30 апреля 2019 года 1250

Секреты седла

Автор: Юлия ПУЛИНА

Слесарь одного из предприятий Жезказгана Далабай Оспанов известен в городе еще и как мастер по изготовлению седел. В свое время отец и дед научили его кузнечному делу. Теперь он намерен передать секреты мастерства молодому поколению.

Уроженец Жанааркинского района, Далабай Оспанов приехал в Жезказган в 1995 году. Несмотря на то что в городе он живет уже почти четверть века, ремесла, которым его с детства учили дедушка и отец, не позабыты. Он единственный из братьев – а родных и двоюродных их у него девять - смог продолжить семейное дело. Как признался сам Д. Оспанов, он до сих пор хранит инструменты, которые изготовил еще его дед своими руками. Их берегут и передают из поколения в поколение.
– Мой дедушка был мастером на все руки, – рассказывает Далабай Оспанов. – Он и кузнечное ремесло знал, и юрты делал, седла для верховой езды, для чабанов. И эти умения сильно помогали в самые тяжелые времена. Все, что знал и умел, передал отцу, потом и мне. Отец тоже седла делал, узду для лошадей.
По мнению умельца, ремесленников стало гораздо меньше в советское время. Тогда те же седла делали в Казахстане, например, в Семипалатинске был очень хороший завод. Дефицита не было: его продукция расходилась в большом количестве по совхозам – чабанам, сельчанам. А потом предприятие закрыли. Вот и получилось так, что Далабай - чуть ли не единственный мастер во всем регионе.
И время сейчас такое, когда все больше людей хотят заняться фермерством – в основном разведением скота. А чтобы пасти скот, нужна лошадь, нужно седло – спрос есть.
Чтобы его сделать, нужно не простое дерево, а только корень березы. Именно он лучше всего подходит для изготовления седла. В районе есть лесное хозяйство, в котором растут нужные деревья.
– Еду в аул, беру разрешение в акимате, потом у лесничего, выбираю дерево, - говорит Далабай. - В прошлом году привез корни из аула. Как только высохнут, можно приступать к работе. Делаю только по заказу, в основном седла берут в Жанааркинском районе: родственники, знакомые, друзья, а вот в Жезказганском регионе редко, только раз заказали в Улытауском районе.
На изготовление одного седла требуются корни целого дерева. Только на то, чтобы его высушить, уходит год - если высохнет неправильно, пойдут трещины. Конечно же, есть и свои, семейные секреты...
А потом два месяца уходит на изготовление самого седла. Технология достаточно тяжелая, поясняет Далабай Оспанов. Для изготовления попоны нужны чистая натуральная кошма, кожа, сыромятные ремни ручной работы.
Стремена он тоже делает, из каленого железа. Так же, как в свое время его научил дед. Маленький кузнечный цех оборудовал в доме у родственника.
Как объяснил мастер, его седла не покупают для участия в конных состязаниях, забегах. Седло пастуха и седло для лошади, участвующей в кокпаре, - совершенно разные.
– Там седла делают по-другому, их специально облегчают. Они хоть и простые, но очень неудобные для лошади и могут повредить спину. Да и дерево для седла берут любое, а этого делать нельзя. Нужно заботиться о лошади. Много раз слышал, как после таких состязаний у лошадей были травмы, мозоли на спине из-за плохого, неправильного седла. А мое седло не будут использовать, потому что оно тяжелое для гонки – 4-4,5 кг. Но зато очень удобно для лошади – спину не повредит точно, да и для наездника оно комфортно.
- На работе коллеги поддерживают, - объясняет Далабай Оспанов, - дома и в родном ауле родственники. Показываю в Жезказгане молодым ребятам готовые седла, многие из них видят его впервые, а лошадь живую не видели никогда. Надеюсь, что старшему внуку захочется продолжить семейное дело.
А пока в год получается сделать всего 2-3 седла – работа трудная, времени много требуется, а помощников пока нет.
– Понимаю, что нужно передать кому-то свои знания и умения, но сегодняшняя молодежь неохотно берется за тяжелую работу. Тем не менее скоро начну обучать нескольких молодых родственников, они сами попросили. Передам все, что знаю сам.
В родном ауле, у брата Далабая Оспанова, как память, хранится юрта, что делал еще их дедушка.
- Юрту изготовить смогу, дед научил, - делится он, - но один человек не управится, помощь нужна. Вот брат предложил сделать летом самим юрту. Конечно, потребуется много дерева, хороший войлок, кошма сейчас очень ценятся, да и стоят недешево. Но мои земляки готовы помочь с материалом – есть женщина, которая, также продолжая семейное дело, валяет очень хорошую кошму. К слову, уже появились люди, которые хотели бы иметь юрту ручной работы.

