07 декабря 2019 года 1180

Без фанатизма

Автор: Айым АМРИНА

 Проводы в последний путь стали для казахстанцев показателем материального благополучия. Все больше людей заказывают поминальные обеды в ресторанах, накрывают шикарные дастарханы и строят вместо могильных оградок целые мавзолеи. В погоне за модой многие даже берут кредиты. Только вот смысла в этих тратах нет никакого, уверены имамы. 

Ярмарка тщеславия?

Собравшиеся в областной мечети представители Духовного управления мусульман Казахстана и общественники обсудили вопросы внедрения единого стандарта по проведению похоронных обрядов, избавления от лишних трат, а также тенденций, противоречащих шариату. По их словам, мода на роскошные поминки не обошла стороной ни один регион Казахстана и встречается в Узбекистане и Кыргызстане. Однако соседи, в отличие от нас, борются с подобным расточительством на законодательном уровне. Они штрафуют организаторов чересчур помпезных похорон.
- Я недавно был в Шетском районе на поминках. Там на дәлелі (отповедь) собралось около 120 человек, некоторые из которых пришли только чтобы поесть. Представьте, какая это нагрузка на бюджет близких погибшего? Мы считаем, что на отповедь, 7 дней и 40 дней не нужно собирать много народу. Это семейный обряд, который можно провести в узком кругу, - отметил писатель Камел Жунистеги. - Поэтому пышные застолья нужно прекратить. В первую очередь имамы сами должны ставить такие условия, что если люди будут заниматься расточительством на похоронах, то они ходить к ним перестанут.
Также общественный деятель считает необходимым на законодательном уровне утвердить поминальное меню и запретить воздвигать огромные мазары. С его мнением согласны все представители духовенства.
- Люди также демонстрируют слайды, куда включают фотографии, где покойные полураздеты или запечатлены с рюмкой в руках. Также ставят громкую, динамичную музыку, а затем хотят транслировать такие ролики в наших столовых при мечетях. Это в корне неправильно. Мы также пытаемся объяснить и то, что портреты покойных на памятниках в исламе не приветствуются, - подчеркнул главный имам Карагандинской области Омирзак Беккожа.

Немного из истории

Согласно канонам шариата издревле в доме, где умер человек, не позволялось разводить костер и готовить пищу до того, пока тело усопшего не предадут земле. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем. А дастархан накрывался только для людей, которые приезжали на похороны издалека. После захоронения нельзя было устраивать никаких пиршеств до года. На третий, седьмой и сороковой день после похорон, а также через год, проводятся поминальные трапезы. Однако в исламе запрещено «объедать» скорбящую семью, и столы накрывались скромно. Также до сорока дней в доме покойного не должна звучать музыка, и чтобы в комнате, где лежал усопший, не выключали свет. А сородичи и соседи всячески старались помочь его семье как морально, так и материально. 

Кроме того, в годы кочевья могилы покойных ограждали лишь для того, чтобы их не оскверняли дикие животные и пасущийся скот. Сразу после похорон на могиле ставили табличку с информацией об умершем. Через год, когда земля утрамбовывалась, можно было поставить памятник. По исламским обычаям надгробие должно быть оформлено скромно, без излишеств. А мазары строили для людей, которых считали святыми. И эти соружения несли больше практическую цель и служили убежищем от непогоды для паломников, которые приезжали и ночевали на могилах святых.

Не там соревнуемся…

На сегодняшний день богатым мазаром и дорогим памятником мусульман не удивишь. Стоит поехать на любое кладбище, и в глаза бросаются величественные строения. Места на таких кладбищах тоже делятся на элитные и обычные. 

