06 апреля 2019 года 708

Профессия дальнего действия

Автор: Анна СТРОКОВА

О повышении престижа учителя говорят сегодня много. Но как это сделать? В стране проводят конкурсы и олимпиады, форумы и конференции, но этого мало. Одно ясно точно - учителя надо уважать. А уважение должно идти от учеников.

К сожалению, многие ребята (да подчас и родител и) не воспринимают учителя всерьез, хуже того - видят в них обслуживающий персонал. Поэтому здесь нужна агитационная работа - так рассуждали участники олимпиады, студенты колледжей и школьники. Профессию педагога сейчас выбирают немногие, да и те, получив образование, уходят работать куда угодно, только не в школу.
На выбор студентки Карагандинского колледжа «Болашак» Адины Бопежановой повлияла мама, которая обучает казахскому и литературе. Адина, будущий учитель иностранного языка, целенаправленно поступила на эту специальность.
- Конечно, в колледже нам преподают и по старинке: к примеру, мы пишем конспекты, - признается девушка. - Но, к счастью, такая методика редка - в основном на занятиях используют новые технологии.
Если педагог не идет на диалог, а просто читает лекцию - это довольно скучное занятие, считает Адина. Чтобы улучшить учебный процесс, надо учитывать мнение детей и постоянно проводить рефлексию, получая обратную связь. Если на уроке задумана презентация - не стоит брать старые наработки, а создавать новые, более увлекательные, добавлять обучающие видеоролики и обязательно поддерживать общение с учениками.
Для десятиклассника из балхашской гимназии № 7 Жангера Мырзакула учитель - главный авторитет. На уроках он особенно ценит, когда педагог делится историями из жизни, но, признался, начинает скучать, если приходится зубрить материал.
- А мне становится неинтересно, когда мы пишем тему под диктовку, - добавила Тогжан Айдос, которая учится на класс младше. - Но сейчас уроки становятся более насыщенными. Мне нравится работа в группах: так мы больше общаемся.
И если Жангер с профессией еще определяется, то Тогжан решила твердо: хочет преподавать. В этой работе для нее есть свои перспективы. Учитель - прежде всего наставник для ученика, и он может дать такой совет, который станет кредом всей жизни.
Денис Романов с Тогжан Айдос солидарен. В этом году он оканчивает лицей «Білім инновация» № 3. Недавно юноша вернулся из Кызылорды, где отлично выступил на олимпиаде по казахскому языку, и тоже хочет обучать детей.
- В нашем лицее хорошие педагоги, - признался Денис. - Они молоды, строят уроки креативно: допустим, на проверочных занятиях мы играем в «Kahoot» - проходим онлайн-викторины, тесты и опросы. Мне кажется, возраст учителя играет роль в его отношениях с учениками: чем больше разница в годах, тем меньше шансов быть на одной волне.
- Я бы не сказала, что на педагогические специальности поступает мало ребят, - заметила член жюри, заведующая кафедрой практического курса казахского языка КарГУ им. Е.А. Букетова Бакыт Айтбаева. - Грантов дают много, но причина, по которой выпускники не идут работать по профилю, все-таки в зарплате. Еще один повод - это, возможно, страх работать с ворохом бумаг, хотя все постепенно переходит в электронный формат, но бумажная волокита еще остается.
В то же время, утверждает Б. Айтбаева, призвание быть учителем никто не отменял. Сама она с детства мечтала преподавать казахский и уже 25 лет трудится в КарГУ.
Координатор областного этапа олимпиады, сотрудник Регионального научно-практического центра дополнительного образования «Сарыарка дарыны» Мейрамгуль Жакешова признает: именно через конкурсы стараются привлечь молодежь к учительству. И здесь вопрос «Что для вас статус педагога?» очень актуален. Стоит ли говорить, что и Лидер нации в своем Послании о росте благосостояния подчеркивал: надо предусмотреть стимулы для развития преподавателей, сократить нагрузку, оградить от ненужных проверок и отчетов, от посторонних поручений…
- В свое время мы даже боялись педагогов. Сейчас дети спокойно могут увидеться с ними и в магазине, и в кинотеатре - отношения стали как-то проще, - рассуждала Мейрамгуль. - Все говорят, что им нужно поднять зарплату, обеспечить квартирами, но статус складывается не только из этого. Нужно быть примером для других, в том числе в поведении. Семья тоже важна в этой цепочке: когда от родителей звучат нелестные слова о преподавателях, дети это быстро впитывают. Если случаются казусы, то одна ошибка может разрушить авторитет человека, и в причинах разбираться не будут. Поэтому наш центр старается делиться именно достижениями и успехами учителей. Так мы повышаем их статус в моральном плане.
В областной олимпиаде «Талантливый учитель - одаренным детям» собралось 13 команд. Они прошли два тура: «Визитку» и защиту проектов о педагогах - показывали постановки, исполняли песни и читали стихотворения. Лучшими стали команды Атасуйской общеобразовательной школы Жанааркинского района и Жезказганского гуманитарного колледжа. В начале мая победители отправятся на республиканский этап в Тараз.

