07 декабря 2019 года 666

Без фанатизма

Автор: Айым АМРИНА

 Проводы в последний путь стали для казахстанцев показателем материального благополучия. Все больше людей заказывают поминальные обеды в ресторанах, накрывают шикарные дастарханы и строят вместо могильных оградок целые мавзолеи. В погоне за модой многие даже берут кредиты. Только вот смысла в этих тратах нет никакого, уверены имамы. 

Ярмарка тщеславия?

Собравшиеся в областной мечети представители Духовного управления мусульман Казахстана и общественники обсудили вопросы внедрения единого стандарта по проведению похоронных обрядов, избавления от лишних трат, а также тенденций, противоречащих шариату. По их словам, мода на роскошные поминки не обошла стороной ни один регион Казахстана и встречается в Узбекистане и Кыргызстане. Однако соседи, в отличие от нас, борются с подобным расточительством на законодательном уровне. Они штрафуют организаторов чересчур помпезных похорон.
- Я недавно был в Шетском районе на поминках. Там на дәлелі (отповедь) собралось около 120 человек, некоторые из которых пришли только чтобы поесть. Представьте, какая это нагрузка на бюджет близких погибшего? Мы считаем, что на отповедь, 7 дней и 40 дней не нужно собирать много народу. Это семейный обряд, который можно провести в узком кругу, - отметил писатель Камел Жунистеги. - Поэтому пышные застолья нужно прекратить. В первую очередь имамы сами должны ставить такие условия, что если люди будут заниматься расточительством на похоронах, то они ходить к ним перестанут.
Также общественный деятель считает необходимым на законодательном уровне утвердить поминальное меню и запретить воздвигать огромные мазары. С его мнением согласны все представители духовенства.
- Люди также демонстрируют слайды, куда включают фотографии, где покойные полураздеты или запечатлены с рюмкой в руках. Также ставят громкую, динамичную музыку, а затем хотят транслировать такие ролики в наших столовых при мечетях. Это в корне неправильно. Мы также пытаемся объяснить и то, что портреты покойных на памятниках в исламе не приветствуются, - подчеркнул главный имам Карагандинской области Омирзак Беккожа.

Немного из истории

Согласно канонам шариата издревле в доме, где умер человек, не позволялось разводить костер и готовить пищу до того, пока тело усопшего не предадут земле. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем. А дастархан накрывался только для людей, которые приезжали на похороны издалека. После захоронения нельзя было устраивать никаких пиршеств до года. На третий, седьмой и сороковой день после похорон, а также через год, проводятся поминальные трапезы. Однако в исламе запрещено «объедать» скорбящую семью, и столы накрывались скромно. Также до сорока дней в доме покойного не должна звучать музыка, и чтобы в комнате, где лежал усопший, не выключали свет. А сородичи и соседи всячески старались помочь его семье как морально, так и материально. 

Кроме того, в годы кочевья могилы покойных ограждали лишь для того, чтобы их не оскверняли дикие животные и пасущийся скот. Сразу после похорон на могиле ставили табличку с информацией об умершем. Через год, когда земля утрамбовывалась, можно было поставить памятник. По исламским обычаям надгробие должно быть оформлено скромно, без излишеств. А мазары строили для людей, которых считали святыми. И эти соружения несли больше практическую цель и служили убежищем от непогоды для паломников, которые приезжали и ночевали на могилах святых.

Не там соревнуемся…

На сегодняшний день богатым мазаром и дорогим памятником мусульман не удивишь. Стоит поехать на любое кладбище, и в глаза бросаются величественные строения. Места на таких кладбищах тоже делятся на элитные и обычные. 

