13 июня 2020 года 578

Фундамент правового государства

С момента обретения независимости Республика Казахстан преодолела сложный путь своего становления как суверенное, демократическое государство. Успехи нашей молодой республики в плане социальной, экономической и политической модернизации очевидны и признаны международным сообществом.  Изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития Республики Казахстан не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства.

 

История становления нового конституционного законодательства Республики Казахстан берет свое начало с принятием Закона Казахской ССР от 24 апреля 1990 года «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон)» и избранием первого Президента страны Н. Назарбаева. Это правовое решение на пороге независимости обеспечило устойчивость и преемственность государственной власти в республике, создание в той непростой обстановке основ экономического и политического суверенитета. По инициативе Нурсултана Назарбаева 25 октября 1990 года Верховным Советом была принята Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР», положившая начало новому этапу развития конституционализма в нашей стране.

С момента провозглашения государственного суверенитета Республики Казахстан начинается новый этап конституционной эволюции нашего государства. Принятие Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» 25 октября 1990 года явилось вехой в становлении независимого государства. Особенностью данной Декларации стало прежде всего определение в ней законодательных основ для процесса дальнейшего становления всех основных элементов суверенного государства. Затем был принят ряд законов по изменению действующей Конституции. 1 декабря 1991 года прошли первые всенародные выборы Президента страны. Венцом законотворчества того периода стало принятие 16 декабря 1991 года Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», он явился законодательным актом, символизировавшим зарождение новой государственности, новой республики.

Следующим этапом конституционного развития стало принятие Конституции Республики Казахстан 1993 года. Становление нового государства требует упорядо­ченности своего государственного будущего путем организации политического, экономического и социального устройства общества. Таким системообразующим фактором стало принятие Конституции Республики Казахстан 1993 года. Во-первых, это явилось реализацией естественного права казахстанского народа на Конституцию. Во-вторых, конституционная эволюция Казахстана предопределила государственный суверенитет и придала ему правовой характер, возвела новое независимое государство в цивилизованную степень конституционного государства.

Конституция Республики Казахстан 1995 года закрепила формирование демократических процессов в обществе. Выражая свою волю, путем всеобщего голосования народ Казахстана принял новую Конституцию. Поэтому в этом случае можно говорить о том, что это договор между народом и государством об их правах и обязанностях, закрепляющий общие принципы их взаимоотношений и обустройство государства. Конституция Республики Казахстан - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет систему и принципы организации и деятельности органов государственной власти, закрепляет основы правового статуса человека и гражданина.

Конституция Республики Казахстан 1995 года отразила состояние общества и развитие государственности на современном этапе, что нашло свое выражение в структуре новой Конституции, которая состоит из преамбулы и 9 разделов. Преамбула отражает учредительный характер Конституции и указывает на особый субъект, который и принял ее – это народ Казахстана.

Конституция занимает особое место в правовой системе современного демократического государства и является одним из необходимых признаков правового го­сударства. Наличие Конституции – обязательное условие законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Конституция регулирует общественные отношения, связанные с функционированием государственной власти, обеспечением прав и свобод граждан, а также с устройством государства и формой правления.

Общественно-политическое развитие Республики Казахстан характеризуется энергичными шагами государства по провозглашению и созданию всех необходимых условий для реализации прав граждан. Более того, на наш взгляд, сегодня нет более важной и значимой государственной задачи, так как именно от реализации прав человека в значительной степени будет зависеть качество решения политических, экономических, культурных и многих других проблем общества. И это понятно, поскольку альтернатива государственной политики - уважительное отношение к человеку либо нарушение и ущемление его прав и свобод - прямо и непосредственно влияет на духовное состояние и развитие как общества в целом, так и каждого отдельного его представителя.

Развитие конституционного строительства было ознаменовано принятием 21 мая 2007 года Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», которым провозглашены принципиально важные для страны новеллы. При этом в основном сохранились параметры казахстанской модели государственного устройства, выдержавшей проверку временем. Благодаря курсу на всестороннее развитие институтов гражданского общества, гармонизацию отношений государства и общества сняты конституционные запреты и ограничения на более активное взаимодействие государственных и общественных институтов. Модернизирована система местного самоуправления, сегодня полностью отвечающая внутренним условиям и потребностям нашей страны. Главными итогами реализации реформы стали дальнейшее воплощение и развитие Республики Казахстан как правового и социального государства.

