02 апреля 2020 года 1541

Руководители должны нести ответственность

Автор: Денис ШАКЕНОВ, руководитель департамента по противодействию коррупции по Карагандинской области

Проблема модернизации государственного менеджмента является актуальной во всем мире. При этом одним из ключевых детерминантов повышения эффективности государственного управления является противодействие коррупционным проявлениям в данном секторе.

Коррупция, как социальный феномен, является объективно существующим атрибутом любой государственной системы, в том числе в развитых странах - «эталонах» демократии, в частности – в США, Великобритании, Канаде, странах Евросоюза. Злоупотребление государственных служащих служебным положением, прямое и косвенное использование служебных полномочий и авторитета должности в корыстных целях являются реальной угрозой государственным устоям, подрывая авторитет власти и являясь причиной перманентных социально-экономических и политических кризисов. Опасность коррупции в государственной сфере связана с возможностью ее латентного и многовариантного характера, касающегося различных сфер общественной жизни. 

Следует отметить, что Казахстан одним из первых в СНГ принял Закон «О борьбе с коррупцией» в 1998 году, определивший цели, задачи, основные принципы и механизмы борьбы с этим негативным явлением. В 2008 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН против коррупции (2001 г.), которую на сегодня подписали около 140 государств и ратифицировали около 80 стран. При ратификации конвенции государства принимают на себя обязательство включить ее принципы и нормы в свое внутреннее законодательство с учетом их собственных конкретных обстоятельств.
В настоящее время в нашей стране действует современное антикоррупционное законодательство, основой которого являются законы «О противодействии коррупции» (2015 г.), «О государственной службе» (2015 г.), реализуется ряд программных документов, в частности - Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы. С принятием законов «О государственных услугах» (2013 г.) и «О разрешениях и уведомлениях» (2014 г.) созданы условия для повышения качества оказываемых государственных услуг, резко сокращено количество разрешений или цензируемых видов деятельности. В действующих законодательных актах и программных документах по противодействию коррупции реализован ряд эффективных мер по законодательному обеспечению противодействия коррупции.
Конкретные задачи антикоррупционной политики на краткосрочный период также обозначены в Послании Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 года.
В своем Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» от 2 сентября 2019 года Президент Республики Казахстан К.Токаев расширил перечень лиц, ответственных за коррупцию подчиненных, поручив отнести к перечню и руководителей государственных органов. На основании указанных поручений Президента от 26 ноября 2019 года был принят Закон РК №273-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции», в соответствии с которым в Законы «О государственной службе Республики Казахстан» и «О противодействии коррупции» внесены соответствующие изменения. Наиболее значимые из них с позиции совершенствования антикоррупционной политики приведем ниже.
Так, в Законе «О государственной службе в Республике Казахстан» пункт 13 статьи 10 «Основные обязанности государственных служащих» дополнен подпунктом 13-1, в соответствии с которым вводится обязанность руководителей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками. Невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности влечет дисциплинарную ответственность руководителя.
В пункт 2 статьи 13 «Ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе» внесены изменения, в соответствии с которыми: «Государственный служащий в порядке, установленном законодательством РК, в течение тридцати календарных дней со дня вступления в государственную должность обязан на время прохождения государственной службы передать в доверительное управление находящиеся в его собственности доли, акции (акцию) в уставном капитале коммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечет получение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этому лицу, а также имущества, переданного в имущественный наем. Договор на доверительное управление имуществом подлежит нотариальному удостоверению. Копия нотариально засвидетельствованного договора на доверительное управление имуществом представляется государственным служащим в десятидневный срок со дня нотариального засвидетельствования в службу управления персоналом (кадровую службу) по месту работы».
В пункт 7 статьи 13 «Ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе» внесены изменения, в соответствии с которыми: «Государственный служащий не может занимать государственную должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями), усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой), а также свойственниками (братьями, сестрами, родителями и детьми супруга (супруги), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан».
Статья 43 «Ответственность государственных служащих» дополнена пунктом 4, в соответствии с которым государственные служащие, занимающие должности первых руководителей государственных органов, руководителей самостоятельных структурных подразделений центральных и местных государственных органов несут в соответствии с законами Республики Казахстан дисциплинарную ответственность за совершение непосредственно подчиненными им государственными служащими коррупционных преступлений при совокупности следующих условий:
1) установлена связь между коррупционным преступлением, совершенным подчиненным, и виной в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений;
