07 января 2020 года 3921

Из зала в зал переходя

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В историко-краеведческом музее представлены сразу три проекта из Санкт-Петербурга. Жители и гости областного центра получили уникальную возможность познакомиться с «кабинетом редкостей» Петра I, прикоснуться к тайнам египетских мумий и поломать головы над трехмерными изображениями.

Выставку можно разделить на три периода: цивилизация, существовавшая задолго до нашей эры, эпоха просвещения и современность. А потому экскурсию по музею для читателей «ИК» начнет с древности - экспозиции «Египетские мумии. У истоков времен». Первое ощущение: мурашки по коже. И даже объяснение представителя выставки Рушании Габбасовой, что здесь представлены лишь реплики, не позволяет перевести дух. Настолько копии, выполненные лучшими художниками Санкт-Петербурга, получились реалистичными. Но и желания развернуться и уйти восвояси не возникает - тайны Древнего Египта, а особенно секреты мумификации, всегда будоражили воображение. Впервые процесс мумификации описал путешественник, историк и этнолог Геродот, живший более 2400 лет назад. Существовало множество технологий создания мумии. Разнилась и стоимость: доступное фараону было не по карману беднякам. Основные затраты приходились на одеяние и погребальную маску. Как подсчитали исследователи, самый дорогой способ обходился в 1200 долларов, самый дешевый - 75 долларов.
Здесь же представлены копии Книги мертвых, Весов справедливости, роскошные украшения египетских цариц, а также ушебти - фигурки слуг. В гробнице их могло находиться до нескольких сотен, в зависимости от статуса хозяина. В Книге мертвых было записано: «Если потребуют выполнить определенную работу из тех, что приняты «там», скажи: «Я здесь!»
С уникальными образцами петербургской школы бальзамирования предлагает познакомиться выставка «Заспиртованные чудеса», представленная Российским императорским анатомическим музеем Санкт-Петербурга. Все, что находится здесь, можно охарактеризовать так: в лучших традициях Кунсткамеры Петра I. Имеющая историческую ценность (возраст отдельных экспонатов достигает 300 лет) экспозиция интересна с точки зрения анатомии. Главная ее цель - пропаганда здорового образа жизни и сохранение окружающей среды. В числе анатомических диковинок - врожденные аномалии развития человека как следствие вредных привычек и неблагоприятного воздействия экологии. История коллекции берет начало в конце XVII века. Петр I, побывав в Европе, был удивлен, что при царственных дворах для придворных открыты кунсткамеры - «кабинеты редкостей». И он открыл первый в Москве музей «Государев кабинет», который позже был перевезен в столицу империи. В 1699 году состоялось знакомство с голландским ученым Фредериком Рюйшем, у которого через 18 лет была выкуплена коллекция стоимостью 30 тыс. золотых гульденов. За эти деньги в те времена можно было приобрести три военных корабля. При пересчете на современные деньги эта сумма составила бы более миллиона долларов. В 1718 году Петр I издал указ: «Надлежит в Кунсткамеру монстров доставлять птичьих, скотских, понеже человеческих, дабы причину узнать, покое монстры сии на сей свет родятся».
Исходя из соображений этики, мы не будем описывать содержимое емкостей с бальзамирующей жидкостью. Но чучело куницы с двумя туловищами заслуживает внимания. Это наглядный пример вмешательства человека в природу. Животное является результатом эксперимента, проводимого в 50-е годы прошлого века одним из НИИ на предмет воздействия на живые организмы биологического и радиоактивного оружия.
Проект «Картины-призраки», подготовленный Государственным оптическим институтом им. С.И. Вавилова, знакомит посетителей с достижениями в области голографии и позволяет увидеть объемные оптические копии шедевров лучших музеев города на Неве, записанные на тонкие стеклянные пластинки. В их числе - иконы XVI-XVIII веков, золото скифов, экспонаты Эрмитажа, Военно-морского музея и многое другое.
Толщина стекла - всего 2 мм. Подсвеченное лучами специального аппарата, оно создает необычное ощущение. Еще мгновение, и кажется, что пушистый кот вот-вот спрыгнет на пол и убежит восвояси, махнув хвостом. А миниатюрное изображение памятника Петру I, немного выступающее за объем, словно можно взять в руки и ощутить тяжесть статуэтки. И только подсунув ладонь за рамку, понимаешь, что это не более чем иллюзия. Не верите? Посетите музей и сами в этом убедитесь: выставка продлится до 23 февраля.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Под сводом веков 29.09.2020

    История казахского народа - это огромный резервуар памяти, хранящийся в традициях и обычаях, музыке, предметах быта, мавзолеях, курганах, памятниках природного наследия.

  • Здравствуй, зритель! 29.09.2020

    Областной русский драматический театр им. К.С.Станиславского открыл сезон аттракционом в двух действиях «Дураки» Нила Саймона. Билеты были реализованы практически мгновенно - заядлые театралы торопились увидеть любимую труппу в реальности.

  • Служение словом 26.09.2020

    В областном архиве презентован личный фонд заслуженного журналиста Казахстана Магауии Сембая. Представленные здесь документы - это безмолвные свидетели жизненного пути лауреата Президентской премии, премии акима Карагандинской области «Алтын Сұңқар», заслуженного деятеля Казахстана.

  • Гвозди бы делать из этих людей 26.09.2020

    В Казахстане с 2013 года в последнее воскресенье сентября отмечается День труда. В областном музее изобразительного искусства к этой дате приурочена выставка «Подвиг трудовых будней», на которой представлены картины карагандинских живописцев. Главная их особенность - натруженные руки.

  • Слышать сердцем 24.09.2020

    Фильм «Сергелдең», основанный на реальных событиях, презентовали в областном центре. Картина рассказывает о молодом человеке, который в поисках себя едва не встал на путь ложной истины.

  • Стены помнят все 24.09.2020

    Познавательный цикл видеоматериалов запустил музей жертв политических репрессий поселка Долинка. В центре внимания - исторические объекты Карлага, составлявшие важную часть одного из крупнейших в СССР исправительно-трудовых лагерей.

  • Из далеких встреч: Владимир Бабин 22.09.2020

    В череде каркаралинских казачьих фамилий Бабины - в особом почете. И вот почему. Владимир Петрович Бабин (1914-1996) - родовед, составитель бабинской линии, начиная с XVIII века. Мы встретились 3 июля 1974 года в Москве на улице Азовской. Хозяин заполнил квадрат стола документами и снимками. Развернул и лист семейного древа, на ветках которого уместилось около ста имен. Основатель Влас Бабин - прапрапрадед Владимира Петровича. Он в прошлом донской казак, ставший сибиряком.

  • О чем молчат балбалы 19.09.2020

    Археологи отреставрировали два памятника Талдинского парка. Исторический комплекс привлекает не только исследователей, но и туристов. Местные почитают эти места как святыню, веря, что здесь обитают аруахи. В 2021 году парк получит статус музея под открытым небом.

#birgemiz