06 апреля 2019 года 1368

Профессия дальнего действия

Автор: Анна СТРОКОВА

О повышении престижа учителя говорят сегодня много. Но как это сделать? В стране проводят конкурсы и олимпиады, форумы и конференции, но этого мало. Одно ясно точно - учителя надо уважать. А уважение должно идти от учеников.

К сожалению, многие ребята (да подчас и родител и) не воспринимают учителя всерьез, хуже того - видят в них обслуживающий персонал. Поэтому здесь нужна агитационная работа - так рассуждали участники олимпиады, студенты колледжей и школьники. Профессию педагога сейчас выбирают немногие, да и те, получив образование, уходят работать куда угодно, только не в школу.
На выбор студентки Карагандинского колледжа «Болашак» Адины Бопежановой повлияла мама, которая обучает казахскому и литературе. Адина, будущий учитель иностранного языка, целенаправленно поступила на эту специальность.
- Конечно, в колледже нам преподают и по старинке: к примеру, мы пишем конспекты, - признается девушка. - Но, к счастью, такая методика редка - в основном на занятиях используют новые технологии.
Если педагог не идет на диалог, а просто читает лекцию - это довольно скучное занятие, считает Адина. Чтобы улучшить учебный процесс, надо учитывать мнение детей и постоянно проводить рефлексию, получая обратную связь. Если на уроке задумана презентация - не стоит брать старые наработки, а создавать новые, более увлекательные, добавлять обучающие видеоролики и обязательно поддерживать общение с учениками.
Для десятиклассника из балхашской гимназии № 7 Жангера Мырзакула учитель - главный авторитет. На уроках он особенно ценит, когда педагог делится историями из жизни, но, признался, начинает скучать, если приходится зубрить материал.
- А мне становится неинтересно, когда мы пишем тему под диктовку, - добавила Тогжан Айдос, которая учится на класс младше. - Но сейчас уроки становятся более насыщенными. Мне нравится работа в группах: так мы больше общаемся.
И если Жангер с профессией еще определяется, то Тогжан решила твердо: хочет преподавать. В этой работе для нее есть свои перспективы. Учитель - прежде всего наставник для ученика, и он может дать такой совет, который станет кредом всей жизни.
Денис Романов с Тогжан Айдос солидарен. В этом году он оканчивает лицей «Білім инновация» № 3. Недавно юноша вернулся из Кызылорды, где отлично выступил на олимпиаде по казахскому языку, и тоже хочет обучать детей.
- В нашем лицее хорошие педагоги, - признался Денис. - Они молоды, строят уроки креативно: допустим, на проверочных занятиях мы играем в «Kahoot» - проходим онлайн-викторины, тесты и опросы. Мне кажется, возраст учителя играет роль в его отношениях с учениками: чем больше разница в годах, тем меньше шансов быть на одной волне.
- Я бы не сказала, что на педагогические специальности поступает мало ребят, - заметила член жюри, заведующая кафедрой практического курса казахского языка КарГУ им. Е.А. Букетова Бакыт Айтбаева. - Грантов дают много, но причина, по которой выпускники не идут работать по профилю, все-таки в зарплате. Еще один повод - это, возможно, страх работать с ворохом бумаг, хотя все постепенно переходит в электронный формат, но бумажная волокита еще остается.
В то же время, утверждает Б. Айтбаева, призвание быть учителем никто не отменял. Сама она с детства мечтала преподавать казахский и уже 25 лет трудится в КарГУ.
Координатор областного этапа олимпиады, сотрудник Регионального научно-практического центра дополнительного образования «Сарыарка дарыны» Мейрамгуль Жакешова признает: именно через конкурсы стараются привлечь молодежь к учительству. И здесь вопрос «Что для вас статус педагога?» очень актуален. Стоит ли говорить, что и Лидер нации в своем Послании о росте благосостояния подчеркивал: надо предусмотреть стимулы для развития преподавателей, сократить нагрузку, оградить от ненужных проверок и отчетов, от посторонних поручений…
- В свое время мы даже боялись педагогов. Сейчас дети спокойно могут увидеться с ними и в магазине, и в кинотеатре - отношения стали как-то проще, - рассуждала Мейрамгуль. - Все говорят, что им нужно поднять зарплату, обеспечить квартирами, но статус складывается не только из этого. Нужно быть примером для других, в том числе в поведении. Семья тоже важна в этой цепочке: когда от родителей звучат нелестные слова о преподавателях, дети это быстро впитывают. Если случаются казусы, то одна ошибка может разрушить авторитет человека, и в причинах разбираться не будут. Поэтому наш центр старается делиться именно достижениями и успехами учителей. Так мы повышаем их статус в моральном плане.
В областной олимпиаде «Талантливый учитель - одаренным детям» собралось 13 команд. Они прошли два тура: «Визитку» и защиту проектов о педагогах - показывали постановки, исполняли песни и читали стихотворения. Лучшими стали команды Атасуйской общеобразовательной школы Жанааркинского района и Жезказганского гуманитарного колледжа. В начале мая победители отправятся на республиканский этап в Тараз.

Фото
Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Экзамен не пройден 15.08.2019

    За несколько дней, что длилось комплексное тестирование абитуриентов в магистратуру, установлено четыре факта подмены, изъято 472 мобильных телефона, 8 шпаргалок и два калькулятора. Эти нарушения выявили наблюдатели, следившие за процессом в КарГУ и КарГТУ.

  • Ляпы в книге 10.08.2019

    Ошибки в школьных учебниках обнаружил главный педагог страны Асхат Аймагамбетов.

  • Исключить угрозу 10.08.2019

    Семинар по повышению квалификации теологов и религиоведов прошел в Доме дружбы. Спикером на встрече выступил директор республиканского образовательного центра «Білім», эксперт-политолог информационно-разъяснительной группы Комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития Руслан Иржанов.

  • Точка опоры 08.08.2019

    Качество знаний в селе и городе - нередко две большие разницы. Дети из глубинки зачастую уступают по уровню знаний своим городским сверстникам. В этой связи управление образования проводит большую работу по сохранению и развитию сети сельских учебных заведений.

  • Познавательные дни 06.08.2019

    В июле более 800 детей посетили детскую библиотеку имени Абая, где сотрудники организовали специальные занятия.

  • Хочу за парту! 03.08.2019

    Там их настроят к предстоящей учебе и ознакомят с предметами, которые будут постигать уже через месяц.

  • Профессии будущего 30.07.2019

    Цифровым специальностям, востребованным на рынке труда, будут обучать в КарГТУ. Новую программу, отвечающую требованиям «Индустрии 4.0», профессорско-преподавательский состав вуза разработал вместе с руководителями промышленных предприятий.

  • Обновки к школе 25.07.2019

    В первый день осени ученики из малообеспеченных семей отправятся в школу в новой форме и с рюкзаками, наполненными всем необходимым для учебы. По традиции благотворительную помощь ребятам окажут НПО, представители малого и среднего бизнеса, а также неравнодушные горожане.