Фото автора
г. Жезказган

Комментарии (1)
...
Людмила Ивановна 26.05.2019
Далабай, какой талант! Вы супер-молодец! Это так замечательно, что в наше время есть люди, которые возрождают ремесла и сами, своими руками делают такие прекрасные вещи! Я желаю вам поддержки родных и близких, ваших друзей и знакомых, а так же способных учеников и благодарных заказчиков! Удачи и процветания вашему делу!!
Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Кто они, современники? 20.07.2019

    Часто ли бывает, что идеи, как семена, брошенные в почву, превращаются в дела? Статья Первого Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная 12 апреля 2017 года, - тот случай, когда этот труд стал программой конкретных действий и уже обретает зримые очертания. В стране построены сотни культурных объектов, ведутся исторические исследования и археологические раскопки, организуются экспедиции, издаются новые книги и учебники. Казахстанцы по-новому взглянули на свою историю, самобытность и идентичность. И планов еще не перечесть.

  • Словами Абая 20.07.2019

    Литературный челлендж, посвященный 175-летию великого казахского поэта Абая Кунанбаева, набирает обороты. В эстафету его почитателей включается все больше и больше участников.

  • Истоки большого металла 20.07.2019

    В историко-краеведческом музее Темиртау появится копия первой плавильной печи эпохи поздней бронзы и раннего железа. Для полного погружения в процесс реконструкции его работники совместно с археологами отправились в Кентские горы Каркаралинского района, где были найдены следы работы древних металлургов. Экспедиция начала свою работу под эгидой программы «Рухани жаңғыру» и при поддержке акимата области.

  • Слились Восток и Запад 18.07.2019

    Фотографии необычных объектов столицы, демонстрирующие уникальность урбанистических архитектурных фантазий, воплощенных в реальность, представлены на выставке в областном краеведческом музее.

  • След стрелы 16.07.2019

    Названию города и реки положил начало героический батыр. В народе его называли Сокыр, что означало «слепой». Увечье свое Жалантос Кулыкулы получил в одном из боев с джунгарами. Имя его до сих пор хранят благодарные потомки.

  • Раритеты магистрали 16.07.2019

    Как выглядели первые паровозы, как одевались работники железной дороги? Все это, а также исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины и форму, другие ценные атрибуты хранит музей истории Карагандинского отделения железной дороги.

  • Благословенный след поэта 13.07.2019

    Более тысячи человек участвовали в научно-практической конференции в городе Кадамжай (Кыргызстан), посвященной жизни и творчеству полководца, жырау, кюйши Кетбуки. Жезказган в составе казахстанской делегации представляли председатель ОО «Қазақтын Кетбуқасы» Толеген Букуров и директор историко-производственного музея им. К. Сатпаева Кенжал Балкенов.

  • Старатели золотосодержащей местности Чуптыкуль 13.07.2019

    10 сентября 1888 года в «Семипалатинских областных ведомостях»  появилось следующее уведомление: «Каркаралинский уездный судья объявляет, что управляющий  «Товарищества горных промыслов в Киргизской степи», горный инженер Леопольд Фердинандович Грауман уничтожает доверенность, выданную им горному уставщику Илье Дмитриевичу Ярославцеву 16 ноября 1887 года, засвидетельствованную по нотариальному реестру уездного судьи под номером 176».