18 апреля 2020 года 2632

Человек, вернувший миру имя великого ученого

Автор: Руслан САМАТАЕВ, Кайыржан ТЛЕУБЕРГЕНОВ

«Природа предоставила людям большие возможности, человек может обрести то совершенство, для которого предназначен по своей природе. Совершенства люди, живя в обществе, могут достичь только с помощью образования. Только образованные члены общества смогут построить цивилизованное государство».

Аль-Фараби («О взглядах жителей добродетельного города»)

В этом году в стране отмечают юбилеи двух ярчайших представителей казахского народа - 1150-летие Абу Насра аль-Фараби и 175-летие Абая.
В связи с этим нельзя не вспомнить еще одного из колоритнейших представителей нашей науки, который жил и творил в прошлом столетии, - Акжана аль-Машани. Он изучал наследие великих мыслителей.
Однако, готовя статью, мы еще раз убедились в том, что Акжана аль-Машани знают по большей части в академических кругах. А ведь всем стоило бы знать, кто же в конце прошлого столетия дал большой толчок развитию естественных и гуманитарных наук нашего Отечества, выведя их на мировой уровень.
Родившийся в 1906 году в Каркаралинском районе Карагандинской области Акжан был внуком знаменитого бия Машана, который являлся прототипом Масанби в романе Ильяса Есенберлина «Кочевники».
После окончания Каркаралинского техникума Акжан поступает в открывшийся в Алматы институт по горному делу (впоследствии политехнический институт). Еще в студенческие годы, зная, что на казахском языке учебников по техническим предметам мало, переводит книги видных геологов И.В. Мушкетова «Краткий курс общей геологии», И. Потемкина и группы авторов «Геология и минералогия». Забегая вперед, нужно отметить, что эти книги - не последние его переводы, впоследствии он переведет труды аль-Фараби, М.В. Ломоносова, В.А. Обручева и других.
Акжан создавал словари технических терминов. Кстати, его учебник на казахском языке «Кристаллография, минералогия и петрография» - единственный в своем роде и используется до сих пор. Его стремление к знаниям, бесконечные попытки к самосовершенствованию, поиски и углубления в науку приносят свои плоды: он открывает совершенно новое направление в геологии - геометрию недр земли.
Будучи аспирантом, в 1940 году, используя свой новый метод разработки, открывает Акбастау-Космурынское, Жартасское месторождения. Благодаря Акжану Машанову появляется новое научное направление - геомеханика. Так, предисловие к его работе «Структура земли» написал академик К.И. Сатпаев. Его трудами заинтересовались родоначальники маркшейдерского дела - немецкие коллеги, которые перевели основные работы.
В 40-е годы в Алма-Ате жил президент Академии наук Чехии Э. Кольман. Он и рассказал молодому ученому о величайшем мыслителе средневековья аль-Фараби. Заинтригованный его именем Акжан Машанов начал поиски.
Вскоре ученый находит подтверждения своим догадкам. Знаменитый арабский географ ибн Хаукал в своей книге «Китаб Әл - Масалик Уә -Л- Мамалик» указал, что город Отрар является родиной аль-Фараби.
Запросы в крупные библиотеки Берлина, Лиссабона, Парижа, Каира, Мадрида и других городов увенчались успехом, материалы приумножались. В Уфе в медресе «Галия» он находит сразу три книги великого ученого-энциклопедиста, из Стамбула друзья передали ему список научных работ аль-Фараби, академик Шаһмардан Есенов привозит из Канады трактаты, изданные в Бейруте. Часть его работ была утеряна, часть была найдена в городе Братиславе. Со временем у Акжана Машанова накопилось изрядное количество трудов аль-Фараби.
Появились портреты, состоящие из рисунков разных лет. На одном из них на нас смотрит из глубины веков ученый в шапке, напоминающей кипчакский головной убор, арабы такие не носили. Как обычно, появились «критики», досаждавшие упреками: «Кто это в чалме? Что за мулла? Если он казах, то к какому роду принадлежит? Почему свои работы писал на арабском?» Долгое время спорили о его происхождении. Чтобы искать такого человека, как аль-Фараби, ему самому надо было возвыситься до его уровня. Акжан Машанов смог это сделать. Он принимает подлинный облик мусульманина, стал совершать намаз, посещает мечеть, до конца своей жизни соблюдая все требования ислама, и самостоятельно изучает арабский язык. Таким образом, в 50 с лишним лет освоил арабский, персидский языки, что дало ему возможность читать трактаты великого земляка в подлиннике.
В 1968 году он посещает Сирию, где отыскал могилу мыслителя. Там же прочитал молитву, посыпал могилу землей родного края, взял горсть земли, чтобы вернуть Родине.
