16 июля 2019 года 566

След стрелы

Названию города и реки положил начало героический батыр. В народе его называли Сокыр, что означало «слепой». Увечье свое Жалантос Кулыкулы получил в одном из боев с джунгарами. Имя его до сих пор хранят благодарные потомки.

В истории Казахского ханства Жалантос батыр почти не упоминается. По неизвестному стечению обстоятельств он менее известен, чем другие соратники по оружию - Кабанбай, Богенбай или Малайсары. Но в Карагандинской области подвиги полководца помнят и чтят.

Жалантос Кулыкулы был разносторонней личностью, храбрым батыром. Он прославился своими подвигами и стал легендой. Река Сокур и город Сарань получили название благодаря Жалантосу. Сокыром (слепым) он стал в одном из сражений, когда джунгарская стрела попала в него. Но на то он и батыр, чтобы не бежать с поля боя и кричать от боли. По легенде воин вытащил стрелу из глаза и бросил ее в реку, которая впоследствии и получила свое нынешнее название. С тех пор прошло больше трех столетий. Кроме того, в этой местности есть и сопка с одноименным названием «Сокыр басы», вдоль нее проходит трасса, ведущая к аэропорту «Сарыарка». Местные жители о ней отзываются почтительно: «Сокыр батыр аулие жатқан жер» («Место захоронения святого Сокыр батыра»).

Жизнью и подвигами Жалантоса Кулыкулы многие годы занимается его потомок в шестом поколении - балхашский краевед, журналист местной газеты «Пульс» Куандык Саденов. Несколько лет назад он составил шежире наследников батыра, которых сегодня насчитывается около трех тысяч. Они рассеяны по всему миру - живут в Казахстане, Египте, США. Наличие столь большого потомства Сокыра неудивительно - от трех жен у него родились 17 сыновей и дочерей.
Кстати, одна из жен, красавица Аксулу, была сестрой джунгарского батыра, который и пустил ту злосчастную стрелу, ставшую судьбоносной. Аксулу якобы была преподнесена в подарок Жалантосу в виде компенсации за увечье. Именно об этом говорит Куандык Саденов: «Взамен потерянного глаза калмыцкий батыр отдал ему в жены свою сестру. Это событие произошло примерно в 1742 году, когда Жалантос батыру было 44 года».
Время тогда было суровое, и у девушек не спрашивали об их чувствах. Тем не менее Аксулу стала верной женой батыра и родила ему шестерых сыновей. А многолетней войне казахов и джунгар вскоре был положен конец. Да и как ей не завершиться, когда обе стороны стали постепенно родниться друг с другом. И сегодня такие люди, как Куандык Саденов, являются потомками, в чьих жилах течет кровь когда-то двух непримиримых народов.
Кочевал Жалантос с большой семьей на жайлау не только у реки с будущим названием Сокур, но и у притока Нуры. Местность, правда, была не совсем плодородной - трава росла на солончаке, но зато это было собственное пастбище. Спустя века слово «сораң» преобразовалось в название города Сарань.
- Была и другая зимовка, которая располагалась между реками Жамши и Токырауын, в низовьях гор Кызылтас, Майтас, Каракозы, Айдай, Кира, Косшокы. Здесь есть места под названиями «Жалаңтөстің үш қорығы» («Три заповедника Жалантос батыра»), «Жалаңтөстің Қызылтасы» («Кызылтас Жалантос батыра»). Что же касается подвигов полководца, то дошли такие сведения: в 1730 году он участвовал в битве за освобождение Туркестана от джунгар наравне со знаменитыми батырами Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богембай, Шакшак Жанибек, Шапырашты Наурызбай, Каракесек Сенкибай и Жидебай. В местечке Айрантоккен у реки Сарысу враг был разбит. Позже это место называли «Калмак кырылган» («Гибель калмыков»), - говорит Куандык Саденов. - Джунгары намеревались захватить и территорию нынешней Карагандинской области, но ее отстояли полководцы Кулык Жалантос, Альтеке Жидебай, Керней Жарылгап, Тобыкты Байзак. Позже для соглашения мира мой предок ездил в составе посольства вместе с Казыбек би на переговоры с джунгарскими правителями.
Несмотря на постоянные войны, прожил батыр жизнь по тем временам долгую - примерно 80 лет. Похоронили его на сопке Сокыр басы, где и ныне находится мазар выдающегося военного деятеля.
Потомок Жалантоса Кулыкулы отмечает, что мавзолей батыра стал местом паломничества не только его соплеменников, но и жителей других регионов. Первоначально он был построен из саманных кирпичей. В 1970 году впервые установлена надгробная гранитная плита. А уже в середине 90-х годов мазар восстановили потомки, который сегодня, помимо сакрального, имеет еще и историческое значение.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Особое внимание 22.08.2019

    Спецпроект «Ауыл - ел бесігі» по развитию сельских территорий успешно реализуется в Жанааркинском районе. Это отметил заместитель акима области Серик Шайдаров в ходе поездки в регион.

  • Город возможностей 22.08.2019

    Региональный образовательно-туристический форум «Отаншыл» прошел на берегу Кенгирского водохранилища. Большой проект собрал более 90 молодых людей от 14 до 29 лет.

  • Наследие железного века 22.08.2019

    В Костанайской области, на берегу реки Кара-Тургай, расположено уникальное культовое сооружение, возраст которого датируется VIII-IX столетиями. Памятник представляет собой два архитектурных объекта сферической формы из дикого камня. В народе их называют «Уйтас», что в переводе означает «каменные дома». В истории они известны под названием «Екидын» (Екі дін), что, по одной из версий, значит «две религии, веры».

  • Документальная память народа 17.08.2019

    Архивы в современном мире играют важную роль в сохранении, развитии и популяризации историко-культурного наследия, а также выступают важным звеном преемственности поколений.

  • Сайга на счастье и удачу 17.08.2019

    В степи есть легенда о священной сайге Жезкиiк. Говорят, кто ее увидит, тот будет удачливым. Видел ли кто на самом деле покровительницу степных ланей, неизвестно. Но сколько композиторов и поэтов, вдохновленных мифом о тотемном животном, обрели свое творческое счастье и остались в памяти народа. С тех пор Жезкиiк непосредственно связывают с музыкой и поэзией. Именно поэтому так был назван и международный фестиваль этнокультурного наследия.

  • Все на площадку! 17.08.2019

    Еще одна детская площадка по программе «Рухани жаңғыру» появилась в Сарани. Подарок детворе Финского поселка сделали местные предприниматели.

  • На колеснице - в будущее 15.08.2019

    Археологическая школа нашего региона признана одной из самых сильных в республике. Уступает она лишь Институту археологии им. А.Х. Маргулана при Министерстве образования и науки. Но в этом случае надо сделать поправку на то, что находящийся в Алматы НИИ собрал ведущих ученых со всей страны. А в Центре по сохранению историко-культурного наследия работают только местные специалисты.

  • Этап из Прибалтики 15.08.2019

    Выставка, организованная в рамках программы «Рухани жаңғыру», дает возможность современному обществу ощутить масштабы трагедии народа, пережитой в 30-50-х годах прошлого столетия. Кроме того, она является своеобразным символом милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев друг к другу.