2) в отношении подчиненного имеется вступивший в законную силу судебный акт о привлечении к уголовной ответственности за коррупционное преступление либо уголовное дело за совершение коррупционного преступления прекращено органом уголовного преследования или судом на основании пунктов 3), 4), 9), 10), 11) и 12) части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Иными словами, введена ответственность руководителя за систематическое пренебрежение своей обязанностью по профилактике коррупции в коллективе, что приводит к неблагоприятной с точки зрения коррупции обстановке в возглавляемом им госоргане или подразделении. То есть даже если непосредственные подчиненные не совершали коррупционных преступлений, но, к примеру, анализ показывает, что в данном госоргане или в каком-то конкретном областном подразделении резко возрос уровень коррупции, будет рассматриваться вопрос дисциплинарной ответственности соответствующего руководителя.
Статья 60 «Отставка и увольнение политических государственных служащих» дополнена пунктом 3-1, в соответствии с которым политические государственные служащие подают в отставку в случае, если по истечении трех месяцев со дня их назначения подчиненными совершено коррупционное преступление:
1) руководитель центрального государственного органа - при совершении коррупционного преступления его заместителем, непосредственно подчиненным политическим государственным служащим, ответственным секретарем, руководителем аппарата либо руководителем областного, города республиканского значения или столицы территориального подразделения центрального государственного органа;
2) аким области, города республиканского значения или столицы - при совершении коррупционного преступления его заместителем, непосредственно подчиненным политическим государственным служащим, руководителем аппарата либо акимом района (города областного значения), района в городе;
3) заместитель руководителя центрального государственного органа - при совершении коррупционного преступления руководителем курируемого им ведомства, самостоятельного структурного подразделения;
4) заместитель акима области, города республиканского значения или столицы - при совершении коррупционного преступления руководителем курируемого им исполнительного органа, финансируемого из местного бюджета;
5) аким (за исключением указанных в подпункте 2 лиц) - за совершение коррупционного преступления его заместителем, руководителем аппарата акима, руководителем курируемого им исполнительного органа, финансируемого из местного бюджета, акимом села, поселка, сельского округа.
Иными словами, данная поправка означает, что отныне политические государственные служащие, а это министры и их заместители, акимы и заместители акимов областей, городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент, акимы районов обязаны подавать в отставку в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления. При этом под непосредственно подчиненными лицами понимаются:
- для руководителя центрального государственного органа (министра) – его заместители, ответственный секретарь либо руководитель аппарата, руководители областных подразделений;
- для акима области, города республиканского значения, столицы – его заместители, руководитель аппарата, аким района (города областного значения);
- для заместителя руководителя центрального государственного органа (вице-министр) – руководители курируемого им ведомства или самостоятельного структурного подразделения;
- для заместителя акима области – руководители курируемых им исполнительных органов, финансируемых из местного бюджета;
- для акима района – его заместители, руководители аппарата, руководители курируемых районных исполнительных органов, акимов сел, поселков, сельских округов.
Также данные изменения распространяются и на иные категории руководителей, чьи подчиненные совершили коррупционные преступления.
Согласно новой редакции закона руководитель обязан подать в отставку в течение 10 календарных дней после вступления в силу обвинительного приговора суда либо прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в отношении его непосредственного подчиненного.
Необходимо отметить, что согласно нововведениям требование нормы о подаче в отставку политического государственного служащего является обязательным. При этом решение о принятии или отклонении отставки принимает соответствующее уполномоченное лицо.
Согласно пункту 2 статьи 60 Закона «О государственной службе» отставка принимается или в ней дается мотивированный отказ государственным органом или должностным лицом, назначившим (избравшим) политического государственного служащего на эту государственную должность. Решение о принятии отставки или отказе в ней принимается в месячный срок со дня подачи письменного заявления. В случае отказа в отставке политический служащий должен продолжать исполнение служебных полномочий и имеет право на увольнение.
В отношении всех других руководителей, которые являются не политическими, а административными государственными служащими корпуса А и Б, законом вводится дисциплинарная ответственность в случае совершения их непосредственными подчиненными коррупционного преступления.
Также Закон РК от 26 ноября 2019 года № 273-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции» вносит ряд дополнений в Закон «О противодействии коррупции».
В частности, статья 22 «Полномочия государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора и должностных лиц по противодействию коррупции» дополнена пунктом 1-1, в соответствии с которым руководители государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законами РК за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками.
Таким образом, впервые в истории независимого Казахстана на законодательном уровне закреплена ответственность руководителей государственных органов за коррупционные преступления своих подчиненных. Вместе с тем профилактические и превентивные меры по предупреждению коррупции на государственном уровне имеют приоритет по отношению к иным мерам противодействия ей.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Равные условия 23.06.2020

