08 августа 2019 года 3016

Точка опоры

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Качество знаний в селе и городе - нередко две большие разницы. Дети из глубинки зачастую уступают по уровню знаний своим городским сверстникам. В этой связи управление образования проводит большую работу по сохранению и развитию сети сельских учебных заведений.

История проблемы малокомплектных школ берет начало в 90-х годах, когда в результате массовой миграции сократилось население бывших совхозов. Не один год на уровне Правительства проводится работа по решению этого вопроса. План действий по реализации предвыборной программы Президента РК «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге», предусматривает принятие Государственной программы развития образования и науки РК до 2025 года, включающей в том числе сокращение разрыва в качестве образования на селе и в городе.
Насколько это важно, позволяют судить цифры. По информации управления образования, в области действуют 512 общеобразовательных школ, из них 232 - малокомплектные, или 43,3 процента от общего числа. Из общего количества 303 - сельские школы, в которых получает знания почти четверть учащихся региона (43 568 детей). На карте нашей области есть и такие населенные пункты, где и вовсе нет организаций образования. Для подвоза 2078 детей в близлежащие школы задействованы 65 автобусов.
Еще 965 учащихся проживают в пришкольных интернатах. И это большой минус. Казахская пословица гласит: «Балалы үй - базар, баласыз үй - мазар» (дом с детьми, что базар, - шумлив и весел, дом без детей, что могила, - тих и печален). Расставание с детьми тяжело, но лишь понимание необходимости получения знаний способно подвигнуть взрослых на этот шаг, с тем чтобы при любой удобной возможности переехать в тот же областной центр, где не придется думать, как чувствует себя ребенок, поел ли он, справляется ли с заданиями.
Ветеран педагогического труда Сабит Контаев посвятил немалую часть своей трудовой деятельности проблеме малокомплектных школ и по сей день продолжает над ней работать. Кстати, именно он является автором идеи создания опорных школ (ресурсных центров), которая нашла свое воплощение по всей республике. С профессиональной точки зрения он объяснил, в чем заключается этот пресловутый разрыв. Так, государственная политика провозглашает равенство прав всех на получение качественного образования.
- Учитель имеет право использовать любые методы и средства для достижения цели. А конечный результат везде должен быть одинаковым. Сельским же детям недоступны многие позиции, - подчеркнул С. Контаев.
Качество образования напрямую зависит от трех факторов - это кадровый ресурс, материально-техническая база, учебно-методический комплекс. При традиционной системе все три фактора работали слаженно. Но внедрение обновленного содержания образования усугубило ситуацию. Новая система нацелена на то, чтобы учащиеся сами развивали функциональную грамотность, активно «добывая» знания и творчески подходя к решению проблем. В современном мире одних знаний уже недостаточно. В этом контексте они выступают инструментом для познания ценностей, необходимых для проектирования своего будущего. Школьник должен знать, как меняется окружающий мир, быть в курсе глобальных вызовов, иметь представление о том, какие специальности теряют актуальность, какие будут востребованы завтра и многое другое.
Как подчеркнул педагог, в условиях сельских малокомплектных школ сложно сформировать творческую личность. Все упирается в элементарное отсутствие условий для организации дополнительного образования для детей. Государству нет смысла выделять миллионы на приобретение специализированных лабораторий и оборудования для организаций образования, где учится, например, от силы сотня человек (согласно типовым требованиям в каждом населенном пункте с малой численностью населения гарантируется функционирование средней МКШ с численностью обучающихся от 81 до 180 человек).
- В какой сельской школе созданы условия для дополнительного образования? Открытие хотя бы одного спортивного кружка расценивается как большое достижение. Но не всем же быть спортсменами. И даже если педагог пройдет курсы повышения квалификации, то он не сможет перейти от теории к практике из-за отсутствия материально-технической базы, - констатирует Сабит Сеитович. - Налицо - неразрешимые противоречия. В свое время для решения этого вопроса мы и предложили идею создания опорных школ, аккумулирующих в себе все имеющиеся ресурсы. Кроме того, рассматривается вариант индивидуальной траектории развития ребенка. Упор делается на самостоятельность. Для этого школьник должен, применяя на практике творческий проект, получить продукт собственного труда. Для этого необходимо создать условия - мастерскую, лабораторию и в полной мере обеспечить его материалами. И ему достаточно будет зайти в интернет и работать. Учитель в этом случае выступает помощником, задавая нужное направление.
На сегодняшний день в области насчитывается 39 ресурсных центров, за которыми закреплены 193 магнитные МКШ. На их базе дети получают необходимый объем знаний на сессиях. Кроме того, рассматривается вопрос внедрения спутниковой образовательной системы, которая также будет сконцентрирована вокруг опорных школ. Но для этого на законодательном уровне необходимо решить вопрос дистанционного образования. Полным ходом идет подготовка к созданию первого в республике комплекса «Специализированная школа-интернат-колледж» на базе специализированной школы-лицея-
интерната «Информационные технологии». Планируется, что комплекс пройдет международную аккредитацию по опыту Назарбаев Интеллектуальных школ и внедрит международные программы IB и IB CP. Это позволит ее выпускникам получить не только аттестат, но и свидетельство о профессиональной подготовке с присвоением рабочей квалификации, и международные сертификаты Hardskills и Softskills. В перспективе такие же комплексы начнут работать не только в городах, но и в районных центрах и селах.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Тяжело в учении 28.03.2020

    Проверить свои знания на пробных ЕНТ выпускники смогут бесплатно. Такую возможность школьникам дали в связи с введением в стране чрезвычайного положения по коронавирусу.

  • «Для нас это не ново» 20.03.2020

    Университеты и колледжи в эти дни непривычно пусты. С понедельника, согласно приказу Министерства образования, все студенты вузов и учащиеся колледжей переведены на дистанционную форму обучения.

  • Победа царицы наук 17.03.2020

    Школьницы из шахтерской столицы стали призерами Х Международного конкурса исследовательских проектов по математике и механике имени академика Умирбека Джолдасбекова. Интеллектуальное соревнование традиционно проходило в Казахском национальном университете имени аль-Фараби в Алматы.

  • Грант для развития 14.03.2020

    Доцент из Темиртау стала обладательницей звания «Лучший преподаватель вуза 2019 года». Ирина Волокитина работает на кафедре «Обработка металлов давлением» в Карагандинском государственном индустриальном университете.

  • Играя и познавая 14.03.2020

    Студенты КарГУ имени Е.А. Букетова запустили социальный проект, направленный на обучение 
    ребят из многодетных семей. В первый же день регистрации желающих говорить на языке Шекспира оказалось немало.

  • Инженеры будущего 03.03.2020

    Областной чемпионат по трехмерному компьютерному моделированию среди школьников прошел в Караганде. Учащиеся 5-11 классов соревновались в 3D-проектировании и конструировании автомобилей. Победители награждены смартфонами и другими ценными призами. А самые лучшие работы будут представлены в международном конкурсе в России.

  • Пример всегда перед глазами 03.03.2020

    Бить точно в цель старались участницы ежегодных военно-спортивных соревнований по пулевой стрельбе. Многие из них, прежде чем отправиться в КарГУ им. Е.А. Букетова на мероприятие, посвященное памяти Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой, прочитали немало книг и информации о бесстрашных Героях Советского Союза.

  • Верный выбор 29.02.2020

    В пришахтинской школе № 51 с нынешнего года реализуется проект «Юный журналист». Сюда в минувшую среду пригласили корреспондента «Индустриальной Караганды» Сергея Буянова для встречи с учениками.

Наша Караганда