- Мы даже слышим, что получить небольшой участок где-нибудь посередине, так сказать на элитных участках, влетает в кругленькую сумму. Но, несмотря на это, люди выкупают их, а иногда даже бронируют заранее. Нередко все это делается в кредит. Руководит действиями организаторов похорон, то есть родных умершего, пресловутое «уят» (стыд). Мол, знакомый построил отцу хороший мазар, а чем мой хуже! Это неправильное рассуждение, - отметили на собрании.
Все эти почести после смерти и дорогие поминки, а тем более величественные мавзолеи покойнику не нужны, считают имамы. Куда более разумным было бы потратить эти деньги на благотворительность, призывают представители Духовного управления мусульман Казахстана.
- Перед близкими умершего человека по шариату поставлены всего четыре обязательства. Это омовение покойного, облачение в саван, чтение похоронной молитвы - жаназа намаз и захоронение. Все. В исламе не написано, что нужно строить большие мазары, раздавать людям отрезы, чапаны или монеты, завязанные в платочки. Все это придумано народом когда-то и перешло в некую соревновательную форму. Это неправильно. Вместо этих трат деньги можно направить в детский дом или на другую благотворительность, - подчеркнул специалист отдела пропаганды и связей с общественностью Духовного управления мусульман Казахстана Хамзат Қажымұратұлы.
По итогам встречи собравшиеся выработали единые рекомендации к похоронным обрядам. Они хотят запретить на поминках раздачу отрезов, чапанов и платочков с монетами. Также они утвердили меню, согласно которому на дастархане при похоронах должны быть только мясо, шелпеки, баурсаки, сахар, конфеты, печенье, творог, курт, сливочное масло и изюм с курагой.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Вершители «Жеті жарғы» 26.05.2020

    Памятник знаменитым казахским биям - Толе би, Казыбек би и Айтеке би появился на территории областного суда. Торжественная церемония презентации скульптур состоялась с участием главы региона Жениса Касымбека. Это первая крупная композиция в шахтерской столице, посвященная выдающимся личностям, внесшим неоценимый вклад в объединение степного народа.

  • Секреты древности 23.05.2020

    Четыре тысячи лет назад на территории Жезказган-Улытауского региона в поселениях располагались целые металлургические комплексы. Сегодня мало осталось исторических памятников, которые могли бы рассказать об укладе жизни племен того времени, а те, что есть, медленно, но верно разрушает природа. На основании имеющихся данных, полученных в результате кропотливой работы археологов и историков, уже сегодня можно обоснованно заявить об открытиях и достижениях мастеров, живших в суровых условиях, - это уникальные плавильные печи, аналогов которым нет в мире, глубокие знания свойств руды и литейное производство.

  • Мудрость Абая 21.05.2020

    Свыше 14 тысяч учащихся из 500 учебных заведений региона приняли участие в республиканской акции «Час добропорядочности», проведенной по инициативе Антикоррупционной службы Казахстана.

  • Колыбель истории 21.05.2020

    Уникальные артефакты, датируемые эпохой, предшествующей образованию Казахского ханства, хранятся в областном историко-краеведческом музее. Речь идет о предметах, обнаруженных археологами в мавзолее, в котором, предположительно, была захоронена дочь или невестка Джучи хана, старшего сына Сотрясателя Вселенной.

  • Музейный комплекс 19.05.2020

    Рядом с мавзолеем старшего сына Чингисхана Жоши (Джучи) начато строительство нового историко-культурного комплекса. Данный проект реализуется во исполнение поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева, который в прошлом году подчеркнул необходимость развивать туризм в Казахстане и отметил потенциал Жезказган-Улытауского региона.

  • Летопись Великой степи 16.05.2020

    Историко-литературный экскурс, посвященный 750-летию Золотой Орды, представила областная библиотека им. Н. В. Гоголя. Эта дата мало кого может оставить равнодушным - улус Джучи в той или иной степени имеет отношение ко всем, кто живет в Казахстане, России, Узбекистане.

  • По ту сторону экрана 16.05.2020

    Ежегодно 18 мая празднуется Международный день музеев. Специально к этой дате готовятся выставки, тематические лекции, научные проекты и многое другое. В этом году все мероприятия пройдут в новом формате - экскурсоводы и научные сотрудники будут общаться со своей аудиторией исключительно на просторах интернета.

  • Мысли о «целостном человеке» 14.05.2020

    Абай Кунанбаев жил и творил в то время, завершившее  существование казахской степи как самостоятельной единицы после последней попытки реставрации ханской власти Кенесары Касымовым, когда все активнее царское самодержавие проникало в жизнь казахского общества.

Наша Караганда