19 декабря 2019 года 939

Краски города

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Музей изобразительного искусства представил два масштабных проекта - выставки «История одной картины» и «Монументальное искусство Караганды: от мозаики до стрит-арта», а также два изданных альбома, в которых собраны соответствующие тематические материалы. Оба проекта реализованы под эгидой программы «Рухани жаңғыру».

Монументальное искусство по праву можно назвать изюминкой в облике шахтерской столицы. Это мозаичное панно, скульптурные рельефы, а с недавних пор и работы художников граффити, украшающие стены трансформаторных подстанций города. 

В Караганде первые произведения появились в 60-х годах прошлого века. К этому времени уже сложилось структурное ядро Нового города с главными магистралями (проспекты Советский (Бухар-жырау), Н. Абдирова, бульвар Мира (ныне Н. Назарбаева), улица Гоголя) и системой площадей, образованных на их пересечении с перпендикулярными улицами. В числе наиболее известных работ - мозаика на зданиях геологоуправления, Дома союзов, театра им К. Станиславского. На торце девятиэтажного дома (пр. Н. Абдирова-ул. Ерубаева) находится сграфитто на тему «Караганда - космическая гавань», выполненное московским художником В. Полевым в 1968 году, а выше, на пересечении с улицей Гоголя, на горожан с 1966 года взирает «Космонавт». Авторы работы - художники В. Крылов и Н. Утробин. Как отмечают специалисты, это панно стало единственным, где нарушен принцип «плоское на плоском», хотя он и до сих пор применяется в монументальной живописи не только в нашей стране.
В числе рельефов следует назвать своеобразный триптих «1917 год», «Первые космонавты», «Люди труда» на торцах бывших проектных институтов «Челябинскпромстройпроект», «Гипроуглемаш», «Карагандагражданпроект» на улице Алиханова (В. Крылов, 1968-1969 годы). В 1984 году художник Ю. Гуммель на здании управления эксплуатации канала «Иртыш-Караганда» воплотил в жизнь рельеф «Вода - жизнь».
- В альбоме отображена часть того, что осталось в фотографиях. Многое было утеряно. Это часть не только художественной истории, но и свидетельство того, какая теплая и душевная атмосфера царила в городе и как ее понимали и чувствовали наши отцы и деды. Более того, именно в Караганде в монументальном искусстве проводились эксперименты с применением новых приемов и техник. И только потом они распространялись дальше по всей стране, - подчеркнула искусствовед Наталья Иванина.
Проект «История одной картины» музей реализовал совместно с телеканалом «Saryarqa». Как отметила его автор Айгуль Омарова, идея зародилась несколько лет назад:
- Это один из способов популяризировать наши фонды и рассказать о богатом культурном наследии. Мне хотелось показать значимость каждого произведения.
Была проделана грандиозная работа. Самым сложным было отобрать из более чем 11 тысяч музейных экспонатов всего 12. В итоге были отобраны работы наиболее известных авторов Караганды и Казахстана, а также три картины репрессированных художников.
- В основе каждого произведения живописи лежит творческое начало автора. Оно тесно переплетено с его биографией. Соответственно, через жизненный путь мы постарались раскрыть историю его картины: в какой период работал художник, какие думы его одолевали и многое другое, - рассказала научный сотрудник музея.
По ее словам, в проекте задействован практически весь состав работников - от руководителя Бибигуль Кудабаевой до хранителей фондов. Были подняты материалы, биографические сведения, налажены связи с родственниками и людьми, близко знавшими авторов. Большой интерес к проекту проявили корреспонденты и режиссеры-редакторы телеканала, подготовившие одноименный цикл передач. Например, корреспондент Светлана Шульц выбрала две картины - «Разговор» Мингиша Абылкасова и «Отцы и дети» Вениамина Шамшина. На последней запечатлено событие, которое карагандинцы могут наблюдать каждую субботу, - возложение молодоженами цветов к Вечному огню. На полотне лицом к зрителям стоят четыре члена одной семьи - юная невеста в белом платье и фате, держащая под руку супруга. С одной стороны от молодых опирается на трость убеленный сединами ветеран Великой Отечественной войны, грудь которого украшена орденами Красного Знамени и Красной Звезды, а также многочисленными медалями. С другой стороны - отец жениха, также отмеченный множеством наград.
- Меня поразило, насколько автор сумел передать эмоции этих людей. Казалось бы, они не смотрят друг на друга: взгляд устремлен на огонь. Я не особенно разбираюсь в живописи, - призналась коллега. - Но, вникая в детали, начинаешь понимать характер каждого персонажа. Когда работаешь с художниками, сам становишься выше на голову, более одухотворенным и наполненным.
Люди непосвященные не могли не обратить внимания на семейную пару, рассматривающую полотно «Разговор», на котором изображены девушка и молодой мужчина, пьющие чай за дастарханом с хлебом, фруктами и сладостями. Как оказалось, это сами герои картины - младший брат художника Болат Абылкасов и его супруга Шолпан.
- Мы не знаем, когда была задумана эта работа. Для нашей семьи это осталось загадкой, так же, как и то, когда Мингиш Мауленович сфотографировал нас для этого. Судя по интерьеру, снимок был сделан у нас дома в поселке Молодежном. На тот момент Болат был курсантом Алма-Атинской спецшколы, а я сидела дома с малышкой. О существовании картины мы узнали уже после того, как она некоторое время провисела в банкетном зале УВД области. Сами увидели ее впервые уже здесь, в мастерской музея. Мы сразу же поняли, кто есть кто. Для нас эта картина является проявлением братской любви, - поделилась Шолпан Имангалиевна.
По словам главы семейства, с детских лет было понятно, что творчество станет делом его жизни. После окончания семилетки Мингиш Абылкасов (1943-2013 гг.) самостоятельно поступил в Алма-Атинское художественное училище. После окончания устроился в Дом культуры города Абая оформителем, затем был приглашен в Караганду, в Союз художников. Как отмечает Айгуль Омарова, полотно «Разговор», написанное в 1980 году, было не случайно выбрано для проекта. Для автора эта работа стала подведением промежуточного итога своего мастерства в сюжетном жанре и других характерных для его творчества жанрах портрета, натюрморта, декоративной живописи с тем, чтобы затем снова блеснуть профессионализмом, изменяя направление колорита и композиций.

