30 апреля 2020 года 1024

Магия движения

Автор: Самал АХМЕТОВА

Будучи неотъемлемой частью нашей жизни, танец является средством преодоления различий людей, будь то культурные, этнические, возрастные. У каждого есть свое исполнение, но, как убежден хореограф Нурлан Мухатаев, техника и позиции остаются общими.

Все важные события еще в древности отмечались танцами - мольба об урожае, дожде, радость от рождения и победы, горечь от утраты и поражений, поклонение перед божеством. Со временем человечество разделилось на этносы, и полька немцев стала отличаться от русского хоровода, а плавные движения кавказских девушек - от шаманских камланий северных народов.
Однако базовые позиции и па остаются для всех фольклорных танцев одинаковыми, утверждает Н. Мухатаев. Он работает на сцене больше 20 лет, из них 13 руководит хореографическим коллективом «Нурби», который сам и создал.
- В нашем репертуаре есть казахские, узбекские, уйгурские, таджикские, грузинские, кыргызские, русские, аварские, итальянские, немецкие, татарские, якутские, чукотские, украинские, белорусские и даже индийские танцы. Их исполняют во всех группах, в которых занимаются дети от 3 до 15 лет и женщины от 50 и старше. Легче всего участникам коллектива дается «восток». Но и европейские танцы любимы нашим коллективом, - говорит Нурлан.
Один из наиболее близких танцев сердцу ансамбля «Нурби» - «Хоровод дружбы», с которым он одержал победу в январе на международном фестивале в Грузии.
- Выступал старший состав, который мы ласково именуем бабушками. Именно они и исполнили так полюбившийся жюри хоровод. Участницы выстроились в виде юрты, откуда вышли две женщины в кимешеках. Они показали традиционный «Қамажай». Далее юрта постепенно раскрывалась, и каждая из танцовщиц выступала в костюме того или иного этноса, живущего в нашей стране. Мы постарались представить все национальности. И одержали безоговорочную победу, - рассказал Н. Мухатаев.
Репетиции фольклора даются нелегко. Это ежедневный тяжелый труд. Сравнить его можно разве что с балетом. Но менее любимыми этнические исполнения от этого не становятся. Даже наоборот. Начинающих «народников» привлекают яркие и красивые костюмы, движения, которые имитируют животных или птиц. Более опытные хореографы понимают, что эти танцы - сама вечность. Они идут издревле рядом со своим народом, и их будет исполнять следующее поколение.
- В этом и отличие фольклора, который выражается как в танце, так и в песне, легендах, культуре и традициях. Все, что популярно сегодня, - это как вспышка молнии, которая тут же пройдет. Станцевал, спел и забыл. А народное исполнение можно сравнить с небом, которое незыблемо, - поэтически замечает руководитель «Нурби».
Говоря о самобытности пластики, присущей каждому этносу, Нурлан Мухатаев отмечает, что в каждом танце есть свой шарм, своя изюминка. Все они имеют названия, которые чаще всего исходят от регионов. Так, узбекские делятся на три школы - ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Большое значение в каждом уделяется мимике и движениям рук. Но хорезмское направление более резкое, а ферганское - мягкое, бухарское имеет смешанный вид.
А в целом узбекские танцы во многом схожи с уйгурскими. Так же как казахские напоминают кыргызские. Даже по сценическим костюмам. К примеру, знаменитый «Қара жорға» звучит на кыргызском языке как «Кара жорго» и исполняется практически одинаково - лихой наездник гарцует на вороном иноходце. Но вот в женском исполнении, по словам хореографа, есть немало различий. Если казахские танцовщицы двигают кистями рук в одну сторону, то кыргызские - в противоположную. И движения у южных соседей более ритмичные, у нас же плавные.
Схожи между собой танцы таких народов, как белорусы и украинцы, якуты и чукчи, представители Юго-Восточной Азии.
- Единственный этнос, чье исполнение абсолютно уникальное и самобытное, - это русский. Причем русский народный танец даже отличается по регионам. На севере страны выступают величаво и девушки плывут, как павы, на юге любят плясать, а центральная часть России может станцевать как лирично, так и задорно. Хоровод и пляска - это самое древнее исполнение, а из кадрили родилась, между прочим, европейская полька, - рассказывает Нурлан.
Современные хореографы, несмотря на различие народных танцев, выработали единый к ним классический подход. Потому как основные позиции рук и ног на самом деле схожи. Поэтому все фольклорные исполнения начинаются с одинаковых движений, как и песни - с нот. А это значит, что, несмотря на различие, Его Величество Танец имеет под собой основу, которая едина для всех национальностей.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Через годы и расстояния 11.07.2020

    Почта Польши представила почтовую марку в честь выдающегося казахского поэта и общественного деятеля Абая Кунанбаева, посвященную 175-летию со дня его рождения. Автор портрета Мацей Жендрысик изобразил знаменитого акына на фоне юрты.

  • История неувиденных экспонатов 11.07.2020

    Современная молодежь, наверное, удивится, узнав о том, что их бабушки и дедушки некогда кололи сахар щипцами, больше похожими на гаечные ключи.

  • Услышать, как поет душа 11.07.2020

    Лучшей домбристкой стала школьница из Сарани Кристина Осуховская, которая выиграла областной онлайн-конкурс «Күмбірле күй - домбыра», организованный молодежным ресурсным центром Карагандинской области.

  • Когда в сердце Абай 09.07.2020

    Конкурс каверов на песни великого поэта стартовал в регионе. Участники должны записать композиции мыслителя на видео и опубликовать в социальных сетях. Члены жюри выберут трех победителей, которых наградят денежными призами.

  • Волшебные звуки домбры 09.07.2020

    Для того чтобы стать настоящим кюйши, надо почувствовать душу народа. А для казаха - это степь, шанырак над головой и музыка. 

    В городских условиях бескрайние просторы увидеть сложно. Но вот остальное вполне можно предоставить для начинающего домбриста.

  • Рождение «Города мира» 04.07.2020

    Столица нашего государства сегодня - это один из динамично развивающихся экономических, политических и интеллектуальных центров не только регионального и евразийского, но и в некоторых аспектах - мирового масштаба. Об особо значимых событиях в ее становлении рассказала член научно-экспертной группы Ассамблеи народа Казахстана Алия Аупенова.

  • Это не машина, это - экспонат 04.07.2020

    Историко-культурный центр Первого Президента в Темиртау стал вторым в стране музеем, где среди экспонатов есть «Mercedes-Benz S 600 L». Еще одна иномарка – в подобном ИКЦ в селе Шамалган Алматинской области, где родился и вырос Нурсултан Назарбаев. Там для размещения дорогого автомобиля соорудили пристройку.

  • Песнь моя - Ушконыр 04.07.2020

    Портретов Нурсултана Назарбаева и пейзажей, связанных с его малой родиной, Шамалганом, написано немало. Однако не всем художникам удалось передать на холстах внутренний стержень мудрого политика, его железную волю и красоту его родного края. Один из тех, чьи работы не просто притягивают взгляды, но и заставляют восхищаться талантом мастера, - это Владимир Проценко.

#birgemiz