14 декабря 2019 года 2582

Истина в словах твоих

Автор: Оксана МЯГКИХ

В следующем году мы отметим 175-летний юбилей Абая Кунанбаева, универсальность творческого гения которого многогранна - он и поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель и основоположник казахской письменной литературы. Предстоящее празднование 28-летия независимости Казахстана - еще один повод поговорить об уникальности личности Абая, ставшей достоянием всего человечества. 

Мы вновь пытаемся понять все богатство духовной культуры, оставленной им нам в наследие. И приглашаем к разговору судью в отставке Марата АЗБАНБАЕВА. Марат Акторгаевич родом из аула Карауыл - родины Ибрагима Кунанбаева, выпускник школы № 1 города Каркаралинска. 40 лет проработал юристом, из них более 20 - судьей. Переводчик, является автором этноэтимологического эссе-словаря «Абай и Слово о полку Игореве», книги «Қарқабат» и исследования «Менің Қазақстаным - Жұмекен», рассказывающего о судьбе поэта Жумекена Нажимеденова.
- Марат Акторгаевич, принято считать, что Абай Кунанбаев оказал большое влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX - начала XX веков. Так, руководители движения «Алаш Орда» воспринимали его как своего духовного предтечу и даже духовного вождя возрождения казахской нации. Как вы считаете, насколько обоснованными были такие суждения борцов за независимость казахского государства?
- Хочу обратить ваше внимание на то, что в Степи были наслышаны о «Словах назидания» Абая, но при жизни их автора не были знакомы с его литературным творчеством в полной мере. Его произведения стали издаваться лишь после смерти, а для их изучения нужно время, которого, как известно, всегда не хватает.
Абай не был кабинетным философом или университетским ученым. Он был человеком права - с 13 лет под руководством отца Кунанбая деятельно участвовал во всех тяжбах и распрях того времени. Абай неоднократно привлекался колониальной властью к участию по управлению Степью. И хорошо знал нравы чиновников царской администрации и казахов - выпускников российских учебных заведений. Он был состоятельным человеком, с широким кругом интересов и общения. Владел несколькими иностранными языками, был образован, начитан, осведомлен о геополитике, а значит, мыслил весьма реалистично.
Взвешивая все на весах разумности и справедливости, Абай, будучи сторонником права наций на самоопределение, предлагал идти к строительству суверенного, независимого национального государства с чистыми руками и честными помыслами. Он предлагал учить молодое поколение добывать хлеб насущный добросовестным трудом. Учить честному труду. Если говорить на языке права, Абай, по сути, призывал создать национальный союз по обучению и развитию привычек добросовестности, безупречности и безукоризненности в деле служения своему народу.
Он полагал, что на примере одних можно воспитать сотни и миллионы последователей движения «Мы - за честный труд!», чтобы не позволить терпеть незаконные действия чванливых чиновников и выдвигать обоснованные требования о равенстве всех перед законом и судом. Основой независимости человека Абай в «Словах назидания» провозгласил честность в деяниях и помыслах. «Человек, во всех испытаниях судьбы будь честен, доверяй своему уму и труду». Искусство жить независимо и свободно означает быть человеком разумным и справедливым. Беспристрастный судья Абай утверждал: «Человек, хочешь стать независимым, будь добросовестным».
- Принято считать, что Абай был носителем новой концепции жизни. Он хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Как вы думаете, насколько мы приблизились к этой цели за годы суверенитета?
- Абай провозглашал понятие «толық адам», предполагающее необходимость развития каждым в самом себе разумного, светлого и доброго. Он категорически отвергал обособленность и исключительность, предлагая единство как правило жизни общества. Поэзия Абая - это размышления, честный и правдивый разговор о жизни. Без назидания, без нравоучения. Это беседа человека с человеком. Он прекрасно понимал, что окружающий казахов мир приложит все усилия к тому, чтобы не позволить независимому государству правильно устроить и осуществить свое суверенное правление. Абай осознавал предстоящие препятствия на пути к независимости и потому предлагал изучать иностранные языки, чтобы быть равными с другими и иметь доступ к мировым источникам знания.
При этом Абай предупреждал и об опасностях, таящихся в чужих культурах, думал о внешней и внутренней безопасности страны. Он советовал быть прагматичным, беспристрастным и стремиться получить свою долю в прибыли в иностранной экономике. Абай требовал компетентности во всех делах, профессиях, умения производить свои собственные, конкурентоспособные товары, чтобы спокойно чувствовать себя на мировом экономическом рынке.
Он остерегал от желания домогаться должности во власти, иметь непомерные амбиции, принимать участие во всяких «кликах», «кланах», «партиях», искать «известности», «несметного богатства», «всех благ земных» и вследствие этого превращаться в идиотов и бесов с мертвыми душами. В поиске «животного благополучия» соискатель, возможно, и обретет его, но в любом случае это приведет к одному печальному последствию: потере человечности и превращению в зверя. Быть честным человеком выгодно и полезно, считал он. Коррупционер, если даже сейчас не изобличен, все равно будет подобен бабке рыбака из известной сказки и в конце дней своих окажется у разбитого корыта - бесчеловечности.
Теперь скажите, разве Абай с его суждениями не является нашим современником? Понятно, что любое общество состоит из людей с разными амбициями и интересами. И силой государственного принуждения и уговора достичь единства невозможно. Единственный путь - это обучение человечности.
- В программной статье Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» четко обозначено, что первым условием этой модернизации является «сохранение своей культуры, собственного национального кода». Каким образом, на ваш взгляд, учение Абая связано с духовным возрождением народа?
- Русские, немецкие, французские мыслители в едином порыве утверждают: «Нет творчества вне национальности». Называть себя гражданином мира нелепо. Это, по сути, покушение на полномочия и функции Всевышнего. Но главное в том, что в основе всех наций стоит единственное и неповторимое существо - Человек. Абай об этом говорил так: «Қазақ та адам баласы». И казах является сыном Адама и Евы.
Слова Абая посвящены человеку, и предметом его творчества является характер человека. Он обращается к нему и говорит о человечности простым и понятным всем и каждому языком. Абай сказал, что причиной всех лишений и невзгод наций является утрата лучших черт характера народа. Важно, чтобы помыслы и деяния каждого на пути к истинному нравственному совершенству подтверждались словом и делом. Единство слова и дела. Твори добро. Читай книги и изучай науки для себя. Тогда если будешь держаться от злых дел подальше, то будешь развивать в себе самые лучшие качества, которыми одарила тебя природа. Доверься своему уму и труду.

