10 декабря 2019 года 2141

Такое призвание

Автор: Наталья ВЕРНАДСКАЯ

Школа сейчас другая… Изменились подход к образованию, учителя и ученики. Нет оценок за работу у доски, нет сочинений и контрольных работ. Есть СОЧи, СОРы, баллы и электронные журналы. Но самое главное остается неизменным: педагог - это призвание, и без любви к детям здесь никак. Причем неважно, где - в сельской глубинке или столице.

- Я себя в другой работе даже не представляю, - признается Светлана Асавина, учитель математики КГУ «Опорная школа «Ресурсный центр» на базе средней школы № 12 в Осакаровке. - Я сельский учитель и абсолютно этого не стесняюсь.
Она преподает уже более 30 лет. Как пришла по распределению после окончания института молодым учителем в сельскую школу, так и осталась здесь. Светлана - потомственный педагог.
- В моей семье все учителя - мама, брат, сестра. Мук выбора профессии не было. Мама сказала мне после окончания школы: «Учись на педагога, всегда будет работа». И ведь действительно так, - говорит Светлана Асавина. - Я математику с детства люблю. Приходила из школы и в первую очередь - за математику. Не лягу спать, пока не решу задачи.
Про нее говорят: сильный математик. Что значит быть сильным учителем?
- Сильный педагог - знающий предмет, профессионал своего дела. Прежде всего он умеет работать с детьми, поставить урок так, чтобы им было интересно и они активно работали на уроках, - считает Светлана Асавина.
По ее мнению, за последние 30 лет, несмотря на многочисленные перемены, суть школы осталась той же - научить и воспитать. Изменились требования к педагогам и ученикам.
- Больше требуют с учителей, чем со своих детей. Получил двойку, не готов к уроку - ходи дополнительно занимайся, пока не выучишь. И ребенок ходил. Сейчас, если родители скажут: «Нет, тебе это не нужно, не ходи» - и все, учитель ничего не сделает, - говорит математик. - Есть много претензий к педагогам, всю вину за неуспеваемость детей родители взваливают на них. Но ведь ребенок тоже должен работать, и мы с него обязаны требовать: выполнять домашние задания, быть готовым к уроку, мы не спрашиваем ничего невозможного. Родителей просим: контролируйте процесс. А некоторым кажется, что это лишнее. Почему у них так поменялось отношение к учителям? Считают, что педагоги к ребенку придираются, а не требуют необходимое.
Математика - специфичный предмет. Увлечь ею ребенка дорогого стоит. Географию, историю, биологию можно так преподнести детям, что будут сидеть с открытыми ртами на уроке. А математика - это точность и логика, никакого творчества. Скучный предмет?
- Это только так кажется. Можно делать много интересных уроков. Для учеников 5-6 классов можно математику объяснять в виде сказки или викторины. Особенно им нравится, когда устраивают соревнования. Они идут на результат, им хочется его получить, стать лучшими, - уверена Светлана Асавина. - Если ребенку понятна тема - ему интересно на следующем уроке, он будет стараться понять, чтобы идти дальше.
Часто говорят: этот ребенок гуманитарий, ему легко дается русский и ни в какую математика, а другой ребенок - технарь, дружит с точными науками, а на литературе спит. А есть дети, про которых говорят - «не тянет» по всем предметам.
- Нет таких детей. Если мамы и папы заинтересованы, чтобы ребенок учился, то он будет учиться. Если будет требовать только учитель - результата добиться крайне трудно, - уверена учитель математики. - Требовать можно по-разному. Не обязательно с палкой стоять над головой у ребенка. Решил один пример - похвалите. Он сразу почувствует в себе силы и примется за другой. Сколько у меня таких детей было - не хочет решать, и все. Потихоньку начинаешь его убеждать, подходить, показывать, подбадривать, давать дополнительные, отдельные задания по его силам, и он начинает решать… Дополнительно после уроков занимаемся. Не заставляю никого, просто говорю: подходите, объясню. Те, кто заинтересован, с кого дома спрашивают, подходят. Да, мне внеурочная работа не оплачивается. Но это нужно ребенку - раз. Это нужно мне - два. Я хочу видеть результат своей работы.
А он отложен по времени. Его видно, когда выпускник получил профессию, устроился, делает карьеру, стал профессионалом и ценным работником, создал семью и вполне успешен.
- Результат будет - если родители понимают, что требует учитель, и поддерживают его. Они и детей настраивают. Я вижу такое отношение учеников, когда готовлю их к ЕНТ. Приходят те, кому это надо, кто хочет поступить, у кого есть цель. С такими заниматься приятно, - говорит Светлана Асавина. - Действительно, потом они достигают результатов, в этом и моя работа, моя отдача. Значит, не зря время потрачено. Результат своей работы я вижу, когда дети оканчивают школу: кто учился и стремился - они и дальше идут. Поступают в вузы и становятся лучшими. Одна из наших выпускниц была лучшей студенткой в республике по математике. Мне очень приятно, что такие дети есть, и частица моего труда - в этом ребенке.
Терпение и любовь к детям - без этого учителем быть невозможно. Такт, уважение к ученикам, готовность посвящать им много времени… Настоящий учитель понимает: если ребенок не работает на уроке, психует, то причина необязательно в нелюбимом предмете. Может, дома нелады, может, на улице что случилось, может, обижают одноклассники?
- Нужно учитывать это все. Тактично, не повышая голос, с уважением, терпением разговаривать. Когда ты приходишь работать в школу, должен понимать - это работа с детьми. Здесь без любви - никак, - уверена Светлана Асавина. - Дети ведь все разные. Находишь в себе какие-то слова, чтобы и себя сдержать, и ребенка успокоить. С опытом приходит. С детьми нужно разговаривать, к каждому индивидуально подходить. Многие заверят: это невозможно. Учитель один, а детей много. Но внимательный педагог найдет время для каждого.
- Я знаю способности каждого ребенка, могу определить: ленится или действительно не понял тему. Каждого теребишь, заставляешь, объясняешь. Кому-то нужно говорить: «Ты можешь, ты умеешь, вот я только для тебя интересную задачу нашла. Ты справишься, это по твоим силам». Ребенок чувствует, что в него верят, это стимулирует его. И тогда он начинает работать. В течение урока нужно стараться подойти к каждому.

