07 сентября 2019 года 11660

Закон, по которому мы живем

Автор: Рахмет МУКАШЕВ

Конституция Республики Казахстан является правовым фундаментом общества и государства. В этом году ей исполнилось 24 года. В инициированный Первым Президентом республики Н.А. Назарбаевым и принятый народом Казахстана Основной Закон нашего государства были заложены основополагающие ценности, которые действуют в развитых демократических и правовых государствах, с учетом исторически сложившихся национальных традиций.

С принятием Конституции страны завершился процесс юридического оформления казахстанской государственности. Ее прогрессивные юридические принципы обеспечили плавный переход страны на независимый путь развития.
В пункте 1 статьи 1 Конституции определены качества нового Казахстана, который утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Это означает, что государство не имеет более важной задачи, чем забота о человеке, его благополучии. Права и свободы человека определяют содержание и применение законов.
Конституция республики закрепила принцип равенства всех перед законом и судом, идеологическое и политическое многообразие. Равная защита государственной и частной собственности, свобода предпринимательства, неприкосновенность собственности, закрепленные в Конституции республики, являются важной гарантией формирования и функционирования свободного рынка и развития экономики.
Основной Закон четко определил статус языков народа Казахстана, общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и других институтов гражданского общества.
За эти годы в Казахстане создана и развивается национальная правовая система.
Конституция определила президентскую форму правления, территориальную целостность страны и неприкосновенность суверенитета.
Президент выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти.
Воплощением стратегических идей Елбасы является столица нашей страны - город Нур-Султан, который имеет конституционный статус.
Конституция решила вопрос о соотношении национального и международного права, что позволяет стране проводить миролюбивую внешнюю политику.
Она совершенствуется адекватно современным вызовам. Изменения и дополнения в Конституцию вносились в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах.
Конституционная реформа 2017 года представляет собой очередной важный шаг вперед в процессе демократизации государства. Поправками повышена роль Парламента и его палат, некоторые функции Президента республики переданы Правительству, усилены механизмы его подотчетности и подконтрольности Парламенту. Существенно усилен правозащитный потенциал государства. Уполномоченному по правам человека в республике придан конституционный статус.
Необходимо отметить, что эволюция казахстанской Конституции привела и к расширению полномочий Конституционного Совета. Это международный тренд, и он свидетельствует о приверженности страны курсу на усиление формирования сильного правового государства.
Наделение Президента республики правом направления обращения в Конституционный Совет о рассмотрении вступившего в силу закона на соответствие Конституции республики связывается с интересами защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства. Введен обязательный предварительный конституционный контроль за внесением поправок в Основной Закон. В этом году Конституционный Совет впервые реализовал данное полномочие, дав свое заключение по изменениям в Конституцию.
При рассмотрении обращений Совет не только выявляет дефекты правового регулирования, но и указывает на возможные способы их устранения. Функция официального толкования норм Конституции служит правильному их пониманию и применению на практике. Тем самым четко очерчиваются границы нормотворчества и правоприменения, которые должны быть в рамках основополагающих положений Конституции.
С января 1996 года по настоящее время в Конституционный Совет поступило более 190 обращений: от Главы государства – 25, от председателей палат Парламента и его депутатов – 78, Премьер-министра – 27, судов – 70.
Всего Конституционным Советом принято более 140 нормативных постановлений. Из всех поступивших в Конституционный Совет обращений предметом 29 из них явилась проверка на соответствие Конституции принятых Парламентом и представленных Главе государства на подпись законов. По 15 обращениям были признаны не соответствующими Конституции в общей сложности 17 законов.
Я хотел бы отметить активность судов Карагандинской области в обеспечении конституционной законности действующего законодательства.
В прошлом году ювенальный суд области направил в Совет представление о признании неконституционным пункта 5 статьи 47 Кодекса «О браке (супружестве) и семье». По итогам его рассмотрения Правительству было рекомендовано инициировать поправки в указанный Кодекс с целью более полного обеспечения прав и свобод матери и ребенка.
В целом Конституционный Совет обратил внимание на необходимость уделения серьезного внимания модернизации единой системы государственного покровительства института брака и семьи, материнства, отцовства и детства, создание которой вытекает из пункта 1 статьи 27 Конституции.
По обращению Карагандинского областного суда были выявлены существенные недостатки законодательства по вопросу применения привода в исполнительном производстве. Во исполнение решения Конституционного Совета Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» дополнен новой статьей 35-1, в которой подробно урегулирован порядок применения привода в исполнительном производстве, а также разграничены полномочия государственных органов в процессе его применения.
В этом году Казахстан вступил в новый этап развития. В стране имел место плавный процесс передачи верховной власти. Конституционный Совет в рамках своей компетенции раскрыл процедуру его реализации. По обращению Президента республики Совет разъяснил, что перечень оснований досрочного прекращения полномочий Президента Республики, установленный пунктом 3 статьи 42 Конституции, не является исчерпывающим и в него также входит его право на прекращение полномочий согласно собственному волеизъявлению.
Как вам известно, данное решение Совета учитывалось в процессе добровольного прекращения полномочий Первым Президентом.
9 июня проведены внеочередные выборы Президента Республики Казахстан, на которых на пост Главы государства избран К.-Ж.К. Токаев.
