14 мая 2020 года 1259

Мысли о «целостном человеке»

Автор: Руслан Саматаев, Кайыржан Тлеубергенов

Абай Кунанбаев жил и творил в то время, завершившее  существование казахской степи как самостоятельной единицы после последней попытки реставрации ханской власти Кенесары Касымовым, когда все активнее царское самодержавие проникало в жизнь казахского общества.

 

Развитие экономики края под влиянием более прогрессивных производственных отношений вызывало в казахском народе потребность в распространении науки и знаний, создало благоприятные материальные и духовные предпосылки возникновения в Казахстане просветительских идей.

Эти объективные исторические условия, окружающая среда и выдвинули Абая как главного идеолога казахского народа. У него нет специальных философских трактатов, в которых были бы изложены его взгляды на природу и общество, у него философская мысль изложена по-иному.

Всем известно, что в жизни казахского народа была очень развита роль биев, которые свои мудрые изречения и решения облекали в стихотворную форму, подавая мысли красноречиво, витиевато, о чем не раз писали иностранцы, побывавшие у степняков. В выступлениях биев-ораторов, акынов и жырау подавалась вся жизненная мудрость народа. Абай рос в этой среде и сам прекрасно владел словом. Обучаясь в медресе, ознакомился с наследием великих восточных мудрецов, увлекался восточной поэзией, которая оставила свой след в его творчестве.

Рассмотрение Абаем природы и общества в состоянии постоянного движения, их закономерностей, в чем заключаются их источник, их двигательная сила, его попытка рассмотреть через призму накопленных человечеством знаний и объяснение им этих закономерностей ставят его в ряд с выдающимися мыслителями человечества. Диву даешься при мысли о том, насколько он прекрасно ориентировался в учениях разных времен.

Необходимость привела его к изучению разных учений и составлению собственных выводов по той или иной полемике, проблеме или ситуации. Абай поднял жизненную философию казахов до уровня мудрого учения, философские взгляды которого пронизаны идеями научного прогресса и просвещения народа.

Абай возвышает человеческий разум и осуждает невежество. Объектом его изучения служит человек, он задается вопросом: в чем смысл появления человека на этом свете, как устроен организм человека, какова связь человека с окружающей средой, может ли человек влиять на ход жизни, какова роль Всевышнего в жизни человека? Эти и другие вопросы беспокоили Абая, он задавался вопросом и искал ответы в повседневной жизни казахов, увязывая с утверждениями мыслителей разных эпох. На некоторые вопросы Абая не смогли бы найти ответы даже современные люди.

В силу своих возможностей попробуем разобраться в концепции «целостного человека», выработанной мыслителем. Каждый, внимательно ознакомившийся с наследием великого поэта, воспринимает сказанное им по-своему, по этой причине еще раз подчеркиваем, что никому мы не можем навязывать свое мнение.

Еще в раннее средневековье Абу Наср аль-Фараби в своем трактате «О взглядах жителей добродетельного города» поднимал вопросы нравственно совершенной личности, счастья. По его мнению, достижение счастья - дело рук самого человека с помощью свершения добрых, светлых дел. Аль-Фараби во главу угла ставит просвещенность. Непросвещенные государства отождествляются недобродетельными, потому что в них непросвещенный глава (имам) определяет цель общественного развития по своему усмотрению, становясь причиной порочности. Глава, который правит, по своему мелкому умозрению в качестве блага определяет не духовные блага, не четкое следование «пяти столпам ислама», а физическое здоровье, богатство и почести.

Другим вариантом является «переменчивый город», в котором глава отказывается от добродетели ради порока. Философская концепция «Понимающий человек» аль-Фараби лежит в основе учения Абая о «целостном человеке», который затрагивает это в «Словах назидания» (Семнадцатое слово):

 

«Однажды поспорили трое - 

Три качества: Воля, Рассудок и Сердце:

Кто среди троих их главней?

Чтоб спор разрешить, пригласили судьею

Науку, куда без науки-то деться,

Коль этот вопрос важен так для людей.

Выслушав доводы всех…

Наука тогда им сказала:

«Ты, Воля, права, в тебе много достоинств еще,

Которые не назвала ты.

Но все же в тебе и жестокость бывает, немало

Творишь ты с упорством и зло, разве это не в счет?

Тогда не уму и не сердцу, сама виновата.

И Разум прав, но бывают в тебе

и лукавство, коварство, и ты служишь злу,

Но все же ты мыслишь с добром?

Поэтому главным между вами Остается Сердце.

