20 апреля 2019 года 995

Холст длиною в жизнь

В 1956 году в Караганду приехал молодой художник Вениамин Шамшин. Человек, которому суждено было стоять у истоков культурно-художественной жизни города, участвовать в создании Союза художников Караганды. Как скажут о нем позднее: «…он приехал, чтобы подарить себя городу».

Имя Вениамина Шамшина находится в одном ряду с такими выдающимися мастерами, как Раймкул Есиркеев, Павел Андреюк, Петр Антоненко, Павел Реченский, Анатолий Билык, Юрий Гуммель, Виктор Крылов, Саркис Саносян.
Его работы хранятся в музеях и частных коллекциях Казахстана, России, Германии, Бельгии, Франции, Израиля и многих других стран. В наши дни портреты великих композиторов, созданные В.Шамшиным, украшают стены Концертного зала «Шалкыма».
Родился художник 10 января 1928 года в поселке Средняя Ахтуба Волгоградской области в семье заводского бухгалтера Вячеслава Шамшина и воспитателя детского сада Александры Виссарионовны. Родители уделяли большое внимание воспитанию единственного ребенка. А рос он впечатлительным и любознательным. Но светлое, безоблачное детство Вениамина было недолгим: в 1937 году в семью пришла беда. Отца обвинили в «причинении вредительства заводу» и объявили «врагом народа». Как многих несчастных, отца Шамшина отправили в Карлаг.
Мама с маленьким Вениамином переехали в Ворошиловград, где он продолжил учиться. Мальчик обладал неплохим лирическим тенором, и перед ним стоял выбор: чему посвятить себя - живописи или музыке? И в шестнадцатилетнем возрасте Вениамин Шамшин поступает в Ворошиловградское художественное училище. Но трепетную любовь к музыке он пронесет через всю жизнь.
В 1947 году после окончания художественного училища Вениамин с матерью, все это время не знавшие о дальнейшей судьбе своего отца и мужа, отправились на его поиски в Караганду. К моменту их приезда отца уже не было в живых. Он похоронен в Долинке в безвестной могиле. Александра Виссарионовна осталась жить в Караганде, а ее сына призвали на службу в Туркмению в танковые войска.
После армии В.Шамшин отправился в Ярославль, где продолжил свое обучение в классе известного живописца, графика и педагога Михаила Кичигина.
В 1956 году, после долгих лет разлуки, мать все же дождалась сына. Вместе они проживали сначала в комнате дома барачного типа, затем переехали в небольшую, но собственную квартиру в районе Старого города.
Караганда тепло приняла молодого художника: эмоционального, активного, любознательного. От природы наделенный живостью и созидательностью ума, страстный любитель литературы и музыки, он находит своих единомышленников, верных друзей и сподвижников. Вскоре появляются ценители и поклонники его мастерства. Шамшин ведет насыщенную творческую жизнь, становится участником многочисленных выставок.
Однажды во дворе своего дома он увидел стройную темноволосую девушку.
- Вы не могли бы мне позировать? - неуверенно спросил он. Она согласилась.
Так он встретил свою любовь, верного друга, жену, женщину, ставшую не только музой и вдохновением, но и надежным тылом. Они прожили вместе 45 лет, до его последних дней.
С Вениамином Вячеславовичем жить было в одинаковой степени интересно и сложно. Он словно пребывал в своем измерении. Его абсолютно не интересовала бытовая сторона жизни, как он выглядит. Все домашние хлопоты, которые он всячески избегал, жене приходилось брать на себя.
В 1961 году в семье Шамшиных родилась дочь Татьяна. Каждый период ее жизни - детство, юность, зрелость - любящий отец стремился запечатлеть в картинах. Живя и воспитываясь в творческой среде, она связала свою жизнь с музыкой.
Заработанные деньги родители Татьяны не стремились тратить на улучшение бытовых благ - к примеру, роскошную мебель или автомобиль. А вот приобретение грампластинок, редких и дефицитных книжных изданий, альбомов с репродукциями было их любимым занятием. Отец привозил их из Москвы, Ленинграда, Киева.
- После кончины отца мама до настоящего времени старается сохранить в квартире все в том виде, как было при его жизни. И сегодня, приезжая ее навестить, будто снова попадаешь в прекрасное прошлое моего детства и юности, - рассказывает дочь художника.
Ценность творчества Вениамина Шамшина заключается в разнохарактерности воплощенных на полотне сюжетов, многообразии жанров: от пасторалей до исторических полотен, от натюрмортов до аллегорических картин, от портретов до монументальных росписей. Характерная черта его творчества - глубокомыслие, заключенное в каждом произведении.
В 1976 году Союз художников г. Караганды Шамшину выделил персональную мастерскую. Она располагалась на мансардном этаже жилого здания по проспекту Нуркена Абдирова. Впервые художник работает уже не в маленькой комнате своей квартиры, он обретает собственное отдельное творческое пространство. Мастерская Шамшина собирала в своих стенах любителей и ценителей искусства, в числе которых были не только художники, но и актеры, музыканты и деятели науки.
К пятидесятилетию художника состоялась его юбилейная выставка, на которой он представил одну из своих любимых работ - портрет Петра Ильича Чайковского. Над этим холстом он трудился более 10 лет. После этого Шамшин отправил портрет великого композитора в город Клин в дар Дому-музею П.И. Чайковского, за что получил благодарность и приглашение посетить родину великого композитора.
В 90-е годы к работам Шамшина проявила интерес зарубежная публика. Его дважды приглашали в Германию. Он много пишет на заказ. Представители коренного немецкого населения проявляли огромный интерес к исторической тематике - революции 1917 года, личности В.И. Ленина, Великой Отечественной войне.
В 1994 году в немецком городе Биркенфельд организовали совместную выставку Шамшина с Филиппе Даниэлем Дево - швейцарским художником, которую посетили художники и деятели искусств из западных стран.
Вениамин Шамшин ушел из жизни в 2004 году в возрасте 76 лет. Творил он до последних своих дней...
Советская идеология с ее всеобщим тяготением к атеизму не смогла повлиять на его мировоззрение. На протяжении всей жизни Шамшин оставался верующим человеком. Особенно волновал его образ Христа. «Шествие на Голгофу», «Тогда, отпустив им Варавву, а Иисуса бив, предал на распятие», «Страстная пятница», «Сорок дней и сорок ночей» - лишь некоторые из работ, отражающие путь долгих исканий.
Духовным наставником для художника стал настоятель Свято-Введенского собора г. Караганды отец Александр. Их связывали многие годы духовного общения и дружбы. Картины «Шествие на Голгофу» и «Спаситель у Пилата» были принесены в дар собору. В 2015 году жена и дочь художника подарили Крестовоздвиженскому храму Караганды полиптих Шамшина «Распятие Христа».

