20 апреля 2019 года 1436

Холст длиною в жизнь

В 1956 году в Караганду приехал молодой художник Вениамин Шамшин. Человек, которому суждено было стоять у истоков культурно-художественной жизни города, участвовать в создании Союза художников Караганды. Как скажут о нем позднее: «…он приехал, чтобы подарить себя городу».

Имя Вениамина Шамшина находится в одном ряду с такими выдающимися мастерами, как Раймкул Есиркеев, Павел Андреюк, Петр Антоненко, Павел Реченский, Анатолий Билык, Юрий Гуммель, Виктор Крылов, Саркис Саносян.
Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях Казахстана, России, Германии, Бельгии, Франции, Израиля и многих других стран. В наши дни портреты великих композиторов, созданные В.Шамшиным, украшают стены Концертного зала «Шалкыма».
Родился художник 10 января 1928 года в поселке Средняя Ахтуба Волгоградской области в семье заводского бухгалтера Вячеслава Шамшина и воспитателя детского сада Александры Виссарионовны. Родители уделяли большое внимание воспитанию единственного ребенка. А рос он впечатлительным и любознательным. Но светлое, безоблачное детство Вениамина было недолгим: в 1937 году в семью пришла беда. Отца обвинили в «причинении вредительства заводу» и объявили «врагом народа». Как многих несчастных, отца Шамшина отправили в Карлаг.
Мама с маленьким Вениамином переехали в Ворошиловград, где он продолжил учиться. Мальчик обладал неплохим лирическим тенором, и перед ним стоял выбор: чему посвятить себя - живописи или музыке? И в шестнадцатилетнем возрасте Вениамин Шамшин поступает в Ворошиловградское художественное училище. Но трепетную любовь к музыке он пронесет через всю жизнь.
В 1947 году после окончания художественного училища Вениамин с матерью, все это время не знавшие о дальнейшей судьбе своего отца и мужа, отправились на его поиски в Караганду. К моменту их приезда отца уже не было в живых. Он похоронен в Долинке в безвестной могиле. Александра Виссарионовна осталась жить в Караганде, а ее сына призвали на службу в Туркмению в танковые войска.
После армии В.Шамшин отправился в Ярославль, где продолжил свое обучение в классе известного живописца, графика и педагога Михаила Кичигина.
В 1956 году, после долгих лет разлуки, мать все же дождалась сына. Вместе они проживали сначала в комнате дома барачного типа, затем переехали в небольшую, но собственную квартиру в районе Старого города.
Караганда тепло приняла молодого художника: эмоционального, активного, любознательного. От природы наделенный живостью и созидательностью ума, страстный любитель литературы и музыки, он находит своих единомышленников, верных друзей и сподвижников. Вскоре появляются ценители и поклонники его мастерства. Шамшин ведет насыщенную творческую жизнь, становится участником многочисленных выставок.
Однажды во дворе своего дома он увидел стройную темноволосую девушку.
- Вы не могли бы мне позировать? - неуверенно спросил он. Она согласилась.
Так он встретил свою любовь, верного друга, жену, женщину, ставшую не только музой и вдохновением, но и надежным тылом. Они прожили вместе 45 лет, до его последних дней.
С Вениамином Вячеславовичем жить было в одинаковой степени интересно и сложно. Он словно пребывал в своем измерении. Его абсолютно не интересовала бытовая сторона жизни, как он выглядит. Все домашние хлопоты, которые он всячески избегал, жене приходилось брать на себя.
В 1961 году в семье Шамшиных родилась дочь Татьяна. Каждый период ее жизни - детство, юность, зрелость - любящий отец стремился запечатлеть в картинах. Живя и воспитываясь в творческой среде, она связала свою жизнь с музыкой.
Заработанные деньги родители Татьяны не стремились тратить на улучшение бытовых благ - к примеру, роскошную мебель или автомобиль. А вот приобретение грампластинок, редких и дефицитных книжных изданий, альбомов с репродукциями было их любимым занятием. Отец привозил их из Москвы, Ленинграда, Киева.
- После кончины отца мама до настоящего времени старается сохранить в квартире все в том виде, как было при его жизни. И сегодня, приезжая ее навестить, будто снова попадаешь в прекрасное прошлое моего детства и юности, - рассказывает дочь художника.
Ценность творчества Вениамина Шамшина заключается в разнохарактерности воплощенных на полотне сюжетов, многообразии жанров: от пасторалей до исторических полотен, от натюрмортов до аллегорических картин, от портретов до монументальных росписей. Характерная черта его творчества - глубокомыслие, заключенное в каждом произведении.
В 1976 году Союз художников г. Караганды Шамшину выделил персональную мастерскую. Она располагалась на мансардном этаже жилого здания по проспекту Нуркена Абдирова. Впервые художник работает уже не в маленькой комнате своей квартиры, он обретает собственное отдельное творческое пространство. Мастерская Шамшина собирала в своих стенах любителей и ценителей искусства, в числе которых были не только художники, но и актеры, музыканты и деятели науки.
К пятидесятилетию художника состоялась его юбилейная выставка, на которой он представил одну из своих любимых работ - портрет Петра Ильича Чайковского. Над этим холстом он трудился более 10 лет. После этого Шамшин отправил портрет великого композитора в город Клин в дар Дому-музею П.И. Чайковского, за что получил благодарность и приглашение посетить родину великого композитора.
В 90-е годы к работам Шамшина проявила интерес зарубежная публика. Его дважды приглашали в Германию. Он много пишет на заказ. Представители коренного немецкого населения проявляли огромный интерес к исторической тематике - революции 1917 года, личности В.И. Ленина, Великой Отечественной войне.
В 1994 году в немецком городе Биркенфельд организовали совместную выставку Шамшина с Филиппе Даниэлем Дево - швейцарским художником, которую посетили художники и деятели искусств из западных стран.
Вениамин Шамшин ушел из жизни в 2004 году в возрасте 76 лет. Творил он до последних своих дней...
Советская идеология с ее всеобщим тяготением к атеизму не смогла повлиять на его мировоззрение. На протяжении всей жизни Шамшин оставался верующим человеком. Особенно волновал его образ Христа. «Шествие на Голгофу», «Тогда, отпустив им Варавву, а Иисуса бив, предал на распятие», «Страстная пятница», «Сорок дней и сорок ночей» - лишь некоторые из работ, отражающие путь долгих исканий.
Духовным наставником для художника стал настоятель Свято-Введенского собора г. Караганды отец Александр. Их связывали многие годы духовного общения и дружбы. Картины «Шествие на Голгофу» и «Спаситель у Пилата» были принесены в дар собору. В 2015 году жена и дочь художника подарили Крестовоздвиженскому храму Караганды полиптих Шамшина «Распятие Христа».

