15 февраля 2020 года 687

Вязали женщины носки…

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В годы Великой Отечественной войны вчерашние домохозяйки пересели на тракторы, спустились в шахты, встали за станки. Выдавая полуторные и двойные нормы, по возвращении домой они продолжали нести трудовую вахту.

В те годы была знаменита песня:
- Может в Киеве, может в Рязани
Не ложилися девушки спать -
Много варежек теплых связали,
Чтоб на фронт их в подарок послать…
Исторический факт - варежки были двупалыми: чтобы бойцам было удобнее держать винтовку.
В зале временных экспозиций музея памяти жертв политических репрессий поселка Долинка стоит единственный экспонат - ножная прялка. В те времена это был один из главных предметов быта в каждом сельском доме. Именно домашняя пряжа согревала советских солдат в суровые фронтовые зимы.
Об истории прялки подробно рассказал экскурсовод музея Талгат Мукушев:
- Поначалу пряжу просто скручивали, потом было изобретено веретено. Сменялись эпохи - менялось и само устройство. Для максимальной оптимизации процесса его постоянно усовершенствовали. Первый прорыв отмечен в эпоху Древнего Рима. На помощь женщинам пришло большое колесо, приводимое в движение при помощи правой руки посредством специального рычага. Второй рукой мастерица вытягивала прядь из пучка волокон и направляла к веретену. При поднесении наклонно прядь скручивалась в нить. В 1530 году камнетес Юргенс из Брауншвейга изобрел самопрялку с ножным приводом. Теперь были задействованы обе руки, и потому процесс изготовления пряжи стал гораздо проще и быстрее: все три основных действия (скручивание, вытягивание и наматывание нити) проходили одновременно. С этого момента процесс прядения получил частичную механизацию.
Владелица самопрялки берегла ее как зеницу ока. Инструмент передавали от матери к дочери, случалось, что самопрялка верой и правдой более 100 лет служила трем-четырем поколениям мастериц. В некоторых карагандинских семьях до сих пор хранятся эти артефакты. Прялка Жумабике Оспановой за 40 лет «пережила» пять переездов:
- Мне она досталась от матери. И в сложные 90-е годы стала существенным подспорьем для нашей семьи. Из собственной пряжи вязала носки, варежки, свитера не только для своих детей, но и на продажу. Когда переехали в Караганду, дети хотели выбросить ее, но мы не позволили. Это не только память о матери и отце-фронтовике. Она, как и старинный кухонный шкаф, принадлежавший родителям мужа, является своего рода оберегом нашего шанырака.
И действительно, с прялкой связано много народных обычаев и примет. Вплоть до начала XX века умение прясть считалось одним из главных женских достоинств. Дом деревенской девушки, заслужившей дурную славу «непряхи» и «неткахи», женихи обходили стороной. Когда в семье рождалась девочка, пуповину ей перерезали веретеном: считалось, что так она вырастет хорошей пряхой. А чтобы уж наверняка приохотить малышку к рукоделию, в колыбель ей клали пряслень - камешек, с помощью которого крепили пряжу на ручном веретене. Девочек начинали учить прясть примерно с пяти лет. До замужества девушка должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на собственное приданое, и на подарки будущей родне. По этой причине за прялкой юные рукодельницы проводили значительную часть времени.
Древнее мастерство, как уже говорилось выше, нашло применение в общем деле «Все для фронта! Все для Победы!» Согласно справке о ходе сбора теплых вещей для Красной Армии по Карагандинской области от 25 сентября 1941 года, на тот момент поступило 2638 вязаных варежек и перчаток, 1427 пар носков, 1068 свитеров. В архиве музея поселка Долинка хранится решение политотдела Карлага НКВД от 17 января 1942 года, в котором отмечается, что в декабре 1941 года процесс сбора значительно снизился и почти прекратился в январе. За 15 дней первого месяца 1942 года собрано только 36 предметов. В этой связи было поручено «принять все необходимые меры к усилению и широкому развертыванию этой работы среди всего коллектива работников и членов семей». С пометкой, что это является делом государственной важности, направленным на укрепление мощи Красной Армии.
К сожалению, сегодня прялка - это не более чем музейный экспонат. И поэтому так важно сохранить ее историю. Как отметил Елбасы в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.

пос. Долинка

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В поисках идеала 26.09.2020

    Сегодня в мире самой популярной политической идеей является идея демократии. Ее популярность приводит к тому, что мало кто осмеливается идти против общественного мнения и занять открытую критическую позицию как в отношении демократии, так и в отношении ее ускоренного утверждения.

  • Новые почетные 15.09.2020

    В честь празднования 47-летия г. Сатпаева, 25-летия Конституции и Ассамблеи народа Казахстана ряд горожан был удостоен наград за трудовые достижения и общий вклад в общественно-политическую жизнь.

  • Духовное сокровище 12.09.2020

    Республиканский конкурс «Рухани қазына», ставший уже традиционным среди работников культуры и искусства, в этом году пройдет в онлайн-формате.

  • Говорит страна 05.09.2020

    Латиница и ономастика - развитие и перспективы. «Язык - жизнь поколений, паспорт населения. Это нужно всегда помнить. Национальная безопасность начинается с уважения нашего языка», - сказал Президент страны Касым-Жомарт Токаев.

  • Самый главный закон 29.08.2020

    В карагандинском Доме дружбы состоялась встреча с членами Ассамблеи народа Казахстана и руководителями этнокультурных объединений. Она проводилась в преддверии празднования государственного праздника - Дня Конституции.

  • Акуты или апострофы? 27.08.2020

    Сотрудники Дома культуры «Молодежный» изучают латинский алфавит. С 10 августа для них стартовали обучающие курсы, организованные в рамках программы «Рухани жаңғыру». Занятия проводят специалисты ресурсного центра при областном управлении по развитию языков.

  • Между прошлым и будущим 27.08.2020

    Карагандинка создала коллекцию одежды на основе программной статьи «Семь граней Великой степи» и была признана одним из лучших модельеров на республиканском конкурсе «Этнический Казахстан». Более того, с ней подписывают контракты представители известных в мире брендов.

  • Награды к юбилею 04.08.2020

    В этом году Ассамблея народа Казахстана отмечает свое 25-летие. В Жезказгане ряд ее участников, среди которых - руководители этнокультурных центров, известные меценаты и предприниматели, были удостоены памятных медалей и наградных свидетельств за подписью Первого Президента.

#birgemiz