03 августа 2019 года 783

Нити судьбы

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Видный государственный деятель, великий поэт и писатель Сакен Сейфуллин в своем романе красочно описал встречу с одним из наших репрессированных земляков - Ауезханом Жусуповым. Иных сведений о нем родным пока не удалось отыскать.

Все началось с акции «Мой экспонат в музее», запущенной музеем памяти жертв политических репрессий поселка Долинка. Первым ее участником стал карагандинец Бейбит Баймурзин. Он подарил музею два документа. Первый - трудовой список ударника, выданный его дяде Мукану Сарсембаеву Карагандинским отделением «Госзеленстроя», жившему и трудившемуся на станции Дарья Шетского района. Высокое звание ему присвоили седьмого ноября 1933 года. 3-5 числа каждого месяца трудсписок сдавался в производственный сектор для отметки результатов труда. Хорошие качества работы ударника записывались с правой стороны в красной рамке, недочеты, соответственно, с левой в черной рамке. Отметки давали возможность «выявить подлинное лицо ударника», сами же передовики производства получали право на льготное снабжение продуктами и промтоварами. Например, М. Сарсембаев за перевыполнение плана был премирован… ботинками.
Но наибольший интерес представляет второй документ - членский билет Профессионального союза рабочих каменноугольной промышленности. Старший брат матери дарителя Омархан Жусупов, работавший каменщиком на одной из шахт Караганды, вступил в организацию в 1937 году. При ближайшем ознакомлении выяснилось, что обычный членский билет выступает свидетельством трагедии большой семьи и имеет непосредственное отношение к массовым политическим репрессиям.
Будет правильнее начать эту историю с главы семейства - Ахметжана Жусупова, деда Б. Баймурзина, который, согласно архивным данным, являлся уроженцем и жителем аула № 3 Акжарского аулсовета Тельманского района. До революции 1917 года бай был известным в округе религиозным деятелем. Как гласят документы, после посещения Мекки «открыл религиозную школу, где обучал несовершеннолетних, проводил религиозные обряды, занимался лечением больных, собирал пожертвования для мечети». В 1928 году все его богатство, состоящее из 200 голов КРС, 500 баранов и 170 лошадей, было конфисковано, а сам он лишился избирательного права. В августе 1933 года по обвинению в контрреволюционной вредительской работе и уничтожении колхозного скота его приговорили к высылке в Западно-Казахстанскую область сроком на три года. Домой вернулся лишь в конце 1942 года.
Его старшего сына Омархана Жусупова УНКВД по Карагандинской области арестовало в ноябре 1942 года. Ему инкриминировалось проведение антисоветской агитации пораженческого характера. Суд назначил наказание в виде восьми лет лишения свободы. Встретиться с родными ему больше не довелось - в 1943 году он скончался в лагерных застенках и был похоронен в поселке Долинка.
Сполна горькую чашу испил и второй сын Ахметжана кажи - Ауезхан. В первый раз его арестовали в 1916 году, о чем также говорится в произведении С. Сейфуллина. С приходом советской власти он принял активное участие в становлении новой жизни. В 20-х годах окончил Казахский пединститут в Ташкенте, в 30-е годы перебрался в Восточный Казахстан, где основал в поселке Курчум школу-интернат.
- Осенью 1937 года, как и многие представители казахской интеллигенции, был незаконно осужден и 10 лет своей жизни провел в Воркутлаге. После освобождения некоторое время работал в школе села Актобе Тельманского района, однако подорванное здоровье не позволило продолжить преподавательскую деятельность, - рассказал Бейбит Алтынович.
И тут начинается самое интересное. Имя Ауезхана Жусупова увековечил сам Сакен Сейфуллин, описав в своем знаменитом романе «Тернистый путь» неожиданную встречу с однокашником.
«Когда мы переправились через Сабыр-кожу и выехали из оврага, навстречу нам показался всадник, ведущий в поводу второго коня. Безусый, безбородый худощавый жигит был хорошо одет. Я сразу узнал его, но не подал виду. Поздоровались, расспросили друг друга. С жигитом говорил Мукай, а я безмятежно разглядывал аул, делая вид, что совершенно не узнаю встречного жигита. Он здешний. Имя его Ауесхан. Его отца звали хаджи Ахметжаном. Ауесхан учился в Акмолинской городской русской школе вместе со мною, но только в младшем классе. В 1916 году в связи с восстанием казахов он целую зиму провел в тюрьме и освободился после свержения царской власти. Сейчас Ауесхан, пристально глядя на меня, расспрашивал, куда Мукай держит путь...
- А вы кем доводитесь Сакену?- спросил меня Ауесхан.
- Кто такой Сакен?
- Известный Сакен Сейфуллин - Садвокас,- твердо сказал Ауесхан.
... Ауесхан начал описывать мне меня же самого.
- Как же вы не знаете Сакена? У Сейфуллы был сын по имени Сакен… Увы, забрали его в тюрьму, пропал он…,- с сожалением закончил жигит.
Мне не хотелось оставлять Ауесхана в неведении. Но ведь известны казахские обычаи: раскроешь тайну своему другу, а он непременно передаст другому, тот третьему - и так на всю округу.
Ауесхан тронул было коня, сказав «до свидания», но тут я не выдержал:
- Как вас зовут?
- Ауесхан!- последовал ответ.
- Неужели вы не узнаете меня?
Ауесхан мигом слетел с коня и со слезами на глазах обнял меня. Он обрадовался встрече, как ребенок».
Во время этой встречи Жусупов рассказал попутчикам о бесчинствах, учиненных Колчаком. Речь идет о событиях, когда в поселке между Акмолинском и Атбасаром многочисленный отряд белогвардейцев разгромил восставших крестьян и большевиков. Многие селения были сравнены с землей, после чего в Акмолинске расстреляли всех заключенных.
«Расстреляли твоего товарища Нургаина и многих других людей, - заключил Ауесхан», - писал «правдивый и гордый» трубадур казахского народа.
Отметим, что работа Б. Баймурзина, решившего восстановить историю своей семьи, напрямую соотносится с идеей статьи Лидера нации «Семь граней Великой степи». Вторая ее часть посвящена нескольким крупным проектам, направленным на модернизацию общественного сознания. Один из них - программа «Архив-2050», в которую должны войти исследования всех отечественных и зарубежных архивов, начиная с античности и кончая современностью. Исследования карагандинца далеки от академических. Самое главное, ему удалось выяснить, что его деда и старшего дядю признали жертвами политических репрессий и реабилитировали. Кроме того, этот кропотливый труд открыл еще одну страницу истории казахского народа и заставил по-новому взглянуть на творчество Сакена Сейфуллина.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Особое внимание 22.08.2019

