15 февраля 2020 года 599

Каркаралинские контакты братьев Белослюдовых

Автор: Юрий ПОПОВ, краевед

(Окончание. Начало в номерах от 8 и13 февраля)

В 1911 года в Омске прошла первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, промышленная и лесная выставка. В ней приняли участие и семипалатинцы. Семипалатинский подотдел ЗСО ИРГО представил 1358 экспонатов, из которых 500 были временно взяты из музея братьев Белослюдовых. На выставку был приглашен и В.Н. Белослюдов, которому вручили Малую серебряную медаль. После этого триумфа А.Н. и В.Н. Белослюдовы посещают Томск, Москву, Петербург, Харьков, где изучают опыт лучших музеев.
Братья Белослюдовы публиковались, читали лекции и доклады в самых разных местах Западной Сибири и Восточного Казахстана с чисто просветительской целью. 25 января 1912 года Алексей Николаевич Белослюдов уведомляет Г.Н. Потанина: «Необходимо бы составить и издать учебники по истории и географии Сибири… Хотелось бы, чтобы и учителя знали Сибирь получше, и детей знакомили с ней пошире». Этнографические наблюдения А.Н. Белослюдова появляются в газетах «Жизнь Алтая» (Барнаул) и «Сибирская жизнь» (Томск). Колоритная статья «Свадебный ритуал каменщиков» стала украшением седьмого выпуска «Записок Семипалатинского подотдела ЗСО ИРГО». Автор посвятил ее потомкам беглых староверов и горнозаводских рабочих, поселившихся в «каменных» диких местах горного Алтая. Он же выступал с лекциями «О жизни и деятельности замечательного казахского ученого и просветителя Чокана Валиханова» и «О киргизской поэзии». В.Н. Белослюдов подготовил доклады: «Г.Н. Потанин», «Д.Н. Анучин», «О русском искусстве» и другие.
Белослюдовы близко ознакомились с обычаями и жизнью казахского народа, особенно обращая внимание на знатоков устной поэзии. Так родился «Киргизский кружок», о делах которого А.Н. Белослюдов сообщал Г.Н. Потанину: «Кружок будет работать по сбору киргизского народного творчества - фольклора и этнографии. На первый разрешили подыскать хорошего переводчика сказок, записывать и переводить на русский язык произведения Абая Кунанбаева». Как мы знаем, Г.Н. Потанин в июне 1913 года совершил путешествие в Каркаралинский уезд на реке Токырау. По этому поводу у них была переписка. Возвращаясь из Каркаралов, Г.Н. Потанин специально заехал в Семей, но В.Н. Белослюдова не застал.
26 января 1914 года в помещении Общественного собрания был проведен первый литературно-музыкально-этнографический вечер. С докладом о жизни Абая Кунанбаева выступила Н.С. Кулжанова (1887-1934). Стихи Абая, в том числе перевод «Письма Татьяны» осуществил Альмухамет Капсалямов. Заклинания степных врачевателей исполнил баксы Беликбай Сатиев. Был приглашен и сын Абая - Турагул, не прибывший из-за семейных проблем. Мероприятие имело положительные отклики. Наметилось повторение, которое прошло 17 февраля 1915 года. Здесь также выступили Н.С. Кулжанова и А. Капсалямов. Стихи декламировали Т. Жомартбаев, К. Сатпаев, М. Малдыбаев, о чем и сообщил журнал «Айкап» в пятом номере за 1915 год.
А.Н. Белослюдов стал не только первым пропагандистом литературного языка Абая Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина. Он собирает сведения и об их учениках и последователях С. Кубееве, С. Донентаеве, С. Сейфуллине, С. Торайгырове, М. Сералине. Имена казахских акынов Биржана, Шоже, Джанака, Орунбая, певицы Сары и других импровизаторов стали доступны в русской среде именно через статьи А.Н. Белослюдова.
С установлением советской власти желание патриотов по изучению достопримечательностей не исчезло. С 1919 года А.Н. Белослюдов трудится инспектором областного отдела народного образования. С целью сбора этнографических коллекций в 1921 году посещает казахские аулы в районе Каркаралинска и Баянаула. В 1924 году он в Риддере, а в следующем - в Зайсане. В 1926 году консультирует композитора А.В. Затаевича в сборе казахских песен и кюев. К сожалению, в полной мере материалы этих поездок не отражены в специальной литературе.
По данным справочника «Краеведные учреждения СССР» (Л.Центральное бюро краеведения. 1925. 136 с.) в Семипалатинской губернии коллекционированием событий и редкостей занимался Семипалатинский отдел РГО (председатель Б.Г. Герасимов), имеющий музей из 7335 экспонатов. Продолжал самостоятельно существовать и музей братьев Белослюдовых (заведующий А.Н. Белослюдов). Указаны также краеведческие кружки в Семипалатинске при центральной библиотеке, в Усть-Каменогорске и Катоне-Карагае Бухтарминского уезда. Но, по данным на 1 декабря 1927 года, в Семипалатинской губернии показан только музей при Географическом обществе.
В хранилища этого музея А.Н. Белослюдов передал более четырех тысяч предметов. Тематические сборы братьев разошлись и по другим учреждениям культуры Казахстана и России. Наиболее значимые среди них - Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей Республики Казахстан (РК), рукописный отдел Центральной научной библиотеки Национальной академии наук Республики Казахстан (НАН РК), Музей антропологии и этнографии НАН РК, государственный архив Восточно-Казахстанской области. В 1925-1926 годы Семипалатинский областной историко-этнографический музей передал в Государственный русский музей в Санкт-Петербурге 108 белослюдовских предметов по старообрядцам Алтая.
Неуклонно возрастающая роль духовного наследия народов пробуждает интерес к истории не только среди ученых. Немеркнущими нравственными подвигами отмечены дела многих краеведов.
С.Е. Черных - первый биограф Белослюдовых, собирателей русских и казахских памятников прошлого, в уважение к их труду считал краеведение прогрессом государственной важности. «Необходимо объединить усилия краеведов в решении многочисленных проблем, изучении белых пятен в нашей истории, пропаганду историко-культурных ценностей», - писал он в «Казахстанской правде» 28 ноября 1989 года.
Не могу не вспомнить о том, как после завершения конференции несколько «чистых краеведов», в том числе Н.П. Ивлев, В.Н. Проскурин и я, для которых познавательная сторона разных сторон окружающего мира стала как бы второй профессией, отметили встречу в ресторане «Казахстан». Вот тогда и прозвучало предложение присвоить Станиславу Евгеньевичу Черных неформальное звание «Заслуженный краевед Казахской ССР» под номером один.
Через 30 лет считаю тот давний краеведческий эксперимент удачным подарком признанному казахстанскому лидеру краеведческих наук той поры.

