30 мая 2020 года 1393

Масштабы великой трагедии

Чем дальше уходит в историю рукотворный голодомор, организованный высшей центральной властью в 1927-1932 годы в Казахстане, тем четче раскрываются его истинные цели и намерения. Все тайное становится явным. Но людей воскресить невозможно.

 

Уничтожительные акции в отношении казахского народа в период сталинского режима были организованы по специально разработанному сценарию, осуществлявшемуся известным в истории Ф. Голощекиным, который с 1925-го по февраль 1933 года был ответственным секретарем Казахстанского крайкома ВКП(б). О проведении в Казахстане под руководством Голощекина коллективизации и раскулачивания вспоминают с ненавистью и ужасом. Именно в эти годы прошла так называемая кампания по ликвидации хозяйств, которая переросла в массовые репрессии в рамках государственного курса по уничтожению кулачества как класса.

У казахов отбирали скот в пользу колхозов, а ведь для народа порой это был единственный источник пропитания.

В результате в Казахстане голодной смертью погибли около двух миллионов человек, почти один миллион покинули Родину вынужденным бегством. Преданы репрессиям были 100 тысяч человек, из них 20 тысяч расстреляны.

Голод 1930-1932 гг. вошел в историю как «Великий джут» - величайшая трагедия казахского народа.

В 1929-1931 гг. по Казахстану прокатилась волна вооруженных восстаний. Всего их насчитывалось 372. Оказались поголовно истреблены шаруа, восставшие против силовой коллективизации. Так, весной 1931 г. в Каркаралинском округе уголовные дела «банд восстаний» рассматривал внесудебный орган «тройка», и как следствие -  погибли ни в чем не повинные люди.

Неизгладимы в памяти народа кровавые 1937-1938 годы. Большой резонанс получил и судебный процесс над руководителями партийно-советских органов: работниками Каркаралинского округа А. Асылбековым, Н. Нурсеитовым, М. Гатауллиным и др., который состоялся в ноябре 1937 года в Караганде. Это было «открытое» (как и многие другие в то время) судебное заседание, на котором из подсудимых в буквальном смысле выбивали все «нужные показания». В некоторых источниках число репрессированных по этому делу составляет 400 человек. Но далеко не сразу могли сломить волю подследственных следователи, даже несмотря на пытки и издевательства.

К началу 1938 года была уничтожена практически вся казахская интеллектуальная элита.

Еще одной трагической особенностью общественно-политической жизни Казахстана в середине 1920-х годов являлись проведение идеологическим аппаратом сталинизма мероприятий, направленных на искоренение исторической памяти народа, и физическое устранение носителей этой памяти. К примеру, известно, что народы советского Востока, частично Поволжья пользовались арабским алфавитом. Но он был сначала заменен на латинский, а в 1940 году - на кириллицу. В результате в течение жизни одного поколения казахи были отлучены от письменности, на которой веками создавались шедевры национальной духовной культуры, книги, газеты и журналы, накапливались бесценные научные труды и исторические материалы. Такова была эта политика - вредительская, и никак иначе.

Приходится полагать, что в числе испытавших горькую судьбу - голодомор, бегство, вынужденное откочевание - были и павшие безымянно замечательные талантливые люди, которыми бы гордился казахский народ, так же как С. Сейфуллиным, Т. Рыскуловым, Н. Нурмаковым, М. Дулатовым, М. Жумабаевым, М. Тынышпаевым и многими другими.

 

Тамара СМАГУЛОВА,

автор книги «Аңыз адам»

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Через годы и расстояния 11.07.2020

    Почта Польши представила почтовую марку в честь выдающегося казахского поэта и общественного деятеля Абая Кунанбаева, посвященную 175-летию со дня его рождения. Автор портрета Мацей Жендрысик изобразил знаменитого акына на фоне юрты.

  • История неувиденных экспонатов 11.07.2020

    Современная молодежь, наверное, удивится, узнав о том, что их бабушки и дедушки некогда кололи сахар щипцами, больше похожими на гаечные ключи.

  • Услышать, как поет душа 11.07.2020

    Лучшей домбристкой стала школьница из Сарани Кристина Осуховская, которая выиграла областной онлайн-конкурс «Күмбірле күй - домбыра», организованный молодежным ресурсным центром Карагандинской области.

  • Когда в сердце Абай 09.07.2020

    Конкурс каверов на песни великого поэта стартовал в регионе. Участники должны записать композиции мыслителя на видео и опубликовать в социальных сетях. Члены жюри выберут трех победителей, которых наградят денежными призами.

  • Волшебные звуки домбры 09.07.2020

    Для того чтобы стать настоящим кюйши, надо почувствовать душу народа. А для казаха - это степь, шанырак над головой и музыка. 

    В городских условиях бескрайние просторы увидеть сложно. Но вот остальное вполне можно предоставить для начинающего домбриста.

  • Рождение «Города мира» 04.07.2020

    Столица нашего государства сегодня - это один из динамично развивающихся экономических, политических и интеллектуальных центров не только регионального и евразийского, но и в некоторых аспектах - мирового масштаба. Об особо значимых событиях в ее становлении рассказала член научно-экспертной группы Ассамблеи народа Казахстана Алия Аупенова.

  • Это не машина, это - экспонат 04.07.2020

    Историко-культурный центр Первого Президента в Темиртау стал вторым в стране музеем, где среди экспонатов есть «Mercedes-Benz S 600 L». Еще одна иномарка – в подобном ИКЦ в селе Шамалган Алматинской области, где родился и вырос Нурсултан Назарбаев. Там для размещения дорогого автомобиля соорудили пристройку.

  • Песнь моя - Ушконыр 04.07.2020

    Портретов Нурсултана Назарбаева и пейзажей, связанных с его малой родиной, Шамалганом, написано немало. Однако не всем художникам удалось передать на холстах внутренний стержень мудрого политика, его железную волю и красоту его родного края. Один из тех, чьи работы не просто притягивают взгляды, но и заставляют восхищаться талантом мастера, - это Владимир Проценко.

#birgemiz