04 мая 2019 года 833

«Бермудский треугольник» обмана

Автор: Фархат КИНЖИТАЕВ

Раздался настойчивый звонок в дверь. Лариса Михайловна открыла - на пороге стояла молодая беременная женщина с приятной улыбкой. Она объяснила, что является торговым представителем, работающим в рамках государственного заказа. И в преддверии майских праздников предлагает принять участие в акции по установке фильтров для очистки воды. Ветеранам Великой Отечественной и труженикам тыла предлагаются скидки - и вместо 69 тысяч тенге нужно отдать всего лишь 34 с половиной. Недолго думая, пенсионерка подписала договор...

Лариса Михайловна Трофимова (имя и фамилия изменены по этическим соображениям) украдкой вытирает слезы.
- Захотела себя побаловать на старости лет. Она ведь все так убедительно рассказала: и что водопроводная вода плохая, и бактерии вредные в ней размножаются. На меня как будто какое-то затмение нашло. Выложила деньги, не подумала. Обидно, я же образованный человек, педагог, многие в городе меня знают. Подписала договор, квитанцию мне выдали. Пришел сантехник, установил мне этот злополучный фильтр, только вот паспорт на изделие не выдал, сказал, через несколько дней занесет. А через неделю несчастье с сыном приключилось, понадобилось ему перевод на лечение отправить. Он же у меня на Украине живет. Собрала сколько могла, подумала: «Бог с ним, с фильтром». И позвонила этой девушке, она мне свой номер оставила. Та трубку не брала, я с соседкиного номера с ней связалась. Сказала, что отказываюсь от услуг, попросила забрать фильтр и вернуть деньги. Ответ получила грубый: «Не звоните мне». Что делать? Посмотрела в договоре адрес этой компании и пошла к ним. В общем, не нашла я их офис. Написано, что размещаются в существующем бизнес-центре, только вот там о фирме с таким названием никто не слышал. Пошла в полицию, написала заявление. Только вот, боюсь, деньги мои никто не вернет, - рассказывает она.
Ситуация, в которой оказалась Лариса Михайловна, далеко не единична, говорит руководитель общества по защите прав потребителей «Гарант» Жаслан Айтмагамбетов. С похожими проблемами к нему обращались десятки карагандинцев. В некоторых случаях их можно решить обращением в правоохранительные органы. Но здесь не тот случай - факт мошенничества не доказать. Договор, а также справку, что прибор исправный, с техническими параметрами изделия ее ознакомили, женщина подписала. В суде тоже сложно будет что-либо доказать. Дело в том, что хотя купленный товар, согласно отечественному законодательству, можно вернуть в течение 14 дней, есть четкая норма - он не должен быть в употреблении. Понятно, что установленный фильтр под этот критерий не подходит.
- Целенаправленная аудитория этих людей - именно пожилые люди. Дело в том, что в основном в этой сфере работают опытные психологи, то есть профессионалы, которые умеют убеждать. Их цель - реализовать товар потребителю под любым предлогом. Доходит до того, что эти люди, сами того не осознавая, идут к банкомату или в банк, чтобы подписать кредитный договор. А понимание своей ошибки обычно приходило к ним только через сутки. Здесь роль играет множество факторов. Это и внешний вид, и включение музыки, и использование фотографий. Показывают фото - женщина стоит возле «Гелендвагена». Другая фотографируется в шикарной шубе, при этом видно, что она находится в примерочной магазина. Таким образом они показывают, что успешные бизнесмены, хотя на самом деле эти машина и шуба им не принадлежат. Их задача - людей завлекать внешним блеском, - отмечает он.
Силу убеждения опытных «продажников» может испытать на себе каждый человек. Жаслан Айтмагамбетов рассказывает, что однажды ему предложили протестировать на дому пылесос стоимостью 4 тысячи долларов. Свою супругу юрист предупредил сразу - не поддаваться на провокации. Он признается, что ему и самому было любопытно ознакомиться с их методами, взыграло профессиональное любопытство.
- Нас пугали какими-то микробами, фотографии показывали. Я говорю: «Вы уж дочистите сначала ковер». За полчаса до окончания диалога супруга предложила скинуться и купить с другом на двоих этот пылесос. Я их проводил, а она только на следующее утро осознала, что ею пытались манипулировать, - говорит Жаслан Айтмагамбетов.
Он напоминает, что в Административном кодексе есть статья 449-я, которая подразумевает наказание за приставания в общественных местах «с целью продажи, покупки, обмена или приобретения вещей иным способом». Но она не распространяется на субъекты предпринимательства, хотя это не совсем правильно, утверждает юрист.
- Если ты оказываешь услуги, продаешь товары, то делай это у себя в офисе. Представители авторитетных и солидных фирм не будут бегать по подъездам, наоборот, за их товаром в очередь выстраиваются. Если стучатся к вам в квартиру, то 98% - это обман. Сейчас времена дефицита прошли, практически все можно купить в интернете. Всегда можно приобрести товар по разумной цене, с разумным подходом в местах реализации, - отмечает он.
Как же уберечься от назойливых и не совсем честных продавцов? Универсального рецепта нет, по-настоящему является действенным только один метод: не открывать им дверь и не впускать в дом под любым предлогом.
- Если впустите, могут быть другие плачевные последствия. К примеру, грабеж с применением насилия, этот момент тоже необходимо учитывать. Еще одна опасность заключения договора прямо в квартире состоит в том, что впоследствии вы рискуете не найти этого предпринимателя. Потому что у них даже нет офисов. Кроме того, всегда следует внимательно читать договор, проверять наличие лицензии, - говорит Жаслан Айтмагамбетов.
Примечательно, что могут пострадать и сами «продажники».
- Их обучают уже состоявшиеся организации. Это вовлечение в «бермудский треугольник», целая индустрия. Недавно женщина приходила, она проходила обучение в похожей компании, обещавшей всем легкий заработок. Ей говорят, приходите в салоны шуб, фотографируйтесь, позируйте возле красивых машин. Всегда улыбайтесь, показывайте, наколько вы успешны. Таким образом ее обрабатывали с июня до ноября, приглашали на тренинги. А потом сама не поняла, как пошла и кредит оформила. При том что на ней еще один кредит висит. Сейчас она одумалась, намерена подавать исковое заявление в суд, чтобы вернуть деньги. По этому поводу я даже встречался с депутатами Мажилиса Парламента РК. Каким мы видим решение проблемы? Нужно внести поправки в Закон «О банковской деятельности» - рассмотрение кредитных договоров потребителей на покупку товара или оказание услуги продлить до двух дней. И только на второй день при согласовании с потребителем дать ему эти деньги. Для чего это делается? Два дня достаточно, чтобы человек хорошо подумал: а надо ли ему это, - утверждает руководитель общества «Гарант».