На снимке: братья Белослюдовы. Слева направо: Федор, Алексей, Николай, Виктор.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Примите маску! 28.03.2020

    Представители регионального штаба молодежного движения «Жаңғыру жолы» при Ассамблее народа Казахстана и волонтеры раздали медицинские маски водителям общественного транспорта.

  • Құрметті оқырман! 20.03.2020

    Сіздерді жер жаһанды жайнатып, əнші құстарын сайрата жеткен көктем мерекесі - Ұлыстың ұлы күні Наурыз мейрамымен құттықтаймыз! Самарқанның көк тасы жібіп, күн мен түн теңелген, шұғылалы күн шапағын молынан төгіп, айналаға тіршілік сыйлаған, Шығыс елдерінде жыл басы саналған айтулы мерекеде бірлігі мен ынтымағы жарасқан көпұлтты еліміздің іргесі берік, мерейі үстем болсын! Əр шаңырақта мамыржай тірлік, молшылық үстемдік құрсын! 
    Сіздерге мықты денсаулық, баянды бақыт, шаңырақтарыңызға шаттық және барлық игі бастамаларыңыздың өрге басуын тілейміз. Отбасыларыңызда құт-береке, молшылық үстемдік құрсын!

     

  • Бренд от природы 20.03.2020

    Одежду, обувь, головные уборы, сумочки и сувениры выпускает дизайнер Гульбаршин Матниязова. Ее работы пользуются огромным спросом как у земляков, так и зарубежных ценителей. В прошлом году мастерицу даже пригласили показать свою коллекцию на preparty (вечеринке) перед концертом Димаша Кудайбергена в столице. Модели произвели неизгладимое впечатление на гостей вечера и сорвали бурю оваций.

  • Люблю Наурыз за то, что он есть! 20.03.2020

    Об одном из самых главных праздников, который вот уже тысячи лет объединяет людей, прекращает распри и дарит весну, рассказали учащиеся 11б класса жезказганской гимназии № 26 и их преподаватель истории Нина Торопова.

  • Традиции, не подвластные времени 20.03.2020

    Если казахская семья играла свадьбу или отмечала тусау кесер малыша, то праздник был масштабным. Со всей округи съезжались многочисленные родственники, сваты, друзья и просто хорошие знакомые. Щедрость выражалась не только в богатом дастархане, но и в том, что ни один гость не уезжал с тоя без подарка.

  • Его величество осетр 20.03.2020

    Рецепты блюд национальной кухни каждого народа собирались веками. Самые популярные из них до сих пор готовятся чуть ли не в каждом доме нашей страны. Бесбармак, куырдак, манты - кому не знакомы их запах и вкус? Но что, если на праздничном блюде-астау вместо привычного мяса – ароматная рыба?

  • Хранители ценностей 20.03.2020

    На территории Омской области Российской Федерации проживает около ста тысяч казахов. Все они в той или иной степени знают свой родной язык, чтят обычаи и отмечают национальные праздники. На Наурыз готовят традиционные угощения - наурыз-коже и баурсаки. 

  • Воздушный шарик превращается... 20.03.2020

    Главной праздничной достопримечательностью шахтерской столицы стала яркая юрта, вокруг которой распустилось целое поле тюльпанов.

Наша Караганда