05 ноября 2019 года 345

Пространство равных

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

В 2014 году, когда в пилотном режиме на базе СШ № 27 города Караганды были предприняты первые попытки вовлечения детей с особыми потребностями в социум, многие скептически отнеслись к этому. Сегодня уже можно утверждать, что специальное образование успешно интегрировалось в общую систему.

Для государства этот вопрос по-прежнему остается актуальным. Достаточно отметить, что план действий по реализации предвыборной программы Президента РК Касым-Жомарта Токаева предусматривает дальнейшее внедрение инклюзивного образования и мер по безболезненной социализации детей с особыми образовательными потребностями (далее - ООП).
На сегодняшний день в Карагандинской области проживают 11183 ребенка, или 3 процента от детского населения, которые нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий для воспитания и обучения. Из них образовательными услугами охвачены 9677 детей, что составляет 86,5 процента. Это 10 коррекционных школ-интернатов, реабилитационные центры, специальные и инклюзивные классы в школах и группы в детских садах. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, в соответствии с которой и выстраивается дальнейшая траектория развития ребенка. Исключение составляют дети и подростки с тяжелой степенью инвалидности, и с ними работают органы социальной защиты и неправительственный сектор. Таким образом, инклюзивное образование внедрено практически повсеместно по региону в зависимости от того, есть ли в том или ином населенном пункте дети, которым требуется повышенное внимание.
- В свете Послания Главы государства «Конструктивный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» мы предприняли определенные шаги, реализация которых началась уже в этом учебном году. Совместно с корпоративными фондами «Болашак» и «Дара» открыты четыре кабинета поддержки инклюзии для детей с ментальными нарушениями и аутизмом и четыре ресурсных центра в Караганде, Темиртау и Жезказгане, - сообщила заместитель руководителя управления образования Гульмира Кабдиева.
Ресурсный центр представляет собой пространство из четырех зон: консультация родителей, релаксация ребенка, индивидуальные занятия, а также зона командной работы педагогов и специалистов. Такая организация создает в школах дружелюбную атмосферу и условия для развития, взаимообогащения детей и привития толерантности. По сути, им отводится роль опорной точки поддержки усилий школ по включению детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс. А сотрудничество с неправительственным сектором позволяет педагогам расширять границы, выходя на республиканский и международный уровни, а не вариться, как это было прежде, в собственном соку.
- Фонды «Болашак» и «Дара» помогают не только словом, но и делом, выделяя большие средства, в том числе и на оснащение кабинетов необходимым оборудованием. Кроме того, их специалисты на всех этапах сопровождают педагогов, детей и родителей, проводя практические обучающие занятия, - подчеркнула заместитель руководителя управления.
Кроме того, в этом году впервые при поддержке республиканского бюджета в Балхаше открыт оздоровительный центр «Балдаурен», в котором созданы все условия для безбарьерного доступа. Лагерь рассчитан на прием 150 детей, которые в течение года могут без отрыва от учебы поправлять свое здоровье.
Немало планов на 2019-2020 учебный год. Для раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями запланировано открытие психолого-медико-педагогической консультации в Караганде. Начнут работу два реабилитационных центра, в том числе и в Темиртау, и кабинеты психолого-педагогической коррекции в городах Сатпаеве, Балхаше, а также Абайском, Бухаржырауском и Шетском районах.
Конечно, еще не все проблемы нашли свое решение. Как сообщила Г. Кабдиева, в этом году Министерство образования и науки РК вышло с предложением внести изменения и дополнения в 77-е Постановление «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц», в котором не предусмотрены дефектологи и тьюторы (сопровождающие).
- Проект находится на рассмотрении, и мы надеемся, что он будет принят. Это позволит обеспечить сопровождение особенных детей в школу и обратно, а их родители смогут работать, тем самым повышая качество жизни. Как раз об этом и говорил в своем Послании «Конструктивный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» Президент РК Касым-Жомарт Токаев, подчеркнув необходимость уделения внимания семьям, у которых на попечении находятся дети с ограниченными возможностями,- отметила Г. Кабдиева.
Работа, начатая пять лет назад, уже приносит результаты. В настоящее время в 35 колледжах области продолжают образование 265 студентов с ООП. Все они получают знания на основе государственного образовательного заказа. В трех колледжах - Темиртауском профессионально-техническом, Темиртауском индустриально-технологическом и Карагандинском технико-строительном - разработаны образовательные экспериментальные программы: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Лесное хозяйство, садово-парковое и ландшафтное строительство» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В колледже моды студенты обучаются обувному делу. В рамках взаимодействия с управлением образования молодежь с нарушением зрения осваивает профессию массажиста. Все это вкупе говорит о том, что системная работа по успешной интеграции и адаптации особенных детей к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики постепенно достигает поставленной цели.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Учеба в радость 21.11.2019

    Порядка 150-180 миллионов тенге понадобятся на то, чтобы провести ремонт в шести учреждениях образования Приозерска. Об этом сказал аким города Кайрат Камзин во время посещения детских садов, школ и центра ДЮТ «Достык».

  • В каждом проекте - Солнце 19.11.2019

    Во Дворце студентов КарГУ им. Е.А.Букетова в минувшие выходные подвели итоги инновационного марафона «Хакатон».

  • Язык мой, друг мой 19.11.2019

    Карагандинская область стала лидером по республике в сфере внедрения цифровизации. Ознакомиться с передовым опытом наших ученых, преподавателей вузов, колледжей и школ приехали коллеги из других регионов.

  • Лед тронулся 19.11.2019

    - Я такой же особенный ребенок, как и вы. С рождения у меня диагноз ДЦП, с которым боролась много лет. Вместе с мамой и бабушкой мы проделали огромный и тяжелый путь, в котором было все: операции, врачи, больницы. Если бы не мои родители, упорство, то я бы не добилась таких результатов. И вы все сможете благодаря вашей силе воли и вере, - обратилась с видеоприветствием к участникам круглого стола Айгерим Кошибаева, студентка международного колледжа «Лингва». 
    - Ради этих слов мы и работаем, - отметила директор детско-юношеского центра «Әлем» Темиртау Инна Тихомирова.

  • Умники и умницы 19.11.2019

    Родители смогли оценить результаты обновленного содержания образования - наглядным примером служили проекты, подготовленные по опыту Назарбаев интеллектуальных школ.

  • Новый подход к обучению 12.11.2019

    Подведены итоги республиканской педагогической научно-практической конференции. На ней были представлены уникальные методические проекты, разработанные учителями из всех регионов Казахстана. О том как преподаватели стараются заинтересовать учащихся, рассказали организаторы и участники мероприятия.

  • Битва талантов в дворовом клубе 12.11.2019

    Каникулы - долгожданная пора для школьников. А чтобы их досуг был увлекательным и познавательным - об этом должны позаботиться взрослые. Большой вклад в проведение различных мероприятий по организации досуга вносят детско-подростковые клубы стадиона «Шахтер», в которых работают творческие и неравнодушные люди.

  • Творчество мысли 31.10.2019

    Опытные педагоги и начинающие учителя встретились на областном форуме молодых специалистов. Они обсудили свои права, социальный статус, проблемы образования. Оценки больше не главное, а придерживаться учебников не обязательно - каким же заповедям должен следовать успешный преподаватель?

Наша Караганда