10 декабря 2019 года 703

Символика от природы

Автор: Евгений МОЛЧАНОВ

Оказывается, такой национальной традиции, как охота с беркутом, уже более трех тысячелетий. Свидетельствуют об этом древние петроглифы, обнаруженные в Монголии и у нас в Казахстане. Сейчас этот вид спорта возрождается. А раньше у древних кочевников охота с хищными птицами, наряду со скотоводством, была чуть ли не единственным способом выжить в суровом степном климате. 

Современная государственная символика - это тоже дань уважения степному орлу. Флаг, герб, да та же самая эмблема программы «Рухани жаңғыру» - все свидетельствует о свободолюбии, мудрости и доблести казахского народа. Эти и многие другие вопросы обсуждались на студенческой научно-практической конференции «Казахстан - мое Отечество», посвященной 750-летию Золотой Орды в рамках реализации программы модернизации духовного сознания. На конференции по актуальным проблемам истории можно было узнать много интересного.
- Сначала беркута принято было активно откармливать, - отметил в своем докладе студент Евразийского национального университета им. Гумилева Самат Сыдыгалиев. - Затем уже начинается тренировка в полете, в результате которой беркут сбрасывает лишний вес и развивает свои мышцы. На предпоследнем этапе обучения птицу тренируют с чучелом. Перед тем как допустить беркута к охоте на дичь, ему надевают колпак и спутывают ноги, тем самым пробуждая агрессию и охотничий азарт. Кроме того, на охоту берут его обязательно голодным.
Перед охотой с головы птицы снимают колпак, и она сразу видит добычу - молодую косулю или лису. Хорошо натренированный питомец никогда не отдаст хозяину добычу добровольно. Поймав и умертвив жертву, он еще некоторое время держит ее в когтях. Удар когтями по своему механизму схож с кинжальным, при этом самым опасным оружием считается задний коготь. Одной лапой охотник держит жертву за голову, а второй удерживает за спину, пытаясь переломить позвоночник. В это время хозяин пытается отогнать беркута от добычи кусочком мяса.
- На охоте первый кусок добычи всегда оставлялся за птицей, - продолжает Самат, - но это происходит уже после того, как хозяин снимет с жертвы шкуру. Питомец должен утолять свои охотничьи инстинкты. Также существует необходимое правило - на первой охоте беркут обязательно должен досыта наесться добытого мяса. Если питомец уже не новичок, то хозяин дает ему небольшой кусок. Таким образом, у птицы вырабатывается рефлекс терпеливого ожидания беркутчи, а не охота ради поглощения добычи.
Кстати, социальный статус беркутчи и его семьи во многом зависел от его удачливости. Для изготовления теплой одежды лучше всего подходили шкуры косуль и лисиц. Охота с птицей - это еще тренировка мастерства и терпения, ею могли заниматься и женщины. Хотя это очень тяжелое занятие, которое давалось не всем. На охоту с беркутом выходили поодиночке или группой. Сами беркутчи знали повадки любого степного животного - сезон охоты, время приплода, рацион. Идя по следу добычи, они уже знали, где затаился зверь. Охотничий промысел требовал немалого опыта, терпения и упорства. Такие охотники выполняли и дипломатическую миссию: по приказу своего хана они тренировали беркутов для того, чтобы правитель мог преподнести охотничью птицу другому хану в качестве подарка. В традиционном казахском обществе убийство беркута, не важно, с какой целью, всегда жестоко каралось. Хозяин птицы имел право убить живодера или сделать его своим пожизненным рабом. Позже охота с беркутом стала носить и спортивный характер.
Само изображение беркута в фольклоре и символике обозначает свободу, доблесть, мудрость. Серьезной проблемой стало сокращение популяции беркута и специалистов такого рода охоты. Теперь это редкая краснокнижная птица. Сохранение этой национальной традиции для казахского народа имеет немаловажное культурное значение. К сожалению, на современных спортивных телеканалах традиционным народным видам спорта уделяется мало внимания. При таком подходе о возрождении культурного самосознания говорить не приходится, особенно для молодежи. В Казахстане есть только две школы, где обучают этому древнему и почетному искусству. И большинство наших беркутчи, к сожалению, выступают не в Казахстане, а в Монголии и Европе. На территории нашей страны подобные выступления проходят очень редко. Между тем у нас есть признанные мастера международного класса. И, как считают исследователи, давно пора активно популяризировать этот вид спорта в массы. Для этого нужна политическая воля.
В ходе конференции студенты также представили доклады о роли хана Джучи, основавшего Золотую Орду, о его вкладе в мировую культуру. Также были представлены доказательства того, что Казахское ханство - это исторический наследник Золотой Орды. На территории Центрального Казахстана расположены мавзолеи Джучи, Алашахана и других чингизидов, проведены многочисленные раскопки, представившие ставки Золотой Орды. Уникальной в данном аспекте была признана и наша область. Вместе со священной горой Улытау, ставкой ханов Джанибека и Керея (основателей Казахского ханства), уникальным озером Балхаш, красотами Каркаралы - это, по словам многих историков, колыбель казахской нации. А еще край, где состоялось профессиональное становление Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Памятник трем жузам, установленный недалеко от Жезказгана, считается географическим центром Казахстана, а если вспомнить устоявшееся словосочетание о том, что Казахстан - это сердце Евразии, то регион можно смело назвать центром всего материка.
На территории нашего государства в те времена правители принимали очень важные решения, от которых зависила судьба всего материка от Скандинавии до Китая. И миссия нового поколения казахстанцев - сохранить, изучить историческое наследие, чтобы передать его потомкам.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • «Я не святой» 21.01.2020

