05 ноября 2019 года 2154

Пространство равных

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В 2014 году, когда в пилотном режиме на базе СШ № 27 города Караганды были предприняты первые попытки вовлечения детей с особыми потребностями в социум, многие скептически отнеслись к этому. Сегодня уже можно утверждать, что специальное образование успешно интегрировалось в общую систему.

Для государства этот вопрос по-прежнему остается актуальным. Достаточно отметить, что план действий по реализации предвыборной программы Президента РК Касым-Жомарта Токаева предусматривает дальнейшее внедрение инклюзивного образования и мер по безболезненной социализации детей с особыми образовательными потребностями (далее - ООП).
На сегодняшний день в Карагандинской области проживают 11183 ребенка, или 3 процента от детского населения, которые нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий для воспитания и обучения. Из них образовательными услугами охвачены 9677 детей, что составляет 86,5 процента. Это 10 коррекционных школ-интернатов, реабилитационные центры, специальные и инклюзивные классы в школах и группы в детских садах. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, в соответствии с которой и выстраивается дальнейшая траектория развития ребенка. Исключение составляют дети и подростки с тяжелой степенью инвалидности, и с ними работают органы социальной защиты и неправительственный сектор. Таким образом, инклюзивное образование внедрено практически повсеместно по региону в зависимости от того, есть ли в том или ином населенном пункте дети, которым требуется повышенное внимание.
- В свете Послания Главы государства «Конструктивный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» мы предприняли определенные шаги, реализация которых началась уже в этом учебном году. Совместно с корпоративными фондами «Болашак» и «Дара» открыты четыре кабинета поддержки инклюзии для детей с ментальными нарушениями и аутизмом и четыре ресурсных центра в Караганде, Темиртау и Жезказгане, - сообщила заместитель руководителя управления образования Гульмира Кабдиева.
Ресурсный центр представляет собой пространство из четырех зон: консультация родителей, релаксация ребенка, индивидуальные занятия, а также зона командной работы педагогов и специалистов. Такая организация создает в школах дружелюбную атмосферу и условия для развития, взаимообогащения детей и привития толерантности. По сути, им отводится роль опорной точки поддержки усилий школ по включению детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс. А сотрудничество с неправительственным сектором позволяет педагогам расширять границы, выходя на республиканский и международный уровни, а не вариться, как это было прежде, в собственном соку.
- Фонды «Болашак» и «Дара» помогают не только словом, но и делом, выделяя большие средства, в том числе и на оснащение кабинетов необходимым оборудованием. Кроме того, их специалисты на всех этапах сопровождают педагогов, детей и родителей, проводя практические обучающие занятия, - подчеркнула заместитель руководителя управления.
Кроме того, в этом году впервые при поддержке республиканского бюджета в Балхаше открыт оздоровительный центр «Балдаурен», в котором созданы все условия для безбарьерного доступа. Лагерь рассчитан на прием 150 детей, которые в течение года могут без отрыва от учебы поправлять свое здоровье.
Немало планов на 2019-2020 учебный год. Для раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями запланировано открытие психолого-медико-педагогической консультации в Караганде. Начнут работу два реабилитационных центра, в том числе и в Темиртау, и кабинеты психолого-педагогической коррекции в городах Сатпаеве, Балхаше, а также Абайском, Бухаржырауском и Шетском районах.
Конечно, еще не все проблемы нашли свое решение. Как сообщила Г. Кабдиева, в этом году Министерство образования и науки РК вышло с предложением внести изменения и дополнения в 77-е Постановление «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц», в котором не предусмотрены дефектологи и тьюторы (сопровождающие).
- Проект находится на рассмотрении, и мы надеемся, что он будет принят. Это позволит обеспечить сопровождение особенных детей в школу и обратно, а их родители смогут работать, тем самым повышая качество жизни. Как раз об этом и говорил в своем Послании «Конструктивный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» Президент РК Касым-Жомарт Токаев, подчеркнув необходимость уделения внимания семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями,- отметила Г. Кабдиева.
Работа, начатая пять лет назад, уже приносит результаты. В настоящее время в 35 колледжах области продолжают образование 265 студентов с ООП. Все они получают знания на основе государственного образовательного заказа. В трех колледжах - Темиртауском профессионально-техническом, Темиртауском индустриально-технологическом и Карагандинском технико-строительном - разработаны образовательные экспериментальные программы: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Лесное хозяйство, садово-парковое и ландшафтное строительство» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В колледже моды студенты обучаются обувному делу. В рамках взаимодействия с управлением образования молодежь с нарушением зрения осваивает профессию массажиста. Все это вкупе говорит о том, что системная работа по успешной интеграции и адаптации особенных детей к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики постепенно достигает поставленной цели.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На дискуссионном ринге 23.05.2020

    В шахтерской столице состоялся областной дебатный турнир среди школьников. Словесные дуэли проходили в онлайн-режиме через площадку ZOOM. Победителями казахской и русской лиг стали команды «Алаш» и «Нирвана» школы-интерната для одаренных детей «Дарын» и гимназии № 97.

  • Атлас новых занятий 23.05.2020

    Несмотря на карантин, в нашем регионе проводится активная профориентационная работа для школьников. Педагоги колледжей и вузов проводят для них увлекательные вебинары, на которых рассказывают о разных специальностях.

  • Педагог ненужных дел 21.05.2020

    Учителей избавили от дополнительных отчетов и участия в массовых мероприятиях, не относящихся к их профессиональной сфере. Такое решение принял министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. За требование лишних документов, согласно Закону «О статусе педагога», предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 20 до 120 МРП.

  • Захотел - и поступил 21.05.2020

    Ученик лицея-интерната «Білім-инновация» № 1 Мухаммед Раис завоевал грант на обучение в зарубежном вузе. Его пригласили в Национальный институт науки и технологии города Ульсан (UNIST), что в Южной Корее. Учебное заведение находится на ведущих позициях в мировых рейтингах и уже не первый год собирает у себя самых лучших выпускников со всего земного шара.

  • Школа, я скучаю... 19.05.2020

    За это время педагогам нужно успеть провести суммативное оценивание за четверть (СОЧ) и выставить итоговые баллы. Также родителям необходимо сдать учебники детей в школьные библиотеки. Этот процесс пройдет по строгому графику и, естественно, с соблюдением всех санитарных мер.

  • Комфортный экзамен 16.05.2020

    Прощание со школой и вручение аттестатов состоятся 3-4 июня. Торжественные линейки пройдут на территории учебных заведений области без участия посторонних лиц. После напутственных слов педагогов дети смогут посадить саженцы деревьев в память о себе.

  • Курс на знания 07.05.2020

    Прием документов в школы для первоклашек стартует с 1 июня. Заявления пока можно подать через систему school.kargoo.gov.kz.

  • Не погаснет огонек 07.05.2020

    Стихотворениями, песнями и онлайн-шествием в составе «Бессмертного полка» смогут почтить память героев Великой Отечественной войны школьники Приозерска.

Наша Караганда