28 апреля 2020 года 504

Жемчужины премудрости

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Международная научно-практическая конференция «Аль-Фараби в современном казахстанском контексте» состоялась в режиме онлайн. Организаторами выступили акимат области совместно с Карагандинским государственным университетом им. Е.А. Букетова.

- Имя великого философа известно всему миру. Легенды гласят, что аль-Фараби задавали вопрос: «У кого больше знаний: у тебя или у Аристотеля?» На что философ отвечал: «Живи я в то время и обучайся у Аристотеля, был бы лучшим его учеником», - отметил заместитель акима Карагандинской области Абзал Нукенов, открывая встречу.
Абзал Нукенович также подчеркнул, что в современном обществе наиболее важной остается его концепция о политическом лидерстве, добродетельном государстве, сохранении мира и согласия: «Поэтому сегодня, в наше непростое время, особенно актуальным будет высказывание мыслителя: «...вся земля станет добродетельной, если народы будут помогать друг другу для достижения счастья».
Необходимо отметить, что в августе прошлого года Глава государства Касым-Жомарт Токаев подписал Указ «О создании Государственной комиссии по подготовке и проведению 1150-летнего юбилея Абу Насра аль-Фараби». Конференция прошла под эгидой этого масштабного события, имеющего мировое значение.
Аль-Фараби - величина, трудно поддающаяся оценке. Сведения о его жизни достаточно скудны, но доподлинно известно, что один из крупнейших представителей средневековой восточной философии родился в 870 году в городе Фарабе. Поэтому далеко не случайно внимание мирового сообщества приковано к Казахстану. Фараб располагался на территории современного Отрарского района Южно-Казахстанской области. Полное имя будущего светила науки звучало следующим образом: Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Приставка «тархан» говорит о том, что он родился в знатной семье привилегированных тюрков.
Первые 20 лет он провел в родном городе, который на тот момент являлся крупным политическим, культурным и торговым центром. Именно здесь располагался узловой пункт караванных дорог Великого Шелкового пути.
Соответственно, здесь процветала и наука. Достаточно сказать, что в Отраре располагалась богатейшая по тем временам библиотека по числу книг и рукописей. В ее стенах аль-Фараби имел возможность изучать философские и научные произведения. Именно там начало формироваться его мировоззрение под влиянием научных трудов и философских идей мыслителей со всего света.
По достижении 20-летнего возраста он покинул родной город. Существуют сведения о том, что до своего отъезда из Средней Азии Фараби побывал в Шаше (Ташкент), Самарканде и Бухаре, где некоторое время учился и работал. Продолжая получать образование, философ отправился в Багдад, столицу и культурный центр Арабского халифата. По пути он побывал во многих городах Ирана: Исфахане, Хамадане, Рее (Тегеран). В Багдаде Фараби поселился во время правления халифа ал-Муктадира (908-932). В своих трудах он называл Багдад «самым восхитительным и счастливым из невежественных городов», а также полагал, что здесь существуют все условия для того, чтобы в будущем в нем могли жить и работать талантливые философы, ученые и поэты.
Славный сын Востока оставил после себя богатое научное наследие - около 200 трактатов, которые охватывают самые различные отрасли знаний. Аль-Фараби прокомментировал «Категорию», «Герменевтику», «Топику», «Аналитику» (1-ю и 2-ю), «Софистику», «Риторику», «Логику» и «Поэтику» Аристотеля. А также «Введение в философию» Порфирия и других древнегреческих мыслителей. Из оригинальных работ Фараби наиболее известны трактат «Жемчужины премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Философские трактаты» и «Большая книга о музыке», которая принесла ему известность в Средневековой Европе.
Это издание - важнейший источник сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе. В книге он дает развернутое определение музыки, раскрывает ее категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение. В вопросе о восприятии музыкальных звуков в противоположность пифагорейской школе, не признававшей авторитета слуха в области звуков и принимавшей за исходную точку рассуждений лишь вычисления и измерения, считает, что только слух имеет решающее значение в деле определения звуков, примыкая в этом вопросе к гармонической школе Аристоксена. Аль-Фараби написал также «Слово о музыке» и «Книгу о классификации ритмов».
В «Трактате о взглядах для жителей добродетельного города» он отождествляет общество с государством и полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, которого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания. Общество, считал он, тот же человеческий организм: «Добродетельный город подобен здоровому телу, все органы которого помогают друг другу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа». Это одно из самых его зрелых произведений. В трактате «О классификации наук» аль-Фараби собрал и систематизировал все известные науки своего времени, определив предмет, основные цели и задачи каждой. Это было уникальное исследование, никогда не проводимое ранее, а потому значение его для «изучающей науки» чрезвычайно велико. В тригонометрических главах «Книги приложений к «Алмагесту» ученый изложил основные понятия о тригонометрических линиях и принципы составления тригонометрических таблиц. А в «Комментариях к трудностям во введениях к первой и пятой книгам Евклида» рассмотрел основные понятия геометрии и раскритиковал порядок изложения этих понятий Евклида с точки зрения философии Аристотеля.
Его логические и философские измышления, взгляды на устройство общества, умение систематизировать и обобщать полученную информацию стали предметом обсуждения во время секционного заседания конференции, охватывающей четыре направления: «Наследие аль-Фараби в пространстве истории и времени»; «Роль духовного наследия аль-Фараби в модернизации общественного сознания»; «Лингво-поэтические особенности наследия Абу-Насра аль-Фараби»; «Наследие аль-Фараби в формировании естественнонаучной мысли».
Понимая это, не приходится удивляться тому, насколько обстоятельно складывалась дискуссия в рамках Международной научно-практической конференции. Каждый его труд - отдельная тема для изучения. Достаточно отметить, что в общей сложности для участия в обсуждении из дальнего и ближнего зарубежья поступило 68 научных статей. Профессор КарГУ им. Е.А. Букетова О. Айтбаев в своем докладе подчеркнул, что философские, мировоззренческие идеи аль-Фараби лежат в основе современной физики, астрономии, лингвистики, истории, философии, логики, математики, естествознания и других отраслей науки.
Наука была смыслом существования знаменитого уроженца Фараба. Например, он полагал, что в Багдаде, где он провел значительную часть своей жизни, существуют все условия для того, чтобы в будущем в нем могли жить и работать талантливые ученые.
- В философском наследии и трактатах аль-Фараби важное место занимают мысли об этике ученого, о миссии и предназначении ученого в общественной жизни, его месте и ответственности за будущее человечества, - уверена директор Центра этнокультурных и историко-антропологических исследований З. Сактаганова.
Когда речь идет о творчестве аль-Фараби, ученые склоняются к единому мнению: он был поистине человеком Мира, осветившим нашу землю истинным светом знания. В свою очередь изучение научного наследия великого учителя, несомненно, окажет большое влияние на развитие современной казахстанской науки. Эта необходимость была отмечена и в резолюции, принятой по итогам конференции.

