15 февраля 2020 года 165

Вязали женщины носки…

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В годы Великой Отечественной войны вчерашние домохозяйки пересели на тракторы, спустились в шахты, встали за станки. Выдавая полуторные и двойные нормы, по возвращении домой они продолжали нести трудовую вахту.

В те годы была знаменита песня:
- Может в Киеве, может в Рязани
Не ложилися девушки спать -
Много варежек теплых связали,
Чтоб на фронт их в подарок послать…
Исторический факт - варежки были двупалыми: чтобы бойцам было удобнее держать винтовку.
В зале временных экспозиций музея памяти жертв политических репрессий поселка Долинка стоит единственный экспонат - ножная прялка. В те времена это был один из главных предметов быта в каждом сельском доме. Именно домашняя пряжа согревала советских солдат в суровые фронтовые зимы.
Об истории прялки подробно рассказал экскурсовод музея Талгат Мукушев:
- Поначалу пряжу просто скручивали, потом было изобретено веретено. Сменялись эпохи - менялось и само устройство. Для максимальной оптимизации процесса его постоянно усовершенствовали. Первый прорыв отмечен в эпоху Древнего Рима. На помощь женщинам пришло большое колесо, приводимое в движение при помощи правой руки посредством специального рычага. Второй рукой мастерица вытягивала прядь из пучка волокон и направляла к веретену. При поднесении наклонно прядь скручивалась в нить. В 1530 году камнетес Юргенс из Брауншвейга изобрел самопрялку с ножным приводом. Теперь были задействованы обе руки, и потому процесс изготовления пряжи стал гораздо проще и быстрее: все три основных действия (скручивание, вытягивание и наматывание нити) проходили одновременно. С этого момента процесс прядения получил частичную механизацию.
Владелица самопрялки берегла ее как зеницу ока. Инструмент передавали от матери к дочери, случалось, что самопрялка верой и правдой более 100 лет служила трем-четырем поколениям мастериц. В некоторых карагандинских семьях до сих пор хранятся эти артефакты. Прялка Жумабике Оспановой за 40 лет «пережила» пять переездов:
- Мне она досталась от матери. И в сложные 90-е годы стала существенным подспорьем для нашей семьи. Из собственной пряжи вязала носки, варежки, свитера не только для своих детей, но и на продажу. Когда переехали в Караганду, дети хотели выбросить ее, но мы не позволили. Это не только память о матери и отце-фронтовике. Она, как и старинный кухонный шкаф, принадлежавший родителям мужа, является своего рода оберегом нашего шанырака.
И действительно, с прялкой связано много народных обычаев и примет. Вплоть до начала XX века умение прясть считалось одним из главных женских достоинств. Дом деревенской девушки, заслужившей дурную славу «непряхи» и «неткахи», женихи обходили стороной. Когда в семье рождалась девочка, пуповину ей перерезали веретеном: считалось, что так она вырастет хорошей пряхой. А чтобы уж наверняка приохотить малышку к рукоделию, в колыбель ей клали пряслень - камешек, с помощью которого крепили пряжу на ручном веретене. Девочек начинали учить прясть примерно с пяти лет. До замужества девушка должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило и на собственное приданое, и на подарки будущей родне. По этой причине за прялкой юные рукодельницы проводили значительную часть времени.
Древнее мастерство, как уже говорилось выше, нашло применение в общем деле «Все для фронта! Все для Победы!» Согласно справке о ходе сбора теплых вещей для Красной Армии по Карагандинской области от 25 сентября 1941 года, на тот момент поступило 2638 вязаных варежек и перчаток, 1427 пар носков, 1068 свитеров. В архиве музея поселка Долинка хранится решение политотдела Карлага НКВД от 17 января 1942 года, в котором отмечается, что в декабре 1941 года процесс сбора значительно снизился и почти прекратился в январе. За 15 дней первого месяца 1942 года собрано только 36 предметов. В этой связи было поручено «принять все необходимые меры к усилению и широкому развертыванию этой работы среди всего коллектива работников и членов семей». С пометкой, что это является делом государственной важности, направленным на укрепление мощи Красной Армии.
К сожалению, сегодня прялка - это не более чем музейный экспонат. И поэтому так важно сохранить ее историю. Как отметил Елбасы в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами.

пос. Долинка

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Строкой пронзая сердца 20.02.2020

    Летный и технический персонал 610-й авиационной базы имени Нуркена Абдирова, дислоцирующейся в аэропорту «Сарыарка», одним из первых в Вооруженных силах РК поддержал Абай-челлендж и снял соответствующий видеоролик.

  • Философия мысли 20.02.2020

    В этом году празднуется 175-летие со дня рождения великого писателя, композитора, общественного деятеля А. Кунанбаева. Областная детская библиотека, которая гордо носит имя просветителя, с 1954 года собирает и хранит материалы о его жизни и творчестве.

  • Древние «клады» Сарыарки 20.02.2020

    На раскопках стоянки Токтаул, что расположена в местечке Талдысай Улытауского района, найдено более 80 тысяч каменных артефактов и около 5000 костных остатков, относящихся к каменному веку.

  • Принцип единства 18.02.2020

    Называя имя того или иного великого деятеля мировой культуры, мы автоматически ассоциируем его с определенной страной. Достоевского и Толстого - с Россией, Вольтера и Руссо - с Францией, Лао-цзы и Конфуция - с Китаем…

  • Поселок на участке Джауыр-брод 18.02.2020

    Проект строительства на Нуре медеплавильного завода так и остался лежать на полках архивохранилищ страны. Но творческие умы инженеров привлекала извилистая лента реки. Быстро развивающиеся карагандинские шахты требовали электроэнергию и воду. 

  • Мы вместе! 18.02.2020

    В Жезказгане состоялось торжественное открытие Года волонтера. В мероприятии приняли участие более 200 представителей 10 городских общественных организаций.

  • Ребята и мышата 15.02.2020

    В рамках программы «Рухани жаңғыру» прошел II открытый городской турнир по робототехнике «Smart mause-2020». Между собой соревновались 23 команды из 15 дошкольных организаций. Гостей принимал детский сад «Алмагүл».

  • Каркаралинские контакты братьев Белослюдовых 15.02.2020

    В 1911 года в Омске прошла первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, промышленная и лесная выставка. В ней приняли участие и семипалатинцы. Семипалатинский подотдел ЗСО ИРГО представил 1358 экспонатов, из которых 500 были временно взяты из музея братьев Белослюдовых. На выставку был приглашен и В.Н. Белослюдов, которому вручили Малую серебряную медаль. После этого триумфа А.Н. и В.Н. Белослюдовы посещают Томск, Москву, Петербург, Харьков, где изучают опыт лучших музеев.

Наша Караганда