Государство, обладая всей полнотой законодательной и исполнительной власти, финансовыми правами и возможностями, должно гарантировать создание достойных условий для жизнедеятельности населения Казахстана и правового закрепления минимальных социальных стандартов и гарантий. Необходимо сказать, что залог успеха - в усилении служебной роли государства перед обществом, изменении целей его деятельности. Помимо уже отмеченных направлений деятельности социально ориентированного государства можно также выделить борьбу со стихийностью рыночных отношений и экономическими кризисами путем государственного воздействия на экономику, борьбу с бедностью и безработицей, охрану труда путем государственного регулирования отношений.

Высокая эффективность действия Конституции обеспечивается различными правовыми, организационными, финансовыми и иными гарантиями. Необходимо четко согласовывать действия всех государственных органов и общественных институтов по уровням, предпринимаемым мерам, срокам исполнения, человеческим и иным ресурсам. Решить эту сложную задачу позволила созданная Президентом республики апробированная и ныне успешно работающая система государственного планирования. Она основывается на Стратегии «Казахстан-2050», ежегодных Посланиях Главы государства народу Казахстана и проводится в иных стратегиях, государственных программах, планах страны и всех государственных органов. Тем самым достигаются материализация конституционных норм, воплощение в действительность юридических конструкций, по большому счету – единство конституции юридической с конституцией фактической.

В наши дни в своей совокупности определенные Первым Президентом пять институциональных реформ, направленных на реализацию «Мәңгілік ел», создают условия для укрепления казахстанской государственности и вхождения в число 30 развитых стран мира. «Это путь к выполнению «Стратегии-2050». Каждая из пяти институциональных реформ – это огромный вызов и большая работа для страны. Успех таких реформ может быть обеспечен только при твердой воле власти и народа», - убежден Лидер нации. Выступая на XVI съезде партии «Нур Отан», характеризуя четвертую институциональную реформу «Нация единого будущего», Елбасы отметил: «Мы добились значительных успехов в развитии собственной модели стабильности и согласия. Вместе с тем необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи «Мәңгілік ел»- это гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светская страна – страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства».

Нынешний период развития государственности характеризуется важнейшей особенностью в отличие от тех времен, когда отдельные права и свободы лишь декларировались в Конституции, не имея под собой правового механизма реализации. Сегодня в Казахстане принят целый пакет законов, содержащих в себе гарантии осуществления прав и свобод граждан, в частности в рассматриваемой области общественной жизни.

Одним из актуальных направлений в рамках конституционной реформы, проводимой в Республике Казахстан, организационно-правовых мероприятий является совершенствование избирательного законодательства. Необходимо отметить, что за годы независимости в Республике Казахстан создана прочная правовая основа для реализации избирательного права, закрепленного в статье 33 Конституции Республики Казахстан.

Конституционный закон РК «О выборах в Республике Казахстан», принятый 28 сентября 1995 года, определяет, что настоящий Конституционный закон регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления Республики Казахстан. Устанавливает гарантии, обеспечивающие свободу волеизъявления граждан республики.

Опыт проведенных избирательных кампаний по выборам Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, местных представительных органов, а также оценка юридической общественности, в том числе авторитетных мировых организаций и экспертов, опросы населения показывают, что в целом действующим Конституционным законом «О выборах в Республике Казахстан» достаточно четко, последовательно и всесторонне урегулирован процесс реализации избирательного права граждан. Вместе с тем по мере развития гражданского общества избирательное законодательство Республики Казахстан нуждается в дальнейшем совершенствовании. Это обстоятельство побуждает к необходимости поиска оптимальных правовых форм действующего законодательства и правоприменительной практики. В Стратегии развития Республики Казахстан до 2050 года, программной статье Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» четко определены ориентиры совершенствования законодательства Республики Казахстан, в том числе избирательного права и процесса.