 

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Вершители «Жеті жарғы» 26.05.2020

    Памятник знаменитым казахским биям - Толе би, Казыбек би и Айтеке би появился на территории областного суда. Торжественная церемония презентации скульптур состоялась с участием главы региона Жениса Касымбека. Это первая крупная композиция в шахтерской столице, посвященная выдающимся личностям, внесшим неоценимый вклад в объединение степного народа.

  • Секреты древности 23.05.2020

    Четыре тысячи лет назад на территории Жезказган-Улытауского региона в поселениях располагались целые металлургические комплексы. Сегодня мало осталось исторических памятников, которые могли бы рассказать об укладе жизни племен того времени, а те, что есть, медленно, но верно разрушает природа. На основании имеющихся данных, полученных в результате кропотливой работы археологов и историков, уже сегодня можно обоснованно заявить об открытиях и достижениях мастеров, живших в суровых условиях, - это уникальные плавильные печи, аналогов которым нет в мире, глубокие знания свойств руды и литейное производство.

  • Мудрость Абая 21.05.2020

    Свыше 14 тысяч учащихся из 500 учебных заведений региона приняли участие в республиканской акции «Час добропорядочности», проведенной по инициативе Антикоррупционной службы Казахстана.

  • Колыбель истории 21.05.2020

    Уникальные артефакты, датируемые эпохой, предшествующей образованию Казахского ханства, хранятся в областном историко-краеведческом музее. Речь идет о предметах, обнаруженных археологами в мавзолее, в котором, предположительно, была захоронена дочь или невестка Джучи хана, старшего сына Сотрясателя Вселенной.

  • Музейный комплекс 19.05.2020

    Рядом с мавзолеем старшего сына Чингисхана Жоши (Джучи) начато строительство нового историко-культурного комплекса. Данный проект реализуется во исполнение поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева, который в прошлом году подчеркнул необходимость развивать туризм в Казахстане и отметил потенциал Жезказган-Улытауского региона.

  • Летопись Великой степи 16.05.2020

    Историко-литературный экскурс, посвященный 750-летию Золотой Орды, представила областная библиотека им. Н. В. Гоголя. Эта дата мало кого может оставить равнодушным - улус Джучи в той или иной степени имеет отношение ко всем, кто живет в Казахстане, России, Узбекистане.

  • По ту сторону экрана 16.05.2020

    Ежегодно 18 мая празднуется Международный день музеев. Специально к этой дате готовятся выставки, тематические лекции, научные проекты и многое другое. В этом году все мероприятия пройдут в новом формате - экскурсоводы и научные сотрудники будут общаться со своей аудиторией исключительно на просторах интернета.

  • Мысли о «целостном человеке» 14.05.2020

    Абай Кунанбаев жил и творил в то время, завершившее  существование казахской степи как самостоятельной единицы после последней попытки реставрации ханской власти Кенесары Касымовым, когда все активнее царское самодержавие проникало в жизнь казахского общества.

Наша Караганда