Коллаж Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Они сражались за Родину 20.10.2020

    Разыскиваются родственники девушек-танкисток. Эхо войны смолкнет еще не скоро. Все меньше становится тех, кто прошел сквозь огонь и ливень пуль, и память о них будет жить вечно. А сколько тех, кто остался лежать безвестным на полях сражений.

  • Хранительница памяти 17.10.2020

    Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова провел республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием на тему «Актуальные проблемы исторической науки», посвященную 70-летию кандидата исторических наук, доцента и руководителя центра «Тұлғатану» Нурсахан Бейсенбековой. А 16 октября, в день ее рождения, состоялся расширенный ученый совет.

  • Ученый, педагог, наставник 15.10.2020

    16 октября 2020 года исполняется 70 лет Нурсахан Ахметовне Бейсенбековой. Когда-то много лет назад Кали Жуасович Жуасов, декан исторического факультета, личность легендарная в истории вуза, произнес наполненные глубоким смыслом слова о том, что факультет всегда был его родным домом. Вслед за ним эти слова могли бы повторить многие из тех, кто работал и работает сегодня на истфаке. И среди них, несомненно, Н.А. Бейсенбекова.

  • Покой нам только снится 01.10.2020

    Про таких, как Виктор Чайка, говорят - борец за правду. Его смелые высказывания нравятся не всем, но он добивается того, чтобы жизнь пожилых карагандинцев стала еще лучше. Наш герой принимал самое активное участие в обсуждении проекта Закона «О ветеранах», который был принят в этом году. Теперь он тщательно изучает проект Национального плана действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие», который Правительство намерено разработать до 2025 года. И так Виктор Яковлевич живет всю жизнь.

  • Из далеких встреч: Роза Багланова 01.10.2020

    Полсотни лет назад как турист, экскурсовод, любитель природы и старины я часто посещал город на опушке леса - волшебный Каркаралинск. И только однажды оказался здесь как корреспондент «Индустриальной Караганды». Идея командировки принадлежала редактору Игорю Владимировичу Казанцеву, от которого и получил официальное удостоверение. Документ авторитетного органа партийной печати был неоспорим. Я беседовал без помех с рядом руководителей городских и районных служб.

  • Из далеких встреч: Яков Бычек 29.09.2020

    Мы живем на планете Сарыарка с непредсказуемыми краеведческими поворотами. Мог ли я предполагать, что получу в подарок книгу А.Ф. Христенко «Сельское хозяйство в сухостепной части Казахстана» (Караганда, 2002). Научный труд с подписью автора. Стоит и дата: 2 августа 2002 года. Возьмем несколько строк из вступительной части книги:

  • Из далеких встреч: Ян Плятер-Гаевский 24.09.2020

    По памяти это был или 1957-й или 1958 год. Мне двадцать лет. Караганда. Лето. Стадион «Динамо». Зрители окружили баскетбольную площадку. Только на ней резвилось не баскетбольное братство, а всего два человека. С ракетками в руках они гонялись за мячиком, ловко переправляя его через сетку. Игра называлась большой теннис. Участников я знал. Первым называю Келлера, тренера ряда видов спорта. А противостоял ему моложавый пан Ян Янович Плятер-Гаевский в ослепительно белой форме: шорты, безрукавка, тапочки. Был и судья - фехтовальщик Ю.Г. Корженевский.

  • Гордость Нуры 17.09.2020

    Директор крупнейшего зернового хозяйства Карагандинской области ТОО «Шахтерское» Георгий Прокоп 11 ноября отметит свой 70-летний юбилей. К сожалению, пандемия и карантинные ограничения вносят коррективы во все планы, в том числе и в праздничные.

#birgemiz