При встрече с заместителем директора Института востоковедения имени аль-Бируни (г. Ташкент, Узбекистан) Музафаром Хайруллаевым знакомит его с научной деятельностью аль-Фараби. Тот живо заинтересовался, попросил поделиться собранными с великим трудом материалами. Наслышанный о дрязгах в научной среде Казахстана, он уговаривает Акжана Машанова считать аль-Фараби общим, ссылаясь на то, что в те далекие времена наши народы не делились на узбеков и казахов. На это Акжан Жаксыбекович отвечает: хорошо, согласен, только тогда будем считать общими и аль-Бируни, ибн Сину, аль-Хорезми.
В 1971 году в Москве проходил 13-й конгресс ЮНЕСКО по истории наук, где был затронут вопрос проведения научной конференции, посвященный 1100-летию аль-Фараби. Выступивший Хайруллаев предложил провести конференцию в Ташкенте, где рассмотрят вопрос с марксистской точки зрения. Акжан Машанов убедил всех приехать в Алматы.
Именно там он рассказал всему миру о том, что великий ученый-энциклопедист аль-Фараби родился в Дешти-и-кипчакской степи.
В начале 80-х годов А. Машанов встречается в Алматы с журналистом Мустафой Набилом из Кувейта, который представлял известный в мире научный журнал «Аль-Гараби». После многочасовой беседы иностранный корреспондент пишет статью в журнале, где рассказывает об успехах казахстанского ученого.
Акжан Жаксыбекович продолжал искать следы аль-Фараби и даже нашел их в книге немецкого астронома Иоганна Кеплера «Музыка небес», жившего в XVI-XVII вв. Там было немало заимствований из трудов аль-Фараби «Китаб аль-Мусика аль-Кабир».
В 1984 году на страницах научных изданий было много публикаций, в которых указывают, что «господин аль-Машани был прав». С этого момента весь научный мир признал, что казахстанец является духовным продолжателем традиций, заложенных великим предком. С тех пор именем аль-Машани он подписывает все научные труды. Любопытно, что в своих работах он постоянно обращается к Всевышнему.
Он написал более 350 научных работ (все его труды собраны в 16 томах, которые выпущены его учениками во главе с профессором, президентом ОФ «Акжан Машани» Ш. Абдраманом). Ученый писал: «…до и после было сколько гениальных людей, однако таких, как аль-Фараби, одинаково гармонично развивавших геометрию, музыку, астрономию, - таких ученых найти очень трудно. Платон, Аристотель, Птолемей сами признавались, что не смогли в полной мере овладеть музыкой». До аль-Фараби многие философы не смогли достичь полного понимания Аристотеля.
Аль-Фараби в своих «Комментариях» полностью разбирает наследия Аристотеля. По этой причине его называли «Великий комментатор», позже стали величать «Аристотелем Востока». Арабские же мыслители ставили его после непревзойденного пророка Мухаммеда (с.г.с.)
Продолжая рассказ об Акжане аль-Машани, отметим, что широкое использование методов естествознания и общих научных методологий в плоскости национального миропонимания четко обозначается во всех работах. Опираясь на сведения геологической науки, археологические раскопки, данные фольклорных достояний, астрономические понятия, каноны ислама, наследие аль-Фараби и Абая - все анализируется на основе научных достижений. Все его труды написаны уникальным языком, взять хотя бы «Аристотель Востока», «Об изучении наследия аль-Фараби», «Аль-Фараби и Абай», «О переводе на казахский язык трудов аль-Фараби» и др.
Написанный им в канун 150-летия Абая трактат «Аль-Фараби и Абай» для нас очень ценен глубоким содержанием, обоснованными заключениями, отслеживающими тысячелетнее культурное созвучие, выражающееся в научной и духовной связи между двумя великими личностями. Акжан аль-Машани еще раз доказывает, что идейные истоки великого поэта лежат в глубине веков, миропонимание Абая состоялось благодаря Востоку во главе с аль-Фараби.
Мы не стали акцентировать внимание на том, что Акжан аль-Машани является основоположником казахской научной фантастики, написал художественные книги, составлял словари и учебники, переводил специальную литературу.
Несмотря на то, что стоял у истоков Академии наук, он так и не стал академиком, ни у кого ничего не просил, но в вопросах науки оставался верным своим принципам.
Неспроста мы вывели в эпиграф слова величайшего ученого-энциклопедиста, которые не теряют актуальности и поныне, ведь образование во все времена ставилось превыше всего. Не претендуя на полноту и глубину знания трудов аль-Машани, мы поставили перед собой простую цель - довести до читателей, каких гигантов породил казахский народ и что понимание мира Акжана аль-Машани, анализ его творческой деятельности, определение научных результатов требуют от исследователя такой же чистоты помыслов, духовной подготовки и бесконечных знаний, с каким он приступил к изучению наследия великого ученого всех времен. И только благодаря ему имя Абу Насра Мухаммеда аль-Фараби засверкало во всем великолепии.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Предпочтя смерть плену 27.10.2020