- Мы даже слышим, что получить небольшой участок где-нибудь посередине, так сказать на элитных участках, влетает в кругленькую сумму. Но, несмотря на это, люди выкупают их, а иногда даже бронируют заранее. Нередко все это делается в кредит. Руководит действиями организаторов похорон, то есть родных умершего, пресловутое «уят» (стыд). Мол, знакомый построил отцу хороший мазар, а чем мой хуже! Это неправильное рассуждение, - отметили на собрании.
Все эти почести после смерти и дорогие поминки, а тем более величественные мавзолеи покойнику не нужны, считают имамы. Куда более разумным было бы потратить эти деньги на благотворительность, призывают представители Духовного управления мусульман Казахстана.
- Перед близкими умершего человека по шариату поставлены всего четыре обязательства. Это омовение покойного, облачение в саван, чтение похоронной молитвы - жаназа намаз и захоронение. Все. В исламе не написано, что нужно строить большие мазары, раздавать людям отрезы, чапаны или монеты, завязанные в платочки. Все это придумано народом когда-то и перешло в некую соревновательную форму. Это неправильно. Вместо этих трат деньги можно направить в детский дом или на другую благотворительность, - подчеркнул специалист отдела пропаганды и связей с общественностью Духовного управления мусульман Казахстана Хамзат Қажымұратұлы.
По итогам встречи собравшиеся выработали единые рекомендации к похоронным обрядам. Они хотят запретить на поминках раздачу отрезов, чапанов и платочков с монетами. Также они утвердили меню, согласно которому на дастархане при похоронах должны быть только мясо, шелпеки, баурсаки, сахар, конфеты, печенье, творог, курт, сливочное масло и изюм с курагой.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • «Я не святой» 21.01.2020

    Вышла в свет книга-альбом о творчестве и общественной деятельности Карипбека Куюкова «Обнимаю вас Сердцем». Красочное, добротное издание тиражом 300 экземпляров завершило масштабный проект, реализованный областным музеем изобразительного искусства под эгидой программы «Рухани жаңғыру». Его презентация прошла в рамках выставки, на которой представлены более 60 работ активиста антиядерного движения, Почетного посла Проекта АТОМ, кавалера ордена «Құрмет», номинанта на Нобелевскую премию мира и лауреата Международной премии «За безъядерное будущее». 

  • Бренд казахской литературы 18.01.2020

    Произведения Абая Кунанбаева предложили дарить новобрачным как символ любви, верности и равенства. Такую инициативу озвучил руководитель КГУ «Қоғамдық келісім» Ерлан Кусайын во время круглого стола, посвященного исторической личности великого писателя и его 175-летнему юбилею.

  • Поселок на участке Джауыр-брод 16.01.2020

    (Продолжение.
    Начало в номере
    от 9 января 2020 г.)

    С апреля 1930 года в селе Самаркандском находился центр Тельманского района. Правда, недолго, до 17 декабря 1930 года. Интересно, что из Самаркандского райцентр перекочевал в Караганду, оттуда на Спасский завод (март 1931 г.) и окончательно расп...

  • На все времена 16.01.2020

    Областная детская библиотека дала старт празднованию 175-летия со дня рождения поэта, мыслителя, просветителя открытием мультимедийной выставки-инсталляции «Абай мұрасы - мәңгілік мирас».

  • Красками мысли 14.01.2020

    Как отметила руководитель музея изобразительного искусства Бибигуль Кудабаева, это первое в нынешнем году мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения великого поэта, композитора, политика и философа.

  • Кенес Жумабеков: «Абай - не только поэт-философ, но и своеобразный родник цивилизации» 11.01.2020

    Ведущий актер Казахского драматического театра им. С. Сейфуллина, государственный деятель РК Кенес Жумабеков поделился мнением о статье Президента РК Касым-Жомарта Токаева «Абай және ХХІ ғасырдағы Қазақстан» (Абай и Казахстан в XXI веке).

  • Искусство словесной дуэли 11.01.2020

    Стартовал первый этап масштабного областного дебатного турнира. Проект «Сарыарқа саңлағы» был одновременно запущен во всех учреждениях образования девяти городов и девяти районов Карагандинского региона. В его рамках в течение года запланировано поэтапное проведение цикла дебатных турниров и дискуссионных площадок, направленных на духовно-нравственное развитие, преемственность знаний и воспитание патриотизма у нового поколения.

     

     

  • Все в наших силах 09.01.2020

    Работа в сфере журналистики интересна многообразием событий и людских судеб, которые не перестают удивлять и вдохновлять. Ярким примером человека, преодолевшего последствия нечаянной беды, является Серик Есматов. Познакомившись с ним лично, с тем, что ему пришлось пережить, – невозможно не восхититься.

Наша Караганда