20 июня 2019 года 604

Память о будущем

Автор: Байжол КАРИПБАЕВ

Успешное развитие современного Казахстана невозможно без переосмысления истории.

Перефразируя высказывание великого японского писателя Харуки Мураками, можно сказать, что память согревает душу народа изнутри. Вроде бы незамысловатая мысль столь очевидна, и может показаться, что мы тиражируем банальности. Однако надо понять и признать, что эта простая человеческая истина не всегда сопровождает наше восхождение к вершинам цивилизации. История показывает и доказывает, что тот, кто не помнит своего прошлого, вряд ли будет успешен и счастлив в будущем. Именно поэтому, чтобы не стать манкуртами, не помнящими родства, нам важно питаться из мировоззренческого источника прошлого, истории своего народа, страны, Родины. Вот в таких гуманитарных, духовных, если хотите душевных, контекстах и написана статья Первого Президента «Семь граней Великой степи».
Общеизвестно, что все технологические прорывы, инновационные открытия, экономические революции безжизненны, если не сопровождаются гуманитарным дискурсом. Н.А. Назарбаев убедительно говорит о необходимости изучения истории Великой степи, ибо в ней есть все: и повод гордиться нашим прошлым, и учиться у наших предков, и уважать свое прошлое, и стараться соответствовать этому прошлому. Нет, иконизация не нужна. Необходимы всесторонняя, взвешенная оценка истории, сохранение ее преемственности и логики нашего цивилизационного пути.
Все сегодняшние несомненные успехи современного Казахстана корнями уходят в достижения Великой степи. В статье обозначены наиболее важные грани ее феномена, каждая из которых - убедительное свидетельство того, что Великая степь потому и Великая, что стояла у истоков многих смысложизненных открытий, цивилизационных откровений. Нарушая логику европоцентризма, Елбасы говорит о необходимости объективного взгляда на историю, о том, что ее не надо переписывать под чьи-то великодержавные амбиции.
В качестве примера можно проанализировать историю через феномен Великого шелкового пути. Сегодня мир, находящийся в режиме серьезных трансформаций, пытается обрести цивилизационное и культурное равновесие, гармонию. Но не надо изобретать велосипед. Великий шелковый путь продемонстрировал эту возможность, став пространством межцивилизационного диалога, когда импорт-экспорт шелка стал экономическим основанием толерантного сосуществования разных народов, разных культур, разных языков. Он стал иллюстрацией к возможности такого способа коммуникаций, который принимает этническое и конфессиональное многообразие мира как данность, не несущую в себе агрессии противопоставления и отчуждения.
Необходимость междисциплинарного исследования этого феномена подтверждается в статье нашего Первого Президента. Великие казахские города Туркестан, Тараз, Отрар, вошедшие в маршрут Великого шелкового пути, являются не только историческими памятниками прошлого, но и памятью народа о будущем. Наша задача состоит в том, чтобы найти свои идентификационные, культурные, духовные коды, обозначающие перспективу дальнейшего успешного пути нашего Казахстана, в богатстве прошлого.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Кто они, современники? 20.07.2019

    Часто ли бывает, что идеи, как семена, брошенные в почву, превращаются в дела? Статья Первого Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная 12 апреля 2017 года, - тот случай, когда этот труд стал программой конкретных действий и уже обретает зримые очертания. В стране построены сотни культурных объектов, ведутся исторические исследования и археологические раскопки, организуются экспедиции, издаются новые книги и учебники. Казахстанцы по-новому взглянули на свою историю, самобытность и идентичность. И планов еще не перечесть.

  • Словами Абая 20.07.2019

    Литературный челлендж, посвященный 175-летию великого казахского поэта Абая Кунанбаева, набирает обороты. В эстафету его почитателей включается все больше и больше участников.

  • Истоки большого металла 20.07.2019

    В историко-краеведческом музее Темиртау появится копия первой плавильной печи эпохи поздней бронзы и раннего железа. Для полного погружения в процесс реконструкции его работники совместно с археологами отправились в Кентские горы Каркаралинского района, где были найдены следы работы древних металлургов. Экспедиция начала свою работу под эгидой программы «Рухани жаңғыру» и при поддержке акимата области.

  • Слились Восток и Запад 18.07.2019

    Фотографии необычных объектов столицы, демонстрирующие уникальность урбанистических архитектурных фантазий, воплощенных в реальность, представлены на выставке в областном краеведческом музее.

  • След стрелы 16.07.2019

    Названию города и реки положил начало героический батыр. В народе его называли Сокыр, что означало «слепой». Увечье свое Жалантос Кулыкулы получил в одном из боев с джунгарами. Имя его до сих пор хранят благодарные потомки.

  • Раритеты магистрали 16.07.2019

    Как выглядели первые паровозы, как одевались работники железной дороги? Все это, а также исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины и форму, другие ценные атрибуты хранит музей истории Карагандинского отделения железной дороги.

  • Благословенный след поэта 13.07.2019

    Более тысячи человек участвовали в научно-практической конференции в городе Кадамжай (Кыргызстан), посвященной жизни и творчеству полководца, жырау, кюйши Кетбуки. Жезказган в составе казахстанской делегации представляли председатель ОО «Қазақтын Кетбуқасы» Толеген Букуров и директор историко-производственного музея им. К. Сатпаева Кенжал Балкенов.

  • Старатели золотосодержащей местности Чуптыкуль 13.07.2019

    10 сентября 1888 года в «Семипалатинских областных ведомостях»  появилось следующее уведомление: «Каркаралинский уездный судья объявляет, что управляющий  «Товарищества горных промыслов в Киргизской степи», горный инженер Леопольд Фердинандович Грауман уничтожает доверенность, выданную им горному уставщику Илье Дмитриевичу Ярославцеву 16 ноября 1887 года, засвидетельствованную по нотариальному реестру уездного судьи под номером 176».