Фото
Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Конфликт интересов 23.05.2019

    Строгий выговор наложен на руководителя отдела образования Осакаровского района Айнагуль Акмагамбетову. Ее дочь была допущена до сдачи Единого национального тестирования, в то время как чиновник сама являлась председателем районной государственной комиссии по организации и проведению ЕНТ.

  • Работать на престиж 18.05.2019

    Казахстану нужны не просто дипломированные специалисты, а востребованные на рынке труда. Учебная программа зачастую быстро устаревает и не всегда соответствует требованиям работодателей. Как решить проблему обучения кадров среднего и высшего звена, обсудили на Международном форуме «Индустрия 4.0: Stem-технологии в подготовке специалистов для казахстанских предприятий».

  • Никаких излишеств 16.05.2019

    Выпускные вечера должны проходить только в школах

    Отпраздновать получение аттестата можно лишь раз в жизни. Так почему бы не сделать это с присущим значимости торжества размахом? Похожим образом рассуждает большинство родителей. Однако образовательное ведомство предлагает не превращать прощальный вечер в ярмарку тщеславия.

  • Права педагога 14.05.2019

    Штрафы помогут защитить учителей. В Министерстве образования и науки РК расширяют список их прав и социальных гарантий.

  • Дети - о Победе 09.05.2019

    До слез тронуло зрителей театрализованное представление «Юность, опаленная войной». Иначе быть не могло: для них выступали особенные дети, которые очень старались достоверно передать дух ушедшего времени.

  • Школа круглый год 09.05.2019

    Педагоги будут заниматься с детьми и летом 

    До начала самых продолжительных каникул остается меньше месяца. Чтобы не терять времени даром, в школах уже начинают готовиться к открытию специальных лагерей и площадок.

  • Учить язык по-новому 07.05.2019

    В Доме дружбы Ассамблеи народа Казахстана прошел семинар «Повышение квалификации преподавателей с использованием возможностей онлайн-режима». Мероприятие призвано улучшить эффективность преподавания посредством применения интернет-ресурсов.

  • Агенты перемен 04.05.2019

    Школьники разрабатывают научные проекты на трех языках

    В Жезказгане подведены предварительные итоги работы стажерских площадок по реализации вариативного обучения на трех языках. Областной семинар собрал 80 учителей из Караганды, Сатпаева, Каражала, Жанаарки и местных школ. В рамках пилотного проекта были представлены лучшие учебные методические пособия, в том числе и цифровые, созданные жезказганскими педагогами. Ученики, обучающиеся по программе полиязычия, устроили выставку-экскурсию в микромиры, продемонстрировав не только отличное владение языками и знание изучаемого предмета, но и художественные таланты.