    Вышла в свет книга-альбом о творчестве и общественной деятельности Карипбека Куюкова «Обнимаю вас Сердцем». Красочное, добротное издание тиражом 300 экземпляров завершило масштабный проект, реализованный областным музеем изобразительного искусства под эгидой программы «Рухани жаңғыру». Его презентация прошла в рамках выставки, на которой представлены более 60 работ активиста антиядерного движения, Почетного посла Проекта АТОМ, кавалера ордена «Құрмет», номинанта на Нобелевскую премию мира и лауреата Международной премии «За безъядерное будущее». 

  • Бренд казахской литературы 18.01.2020

    Произведения Абая Кунанбаева предложили дарить новобрачным как символ любви, верности и равенства. Такую инициативу озвучил руководитель КГУ «Қоғамдық келісім» Ерлан Кусайын во время круглого стола, посвященного исторической личности великого писателя и его 175-летнему юбилею.

  • Поселок на участке Джауыр-брод 16.01.2020

    (Продолжение.
    Начало в номере
    от 9 января 2020 г.)

    С апреля 1930 года в селе Самаркандском находился центр Тельманского района. Правда, недолго, до 17 декабря 1930 года. Интересно, что из Самаркандского райцентр перекочевал в Караганду, оттуда на Спасский завод (март 1931 г.) и окончательно расп...

  • На все времена 16.01.2020

    Областная детская библиотека дала старт празднованию 175-летия со дня рождения поэта, мыслителя, просветителя открытием мультимедийной выставки-инсталляции «Абай мұрасы - мәңгілік мирас».

  • Красками мысли 14.01.2020

    Как отметила руководитель музея изобразительного искусства Бибигуль Кудабаева, это первое в нынешнем году мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения великого поэта, композитора, политика и философа.

  • Кенес Жумабеков: «Абай - не только поэт-философ, но и своеобразный родник цивилизации» 11.01.2020

    Ведущий актер Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина, государственный деятель РК Кенес Жумабеков поделился мнением о статье Президента РК Касым-Жомарта Токаева «Абай және ХХІ ғасырдағы Қазақстан» (Абай и Казахстан в XXI веке).

  • Искусство словесной дуэли 11.01.2020

    Стартовал первый этап масштабного областного дебатного турнира. Проект «Сарыарқа саңлағы» был одновременно запущен во всех учреждениях образования девяти городов и девяти районов Карагандинского региона. В его рамках в течение года запланировано поэтапное проведение цикла дебатных турниров и дискуссионных площадок, направленных на духовно-нравственное развитие, преемственность знаний и воспитание патриотизма у нового поколения.

     

     

  • Все в наших силах 09.01.2020

    Работа в сфере журналистики интересна многообразием событий и людских судеб, которые не перестают удивлять и вдохновлять. Ярким примером человека, преодолевшего последствия нечаянной беды, является Серик Есматов. Познакомившись с ним лично, с тем, что ему пришлось пережить, – невозможно не восхититься.

Наша Караганда