21 мая 2020 года 625

Спрос и предложение

Автор: Юлия ПУЛИНА

Всего за два месяца пандемия коронавируса изменила работу малых и средних компаний в сфере услуг и торговли не только в Карагандинской области, но и в республике. Серьезный удар по бизнесу особенно ощутили предприниматели в небольших городах, поскольку здесь работа в режиме онлайн мало распространена. Тем не менее те, кто освоил интернет-площадки для торговли, оказались в более выгодном положении.

 

Помимо еженедельных публикаций и брифингов на тему, как государство поможет бизнесу минимизировать убытки, понесенные во время режима ЧП, вот какие заголовки можно прочитать в интернете: «Апрель - самый убыточный месяц для торговли в Казахстане», «Выросли доходы от услуг почтальонов и курьерских служб», «Онлайн-покупки бьют рекорды в Казахстане» и так далее. А наравне с ними всевозможные эксперты предрекают этой осенью вторую волну эпидемии коронавируса. Вопрос в том, будет ли вновь введен карантин, и готовы ли наши предприниматели к такому сценарию?

Правительство уже несколько лет предлагает цифровизацию бизнеса как процесс, который способен при снижении определенных и весьма существенных затрат не только повысить продуктивность компаний, но и развивать их, выходя за рамки привычного прилавка в торговом центре на более широкий уровень. Но работа в этом направлении развивается не так быстро, как хотелось бы.

Если не брать в расчет сложные технологические процессы, то цифровизацию в сфере торговли и малых производств реализовать вполне осуществимо - интернет позволяет показать товар «лицом» и, соответственно, продать его. Всего-то нужны смартфон, чтобы сделать фото, и регистрация в соцсетях, чтобы предлагать его соответствующей группе клиентов.

Проблема на сегодня остается для сферы услуг, ведь пока невозможно сделать стрижку по Watsapp или Zoom, как и работу сантехника, электрика или плотника.

Знакомая предприниматель Наталья до введения режима ЧП в Карагандинской области радовалась жизни. Прибыли от небольшого отдела одежды в торговом центре Жезказгана хватало и на отдых в Турции, и оплату учебы сына, и покупку в кредит давней мечты - новенького автомобиля. Закрытие магазинов и торговых центров с непродовольственными товарами оставило ее без работы и привычного дохода. Муж также ушел в неоплачиваемый отпуск. И вся семья «села» на пенсию мамы Натальи. Конечно, они оба отправили заявку на 42500 тенге. Но вот одобрения не получили, хотя социальные отчисления были постоянными. И вот вопрос: что такое 42500 тенге вместо привычного дохода для предпринимателя?

Таких примеров много, и не только в моногородах. Не сказать, что в рядах жезказганских и сатпаевских предпринимателей паника по поводу двухмесячного простоя, но сейчас все их силы и средства уйдут на то, чтобы войти в прежний ритм работы.

Когда я спросила свою знакомую, почему она не осваивает онлайн-торговлю, она ответила, что не умеет делать хорошие фото, к тому же живое общение с клиентками, обмен новостями и поездки за товаром приносят ей удовольствие.

Большинство наших потребителей товаров и услуг, особенно старшего возраста, тоже не спешат стать частью большой семьи интернет-покупателей. Для них поход по городским магазинам с целью сравнить цены и «пощупать» товар тоже своего рода развлечение. Но во время карантина вдруг оказалось, что они не могут купить самое необходимое - сезонную обновку для ребенка или смеситель на кухню, если потек кран.

В Жезказгане, да и во всем Казахстане, наверное, самый распространенный вид бизнеса, который давно и прочно «цифровизировался», - это общепит: сфотографировал фирменные блюда, организовал доставку - и все довольны. На время ЧП работа донерных, суши-пицца-баров и других фаст-фудов не остановилась, а даже набрала обороты.

Новые директивы, которые вынудили тысячи людей оставаться дома, привели к резкому росту спроса на услуги доставки.

Как рассказал руководитель курьерской службы «Domoy.kz» Рустам Ахметов, ему карантин помог расширить клиентскую базу. Даже скептики начинают понимать выгоду «удаленки». О себе заявляют и небольшие кафе, и мини-рестораны, которые раньше даже профиля в соцсетях не имели.

Среди новых клиентов «Domoy.kz» есть некоторые продуктовые  магазины узкого профиля - например, продавцы рыбы и морепродуктов, овощные магазины, из непродовольственных - отделы сантехники и косметические ретейлеры, ведь даже сидя дома, девушки не готовы отказаться от уходовой и декоративной косметики.

Работать с продавцами одежды и обуви, а, вернее, их покупателями  пока немного труднее. Несмотря на многие положительные моменты - экономия времени на поиск нужного товара, доставка день в день, возможность примерки и возврата, здесь есть определенные сложности по доставке. А именно - не все покупатели готовы ее оплатить.

