04 июля 2019 года 2227

Смягчающие обстоятельства

Казахстан проделал огромный путь в деле модернизации права. Первый Президент неоднократно подчеркивал важность продолжения работы по гуманизации уголовного законодательства. В его Послании народу «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» отмечалось, что правоохранительная система сохранила многие изъяны прошлой системы, и основным видом наказания остается лишение свободы. Были выделены несколько общих направлений реформы, в том числе и повышение качества законов.
Основные пути и методы совершенствования всего национального законодательства определены в Концепции правовой политики РК на 2010-2020 годы. Поэтапное расширение условий освобождения от уголовного наказания определено важнейшим направлением развития права.

В нашей стране проводятся реформы, в том числе издаются новые законы либо вносятся поправки в существующие.
Важной для общества является гуманизация уголовного законодательства, т.е. смягчение ответственности лиц, совершивших уголовные правонарушения, возместивших причиненный ущерб, и если в их деяниях имеются обстоятельства, смягчающие ответственность и наказание, и отсутствуют отягчающие.
Эти реформы также направлены на снижение тюремного населения, предусматривают не только лишение свободы, но и другие основные наказания, такие как штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам, кратковременный арест, ограничение свободы.
Реформы не направлены на улучшение положения рецидивистов, не желающих встать на путь исправления, а также лиц, совершивших преступления, повлекшие смерть человека, террористические, экстремистские, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических и других одурманивающих средств, тяжкие коррупционные преступления, особо тяжкие преступления, преступления в составе преступной группы и против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
23 января 2019 года опубликован Закон Республики Казахстан от 21 января 2019 года № 217-VI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» (далее - Закон от 21.01.2019 года), который вступил в силу 03.02.2019 года.
Эти Законы внесли в Уголовный кодекс Республики Казахстан ряд поправок, направленных на гуманизацию.
Не перегружая читателя нормами статей УК и чрезмерным массивом цифр, скажем об основных новеллах и о том, какие изменения претерпел Уголовный кодекс.
Так, если ранее в старой редакции УК за уголовные проступки штраф устанавливался в пределах от двадцати пяти до пятисот месячных расчетных показателей, за преступления - в пределах от пятисот до десяти тысяч месячных расчетных показателей либо в размере, установленном в санкции соответствующей статьи Особенной части УК. После за уголовные проступки штраф устанавливается в пределах от двадцати до двухсот месячных расчетных показателей, за преступления - в пределах от двухсот до десяти тысяч месячных расчетных показателей либо в кратном размере.
Также в ст.41 УК внесены положения о том, что при назначении штрафа суд обязан определить его размер и срок уплаты с учетом тяжести уголовного правонарушения, имущественного и семейного положения осужденного, возможности получения им заработной платы или иного дохода.
В случае временного ухудшения имущественного положения осужденного в связи с задержкой или невыплатой заработной платы, временной нетрудоспособностью, потерей работы или дохода суд может по его ходатайству предоставить ему отсрочку на срок от одного месяца до одного года. Время отсрочки не входит в исчисление срока уплаты штрафа, установленного приговором суда.
Срок уплаты штрафа должен исчисляться с момента вступления приговора в законную силу и по приговору суда не может превышать три года, т.е. он увеличен с 6 месяцев до 3 лет.
Если ранее наказание в виде общественных работ предусматривалось только за уголовные проступки, то после поправок оно предусмотрено и за совершение преступлений небольшой и средней тяжести. Данная поправка не распространяется на уголовные правонарушения, повлекшие смерть человека.
После поправок исправительные работы должны исполняться путем ежемесячного удержания и перечисления в Фонд компенсации потерпевшим от десяти до пятидесяти процентов заработной платы (денежного содержания) осужденного за вычетом средств, подлежащих периодической уплате (взысканию) в счет алиментов, возмещения вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца.
Размер исправительных работ за уголовные проступки снижен и установлен в пределах от двадцати до двухсот месячных расчетных показателей, за преступления - в пределах от двухсот до десяти тысяч месячных расчетных показателей.
Наказание в виде общественных работ установлено за уголовные проступки на срок от двадцати до двухсот часов, за преступления небольшой и средней тяжести - на срок от двухсот до одной тысячи двухсот часов и должно отбываться путем выполнения осужденным не требующих определенной квалификации бесплатных общественно-полезных работ, организуемых акиматами в общественных местах. Отбываются не свыше четырех часов в день с освобождением осужденного на время их отбывания от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы либо в свободное от учебы время.
Произведена коррекция наказания в виде ареста за уголовные проступки, который ранее устанавливался на срок от тридцати до девяноста суток, а теперь установлен на срок от десяти до пятидесяти суток.
По некоторым тяжким преступлениям, не связанным с причинением смерти, например по кражам, присвоению и растрате вверенного чужого имущества, мошенничеству и другим, наряду с наказанием в виде лишения свободы включено наказание в виде ограничения свободы.
Например, если ранее по ст.188 ч.3 п.1) УК за кражу, совершенную в крупном размере, предусматривалось только лишение свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества, то в настоящее время по данной статье суды смогут назначать ограничение свободы в пределах того же срока.
Эти поправки введены для того, чтобы в случае наличия у виновного смягчающих обстоятельств, при отсутствии отягчающих и при возмещении ущерба потерпевшему, отсутствии с его стороны претензий, суды, учитывая личность виновного, обстоятельства дела, могли бы назначать виновному наказание в виде ограничения свободы, т.е. не лишать его свободы. При этом ограничение свободы по тяжким преступлениям не должно назначаться ранее судимым, не желающим вставать на путь исправления лицам, не возместившим ущерб от преступления.
Также общий срок принудительных работ, подлежащих назначению осужденным к ограничению свободы, сокращен с 240 часов в год до 100 часов ежегодно в течение всего срока отбывания наказания. К осужденным, имеющим постоянное место работы, учебы, принудительный труд не применяется, как и к другим лицам, перечисленным в ст.44 УК.
Согласно внесенным изменениям в ч.5 ст.46 УК, отбывание лишения свободы теперь должно назначаться в учреждениях уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности: лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности; лицам, осужденным за преступления, не связанные с применением насилия, предусмотренные главами 7, 8, 9, 12 и 13 настоящего Кодекса; лицам, осужденным за преступления, предусмотренные главой 15 (коррупционные и иные против интересов государства) настоящего Кодекса, в случае полного возмещения ими ущерба, причиненного преступлением; лицам, впервые осужденным за совершение умышленного преступления, за которое назначено наказание к лишению свободы на срок до двух лет.