    В новой редакции Трудового кодекса особое внимание уделено работникам вахтовых методов и деятельности женщин, собирающихся в декретный отпуск. Руководитель управления по инспекции труда Ирина Любарская разъяснила изменения, касающиеся данных категорий.

  • Фундамент правового государства 13.06.2020

    С момента обретения независимости Республика Казахстан преодолела сложный путь своего становления как суверенное, демократическое государство. Успехи нашей молодой республики в плане социальной, экономической и политической модернизации очевидны и признаны международным сообществом.  Изменения, происходящие в мировой экономике и политике, процессы глобализации, а также внутренняя динамика развития Республики Казахстан не позволяют останавливаться на достигнутом. В целях обеспечения соответствия национального права новым вызовам времени необходимо дальнейшее совершенствование нормотворческой и правоприменительной деятельности государства.

  • Внутрипартийный отбор 09.06.2020

    4 июня 2020 года Лидер партии «NurOtan» Нурсултан Абишевич Назарбаев подписал постановление о проведении с 17 августа по 3 октября т.г. внутрипартийного отбора - праймериз.

  • Противодействие коррупции в Казахстане: основной приоритет политики государства 02.06.2020

    Являясь неотъемлемой частью развития общественных отношений, коррупция рассматривается как негативное явление, угрожающее политической стабильности, национальной безопасности, экономическому развитию и росту страны. В том числе степень распространения коррупции определяет уровень доверия населения страны к власти, то есть коррупция является главной проблемой, представляющей угрозу стабильности социально-экономических отношений общества. Борьба с коррупцией, ограничение ее распространения являются одним из ключевых направлений развития всех стран мира, в том числе и Казахстана.

  • Для прозрачности конкурса 19.05.2020

    В Правила поступления на государственную службу внесены изменения, которые должны облегчить процесс в целом и сделать его максимально открытым.

  • Работы хватит всем 14.05.2020

    Центры занятости мобилизованы на набор рабочей силы на инфраструктурные проекты. В помощь им дополнительно создано 18 передвижных рекрутских пунктов, которые могут трудоустроить более восьми тысяч человек.

  • На защите прав 07.05.2020

    Вопросы трудовых отношений обсудили профсоюзы, представители крупного бизнеса и власти

  • Соломоново решение 05.05.2020

    Более 150 обращений и 90 разрешенных споров. Еще свыше 300 человек получили консультации. Такими цифрами за прошлый год апеллируют кабинеты медиации, действующие в регионе.

#birgemiz