Галина МАХНО,
преподаватель
детской музыкальной школы № 2 г.Караганды
Фото Бориса Копылова

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Вершители «Жеті жарғы» 26.05.2020

    Памятник знаменитым казахским биям - Толе би, Казыбек би и Айтеке би появился на территории областного суда. Торжественная церемония презентации скульптур состоялась с участием главы региона Жениса Касымбека. Это первая крупная композиция в шахтерской столице, посвященная выдающимся личностям, внесшим неоценимый вклад в объединение степного народа.

  • Секреты древности 23.05.2020

    Четыре тысячи лет назад на территории Жезказган-Улытауского региона в поселениях располагались целые металлургические комплексы. Сегодня мало осталось исторических памятников, которые могли бы рассказать об укладе жизни племен того времени, а те, что есть, медленно, но верно разрушает природа. На основании имеющихся данных, полученных в результате кропотливой работы археологов и историков, уже сегодня можно обоснованно заявить об открытиях и достижениях мастеров, живших в суровых условиях, - это уникальные плавильные печи, аналогов которым нет в мире, глубокие знания свойств руды и литейное производство.

  • Мудрость Абая 21.05.2020

    Свыше 14 тысяч учащихся из 500 учебных заведений региона приняли участие в республиканской акции «Час добропорядочности», проведенной по инициативе Антикоррупционной службы Казахстана.

  • Колыбель истории 21.05.2020

    Уникальные артефакты, датируемые эпохой, предшествующей образованию Казахского ханства, хранятся в областном историко-краеведческом музее. Речь идет о предметах, обнаруженных археологами в мавзолее, в котором, предположительно, была захоронена дочь или невестка Джучи хана, старшего сына Сотрясателя Вселенной.

  • Музейный комплекс 19.05.2020

    Рядом с мавзолеем старшего сына Чингисхана Жоши (Джучи) начато строительство нового историко-культурного комплекса. Данный проект реализуется во исполнение поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева, который в прошлом году подчеркнул необходимость развивать туризм в Казахстане и отметил потенциал Жезказган-Улытауского региона.

  • Летопись Великой степи 16.05.2020

    Историко-литературный экскурс, посвященный 750-летию Золотой Орды, представила областная библиотека им. Н. В. Гоголя. Эта дата мало кого может оставить равнодушным - улус Джучи в той или иной степени имеет отношение ко всем, кто живет в Казахстане, России, Узбекистане.

  • По ту сторону экрана 16.05.2020

    Ежегодно 18 мая празднуется Международный день музеев. Специально к этой дате готовятся выставки, тематические лекции, научные проекты и многое другое. В этом году все мероприятия пройдут в новом формате - экскурсоводы и научные сотрудники будут общаться со своей аудиторией исключительно на просторах интернета.

  • Мысли о «целостном человеке» 14.05.2020

    Абай Кунанбаев жил и творил в то время, завершившее  существование казахской степи как самостоятельной единицы после последней попытки реставрации ханской власти Кенесары Касымовым, когда все активнее царское самодержавие проникало в жизнь казахского общества.

Наша Караганда