08 августа 2019 года 943

Точка опоры

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Качество знаний в селе и городе - нередко две большие разницы. Дети из глубинки зачастую уступают по уровню знаний своим городским сверстникам. В этой связи управление образования проводит большую работу по сохранению и развитию сети сельских учебных заведений.

История проблемы малокомплектных школ берет начало в 90-х годах, когда в результате массовой миграции сократилось население бывших совхозов. Не один год на уровне Правительства проводится работа по решению этого вопроса. План действий по реализации предвыборной программы Президента РК «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге», предусматривает принятие Государственной программы развития образования и науки РК до 2025 года, включающей в том числе сокращение разрыва в качестве образования на селе и в городе.
Насколько это важно, позволяют судить цифры. По информации управления образования, в области действуют 512 общеобразовательных школ, из них 232 - малокомплектные, или 43,3 процента от общего числа. Из общего количества 303 - сельские школы, в которых получает знания почти четверть учащихся региона (43 568 детей). На карте нашей области есть и такие населенные пункты, где и вовсе нет организаций образования. Для подвоза 2078 детей в близлежащие школы задействованы 65 автобусов.
Еще 965 учащихся проживают в пришкольных интернатах. И это большой минус. Казахская пословица гласит: «Балалы үй - базар, баласыз үй - мазар» (дом с детьми, что базар, - шумлив и весел, дом без детей, что могила, - тих и печален). Расставание с детьми тяжело, но лишь понимание необходимости получения знаний способно подвигнуть взрослых на этот шаг, с тем чтобы при любой удобной возможности переехать в тот же областной центр, где не придется думать, как чувствует себя ребенок, поел ли он, справляется ли с заданиями.
Ветеран педагогического труда Сабит Контаев посвятил немалую часть своей трудовой деятельности проблеме малокомплектных школ и по сей день продолжает над ней работать. Кстати, именно он является автором идеи создания опорных школ (ресурсных центров), которая нашла свое воплощение по всей республике. С профессиональной точки зрения он объяснил, в чем заключается этот пресловутый разрыв. Так, государственная политика провозглашает равенство прав всех на получение качественного образования.
- Учитель имеет право использовать любые методы и средства для достижения цели. А конечный результат везде должен быть одинаковым. Сельским же детям недоступны многие позиции, - подчеркнул С. Контаев.
Качество образования напрямую зависит от трех факторов - это кадровый ресурс, материально-техническая база, учебно-методический комплекс. При традиционной системе все три фактора работали слаженно. Но внедрение обновленного содержания образования усугубило ситуацию. Новая система нацелена на то, чтобы учащиеся сами развивали функциональную грамотность, активно «добывая» знания и творчески подходя к решению проблем. В современном мире одних знаний уже недостаточно. В этом контексте они выступают инструментом для познания ценностей, необходимых для проектирования своего будущего. Школьник должен знать, как меняется окружающий мир, быть в курсе глобальных вызовов, иметь представление о том, какие специальности теряют актуальность, какие будут востребованы завтра и многое другое.
Как подчеркнул педагог, в условиях сельских малокомплектных школ сложно сформировать творческую личность. Все упирается в элементарное отсутствие условий для организации дополнительного образования для детей. Государству нет смысла выделять миллионы на приобретение специализированных лабораторий и оборудования для организаций образования, где учится, например, от силы сотня человек (согласно типовым требованиям в каждом населенном пункте с малой численностью населения гарантируется функционирование средней МКШ с численностью обучающихся от 81 до 180 человек).
- В какой сельской школе созданы условия для дополнительного образования? Открытие хотя бы одного спортивного кружка расценивается как большое достижение. Но не всем же быть спортсменами. И даже если педагог пройдет курсы повышения квалификации, то он не сможет перейти от теории к практике из-за отсутствия материально-технической базы, - констатирует Сабит Сеитович. - Налицо - неразрешимые противоречия. В свое время для решения этого вопроса мы и предложили идею создания опорных школ, аккумулирующих в себе все имеющиеся ресурсы. Кроме того, рассматривается вариант индивидуальной траектории развития ребенка. Упор делается на самостоятельность. Для этого школьник должен, применяя на практике творческий проект, получить продукт собственного труда. Для этого необходимо создать условия - мастерскую, лабораторию и в полной мере обеспечить его материалами. И ему достаточно будет зайти в интернет и работать. Учитель в этом случае выступает помощником, задавая нужное направление.
На сегодняшний день в области насчитывается 39 ресурсных центров, за которыми закреплены 193 магнитные МКШ. На их базе дети получают необходимый объем знаний на сессиях. Кроме того, рассматривается вопрос внедрения спутниковой образовательной системы, которая также будет сконцентрирована вокруг опорных школ. Но для этого на законодательном уровне необходимо решить вопрос дистанционного образования. Полным ходом идет подготовка к созданию первого в республике комплекса «Специализированная школа-интернат-колледж» на базе специализированной школы-лицея-
интерната «Информационные технологии». Планируется, что комплекс пройдет международную аккредитацию по опыту Назарбаев Интеллектуальных школ и внедрит международные программы IB и IB CP. Это позволит ее выпускникам получить не только аттестат, но и свидетельство о профессиональной подготовке с присвоением рабочей квалификации, и международные сертификаты Hardskills и Softskills. В перспективе такие же комплексы начнут работать не только в городах, но и в районных центрах и селах.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Площадка для старта 19.09.2019

    На территории кампусов КарГУ им. Е. Букетова открыли несколько центров для молодежи, которая хочет развивать свои стартапы, строить бизнес и работать. В этом деле университету помогают предприниматели и крупные компании.

  • Споры - в сторону 19.09.2019

    Ассамблея народа Казахстана провела свой собственный общереспубликанский диктант в латинской транскрипции. В Жезказгане в этой акции приняли участие около 50 человек, к ним присоединилась и журналист «ИК».

  • «Я вижу землю» 19.09.2019

    В честь 100-летия Нуркена Абдирова провели конкурс творческих работ. В мероприятии приняли участие школьники 12-14 лет со всей области. На суд жюри они представили свои поделки, рисунки, аппликации, 3D-панорамы и макеты. 17 сентября состоялось награждение авторов самых креативных идей. «Гран-при» достался ученицам из поселка Ботакара Бухаржырауского района.

  • Важный шаг вперед 07.09.2019

    Эволюции Основного Закона страны, который является правовой основой стабильности гражданского общества и государственности, была посвящена международная научная конференция, проведенная в стенах Карагандинского экономического университета.

  • Душа народа 05.09.2019

    Каждая нация ассоциируется с ее языком. Именно он является связующим звеном народа. Казахский так же многообразен и ярок, как другие наречия мира. О его важности и значимости в развитии общества не раз в своих выступлениях говорил Первый Президент, который также подписал Указ о переходе Казахстана на латиницу.

  • В большую жизнь 05.09.2019

    В  Доме дружбы состоялась встреча с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей, в жизни которых начался совершенно новый этап.

  • Звонок добрых дел 03.09.2019

    1 сентября на торжественной линейке педагогов и учащихся опорной школы поселка Осакаровка с началом нового учебного года поздравил глава региона Ерлан Кошанов. Он пожелал всем учителям области интересной и плодотворной работы, а ребятам посоветовал хорошо учиться, чтобы стать достойными гражданами страны в будущем. 

  • Каждому - по учебнику 29.08.2019

    К 1 сентября в Караганде литературой обеспечат всех школьников. На эти цели из бюджета выделено свыше 800 миллионов тенге.

Наша Караганда