Легко станет тогда и уму:

Споткнетесь, а сердцу за вас и болеть же потом».

(Переложение на стихи Анар Лизари).

 

Нужно отметить, что «Семнадцатое слово назидания» и стихотворение «Если я человеком зовусь, Как невеждою темным мне быть?» созвучны с мнением еще одного мыслителя средневековья - Жусупа Баласагуна (XI в), высказываемым в его труде «Кутадгу білік», где он блистательно описывает своих героев, олицетворяющих собой качества, имеющие особую ценность для человека.

Известно, что в большинстве стран Средиземноморья, на Кавказе, на Балканском полуострове, в Средней Азии ислам вытеснил все остальные вероисповедания. Все стекалось в русло мусульманского учения. Время, в котором жили Аттар, Санайи, аль-Газали, Омар Һайям, Саади, Джали, Навои, Ибн Сина, Низами, Насими, Ибн аль-Араби, Ибн аль-Фарид, Хафиз, Юнус Эмре и другие, было временем так называемой «Золотой эпохой ислама», эпохой зарождения и расцвета мусульманского учения.

Так как мы пользуемся источниками на русском языке, возможны искажения в передаче ряда слов и собственных имен, точно так же вряд ли удалось передать богатство языков, потому что все эти мыслители писали на арабском, фарси, древнетюркском и других языках. Поэтому чем богаты, тому и рады. Неоспоримо то, что влияние восточных мыслителей на окружающий мир было настолько сильным, что позже многие западноевропейские и русские писатели и поэты только из-за невозможности превзойти их в науке житейской мудрости создавали свои произведения, заимствуя некоторые идеи и образы.

Его учение о «целостном человеке» является как бы продолжением через тысячелетия утверждений Лао Цзы, основоположника учения Дао, о человеке, познавшем свой внутренний мир, который может прийти на единение с мирозданием. Самое главное для человека - «У вэй», принцип недеяния, согласно которому лучшая стратегия поведения: не вмешиваться в естественный ход вещей. Также неоднократно комментируя в своих произведениях, показал, что в полной мере овладел учениями великих греков Сократа и Платона, которые утверждали: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно. Зло идет от незнания, значит, знания - источник нравственного совершенства. Только добродетельный человек может быть счастливым. Видите, как все, тесно переплетаясь, восходит к аль-Фараби, наследие которого так увлекло и подтолкнуло к размышлениям о совершенном человеке.

Здесь нельзя не указать талантливого тюркского поэта, написавшего свои произведения на огузско-кыпчакском диалекте. Речь идет о Ходже Ахмете Яссауи и его главном труде, дошедшем до нас, - «Диуан-и-Хикмет». Абай, не воспринимая его аскетизма, отречения от внешнего мира, полностью соглашается с его призывами к справедливости, доброте и честности, утверждавшими: «Попробуй судьбу обездоленных и несчастных, учись у них. Стань опорой несчастным и калекам, пойми их» и что «Пока не соберешь в единое веру и поклонения, не сможешь увидеть божественный лик Создателя» (ссылаясь на веру, что в Судный день правоверные мусульмане увидят Творца без занавеса и препятствий, без места и образа, но данным человеку умом не вообразить и не понять). И тогда, по его мнению, «длительный процесс самоочищения и самовозвышения человека - в неустанной внутренней духовной жизни, в результате которой душа человека освобождается от всего низменного и животного и становится источником добра и любви».

Через века Абай, увязывая свои знания учений великих предшественников, жизненные наблюдения с практической жизнью народа, развивает:

«Пяти вещей ты избегай,

К пяти вещам стремленье знай,

Раз хочешь войти в люди.

Все сбудется в твоей,

Когда так жить полюбишь.

Узнай же, что бахвальство, ложь,

Лень, сплетни, деньги на кутеж -

Твои враги повсюду.

Мысль, труд, стремлений высота,

Довольство малым, доброта:

Пять дел, в которых чудо».

 

Человечность Абай определял уровнем имана (веры). В «Словах назидания» (Двадцать восьмое слово) настаивает: «Аллах призывает всех быть добродетельными, жить честно. …Чего стоит добро, творимое без веры?» Позже, возвращаясь к этой теме, подчеркивает: «В хадисе нашим пророком, да будет ему благословение Аллаха, сказано: «У кого нет стыда, у того нет и веры», при этом увязывая с казахской народной пословицей, где говорится то же самое: «У кого есть стыд, у того есть иман».

