и принимал участие в данном бийском суде, оправдавшем Барака. В 1762 году решался спор между Абилмамбетом и султаном Есимом (сыном хана Среднего жуза Семеке) о том, кому принадлежат Туркестан и его окрестности. Под его руководством на собрании знати с участием Абилмамбета, Абылая и других решался вопрос о недопущении раздоров и распрей между ханом и султанами. Бий поделил спорные владения между претендентами. При этом авторитет его был столь значительным, что это разделение удалось осуществить мирным путем.

Речи, назидания, изречения и высказывания известного мудреца выучивались, сохранялись и передавались казахами из поколения в поколение. Казыбек прожил долгую и очень достойную жизнь, скончавшись в возрасте 97 лет на зимовке у ключа Теректы в горах Семиз-Бугылы в Каркаралинском (Егиндыбулакском) районе Карагандинской области. Он захоронен в мавзолее Ходжа Ахмета Яссауи.

После него остались многочисленные потомки, часть из них живет в Сары-Арке, на земле великого предка. От великого бия сохранился уникальный артефакт. В 2008 году прямой потомок Казыбека в шестом поколении - А. Кожахметов - передал в дар Национальному музею его чапан. Историки и реставраторы называют его подлинником. По семейным преданиям, реликвию хранили почти 300 лет, пряча от властей и чекистов в советское время.

Казыбек Каздаусты, ярчайший представитель Великой казахской степи XVIII века, был блестящим оратором, обладавшим большим поэтическим даром, даром импровизации. Память о нем сохранилась в народе, в памятниках, энциклопедиях, научных монографиях, в художественных и литературных произведениях, в картинах, скульптурах и документальных фильмах.

 

Зауреш САКТАГАНОВА, доктор исторических наук, профессор,

директор Центра этнокультурных
и историко-антропологических
исследований КарГУ им. Е.А. Букетова

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Родная речь 18.06.2020

    Мотивация играет первостепенную роль в изучении казахского языка. Этот вопрос стал предметом обсуждения во время видеовстречи в ZoomRooms. В ней приняли участие руководители областных управлений, видные общественные деятели, депутаты, ученые. В их числе - Бекзат Алтынбеков, Бахыткали Мусабеков, Жексен Абдрахманов, Нурсулу Букетова, Сагат Батырханова, Темиргали Кокетай и другие.

  • «Я пришла из школы в блиндажи сырые» 16.06.2020

    На историческом факультете КарГУ им. Е.А. Букетова в Центре этнокультурных и историко-антропологических исследований ведется разработка научно-исследовательского проекта о женщинах Казахстана в годы Великой Отечественной войны. Он, как и многие другие, реализуется в рамках программы «Рухани жаңғыру».

  • Сквозь века и забвение 13.06.2020

    В этом году Казахстан отмечает 175-летие со дня рождения Абая - великого поэта, писателя, философа и мыслителя. В свете этих событий Каркаралинск по праву является местом гения. Здесь он провел детские годы, навсегда сохранив
    в своей душе теплые воспоминания об этой поре.

  • Укрепляя доверие граждан 30.05.2020

    Наша страна стоит на пути прогрессивного развития в направлениях, обозначенных Первым Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в Плане нации «100 конкретных шагов». В связи с этим перед государственными служащими поставлены большие задачи, которые требуют от всех слаженности действий, настойчивости, креативности и упорства.

  • Вершители «Жеті жарғы» 26.05.2020

    Памятник знаменитым казахским биям - Толе би, Казыбек би и Айтеке би появился на территории областного суда. Торжественная церемония презентации скульптур состоялась с участием главы региона Жениса Касымбека. Это первая крупная композиция в шахтерской столице, посвященная выдающимся личностям, внесшим неоценимый вклад в объединение степного народа.

  • Секреты древности 23.05.2020

    Четыре тысячи лет назад на территории Жезказган-Улытауского региона в поселениях располагались целые металлургические комплексы. Сегодня мало осталось исторических памятников, которые могли бы рассказать об укладе жизни племен того времени, а те, что есть, медленно, но верно разрушает природа. На основании имеющихся данных, полученных в результате кропотливой работы археологов и историков, уже сегодня можно обоснованно заявить об открытиях и достижениях мастеров, живших в суровых условиях, - это уникальные плавильные печи, аналогов которым нет в мире, глубокие знания свойств руды и литейное производство.

  • Мудрость Абая 21.05.2020

    Свыше 14 тысяч учащихся из 500 учебных заведений региона приняли участие в республиканской акции «Час добропорядочности», проведенной по инициативе Антикоррупционной службы Казахстана.

  • Колыбель истории 21.05.2020

    Уникальные артефакты, датируемые эпохой, предшествующей образованию Казахского ханства, хранятся в областном историко-краеведческом музее. Речь идет о предметах, обнаруженных археологами в мавзолее, в котором, предположительно, была захоронена дочь или невестка Джучи хана, старшего сына Сотрясателя Вселенной.

#birgemiz