09 мая 2019 года 1759

Пора на экспорт

Автор: Самал АХМЕТОВА

Решить проблемы небольших заводов в одиночку не просто трудно, но и невозможно без кооперации, считают руководители предприятий машиностроения.

Фактором успеха нации назвал конкурентоспособность в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Первый Президент страны. «Это означает прежде всего способность нации предложить что-либо выигрышное по цене и качеству на региональных и глобальных рынках. Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации», - говорится в статье Елбасы. Продвигая региональные программы, машиностроители поставили перед собой цель - выйти на внешний рынок. Но здесь сложилась ситуация, когда, по мнению председателя Комитета машиностроения Геннадия Копьяка, данный вид промышленной отрасли постепенно перешел в сферу услуг. Выпускающие оборудование и запасные части для крупных предприятий небольшие заводы стали даже не услугодателями, а зависимыми от крупных корпораций. А причина кроется в несвоевременной оплате со стороны компаний-гигантов поставки оборудования.
Основные заказчики машиностроительных заводов региона - такие предприятия, как АО «АрселорМитталТемиртау» и ТОО «Корпорация «Казахмыс». Например, темиртауское предприятие ТОО «Инкар-1» поставляет металлургическому комбинату оборудование для варки стали, а для корпорации «Казахмыс» - станки для горнорудного производства. Однако, по словам директора завода Куандыка Нурпеисова, заказчики не всегда вовремя платят за поставляемую продукцию.
- Самая главная проблема машиностроителей - системообразующие предприятия всегда задерживают платежи за предоставленное им оборудование. Бывает так, что мы несколько месяцев ждем оплаты от АО «АМТ» или ТОО «Корпорация «Казахмыс». В то же время если мы являемся покупателями продукции данных предприятий, то должны сразу же 100 процентов заплатить за товар. Чем мы отличаемся друг от друга? Они такие же бизнесмены, только крупнее, - задается вопросом К. Нурпеисов.
Такого же мнения и руководитель ТОО «Энергосистемы ЭЛТО» Александр Ларионов, который считает, что промышленные гиганты только выигрывают, когда работают с местными заводами, поддерживая казахстанское содержание. Он также поднял перед комитетом проблему срока оплаты за поставку оборудования.
- Если АО «АМТ» партнерам на внешнем рынке дает отсрочку, то почему данный шаг не сделать и для коллег на внутреннем рынке? Они ведь тоже прекрасно понимают, что если будут везти оборудование из-за рубежа, то продукция, изготовленная из их же металла, обойдется дороже, - отмечает А. Ларионов.
Поднимая наболевшие вопросы, машиностроители пришли к выводу, что необходим диалог между руководителями небольших заводов и крупных компаний. Именно его отсутствие и порождает недопонимание. Но, как заметили сами промышленники, ни один представитель предприятий-гигантов не торопится встретиться и обсудить проблему, которая не первый год является камнем преткновения.
Чтобы не топтаться на месте, машиностроители решили развивать внутриотраслевую кооперацию. Как подчеркнул директор ТОО «Мэйкер» Сакен Савет, диалоговая площадка между промышленниками необходима, так как именно она способствует дальнейшему развитию отрасли.
- Никто из действующих небольших машиностроительных заводов не выпускает в настоящее время большую номенклатуру продукции. Все мы производим разное оборудование и, объединившись, можем помогать друг другу. К примеру, на нашем заводе есть токарные станки, которые мы можем предоставить на аутсорсинг. В то же время другие предприятия предоставят уже нам свои услуги, - говорит он.
Успешное развитие казахстанского содержания в свое время способствовало резкому скачку конкуренции. А значит, ее надо с достоинством выдержать. Но есть и другая точка зрения, которую на заседании Комитета машиностроителей поднял директор ТОО «Карагандинский инструментально-механический завод» Валерий Дробков. В нынешнем году предприятие решило возродить производство гофрированных труб. По словам В. Дробкова, в последний раз в Карагандинской области их выпускали больше шести лет назад. Но гофротрубы оказались не нужны местным заводам. В то же время проект вызвал интерес у россиян, которые тут же предложили за него определенную цену. Однако директор инструментально-механического завода еще надеется, что его технология пригодится на родине.
- Гофрированные трубы широко используются во многих странах. Думаю, что и наши предприятия когда-нибудь начнут прокладывать именно их вместо привычных проводок, - надеется В. Дробков.
Приняв во внимание слова коллеги по цеху, машиностроители сделали вывод, что пришло время выхода на международный рынок, потому как, ориентируясь только на Казахстан, они создают ненужную конкуренцию друг другу.
- Чем мы хуже коллег из Китая, России или Турции? Наше оборудование изготовлено из самого лучшего металла. Поэтому и на продукцию найдется спрос. Надо осваивать зарубежный рынок, и тогда здесь возникнет дефицит предложений, - подчеркнул Александр Ларионов.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Жаркая страда 20.08.2019

    Уборка зерновых культур начинается в сельских районах. В силу экстремально засушливой погоды созрели посевы немного раньше нормативного срока, и крестьяне рассчитывают завершить основной объем полевых работ уже к середине сентября. Конечно, если не подведет природа.

  • От Норильска до Кубы 20.08.2019

    Системами управления Карагандинского турбомеханического завода оснащены турбины не только казахстанских станций, но и промышленных гигантов ближнего зарубежья.

  • Марганцевый сплав 20.08.2019

    Около 500 тысяч тонн руды добывается только на месторождении «Тур». Имеющее большое значение в промышленности полезное ископаемое отправляется на Аксуский завод ферросплавов.

  • Стряхнули угольную пыль 17.08.2019

    Что делать, если предприятие модернизируется и начинает работать по современным технологиям, а местные вузы и колледжи еще не «раскачались» и продолжают обучать студентов по устаревшей системе? На первое время можно пригласить преподавателей из-за рубежа, которые подготовят инженеров и рабочих. А потом? Остается только открывать кафедру в вузе и предлагать профессорам свою помощь. Именно такой выход из сложившейся непростой ситуации нашло руководство ТОО «Мэйкер».

  • Куда полетим? 17.08.2019

    О том, что в Казахстане начинает работать бюджетная авиакомпания (подразделение «Эйр Астана»), стало известно в марте этого года, когда лоукостер FlyArystan в конце марта открыл продажу билетов.

  • Работа ждет всех 17.08.2019

    Ускорить сроки выполнения задач, связанных с реализацией направлений госпрограммы «Еңбек», поручил аким Приозерска Кайрат Камзин.

  • Виден каждый пункт 15.08.2019

    Дорожную карту развития молочной отрасли страны презентовали в Караганде на региональной конференции крупнейших перерабатывающих заводов. Основным вопросом стало качество и безопасность используемого сырья.

  • Кластер с прицелом на экспорт 15.08.2019

    Крупный свиноводческий кластер будет создан в Осакаровском районе компанией «Sabcom Engineering». Об этом сообщает акимат региона.