30 июля 2019 года 994

Следы древней цивилизации

Автор: Самал АХМЕТОВА

Золотые украшения, уникальные бронзовые сосуды и... захоронение жрицы, которую сами историки в шутку называют колдуньей. Хотя этот факт, по их мнению, вполне имеет место быть. А еще учеными был найден самый древний город, существовавший на территории современного Казахстана.

Степь таит в себе много тайн и загадок. От Дуная до Енисея она хранит памятники археологии. Но именно Сарыарка, по мнению известного в Казахстане историка Игоря Кукушкина, несколько тысяч лет назад была центром культуры бронзового века.
- Здесь хорошая концентрация памятников, могильников и захоронений, которые представляют для специалистов большой интерес. В эпоху бронзы вместо ковыля, караганника и голой степи располагалась долина, где протекала река, шумела роща и рядом высились горы. Такая природа была весьма удобной для жизни древних людей. Более того, по предположениям, тут располагалась ставка царей, - считает Игорь Кукушкин.
Об этом свидетельствуют захоронения, в которых археологи находят останки людей, некогда облаченных в дорогие одежды и украшенных драгоценностями. Кстати, именно здесь была найдена и пирамида, датируемая ХIII-VIII веками до н.э. Сегодня при поддержке акимата области сооружение полностью восстановлено и готово принимать туристов.
Обнаружив пирамиду, специалисты воодушевились и стали искать другие могильники. В своих ожиданиях они не обманулись. Спустя некоторое время был найден бронзовый сосуд. По словам Игоря Кукушкина, на всем Евразийском континенте таких находок было всего три. Их возраст - примерно четыре тысячи лет. Но главной сенсационной находкой стал могильник под условным названием «Кызыл тау», он включает 20 объектов. Арехологам удалось исследовать пока пять из них.
- Эти захоронения, по всей видимости, принадлежали людям одного племени. Здесь есть центральное погребение, принадлежащее взрослым людям с высоким социальным статусом. В остальных могилах покоятся воины-колесничие, которых сопровождает захоронение лошадей. Далее располагаются рядовые члены общества - их положили в грунтовые ямы или каменные ящики, - рассказывает ученый.
Что касается основного могильника, то историки в нем обнаружили пару, лежащую лицом друг к другу. У изголовья каждого останка стоят по два горшочка - один большой, другой поменьше. Сосуды с узорами, очень напоминающими орнаменты на современных казахских коврах. Самой же главной ценностью стали золотые украшения, в которых похоронили женщину. Серьги, бляшка, подвески, монеты - все это сохранилось в первозданном виде на протяжении нескольких тысяч лет.
Недалеко от главного погребения знатной семьи (возможно, и царской), расположены захоронения воинов-колесничих, которые составляли отдельное сословие. Как настоящих батыров, их погребали вместе с оружием - бронзовыми ножами, луками и стрелами. А рядом с ними лежали лошади, которые помогали своим хозяевам быстрее достичь врат небес.
Пожалуй, одной из таинственных находок является могильник с кремированной женщиной. Остатки золы свидетельствуют о том, что тело «бронзовой дамы» сначала отделили от головы, а потом сожгли. Возле черепа лежали накосники, такие украшения сохранились и по сей день - их казахи называют «шолпы». Степные красавицы обычно вплетают их в косы. Благодаря им девушки учатся прямо держать спину, а родители по звону узнают, что их дочь приближается к дому. Как теперь оказалось, такие шолпы передавались народу с древних времен.
Вот и у таинственной незнакомки они были. Вместе с накосниками в могиле лежал нож и стояли целых семь горшочков, что для бронзовых людей было делом немыслимым. Ведь даже у царя в пирамиде было найдено всего два.
Видимо, эта красавица должна была умаслить небесных богов в несколько раз больше, чем остальные ее сородичи. Хотя, как предполагают археологи, возможно, она при жизни была жрицей, именно поэтому ее и сожгли. В одном специалисты уверены точно - деятельность ее связана с проведением ритуалов. В средневековье таких людей, обладающих сверхзнаниями и провидением, называли ведьмами и колдунами.
Могильник «Кызыл тау» - единственный, который открыли археологи. Им удалось раскопать курган, выбивающийся из общего ряда памятников. По словам заместителя директора по науке областного историко-краеведческого музея Даурена Жусупова, во время работы историки обнаружили, что захоронение было... пустым.
- Курган сооружен полностью из камня, хотя чаще мы встречаем каменно-земляную насыпь. Его диаметр больше одного метра, а высота два метра. Примерная дата могильника - с VIII века до н.э. до I тысячелетия н.э.