В связи с назначением этих выборов в апреле Конституционный Совет интерпретировал содержание требования к кандидатам в Президенты о проживании в Казахстане последние 15 лет. Согласно его решению, кандидатом в Президенты республики может быть зарегистрирован гражданин, постоянно проживающий на территории республики Казахстан последние пятнадцать лет. В этот срок могут быть включены и периоды проживания за пределами республики персонала дипломатической службы Республики Казахстан и приравненных к ним лиц, назначенных (избранных) на должности при международных организациях, членами которых является Казахстан.
Все эти нормативные постановления Конституционного Совета были положены в основу решений соответствующих государственных органов и должностных лиц. Благодаря этому данные события прошли в спокойной ситуации, что является мощным фактором обеспечения внутренней стабильности и укрепления международного авторитета Казахстана.
В своем послании Конституционный Совет отметил, что первостепенной задачей всех органов государства, институтов гражданского общества и граждан на новом этапе эволюции государственности является обеспечение функционирования ветвей власти в условиях общественного согласия и политической стабильности, уважения других основополагающих принципов и ценностей республики, положений и норм Конституции страны.
Сегодня мы видим, как Казахстан сталкивается с новыми вызовами и веяниями. В стране проводится большая работа по модернизации экономики, социальной политики, дальнейшей демократизации общества, совершенствованию государственного управления, правоохранительной и судебной систем, мер противодействия коррупции.
Создан и начал действовать Национальный совет общественного доверия при Президенте республики. Основной его целью является выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества. Состав Национального совета сформирован из числа известных государственных и общественных деятелей, представителей политических партий, неправительственного сектора.
Все эти меры вытекают из соответствующих норм Основного Закона и напрямую связаны с реализацией заложенного в них смысла. В этой работе большой интерес представляют правовые позиции и рекомендации Конституционного Совета, изложенные в его итоговых решениях. Они позволяют гибко реагировать на происходящие изменения и создавать для них необходимую правовую основу.
Так, модернизация системы социального обеспечения населения вытекает из положений пункта 1 статьи 1 Конституции, согласно которым республика утверждает себя социальным государством. Как разъяснял Конституционный Совет, данная норма означает, что Казахстан намерен развиваться как государство, которое берет на себя обязательство создавать условия для достойной жизни своим гражданам и свободного развития личности, адекватно возможностям государства.
Данный процесс предполагает непрерывное увеличение объемов социальной поддержки населения по мере роста экономических показателей, особенно социально уязвимых слоев. В этом году увеличены размеры минимальной заработной платы, пенсий, пособий, усилена жилищная политика.
Недавно в своем очередном послании Конституционный Совет внес конкретные предложения по конституционализации законодательства и практики его применения.
Так, согласно Конституции, права и свободы человека могут быть ограничены только законами. Функции государственных органов, затрагивающие вопросы правосубъектности физических и юридических лиц, в том числе по использованию мер правоограничительного характера, должны устанавливаться в законах.
Несмотря на это в действующем законодательстве все еще встречаются подзаконные правовые акты, которыми регулируются указанные вопросы, что недопустимо. Это касается правовой регламентации привода как меры обеспечения производства по делу, превентивного ограничения свободы передвижения как меры профилактики правонарушений, Правил дорожного движения и других, которые целесообразно подвергнуть тщательной ревизии.
Ряд предложений Конституционного Совета касается вопросов уголовного процесса. Это повышение гарантий конституционных прав потерпевших.
Как показывает анализ, в уголовно-процессуальном законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие органы уголовного преследования способствовать потерпевшему по уголовным делам частного обвинения в выяснении обстоятельств уголовного правонарушения при отсутствии сведений о лице, привлекаемом к уголовной ответственности, а также нормы, предусматривающие возможность возбуждения частного обвинения по заявлениям близких лиц в случае смерти потерпевшего лица.
Необходимо более широко использовать возможности судов по обращению в Конституционный Совет с представлениями о проверке конституционности введенных в действие правовых актов. Отсутствует четкий механизм оповещения судов о принятии Советом к производству обращений других судов.
В последнее время динамику таких обращений нельзя назвать положительной. Такой ситуации способствуют не только низкий уровень активности судей, но и организационные проблемы.
Кроме того, Совет указал и на другие злободневные проблемы, а именно:
- урегулирование вопросов обратной силы нового закона (исполнения ранее наложенных административных взысканий) при переводе административных правонарушений в разряд уголовных правонарушений;
- пересмотр общеправовых последствий судимости и прекращения уголовного преследования по так называемым нереабилитирующим основаниям;
- уточнение в уголовном законодательстве цели совершения актов членовредительства осужденными и раскрытие содержания понятия «учреждение, обеспечивающее изоляцию от общества», что позволит однозначно выделить признаки состава преступления и не допускать широкого толкования в правоприменительной практике.
Все эти предложения направлены на то, чтобы законы соответствовали конституционным требованиям, были справедливыми, а установленные в них ограничения отвечали принципам необходимости, соразмерности и пропорциональности.
Подводя итог, могу с уверенностью сказать, что действующая Конституция служит основой стабильности гражданского общества и казахстанской государственности.
Она имеет огромный потенциал для дальнейшего продолжения демократических процессов, сохранения согласия и развития конституционализма в стране.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Приказ без механизмов 22.04.2021