Так, общие закономерные тенденции развития современного конституционализма диктуют необходимость в политико-правовом закреплении принципа политического плюрализма в Республике Казахстан. Эффективное функционирование политической системы немыслимо без активного участия политических партий в государственной и общественной жизни. Законодатель должен учитывать тенденцию к повышению роли и значения негосударственных организаций, граждан, их объединений в политической жизни государства, расширению их прав и свобод.

Идеологическое и политическое многообразие, многопартийность являются содержательной характеристикой демократии, как она закреплена в Конституции РК, а сами политические партии – институтом, необходимым для ее функционирования в рамках правового государства. Именно партии призваны обеспечить устойчивость государственно-политической системы страны, включить широкие слои избирателей в процесс управления делами государства. Усиление роли партий в политической жизни является общей тенденцией многих стран, ориентированных на укрепление институтов гражданского общества. Вместе с тем в ходе проведения конституционной реформы именно эта тенденция не нашла должного отражения в Конституции РК. Отработка этих вопросов на конституционном уровне призвана исключить возможность игнорировать институты гражданского общества. Закрепление в Конституции РК положений о роли и значении политических партий в обществе и государстве будет служить стабилизирующим фактором и способствовать скорейшему утверждению в жизни нашего общества различных форм политического плюрализма и развитой демократии.

Закрепление и развитие в Конституции вопросов организационного оформления воли народа, придания ей нормативно-обязательного характера для всех государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан позволили бы, по нашему мнению, создать четкие правовые основы для утверждения в жизни нашего общества различных форм политического плюрализма и развитой демократии. На наш взгляд, функции избирательных комиссий заслуживают конституционного статуса, для чего целесообразно конституционно закрепить принципы состязательности и альтернативности выборов, определить место и роль избирательных комиссий как органов, обеспечивающих законность формирования воли избирателей.

В соответствии с Конституцией РК субъектами правотворчества являются народ, Президент, Парламент, Правительство, центральные исполнительные органы. Изменения и дополнения в действующую Конституцию вносились три раза: в 1998-м, 2007-м и 2011 годы. В 1998-м были внесены изменения и дополнения в 19 статей Основного Закона. Изменения коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственных служащих. Кроме того, поправками 1998 года предусмотрено, что десять депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. Более существенные поправки в Основной Закон внесены в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса Парламента за счет введения нормы об утверждении Премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы Правительства. Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте. Срок полномочий Президента сокращен до пяти лет.

В феврале 2011 года в Конституцию внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.

Правовая система РК основывается на понимании права как совокупности абстрактно-всеобщих правил поведения, регулирующих однородную совокупность общественных отношений. Также отличительной чертой правовой системы РК являются конституционное признание и закрепление приоритета естественных прав и свобод человека.

В рамках президентской формы правления статус Главы государства позволяет ему находиться «над ситуацией» и в силу этого обеспечивать в условиях Казахстана согласованное функционирование органов государственной власти, создавать наиболее благоприятные предпосылки для успешного и необратимого реформирования общества. Кроме того, для полиэтничного и многоконфессионального общества, в котором к тому же происходит сильная социальная дифференциация, жизненно важно наличие в лице Президента гаранта гражданского мира, общественной стабильности и межнационального согласия. Это же является эффективным средством повышения ответственности власти перед учредившим ее народом.

Сегодня пришло время изменений. 26 января 2017 года Елбасы обратился к народу с предложением о политической трансформации Казахстана. Добровольная передача своих полномочий успешным, пользующимся доверием и поддержкой своего народа Президентом исполнительной и законодательной властям - редкий случай в мировой практике.

Речь идет о грамотном перераспределении ответственности между ветвями власти для повышения эффективности государства. Политическая система будет базироваться на концепции «Сильный Президент - авторитетный Парламент - подотчетное Правительство».