    Наградные документы фронтовиков-карагандинцев были переданы их семьям спустя 75 лет. Карагандинец Алшынбай Тасболатов пропал без вести осенью 1942 года под Ленинградом. Его собрат по оружию Аманжол Бухарбаев погиб в марте 1945-го в Чехословакии - сгорел в танке. Спустя три четверти века заслуженные правительственные награды родственникам героев вручил заместитель начальника областного департамента по делам обороны Мухтар Кайшатаев.

  • Они сражались за Родину 20.10.2020

    Разыскиваются родственники девушек-танкисток. Эхо войны смолкнет еще не скоро. Все меньше становится тех, кто прошел сквозь огонь и ливень пуль, и память о них будет жить вечно. А сколько тех, кто остался лежать безвестным на полях сражений.

  • Хранительница памяти 17.10.2020

    Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова провел республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием на тему «Актуальные проблемы исторической науки», посвященную 70-летию кандидата исторических наук, доцента и руководителя центра «Тұлғатану» Нурсахан Бейсенбековой. А 16 октября, в день ее рождения, состоялся расширенный ученый совет.

  • Ученый, педагог, наставник 15.10.2020

    16 октября 2020 года исполняется 70 лет Нурсахан Ахметовне Бейсенбековой. Когда-то много лет назад Кали Жуасович Жуасов, декан исторического факультета, личность легендарная в истории вуза, произнес наполненные глубоким смыслом слова о том, что факультет всегда был его родным домом. Вслед за ним эти слова могли бы повторить многие из тех, кто работал и работает сегодня на истфаке. И среди них, несомненно, Н.А. Бейсенбекова.

  • Покой нам только снится 01.10.2020

    Про таких, как Виктор Чайка, говорят - борец за правду. Его смелые высказывания нравятся не всем, но он добивается того, чтобы жизнь пожилых карагандинцев стала еще лучше. Наш герой принимал самое активное участие в обсуждении проекта Закона «О ветеранах», который был принят в этом году. Теперь он тщательно изучает проект Национального плана действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие», который Правительство намерено разработать до 2025 года. И так Виктор Яковлевич живет всю жизнь.

  • Из далеких встреч: Роза Багланова 01.10.2020

    Полсотни лет назад как турист, экскурсовод, любитель природы и старины я часто посещал город на опушке леса - волшебный Каркаралинск. И только однажды оказался здесь как корреспондент «Индустриальной Караганды». Идея командировки принадлежала редактору Игорю Владимировичу Казанцеву, от которого и получил официальное удостоверение. Документ авторитетного органа партийной печати был неоспорим. Я беседовал без помех с рядом руководителей городских и районных служб.

  • Из далеких встреч: Яков Бычек 29.09.2020

    Мы живем на планете Сарыарка с непредсказуемыми краеведческими поворотами. Мог ли я предполагать, что получу в подарок книгу А.Ф. Христенко «Сельское хозяйство в сухостепной части Казахстана» (Караганда, 2002). Научный труд с подписью автора. Стоит и дата: 2 августа 2002 года. Возьмем несколько строк из вступительной части книги:

  • Из далеких встреч: Ян Плятер-Гаевский 24.09.2020

    По памяти это был или 1957-й или 1958 год. Мне двадцать лет. Караганда. Лето. Стадион «Динамо». Зрители окружили баскетбольную площадку. Только на ней резвилось не баскетбольное братство, а всего два человека. С ракетками в руках они гонялись за мячиком, ловко переправляя его через сетку. Игра называлась большой теннис. Участников я знал. Первым называю Келлера, тренера ряда видов спорта. А противостоял ему моложавый пан Ян Янович Плятер-Гаевский в ослепительно белой форме: шорты, безрукавка, тапочки. Был и судья - фехтовальщик Ю.Г. Корженевский.

#birgemiz