А в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности отбывание лишения свободы подлежит назначению лицам, осужденным к лишению свободы на срок свыше двух лет за совершение умышленных преступлений небольшой, средней тяжести или тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы; женщинам, совершившим особо тяжкое преступление, а также при рецидиве преступлений; лицам, которым штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам, ограничение свободы заменены лишением свободы.
Ранее в учреждениях уголовно-исполнительной системы минимальной безопасности отбывание лишения свободы назначалось лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также впервые осужденным за совершение умышленного преступления к лишению свободы на срок до одного года, а в учреждениях уголовно-исполнительной системы средней безопасности - лицам, впервые осужденным к лишению свободы на срок свыше одного года за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений.
Изменены в сторону увеличения количественные значения значительного ущерба и значительного размера, с которого наступает уголовная ответственность по ряду статей, указанных в подпункте 2) статьи 3 УК, например со 100 до 200 месячных расчетных показателей.
Также Законом от 12.07.2018 года в ст. 3 УК повышены значения особо крупного ущерба и особо крупного размера, крупного ущерба и крупного размера, и в связи с этим деяния ранее осужденных лиц по некоторым статьям УК перешли из категории тяжких в категорию преступлений средней тяжести.
Так, ранее уголовная ответственность по подпункту 1) ч.3 ст.189 УК за присвоение или растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, в крупном размере, наступала при причинении ущерба, в пятьсот раз превышающего месячный расчетный показатель (по состоянию на 2018 год - 1202500 тенге), то после поправок в УК с 31.07.2018 года ответственность за причинение такого ущерба предусмотрена уже ст.189 ч.2 УК. А по подпункту 1) ч.3 ст.189 УК будут квалифицированы деяния при причинении крупного ущерба в размере, который превышает одну тысячу МРП (по состоянию на 2018 год - 2 405 000 тенге).
Ранее уголовная ответственность по подпункту 2) ч.4 ст.189 УК за присвоение или растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, в особо крупном размере, наступала при причинении ущерба, в две тысячи раз превышающего месячный расчетный показатель (по состоянию на 2018 год - 4810000 тенге), после поправок с 31.07.2018 года ответственность за причинение такого ущерба предусмотрена уже ст.189 ч.3 п.1) УК. А по подпункту 2) ч.4 ст.189 УК будут квалифицированы деяния при причинении особо крупного ущерба в размере, который превышает четыре тысячи МРП (по состоянию на 2018 год - 9 620 000 тенге).
Внесены поправки в ст.55 УК, регулирующие нормы назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за уголовное правонарушение, то есть если ранее при наличии смягчающего обстоятельства, не предусмотренного в качестве признака совершенного преступления, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могли превышать при совершении: преступления небольшой или средней тяжести - половины; тяжкого преступления - двух третей; особо тяжкого преступления - трех четвертей от максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания (лишения свободы), предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК, то после внесения поправок Законом от 12.07.2018 года эти нормы применяются ко всем видам основных наказаний, назначаемых за преступления, будь то штраф, исправительные работы, общественные работы, ограничение или лишение свободы.
Повышены пороги значительного ущерба или размера, крупного и особо крупного ущерба либо размера по некоторым экономическим преступлениям. Это сделано в целях развития бизнеса, исключения коррупционного давления на предпринимателей со стороны правоохранительных органов.
Так, например, по ст.245 УК «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций» порог особо крупного размера ущерба повышен с суммы не поступивших платежей в бюджет, превышающей пятьдесят тысяч месячных расчетных показателей до суммы, превышающей семьдесят пять тысяч месячных расчетных показателей, порог крупного размера - с суммы не поступивших платежей в бюджет, превышающей двадцать тысяч месячных расчетных показателей, до суммы не поступивших платежей в бюджет, превышающей пятьдесят тысяч месячных расчетных показателей.
По ст.235 УК «Невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валюте» порог крупного размера суммы невозвращенных средств в национальной и иностранной валюте (с которого наступает уголовная ответственность) повышен с суммы, превышающей пятнадцать тысяч месячных расчетных показателей, до суммы, превышающей сорок пять тысяч месячных расчетных показателей.
В ст.241 УК «Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и в ст.243 «Незаконное использование денег банка» Законом от 21.01.2019 года внесена поправка о том, что лицо, впервые совершившее эти деяния, освобождается от уголовной ответственности в случае добровольного возмещения ущерба.
Также при совершении налоговых преступлений, предусмотренных ст.244 УК «Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет» и ст.245 УК «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций» внесена поправка о том, что лицо совершившее их, может быть освобождено от уголовной ответственности в случае добровольной уплаты задолженности по налогам и (или) другим обязательным платежам в бюджет, а также пени, установленных законодательством Республики Казахстан (за исключением, если преступление по ст.245 УК совершено преступной группой).
Внесенные поправки, согласно статье 6 УК, улучшают положение лиц, которые совершили преступление до введения в действие этих законов, в том числе лиц, отбывающих наказание, и назначенное им наказание подлежит сокращению в пределах санкции новых положений УК, поправки также влекут переквалификацию деяний осужденных.
Применение поправок, приведение приговоров в соответствие с новым законом, улучшающим положение осужденных, производится судами по месту исполнения наказаний, в порядке статей 476-478 УПК как по ходатайству самого осужденного, так и по ходатайству органа, отвечающего за исполнение наказания.
Следует также отметить, что вместе с этими поправками, направленными на гуманизацию, Законом от 21.01.2019 года усилена ответственность лиц, совершивших неоднократно преступления, предусмотренные ст.188 УК (Кража), 189 УК (Присвоение или растрата вверенного чужого имуществ), 190 УК (Мошенничество).
Если ранее деяния этих лиц квалифицировались как преступления средней тяжести и имелась возможность прекращения дела за примирением с потерпевшими, то с введением в действие Закона от 21.01.2019 года лица, совершившие эти деяния 03.02.2019 года и позже будут привлекаться к уголовной ответственности как лица, совершившие тяжкие преступления. И у совершеннолетних преступников не будет возможности избежать уголовной ответственности за примирением с потерпевшим.
Таким образом, государством проводятся системные меры в целях сближения с общемировыми стандартами в сфере правосудия, в том числе меры по совершенствованию уголовного законодательства и по его дальнейшей гуманизации.