Очевидно, что новая конституционная реформа - это результат долгих раздумий Главы государства, консультаций с депутатами Парламента, специалистами, представителями гражданского общества, скрупулезного изучения мирового опыта. При этом есть четкое понимание, что ни одну Конституцию мира нельзя копировать, поскольку определенная политическая система может быть успешной в одной стране и неэффективной в другой. Подобных примеров в современной истории немало.

Республика Казахстан - государство с незабываемым историческим прошлым! Неповторимая древняя культура и богатейшие природные ресурсы - достояние народа.

Опыт утверждения казахстанского конституционализма наглядно подтверждает следующий вывод. Положительные результаты реализации Основного Закона могут быть достигнуты только в том случае, если в Конституцию точно заложены интересы народа; если сам народ посредством прямого волеизъявления одобрил документ. Возглавляемая креативным и ответственным лидером власть действует согласно воплощенной в Основном Законе воле народа и направляет все усилия на ее проведение в жизнь.

В своем выступлении Президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства в январе 2020 года поставил ряд задач для дальнейшего развития страны: «Моя принципиальная позиция: цели и задачи, поставленные Елбасы перед страной, остаются неизменными. Стратегия «Казахстан-2050», Стратегический план развития страны до 2025 года, 100 шагов Плана нации. Это наши магистральные ориентиры.

Вместе с тем настало время перезагрузки подходов Правительства к достижению этих стратегических целей. Надо признать: темпы реализации реформ замедлились. Этот факт констатируют международные и отечественные эксперты. Считаю важным подготовить программу глубоких, возможно, радикальных реформ экономики страны. Нам нужен новый экономический курс, который даст четкое видение ключевых проблем и методов их решения. Только так мы сможем достичь стоящих перед государством стратегически важных целей».

Предложенная реформа станет дальнейшим крупным шагом в направлении демократизации политической системы страны. Президент исходит из императива дальнейшего укрепления государственности во имя благополучия граждан нашей страны, Мәңгілік ел. Перечисленные опоры конституционализма в Республике Казахстан воплощены в действительность. В этом сила нашей Конституции.

Еркин КУБЕЕВ,

депутат Карагандинского областного маслихата, доктор юридических наук, профессор

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Меньше конкурсов 11.07.2020

    Президент Республики Казахстан подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы».

  • Равные условия 23.06.2020

    В новой редакции Трудового кодекса особое внимание уделено работникам вахтовых методов и деятельности женщин, собирающихся в декретный отпуск. Руководитель управления по инспекции труда Ирина Любарская разъяснила изменения, касающиеся данных категорий.

  • Внутрипартийный отбор 09.06.2020

    4 июня 2020 года Лидер партии «NurOtan» Нурсултан Абишевич Назарбаев подписал постановление о проведении с 17 августа по 3 октября т.г. внутрипартийного отбора - праймериз.

  • Противодействие коррупции в Казахстане: основной приоритет политики государства 02.06.2020

    Являясь неотъемлемой частью развития общественных отношений, коррупция рассматривается как негативное явление, угрожающее политической стабильности, национальной безопасности, экономическому развитию и росту страны. В том числе степень распространения коррупции определяет уровень доверия населения страны к власти, то есть коррупция является главной проблемой, представляющей угрозу стабильности социально-экономических отношений общества. Борьба с коррупцией, ограничение ее распространения являются одним из ключевых направлений развития всех стран мира, в том числе и Казахстана.

  • Для прозрачности конкурса 19.05.2020

    В Правила поступления на государственную службу внесены изменения, которые должны облегчить процесс в целом и сделать его максимально открытым.

  • Работы хватит всем 14.05.2020

    Центры занятости мобилизованы на набор рабочей силы на инфраструктурные проекты. В помощь им дополнительно создано 18 передвижных рекрутских пунктов, которые могут трудоустроить более восьми тысяч человек.

  • На защите прав 07.05.2020

    Вопросы трудовых отношений обсудили профсоюзы, представители крупного бизнеса и власти

  • Соломоново решение 05.05.2020

    Более 150 обращений и 90 разрешенных споров. Еще свыше 300 человек получили консультации. Такими цифрами за прошлый год апеллируют кабинеты медиации, действующие в регионе.

#birgemiz