11 апреля 2019 года 647

Философия бесконечности

В казахской философии понятия «природа» и «человек» неотделимы друг от друга. Понимание родного пространства во многом определяет основу национального искусства. Однако интерпретация образов различалась в зависимости от тенденций, характерных для того или иного десятилетия.

Абылхан Кастеев одним из первых профессиональных национальных художников в своем творчестве воспел природу родного края. За серию пейзажных произведений «На земле казахстанской» ему была присуждена Государственная премия Казахской ССР (1967 год). Он не мыслит природы вне человека, и поэтому степное пространство всегда наполнено поэзией повседневной жизни аула.
О теплой любви А. Кастеева к родной природе рассказывает «Летнее пастбище Челкуде» (1965 г.). В картинном пространстве - ровная необъятная ширь предгорных пастбищ, переливающихся то изумрудным, то нежно-желтым, то коричневым цветом. Словно узкие ленты, брошенные на этот цветущий ковер, бегут светлые, серебристые ручьи. Плавные, тающие линии снежных гор на горизонте подчеркивают глубину пространства, чистоту и прозрачность воздуха. А над всем этим - высокое небо с легкими облаками. Сливаясь с этой прекрасной природой, живут здесь простые мирные люди - чабаны, занимающиеся своим нелегким повседневным делом. Это спокойное лирическое повествование роднит картины А. Кастеева с изобразительным народным творчеством, песнями акынов-импровизаторов, казахскими кюями.
Аубакир Исмаилов - заметная фигура в искусстве Казахстана. Он работал акварелью и маслом, создал немало пейзажей - ландшафтных и индустриальных. Художник любил изображать пространство, тающее в необозримых далях, изменчивые облака, вечерние и утренние сумерки. Часто обращался к теме джайляу. Из простого, присущего природе состояния несуетной жизни, подчиненной простому ходу времени, А. Исмаилов извлекал эмоциональное переживание: человек внимает тишине, разлитой над степью, чтобы услышать голоса далеких предков.
В полотнах художников 1950-1960-х годов природа и человек тоже взаимосвязаны. Родная природа, казахская степь возникают в их произведениях не просто конкретным, знакомым пространством жизни, но и обобщенным до символического звучания образом Родины. Любой сюжет, изображенный на фоне степи, становится символом или метафорой для выражения не столь конкретных, но более общих универсальных понятий. Белый конь, взвившийся в полете над ликующей в весенних красках степью (М. Кенбаев «Ловля лошади») в восприятии автора и зрителя становится символом свободного духа, вольной сути степи, ее мощного жизненного потенциала.
Главная тема творчества Раймкула Есиркеева - человек. Мастер с любовью рассказывает о том, что окружает индивида в его обычной жизни, где он чувствует себя свободно и полнокровно. Бывалый казах-чабан с отарой овец в родной степи - таков сюжет картины Р. Есиркеева «Чабан» (1973 г.). Отара овец занимает практически половину холста. Гамма картины светлая, бодрящая. Реалистическая живопись нашла полноценное воплощение в творчестве этого художника, стоящего у истоков искусства Сарыарки.
В начале 1960-х годов Айша Галимбаева, первая художница-казашка, народный художник Казахстана, создала ряд пейзажных произведений. Свидетельством живописного мастерства, своеобразия пластического видения может служить большая картина А. Галимбаевой «Песнь Казахстана». Это первое произведение станковой живописи, в котором она воссоздала реалистический образ природы, поэтичный и взволнованный.
Начиная с этого времени, пейзаж прочно вошел в творчество художницы, став неотъемлемой частью ее искусства. Айша с наслаждением писала горные хребты, холмистые дали, широкие степные просторы, поросшие нежно-голубой полынью, сиреневым вереском и розовым чабрецом («Аяк-Калкан»). В небольших пейзажах А. Галимбаева изобразила степь в разные часы суток - прохладное утро, когда природа постепенно пробуждается; густые сумерки, наступившие неожиданно, когда все вокруг становится пустынным, и сизые кусты чертополоха кажутся причудливыми и таинственными существами в заброшенном мире.
Творчество Канафии Тельжанова декларирует степное пространство как место важных исторических событий. Художник пишет большие по размерам полотна с эпически-монументальным, даже несколько символическим содержанием. Один из примеров - «На земле дедов» с центральным изображением всадника-казаха на сильной, могучей лошади.
В работах Сабура Мамбеева нет развернутого сюжетного повествования, образный мир выражен художником чисто живописными средствами. Композиционное, колористическое и пластическое решение картин С. Мамбеева ясно, гармонично и эмоционально. В своей творческой практике он использует жизненные наблюдения, вместе с чабанами ездит на джайляу, внимательно изучает казахское народное искусство. Свои замыслы он претворяет в больших тематических произведениях: «В горах», «У юрты», «Перекочевка».
Ощущением безмятежной радости, светлой красоты и гармонии окружающего мира впечатляет картина «В горах». Ее сюжет настолько прост, естественен и непосредственен, что изображенная сцена из жизни чабанов кажется подсмотренной и перенесенной художником на холст. Мирная повседневная жизнь, трудовые будни людей далекого отгона показаны художником просто и убедительно. Пейзаж в картине является основным эмоциональным элементом, который определяет сущность и настроение изображенного.
В 1970-1980-е годы тема бесконечного степного пространства как осмысления идеи независимости художниками обрела окраску торжества, обновленного и неизведанного, новых побед над природой, захватывающих дух космических взлетов и невероятных виражей. Особенно остро эти настроения сказались в произведениях, где преломляется особая тема - «Кочевник и Космос». Триптих Камиля Муллашева «Земля и время. Казахстан» (1978 г.), ставший открытием тех лет, наиболее полно ответил идеям времени.
В 1990-х годах концепт бесконечности казахского бытия получил свое новое воплощение в знаковой живописи. Источником своего вдохновения Абдрашид Сыдыханов и его последователи сделали родовые знаки, солярные символы, древние каменные изваяния. Для них серьезным мотивом выступает накопленное годами знание о почти преданной забвению символике национального прошлого Степи.
На смену картине-«впечатлению» приходит современная картина-«размышление», порождающая ассоциативность зрительского восприятия, его философскую рефлексию.
В работах Мингиша Абылкасова, к какому бы жанру он ни обращался, нет развернутого сюжетного действия, образ строится на внутренней динамике, раскрывающейся в самом характере живописной пластики, напряженности цветовых отношений, эмоциональной насыщенности стилизованной формы. Самые простые мотивы обретают аллегорический, знаковый характер. Мерный ритм композиционных построений, затягивающая глубина пространства его полотен создают ощущение вечности, непрерывности бытия.
Петр Кишкис создает картины-метафоры, в которых часто использует архетипы, возвращающие нас к истокам бытия, где хранится истинное знание. Письмо тонкое, почти прозрачное соседствует в его полотнах с мерцанием «нагруженных», фактурных, богатых цветных кусков.
Ведущий жанр творчества Владимира Проценко, яркого представителя национальной классической школы живописи, - пейзаж, хотя он свободно чувствует себя в любой жанровой манере. Художник пишет разнообразные ландшафты, но более всего его завораживает степь. Бесконечность и вечность протяженных пространств утверждает бесконечность и вечность жизни. Его полотна можно назвать формулами степи.
Образ Степи - тема вечная и неисчерпаемая, созвучна гуманистическим идеям, изложенным в статье Елбасы «Семь граней Великой степи». Она находит свое воплощение и в творчестве молодых казахстанских художников.