Управление
уголовного преследования
прокуратуры
Карагандинской области

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • За проступок - в отставку 05.12.2019

    В Казахстане официально закрепили ответственность руководителей за правонарушения своих подчиненных. О том, как будет работать новая законодательная норма, рассказал первый заместитель главы областного департамента Агентства РК по противодействию коррупции Асхат Оразхан.

  • Дорогого стоит 26.11.2019

    Республиканская акция «Народный юрист» прошла во всех городах Казахстана. Высококвалифицированные специалисты на протяжении нескольких часов абсолютно безвозмездно оказывали правовые консультации всем желающим.

  • За госуслуги в ответе 26.11.2019

    С начала нынешнего года было проведено свыше 750 проверок по вопросам качества оказанных госуслуг, при этом было выявлено свыше 65 тысяч нарушений. Об этом в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК рассказала председатель Агентства по делам государственной службы Анар Жаилганова.

  • От советов - к суду 26.11.2019

    Во всех городах Казахстана прошла республиканская акция «Народный юрист», организованная ИА Zakon.kz, Агентством РК по противодействию коррупции, информационной системой «Параграф» совместно с адвокатами и юристами. В этот день 40 жителей Балхаша получили высококвалифицированную юридическую помощь абсолютно бесплатно.

  • Ради детей 23.11.2019

    Прокуратура района им. Казыбек би города Караганды совместно с региональной палатой частных судебных исполнителей и службой пробации на площадке отдела занятости и социальных программ провела ярмарку вакансий для проблемных должников по алиментам и подучетных лиц.

  • Открытое государство 23.11.2019

    Не так давно в обиходе казахстанцев появилось понятие «Слышащее государство». Между тем универсальные инструменты общения государства с гражданами в мире известны давно. О них участникам семинара «Стратегические коммуникации», который прошел в Доме дружбы, рассказал адъюнкт-профессор Школы государственной политики им. Ли Куан Ю Национального университета Сингапура Басскаран Наира. Он прибыл по приглашению Назарбаев Университета и поделился опытом других стран в этой сфере.

  • Жалоба дойдет до адресата 21.11.2019

    День открытых дверей прошел в стенах департамента Агентства РК по делам государственной службы. Жителям рассказали, как следует отстаивать свои права на получение госуслуг, оценить их качество и куда можно сообщить в случае выявления нарушения законодательства.

  • Мыслить креативно 21.11.2019

    В Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог - основа стабильности и процветания Казахстана» Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что нашей общей задачей является воплощение в жизнь концепции «слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан.

Наша Караганда