    В редакцию обратилась жительница Караганды Валентина Ефанова. Ее интересует вопрос, почему в стране до сих пор не работает приказ о сооплате лекарственных средств.

  • Шаханская мечта 20.04.2021

    Когда в поселок придет качественное тепло?

    В эпоху высоких технологий, когда, казалось, уже всем доступны блага цивилизации, жители некоторых населенных пунктов еще только могут грезить бесперебойным теплоснабжением. Среди них - Шахан.

  • Договор дороже денег 17.04.2021

    Ремонт - само по себе дело хлопотное, а если его еще и омрачают нерадивые мастера... Как привлечь недобросовестных строителей, некачественно или не полностью выполнивших свои обязательства, к ответственности? С таким вопросом в редакцию обратилась жительница Караганды Аяжан Мамедова.

  • Космос: экологические аспекты 15.04.2021

    В информационном пространстве время от времени появляются публикации о том, что ракетно-космическая деятельность наносит непоправимый ущерб окружающей среде и здоровью казахстанцев. Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент «ИК» обратилась в РГП «НИЦ «Ғарыш-Экология» - к и.о. генерального директора Ерлану Бекетову, сотрудники которого порядка 20 лет проводят экологический мониторинг территорий районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, в том числе Жезказган-Улытауского региона.

  • Снег обнажил проблемы 13.04.2021

    Аким Карагандинской области Женис Касымбек возмутился работой по очистке дорог и улиц в областном центре.

  • Придется сносить? 13.04.2021

    Участок дороги в 300 метров стал камнем преткновения между подрядчиком и жильцами частного сектора, расположенного в районе перекрестка улиц Моховой и Винницкой областного центра.

  • Дорогие дороги 08.04.2021

    Ямы и выбоины, образовавшиеся на проезжей части областного центра после зимы, латают из доступных средств. Выбор у подрядчиков небогат - от гравия, холодного асфальта и до тротуарной плитки.

  • За волокиту - к ответу 06.04.2021

    Жительница Бухаржырауского района пожаловалась Женису Касымбеку, что не может получить земельный участок, чтобы построить магазин. Об этом она рассказала акиму области во время онлайн-приема граждан. По словам женщины, акимат села Самарканд не может решить вопрос уже три года.

Гид по вакцине против коронавируса