Лариса ЗОЛОТАРЕВА,
искусствовед,
профессор КарГУ

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Находка для туриста 25.05.2019

    Экотренды в последние годы прочно вошли в нашу жизни. Мы предпочитаем есть экопродукты, использовать экокосметику для себя и экоотделку для дома. И, конечно, отдыхать в экологически чистом месте.

  • Со всей душой 25.05.2019

    Главная идея, которую несет разработанная Первым Президентом программа «Рухани жаңғыру», - воспитание чувства патриотизма. Но это слово заключает в себе много смыслов. Любовь к Родине начинается с элементарных дел - посадить дерево, привести в порядок двор, в котором живешь, добросовестно отнестись к своей работе.

  • Слово о стране 23.05.2019

    В одночасье стал звездой соцсетей и Казнета студент КарГТУ Адиль Камен. Нет, он не выкладывал скандальные видео или каких-то знаменитостей. Молодой карагандинец просто запустил в сети акцию «Elimdi Suiemin/Я люблю Казахстан/I love KZ», которую неожиданно поддержали уже 2,2 миллиона пользователей со всего Казахстана.

  • Дети - за мир 23.05.2019

    С большим размахом юные члены клубов ЮНЕСКО отметили 10-летний юбилей, присоединившись к республиканской акции «Нұрлы болашақ» раньше всех в регионе.

  • Культурная среда 23.05.2019

    Поздравления прозвучали в адрес тех, кто посвятил свою жизнь культуре и искусству. В городском акимате чествовали лауреатов премии акима Караганды, вручали дипломы, денежные сертификаты и почетные грамоты.

  • Никто не забыт 23.05.2019

    Вот уже полвека директор историко-производственного музея Кенжал Балкенов занимается поиском земляков, погибших и пропавших без вести в Великую Отечественную войну. Недавно он вернулся из экспедиции в Воронежскую область, где покоятся сотни жезказганцев, сложивших голову на полях сражений. Его мечта – создать музей-мемориал у Вечного огня с указанием полного списка солдат, ушедших из Джездинского, Улытауского районов.

  • Славим возраст золотой 23.05.2019

    В рамках программы «Рухани жаңғыру» и к 85-летию Караганды прошла встреча школьников СОШ № 34 «Славим возраст золотой» в доме престарелых и инвалидов областного центра.

  • Прирученное железо 23.05.2019

    Обоснование Бегазы-Дандыбаевской культуры в середине прошлого века произвело настоящий переворот в научном сообществе и позволило под другим углом посмотреть на историю древнего Казахстана.