- Карантин показал, что бизнес должен постепенно уходить в интернет, - уверен Рустам Ахметов. - Никто ведь не думал, что такая ситуация возможна. На «удаленке» проще работать, а главное, затраты в разы меньше: не надо аренду платить, комуслуги и телефон. Для тех ребят, что хотят наладить свое торговое предприятие и только делают первые шаги, - это самый удобный вид бизнеса: телефон под рукой, интернет тоже.

С ним согласен и руководитель РПП «Атамекен» г. Сатпаева Галымжан Сутбаев. Напомнив, что Правительство озвучило программу «Цифровой Казахстан» еще в 2017 году, он отметил, что сегодня мы обязаны подстраиваться под любые условия работы и жизни. Те, у кого не было бизнес-аккаунтов в соцсетях, во время режима ЧП потеряли больше, не сумев реализовать свой товар.

Предприниматели, которые недавно начали и постепенно обустраивались в интернете, работали онлайн. Они тоже понесли определенные потери, но хоть какой-то доход им получить удалось.

100% потери понесли те, кому было запрещено работать, - рестораны без доставки, спортивные и образовательные центры, салоны красоты и т.д. К примеру, в начале года начинающий предприниматель получил грант на открытие компьютерного клуба, и только это случилось - объявили режим ЧП.

По мнению Г. Сутбаева, именно малый бизнес будет первое время хромать. Но поправить ситуацию можно с помощью государственной поддержки - Президент уже объявил налоговые льготы для предпринимателей, отсрочки по кредитам и другие меры, и они все прекрасно осведомлены об этом.

Карантин показал, что по крайне мере торговые точки могут работать в режиме самоизоляции, тем более что интерес к онлайн-покупкам в Казахстане вырос в разы. Интерес к интернет-магазинам начали проявлять даже пенсионеры. В промышленных городах потребители платежеспособные, потому что градообразующие предприятия не останавливали свою работу.

Один из плюсов цифровой торговли в небольших городах - тесное социальное сообщество. На самом деле жители Жезказганского региона прекрасно осведомлены о том, что и по каким ценам предлагают им местные магазины. И предпринимателям остается только завести бизнес-аккаунт, обновить список и фото товаров в наличии и указать контактный номер телефона. Еще один момент в пользу «цифры» - нехватка свободного времени у покупателя. Человек, который задерживается на работе или просто хочет больше времени провести с семьей, предпочтет потратить 20 минут на поиск в интернете, чем два часа на обход магазинов города в поисках нужного товара.

- Цифровизация - требование времени, мы к этому идем, правда, медленными шагами, - отметил Г. Сутбаев.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Стране не хватает рабочих рук 11.07.2020

    Учитывать потребность рынка труда. Дефицит ряда специальностей образовался во всех регионах. Поэтому программу продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» пришлось дополнить рядом пунктов. Чтобы восполнить пробел в вакансиях, теперь обучение на курсах профессиональной подготовки и переподготовки будет проходить по запросу работодателя, а не по желанию слушателя, как это было ранее.

  • Заем на дело 11.07.2020

    Местные власти продолжают оказывать поддержку предпринимателям в условиях карантина. В регионе успешно реализуется ряд госпрограмм. Подробнее об этом рассказала в ходе онлайн-брифинга руководитель управления предпринимательства Татьяна Аблаева.

  • Дожди выпали вовремя 11.07.2020

    Когда важно сеять по науке. Долгожданные осадки пришли в Карагандинскую область в конце июня - начале июля. Они поддержали посевы, которые к этому моменту практически исчерпали весенний запас влаги. Однако радоваться могут не все фермеры, а только те, кто использовал советы ученых по оптимальным срокам сева.

  • Предпринимательская Жилка 11.07.2020

    Наша область вошла в республиканскую тройку лидеров по количеству зарегистрированных юридических лиц.

  • Обед по расписанию 09.07.2020

    Оценку влияния пандемии COVID-19 на продовольственную безопасность стран Центральной Азии подготовил в начале июня Сергий Зоря, ведущий экономист по вопросам сельского хозяйства Всемирного банка в ЦА. Эксперт отметил, что Казахстан принял необходимые меры для преодоления кризиса.

  • Большая подготовка 09.07.2020

    В одном из отдаленных сел Каркаралинского района появится водовод. Согласно программе «Дорожная карта занятости» здесь реализуются 18 проектов. Работы на 15 объектах уже начаты. На эти цели из бюджета выделено порядка одного миллиарда тенге. На стройплощадках будут трудоустроены 126 человек, которые числятся безработными в центрах занятости.

  • «Не надо никуда уезжать» 04.07.2020

    Проницательность Первого Президента воодушевила жителей Приозерска. О том, что приозерцам надо беречь свое сокровище - озеро Балхаш - и развивать на его побережье туризм, Нурсултан Назарбаев говорил еще 20 лет назад. Он уже тогда знал, что это одно из перспективных направлений государственной политики, которое принесет экономике немалый доход.

  • Пестрые поставки 04.07.2020

    Перепелиная ферма супругов Куликовых в селе Уштобе Бухаржырауского района - пример того, как грамотный экономический расчет помогает развивать бизнес из скромных масштабов до серьезного предприятия, снабжающего продуктами торговые сети столицы.

#birgemiz