В «Двадцать восьмом слове» указывает: «Вредные свойства ума - беспечность, равнодушие, склонность к беспричинному веселью, тяга к мрачным раздумьям и губительным страстям. Вот эти четыре порока способны разрушить и ум, и талант». А в «Тридцать четвертом слове» говорит: «Не будучи истинным мусульманином, не будешь и целостным человеком». Заканчивая, подытоживает: «Не имея ни здравого ума, ни образования, не умея связать двух слов, упрямо настаивать на своем, тягаться с мудрыми - разве это достойно звания человека?»  И еще «…Хорошее поведение есть сосуд, сохраняющий науку, разум; надо уметь хранить его; если пристрастишься к забавам вследствие легкомыслия, будешь слушать неразумные советы или увлекаться забавами, испортится поведение»  (Тридцать второе слово). Только при наличии таких истинных качеств человек может претендовать на звание целостного (полного) человека.  Подводит итог:

 

«Наш холоден Ум, Наподобие льда,

Горячее Сердце согреет всегда.

Разумность и такт, прозорливость терпенья,

В нас Воля рождает тугая узда.

Держа в единении Ум, Сердце и Волю,

Ты к цельности редкой придешь без труда».

 

Мы лишь обозначили контуры учения Абая, согласно которому главная ценность - человек, и не просто человек, а духовно совершенный, целостный человек, стремящийся к благородным целям, решительно отбрасывающий отсталые, вредные предрассудки и убежденный, что все зависит от самих же людей.

 

Руслан Саматаев,

руководитель КГУ «Центр изучения и анализа проблем

межконфессиональных отношений Карагандинской области».

Кайыржан Тлеубергенов,

и.о. руководителя отдела информационно-
разъяснительной, аналитической

и контрпропагандистской работы.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Награды к юбилею 04.08.2020

    В этом году Ассамблея народа Казахстана отмечает свое 25-летие. В Жезказгане ряд ее участников, среди которых - руководители этнокультурных центров, известные меценаты и предприниматели, были удостоены памятных медалей и наградных свидетельств за подписью Первого Президента.

  • Общереспубликанская акция «Час добропорядочности» 21.07.2020

    По инициативе Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции на всей территории страны проводится единая общереспубликанская акция «Час добропорядочности».

  • Дипломат. Мудрец. Оратор 23.06.2020

    О знаковых личностях Великой казахской степи пишут много. Но, к сожалению, чаще всего в рамках знаменательных дат. Проходят юбилеи, и к истории жизни этих людей обращаются все реже. Реализация программы «Рухани жаңғыру» позволяет сохранить историческую память о тех, кто влиял, а иногда и формировал эпоху.

  • Родная речь 18.06.2020

    Мотивация играет первостепенную роль в изучении казахского языка. Этот вопрос стал предметом обсуждения во время видеовстречи в ZoomRooms. В ней приняли участие руководители областных управлений, видные общественные деятели, депутаты, ученые. В их числе - Бекзат Алтынбеков, Бахыткали Мусабеков, Жексен Абдрахманов, Нурсулу Букетова, Сагат Батырханова, Темиргали Кокетай и другие.

  • «Я пришла из школы в блиндажи сырые» 16.06.2020

    На историческом факультете КарГУ им. Е.А. Букетова в Центре этнокультурных и историко-антропологических исследований ведется разработка научно-исследовательского проекта о женщинах Казахстана в годы Великой Отечественной войны. Он, как и многие другие, реализуется в рамках программы «Рухани жаңғыру».

  • Сквозь века и забвение 13.06.2020

    В этом году Казахстан отмечает 175-летие со дня рождения Абая - великого поэта, писателя, философа и мыслителя. В свете этих событий Каркаралинск по праву является местом гения. Здесь он провел детские годы, навсегда сохранив
    в своей душе теплые воспоминания об этой поре.

  • Укрепляя доверие граждан 30.05.2020

    Наша страна стоит на пути прогрессивного развития в направлениях, обозначенных Первым Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в Плане нации «100 конкретных шагов». В связи с этим перед государственными служащими поставлены большие задачи, которые требуют от всех слаженности действий, настойчивости, креативности и упорства.

  • Вершители «Жеті жарғы» 26.05.2020

    Памятник знаменитым казахским биям - Толе би, Казыбек би и Айтеке би появился на территории областного суда. Торжественная церемония презентации скульптур состоялась с участием главы региона Жениса Касымбека. Это первая крупная композиция в шахтерской столице, посвященная выдающимся личностям, внесшим неоценимый вклад в объединение степного народа.

#birgemiz