02 июля 2019 года 416

О чем говорят петроглифы Теректы

Автор: Юлия ПУЛИНА

В 80 километрах к северо-востоку от Жезказгана расположен комплекс Теректы-Аулие – «тополиное святое место», входящий в число 100 общенациональных сакральных мест Казахстана. Здесь сохранилось около 300 петроглифов: рисунки Солнца, человека, животных и мифических созданий, о которых сложено немало красивых легенд. О культе Солнца, древней металлургии и о том, почему древние камни и мавзолеи притягивают к себе паломников, рассказывает старший научный сотрудник историко-археологического музея Бекзат Балтабеков.

О происхождении названия местности Теректы-Аулие ходит много легенд. Но самая интересная, по мнению историка, относится к XI веку и известна по записям средневекового персидского ученого-энциклопедиста и мыслителя аль-Бируни. В ней говорится о Хазрет-Али (Азирет-Али) и его коне Дулдуле.
– Хазрет-Али был зятем пророка Мухаммеда, это реальная историческая личность, чей образ стал легендарным. Умер он в 661 году. В восточном изобразительном искусстве его святость подчеркивали следующим образом: вокруг головы изображали огонь, а в руках - меч пророка Мухаммеда, именуемый «Зульфия», - говорит Бекзат Балтабеков.
Почитаемый Хазрет-Али был воином, его всегда изображали на коне. Считается, что именно он назвал местность святой, после того, как раненный в поединке с местными кочевниками приготовился умереть в ложе гранитного камня. Наутро он поднялся совершенно здоровым. Увидев у святого родника одинокое дерево терек, Хазрет-Али назвал это место Теректы (тополь)-Аулие (святой). Сегодня углубление в камне, где, по легенде, выздоровел зять пророка, гладко отшлифовано паломниками. Здесь они ночуют, совершают молитвы и жертвоприношения.
Впервые о местечке Теректы-Аулие рассказал ученый Алькей Маргулан в 1948 году. Полные научные археологические работы были проведены с 1996-го по 1999 год, рассказывает Бекзат Балтабеков. Небольшая площадь территории комплекса Теректы-Аулие включает в себя родники, поселения и могильники эпохи неолита, бронзы, средневековья и нового времени, а также наскальные рисунки – петроглифы.
Несмотря на то, что поселения и мавзолеи комплекса изучены слабо, именно они являются главными объектами поклонения. В восточной части кладбища располагаются некрополи IX-XII веков. Историки уверены, что все сохранившиеся строения некрополя являются захоронениями представителей казахских родов Баганалы и Балталы.
Но самые древние и значительные памятники истории «тополиного места» - петроглифы.
- Гравюры начертаны на всех поверхностях и вершинах четырех гранитных холмов, материал которых позволял создавать фигуры достаточно крупных размеров - от 15 до 70 см в длину. И хотя время пощадило порядка 300 петроглифов, значительная часть изображений все же была утрачена за минувшие тысячелетия, - отметил Бекзат Балтабеков.
Древние рисунки - своего рода летопись истории края. Например, развитие древней металлургии в Центральном Казахстане показывается в изображениях колесниц и подков. По его словам, историки уверены, что к выплавке первого металла в степях Сарыарки – меди - человек подошел к концу неолита, это IV-III тысячелетия до н.э.
О торговых взаимоотношениях с соседними государствами рассказывает изображение двугорбого верблюда. Также известно, что большой участок Великого шелкового пути из Центральной Азии через Улытау назван медным, или сарысуйским, путем. Это подтверждают сохранившиеся караван-сараи, укрепленные поселения, феодальные замки и караульные башни вдоль него. Солярные символы и изображения солнцеголовых людей, которые также встречаются в Теректы-Аулие, повествуют о сакральном культе поклонения Солнцу, стихиям природы, отметил он.
Большой интерес для ученых и туристов представляют рисунки Солнца с прямыми и загнутыми линиями, а между ними - изображения животных или человека. В тюркской мифологии довольно часто встречаются образы животных. Это позволяет сделать вывод, что наши далекие предки в этих краях занимались кочевым хозяйством. Одни из самых интересных и хорошо различаемых рисунков - изображения быков-бактрианов с разной длиной и формой рогов. А также очертания 12 козлов, идущих друг за другом: есть версия, что они олицетворяют периоды жизни человека - «мүшел», или же календарь. Встречаются рисунки мифических животных с длинной клювовидной мордой, короткими ногами и древовидными рогами, напоминающих оленей. Очень интересно, уверен Бекзат Балтабеков, изображение трехпалого хищника семейства кошачьих с телом лошади и длинным спирально закрученным хвостом.
Впрочем, по его мнению, особенно выделяются многообразием рисунки лошади, чей образ всегда был символом кочевника. О вереницах танцующих нарисованных животных сохранилась интересная легенда. Предание гласит о степняке, который в знойный день пас лошадей недалеко от этих мест. Решив отдохнуть в тени, он взял в руки домбру и начал играть свои кюи. Сама природа была очарована прекрасной музыкой. Время как будто остановилось, и юноша заметил, что лошади начали танцевать. А потом на камнях появились их изображения в танце.
Памятники истории Теректы-Аулие - это поистине неисчерпаемый археологический фонд, уверен историк. Их изучение позволяет понять прошлое нашего народа, вместе с тем это бесценное достояние культуры, истории и духовного богатства предков. И наша главная цель - не только изучить их, но и сохранить для будущего поколения.
Большинство исследователей датируют петроглифы Теректы-Аулие разными историческими эпохами: бронзовым веком, затем XII веком до н.э. - скифо-сакским периодом, I веком н.э. и, наконец, средневековьем.
Сегодня современники, местные жители и приезжие туристы, выполняют в этих местах обряды, которые представляют собой симбиоз языческих культов и мусульманских традиций. Согласно древним легендам, их выполнение духовно очищает, исцеляет, исполняет желания и дарует долголетие.