    Спецпроект «Ауыл - ел бесігі» по развитию сельских территорий успешно реализуется в Жанааркинском районе. Это отметил заместитель акима области Серик Шайдаров в ходе поездки в регион.

  • Город возможностей 22.08.2019

    Региональный образовательно-туристический форум «Отаншыл» прошел на берегу Кенгирского водохранилища. Большой проект собрал более 90 молодых людей от 14 до 29 лет.

  • Наследие железного века 22.08.2019

    В Костанайской области, на берегу реки Кара-Тургай, расположено уникальное культовое сооружение, возраст которого датируется VIII-IX столетиями. Памятник представляет собой два архитектурных объекта сферической формы из дикого камня. В народе их называют «Уйтас», что в переводе означает «каменные дома». В истории они известны под названием «Екидын» (Екі дін), что, по одной из версий, значит «две религии, веры».

  • Документальная память народа 17.08.2019

    Архивы в современном мире играют важную роль в сохранении, развитии и популяризации историко-культурного наследия, а также выступают важным звеном преемственности поколений.

  • Сайга на счастье и удачу 17.08.2019

    В степи есть легенда о священной сайге Жезкиiк. Говорят, кто ее увидит, тот будет удачливым. Видел ли кто на самом деле покровительницу степных ланей, неизвестно. Но сколько композиторов и поэтов, вдохновленных мифом о тотемном животном, обрели свое творческое счастье и остались в памяти народа. С тех пор Жезкиiк непосредственно связывают с музыкой и поэзией. Именно поэтому так был назван и международный фестиваль этнокультурного наследия.

  • Все на площадку! 17.08.2019

    Еще одна детская площадка по программе «Рухани жаңғыру» появилась в Сарани. Подарок детворе Финского поселка сделали местные предприниматели.

  • На колеснице - в будущее 15.08.2019

    Археологическая школа нашего региона признана одной из самых сильных в республике. Уступает она лишь Институту археологии им. А.Х. Маргулана при Министерстве образования и науки. Но в этом случае надо сделать поправку на то, что находящийся в Алматы НИИ собрал ведущих ученых со всей страны. А в Центре по сохранению историко-культурного наследия работают только местные специалисты.

  • Этап из Прибалтики 15.08.2019

    Выставка, организованная в рамках программы «Рухани жаңғыру», дает возможность современному обществу ощутить масштабы трагедии народа, пережитой в 30-50-х годах прошлого столетия. Кроме того, она является своеобразным символом милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев друг к другу.