При закладке кургана была соблюдена определенная конструкция - место погребения, за которым идут три ограды. А по краям стояли крибиды, которые держали курган, чтобы он не скатывался. Самая крайняя ограда состояла из массивных плит, вкопанных под ребро по типу британского Стоунхэджа, - отмечает Даурен Жусупов.
Большой загадкой явилась и пустота внутри захоронения. При этом, как подчеркивает историк, могильник не был разграблен.
- Когда курганы вскрываются черными копателями, то на разных уровнях встречаются кости человека или животного. Здесь же все было нетронутым. Такое захоронение мы обнаружили впервые. С чем связано то, что могильное сооружение было возведено без умершего, нам еще предстоит выяснить, - сказал историк.
Рядом с пустым курганом, который археологи именовали «Каражартас 2», нашли и второй. Но в отличие от предыдущего здесь покоился знатный человек - по всей вероятности, крупный военачальник. А уже чуть поодаль стоит пирамида, где похоронен царь местного племени. Окружают курганы более мелкие захоронения, где погребены обычные смертные. Весь этот комплекс, по словам специалистов, и составит будущий Талдинский историко-археологический парк, который создается по поручению акима области.
Однако на этом чудеса не заканчиваются. И примерно в 30 км от будущего парка специалисты нашли поселение, которое свидетельствует о том, что у кочевников все-таки была цивилизация. Об этом говорит наличие протогорода, обнаруженного месяц назад. Как рассказал генеральный директор ТОО «Арехологические раскопки» Ерлан Амиров, о том, что данное поселение, названное «Ак кезен», претендует на звание города, можно судить по святилищу. Именно такие общественные сооружения являются признаками городской жизни.
- Несколько бытовых жилищ на современном языке можно назвать селами. А вот если среди них находятся святилища, то поселению можно смело давать статус города. На обнаруженном нами кургане проводились ритуальные обряды - об этом говорят остатки золы, где горел очаг, и отсутствие бытового мусора. В данном святилище постоянно горел огонь, но на нем не готовили еду. Зато есть камень для исполнения жертвоприношения. О том, что это сооружение было выше и больше обычного дома, свидетельствует и наличие колонн из каменных кладок, - говорит Ерлан Амиров.
Протогород, по мнению археолога, существовал в ХII – IХ в.в. до н.э. Относится он к бегазы-дандыбаевской культуре. Одно только ритуальное помещение здесь находится на площади 10 гектаров. Интересно, что древний город был окружен рядом мелких поселений, так называемых пригородов. Основная деятельность его жителей – скотоводство и земледелие. Помимо этого был найден шлак, свидетельствующий о развитии древней металлургии.
Все находки, которые обнаружили археологи, будут отправлены в лаборатории для более точного определения возраста и состава металла. Но уже сейчас они не сомневаются, что Талдинский историко-археологический комплекс является уникальным на континенте Евразия.

Шетский район

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Особое внимание 22.08.2019

    Спецпроект «Ауыл - ел бесігі» по развитию сельских территорий успешно реализуется в Жанааркинском районе. Это отметил заместитель акима области Серик Шайдаров в ходе поездки в регион.

  • Город возможностей 22.08.2019

    Региональный образовательно-туристический форум «Отаншыл» прошел на берегу Кенгирского водохранилища. Большой проект собрал более 90 молодых людей от 14 до 29 лет.

  • Наследие железного века 22.08.2019

    В Костанайской области, на берегу реки Кара-Тургай, расположено уникальное культовое сооружение, возраст которого датируется VIII-IX столетиями. Памятник представляет собой два архитектурных объекта сферической формы из дикого камня. В народе их называют «Уйтас», что в переводе означает «каменные дома». В истории они известны под названием «Екидын» (Екі дін), что, по одной из версий, значит «две религии, веры».

  • Документальная память народа 17.08.2019

    Архивы в современном мире играют важную роль в сохранении, развитии и популяризации историко-культурного наследия, а также выступают важным звеном преемственности поколений.

  • Сайга на счастье и удачу 17.08.2019

    В степи есть легенда о священной сайге Жезкиiк. Говорят, кто ее увидит, тот будет удачливым. Видел ли кто на самом деле покровительницу степных ланей, неизвестно. Но сколько композиторов и поэтов, вдохновленных мифом о тотемном животном, обрели свое творческое счастье и остались в памяти народа. С тех пор Жезкиiк непосредственно связывают с музыкой и поэзией. Именно поэтому так был назван и международный фестиваль этнокультурного наследия.

  • Все на площадку! 17.08.2019

    Еще одна детская площадка по программе «Рухани жаңғыру» появилась в Сарани. Подарок детворе Финского поселка сделали местные предприниматели.

  • На колеснице - в будущее 15.08.2019

    Археологическая школа нашего региона признана одной из самых сильных в республике. Уступает она лишь Институту археологии им. А.Х. Маргулана при Министерстве образования и науки. Но в этом случае надо сделать поправку на то, что находящийся в Алматы НИИ собрал ведущих ученых со всей страны. А в Центре по сохранению историко-культурного наследия работают только местные специалисты.

  • Этап из Прибалтики 15.08.2019

    Выставка, организованная в рамках программы «Рухани жаңғыру», дает возможность современному обществу ощутить масштабы трагедии народа, пережитой в 30-50-х годах прошлого столетия. Кроме того, она является своеобразным символом милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев друг к другу.