Галина МАХНО,
преподаватель
детской музыкальной школы № 2 г.Караганды
Фото Бориса Копылова

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На пульсе жизни 23.07.2019

    Литовский двор, школу многодетных матерей «Іскер ана», мечеть Кунанбая кажы, дом Абая, Каркаралинский государственный национальный парк и другие значимые места посетила депутат Мажилиса Парламента от Ассамблеи народа Казахстана, член Комитета по социально-культурному развитию Наталья Жумадильдаева.

  • Кто они, современники? 20.07.2019

    Часто ли бывает, что идеи, как семена, брошенные в почву, превращаются в дела? Статья Первого Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная 12 апреля 2017 года, - тот случай, когда этот труд стал программой конкретных действий и уже обретает зримые очертания. В стране построены сотни культурных объектов, ведутся исторические исследования и археологические раскопки, организуются экспедиции, издаются новые книги и учебники. Казахстанцы по-новому взглянули на свою историю, самобытность и идентичность. И планов еще не перечесть.

  • Словами Абая 20.07.2019

    Литературный челлендж, посвященный 175-летию великого казахского поэта Абая Кунанбаева, набирает обороты. В эстафету его почитателей включается все больше и больше участников.

  • Истоки большого металла 20.07.2019

    В историко-краеведческом музее Темиртау появится копия первой плавильной печи эпохи поздней бронзы и раннего железа. Для полного погружения в процесс реконструкции его работники совместно с археологами отправились в Кентские горы Каркаралинского района, где были найдены следы работы древних металлургов. Экспедиция начала свою работу под эгидой программы «Рухани жаңғыру» и при поддержке акимата области.

  • Слились Восток и Запад 18.07.2019

    Фотографии необычных объектов столицы, демонстрирующие уникальность урбанистических архитектурных фантазий, воплощенных в реальность, представлены на выставке в областном краеведческом музее.

  • След стрелы 16.07.2019

    Названию города и реки положил начало героический батыр. В народе его называли Сокыр, что означало «слепой». Увечье свое Жалантос Кулыкулы получил в одном из боев с джунгарами. Имя его до сих пор хранят благодарные потомки.

  • Раритеты магистрали 16.07.2019

    Как выглядели первые паровозы, как одевались работники железной дороги? Все это, а также исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины и форму, другие ценные атрибуты хранит музей истории Карагандинского отделения железной дороги.

  • Благословенный след поэта 13.07.2019

    Более тысячи человек участвовали в научно-практической конференции в городе Кадамжай (Кыргызстан), посвященной жизни и творчеству полководца, жырау, кюйши Кетбуки. Жезказган в составе казахстанской делегации представляли председатель ОО «Қазақтын Кетбуқасы» Толеген Букуров и директор историко-производственного музея им. К. Сатпаева Кенжал Балкенов.