Фото Бориса КОПЫЛОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Строкой пронзая сердца 20.02.2020

    Летный и технический персонал 610-й авиационной базы имени Нуркена Абдирова, дислоцирующейся в аэропорту «Сарыарка», одним из первых в Вооруженных силах РК поддержал Абай-челлендж и снял соответствующий видеоролик.

  • Философия мысли 20.02.2020

    В этом году празднуется 175-летие со дня рождения великого писателя, композитора, общественного деятеля А. Кунанбаева. Областная детская библиотека, которая гордо носит имя просветителя, с 1954 года собирает и хранит материалы о его жизни и творчестве.

  • Древние «клады» Сарыарки 20.02.2020

    На раскопках стоянки Токтаул, что расположена в местечке Талдысай Улытауского района, найдено более 80 тысяч каменных артефактов и около 5000 костных остатков, относящихся к каменному веку.

  • Принцип единства 18.02.2020

    Называя имя того или иного великого деятеля мировой культуры, мы автоматически ассоциируем его с определенной страной. Достоевского и Толстого - с Россией, Вольтера и Руссо - с Францией, Лао-цзы и Конфуция - с Китаем…

  • Поселок на участке Джауыр-брод 18.02.2020

    Проект строительства на Нуре медеплавильного завода так и остался лежать на полках архивохранилищ страны. Но творческие умы инженеров привлекала извилистая лента реки. Быстро развивающиеся карагандинские шахты требовали электроэнергию и воду. 

  • Мы вместе! 18.02.2020

    В Жезказгане состоялось торжественное открытие Года волонтера. В мероприятии приняли участие более 200 представителей 10 городских общественных организаций.

  • Ребята и мышата 15.02.2020

    В рамках программы «Рухани жаңғыру» прошел II открытый городской турнир по робототехнике «Smart mause-2020». Между собой соревновались 23 команды из 15 дошкольных организаций. Гостей принимал детский сад «Алмагүл».

  • Каркаралинские контакты братьев Белослюдовых 15.02.2020

    В 1911 года в Омске прошла первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная, промышленная и лесная выставка. В ней приняли участие и семипалатинцы. Семипалатинский подотдел ЗСО ИРГО представил 1358 экспонатов, из которых 500 были временно взяты из музея братьев Белослюдовых. На выставку был приглашен и В.Н. Белослюдов, которому вручили Малую серебряную медаль. После этого триумфа А.Н. и В.Н. Белослюдовы посещают Томск, Москву, Петербург, Харьков, где изучают опыт лучших музеев.

Наша Караганда