Коллаж Линара ГАЛИМОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Памятник долгострою 19.09.2020

    На протяжении пяти лет длится эпопея с центральной котельной Сарани. Коммунальный объект, который начали строить еще в 2012 году, обещали сдать в 2015-м. Тогда же из бюджета было выделено порядка пяти миллиардов тенге. Ситуация затянулась настолько, что заказчик - управление строительства - подал в суд, а подрядчик был признан банкротом.

  • Дайте воздуха глоток 19.09.2020

    Департамент экологии по Карагандинской области проверяет медеплавильный завод Балхаша.

  • Карта первенства 17.09.2020

    Карагандинская область - лидер по объему инвестиций в запускаемые проекты Государственной программы индустриально-инновационного развития на 2020-2025 годы - это 203,1 млрд тенге. В целом по стране в рамках Карты индустриализации запланирован ввод 206 проектов на общую сумму 995 млрд тенге с созданием более 18 тыс. постоянных рабочих мест.

  • Путь к счастью 17.09.2020

    Образовательные сертификаты получили 15 многодетных матерей. Они научились вязать спицами и крючком, готовить деликатесы и выпекать кондитерские изделия. Такую возможность им предоставил центр поддержки семей «Жанұя». Вручение состоялось в рамках тренинга «Семейные ценности».

  • Нападение из сети 17.09.2020

    Концентрированные DDoS-атаки на отечественные образовательные платформы kundelik.kz и bilimland.kz выявила в ходе мониторинга Служба реагирования на компьютерные инциденты KZ-CERT РГП «ГТС».

  • А воз и ныне там 17.09.2020

    С начала этого года в городах и районах было выявлено свыше одной тысячи мусорных свалок. Судя по тому, как нерасторопно убирают ТБО коммунальные службы, наша область борется за «почетное» звание самого грязного региона. И не только карагандинцы возмущены работой местных услугодателей. Немало претензий есть и у жителей городов-спутников.

  • Место добрых дел 17.09.2020

    Можно охать и ахать, обсуждая со знакомыми, как тяжело живется соседу, который в силу объективных причин не может самостоятельно разобраться с грузом проблем. Или равнодушно наблюдать за тем, как мать-одиночка вынуждена искать дешевое жилье, не имея возможности обеспечить своим детям элементарные комфорт и уют. В Жайреме пошли по другому пути - здесь чужая беда не остается без внимания.

  • Не все медресе, что учит 17.09.2020

    С момента обретения суверенитета Казахстан начал налаживать международное сотрудничество в сфере культуры, политики, экономики и др.

#birgemiz