Осакаровский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Предпочтя смерть плену 27.10.2020

    Наградные документы фронтовиков-карагандинцев были переданы их семьям спустя 75 лет. Карагандинец Алшынбай Тасболатов пропал без вести осенью 1942 года под Ленинградом. Его собрат по оружию Аманжол Бухарбаев погиб в марте 1945-го в Чехословакии - сгорел в танке. Спустя три четверти века заслуженные правительственные награды родственникам героев вручил заместитель начальника областного департамента по делам обороны Мухтар Кайшатаев.

  • Они сражались за Родину 20.10.2020

    Разыскиваются родственники девушек-танкисток. Эхо войны смолкнет еще не скоро. Все меньше становится тех, кто прошел сквозь огонь и ливень пуль, и память о них будет жить вечно. А сколько тех, кто остался лежать безвестным на полях сражений.

  • Хранительница памяти 17.10.2020

    Карагандинский университет им. академика Е.А. Букетова провел республиканскую научно-практическую конференцию с международным участием на тему «Актуальные проблемы исторической науки», посвященную 70-летию кандидата исторических наук, доцента и руководителя центра «Тұлғатану» Нурсахан Бейсенбековой. А 16 октября, в день ее рождения, состоялся расширенный ученый совет.

  • Ученый, педагог, наставник 15.10.2020

    16 октября 2020 года исполняется 70 лет Нурсахан Ахметовне Бейсенбековой. Когда-то много лет назад Кали Жуасович Жуасов, декан исторического факультета, личность легендарная в истории вуза, произнес наполненные глубоким смыслом слова о том, что факультет всегда был его родным домом. Вслед за ним эти слова могли бы повторить многие из тех, кто работал и работает сегодня на истфаке. И среди них, несомненно, Н.А. Бейсенбекова.

  • Покой нам только снится 01.10.2020

    Про таких, как Виктор Чайка, говорят - борец за правду. Его смелые высказывания нравятся не всем, но он добивается того, чтобы жизнь пожилых карагандинцев стала еще лучше. Наш герой принимал самое активное участие в обсуждении проекта Закона «О ветеранах», который был принят в этом году. Теперь он тщательно изучает проект Национального плана действий по улучшению положения граждан старшего поколения «Активное долголетие», который Правительство намерено разработать до 2025 года. И так Виктор Яковлевич живет всю жизнь.

  • Из далеких встреч: Роза Багланова 01.10.2020

    Полсотни лет назад как турист, экскурсовод, любитель природы и старины я часто посещал город на опушке леса - волшебный Каркаралинск. И только однажды оказался здесь как корреспондент «Индустриальной Караганды». Идея командировки принадлежала редактору Игорю Владимировичу Казанцеву, от которого и получил официальное удостоверение. Документ авторитетного органа партийной печати был неоспорим. Я беседовал без помех с рядом руководителей городских и районных служб.

  • Из далеких встреч: Яков Бычек 29.09.2020

    Мы живем на планете Сарыарка с непредсказуемыми краеведческими поворотами. Мог ли я предполагать, что получу в подарок книгу А.Ф. Христенко «Сельское хозяйство в сухостепной части Казахстана» (Караганда, 2002). Научный труд с подписью автора. Стоит и дата: 2 августа 2002 года. Возьмем несколько строк из вступительной части книги:

  • Из далеких встреч: Ян Плятер-Гаевский 24.09.2020

    По памяти это был или 1957-й или 1958 год. Мне двадцать лет. Караганда. Лето. Стадион «Динамо». Зрители окружили баскетбольную площадку. Только на ней резвилось не баскетбольное братство, а всего два человека. С ракетками в руках они гонялись за мячиком, ловко переправляя его через сетку. Игра называлась большой теннис. Участников я знал. Первым называю Келлера, тренера ряда видов спорта. А противостоял ему моложавый пан Ян Янович Плятер-Гаевский в ослепительно белой форме: шорты, безрукавка, тапочки. Был и судья - фехтовальщик Ю.Г. Корженевский.

#birgemiz