г. Жезказган
Фото Бекзата БАЛТАБЕКОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Кто они, современники? 20.07.2019

    Часто ли бывает, что идеи, как семена, брошенные в почву, превращаются в дела? Статья Первого Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная 12 апреля 2017 года, - тот случай, когда этот труд стал программой конкретных действий и уже обретает зримые очертания. В стране построены сотни культурных объектов, ведутся исторические исследования и археологические раскопки, организуются экспедиции, издаются новые книги и учебники. Казахстанцы по-новому взглянули на свою историю, самобытность и идентичность. И планов еще не перечесть.

  • Словами Абая 20.07.2019

    Литературный челлендж, посвященный 175-летию великого казахского поэта Абая Кунанбаева, набирает обороты. В эстафету его почитателей включается все больше и больше участников.

  • Истоки большого металла 20.07.2019

    В историко-краеведческом музее Темиртау появится копия первой плавильной печи эпохи поздней бронзы и раннего железа. Для полного погружения в процесс реконструкции его работники совместно с археологами отправились в Кентские горы Каркаралинского района, где были найдены следы работы древних металлургов. Экспедиция начала свою работу под эгидой программы «Рухани жаңғыру» и при поддержке акимата области.

  • Слились Восток и Запад 18.07.2019

    Фотографии необычных объектов столицы, демонстрирующие уникальность урбанистических архитектурных фантазий, воплощенных в реальность, представлены на выставке в областном краеведческом музее.

  • След стрелы 16.07.2019

    Названию города и реки положил начало героический батыр. В народе его называли Сокыр, что означало «слепой». Увечье свое Жалантос Кулыкулы получил в одном из боев с джунгарами. Имя его до сих пор хранят благодарные потомки.

  • Раритеты магистрали 16.07.2019

    Как выглядели первые паровозы, как одевались работники железной дороги? Все это, а также исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины и форму, другие ценные атрибуты хранит музей истории Карагандинского отделения железной дороги.

  • Благословенный след поэта 13.07.2019

    Более тысячи человек участвовали в научно-практической конференции в городе Кадамжай (Кыргызстан), посвященной жизни и творчеству полководца, жырау, кюйши Кетбуки. Жезказган в составе казахстанской делегации представляли председатель ОО «Қазақтын Кетбуқасы» Толеген Букуров и директор историко-производственного музея им. К. Сатпаева Кенжал Балкенов.

  • Старатели золотосодержащей местности Чуптыкуль 13.07.2019

    10 сентября 1888 года в «Семипалатинских областных ведомостях»  появилось следующее уведомление: «Каркаралинский уездный судья объявляет, что управляющий  «Товарищества горных промыслов в Киргизской степи», горный инженер Леопольд Фердинандович Грауман уничтожает доверенность, выданную им горному уставщику Илье Дмитриевичу Ярославцеву 16 ноября 1887 года, засвидетельствованную по нотариальному реестру уездного судьи под номером 176».