21 марта 2019 года 1537

Когда вода асфальт точит

Автор: Сергей БУЯНОВ

Отсутствие грамотного водоотведения с дорожного полотна в Караганде является одной из основных причин быстрого разрушения асфальта. И пока на дорогах не появится полноценная ливневая канализация, асфальт каждую весну будет сходить вместе со снегом и льдом. При этом напомним, что в Послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев одной из задач обозначил повышение качества жизни граждан через создание условий комфортного проживания и развитие инфраструктуры. Власти города разрабатывают новые проекты дорожного строительства с учетом этих задач.

Опасный цикл

Любому специалисту известна опасность попеременного замерзания и оттаивания строительных материалов. Каждый такой цикл приводит к растрескиванию структуры и ускоряет разрушение. Именно поэтому так опасны лужи на асфальте осенью и весной, когда днем температура выше ноля и ночью - ниже. Единственная защита состоит в том, чтобы оперативно отводить воду. И вот с этим в Караганде проблема. Последствия мы все видим на дорогах, усеянных ямами и трещинами. Накладывается на эту проблему еще одна - изначально низкое качество компонентов, в частности битума. Дорожники отмечают, что в Казахстане всего два предприятия выпускают это вяжущее вещество для асфальтобетонной смеси - в Павлодаре и Атырау. Продукция обоих предприятий едва укладывается в нижнюю границу требований качества. Так что о сопротивлении агрессивным внешним условиям говорить не приходится.
Властям остается лишь констатировать проблему, а подрядчикам - выполнять ремонтные работы в гарантийный срок. В настоящий момент на гарантии находятся 152 карагандинские дороги. Это те участки, которые были отремонтированы в течение трех последних лет. Их общая площадь - 2 млн 450 тыс. квадратных метров. Обследовать успели 92% из них, выявлены дефекты на 1,5 тыс. квадратов. Основные проблемы - выкрашивания и шелушения, ямы. Подрядчикам выдано 12 предписаний об устранении проблем. С наступлением благоприятных погодных условий дорожники за свой счет начнут ремонтные работы.
В понедельник руководство акимата Караганды отправилось в объезд по проблемным участкам в сопровождении представителей дорожно-строительных компаний. В качестве причин разрушения полотна, кроме уже упомянутых, власти называют и условия отбора подрядчиков.
- У нас есть компании, которые много лет работают на рынке, имеют опыт и хорошо зарекомендовали себя, - отметил заместитель акима города Сабит Оспанов. - Но по итогам конкурсов на право проводить работы побеждает та компания, которая сделала скидку больше.

Временная гарантия

Первым в маршруте стал участок улицы Гоголя, отремонтированный в 2017 году. Общая протяженность улицы - 5 км 200 метров. Гарантийному ремонту сейчас подлежит 800 квадратных метров. Основная проблема - это вышелушивание асфальта.
- Главный враг асфальта - это вода, - развел руками Нурлан Татишев, мастер ТОО «Улар-МК». - Обильный водопоток, скопление влаги, особенно возле остановок. Плюс - битум невысокого качества. Все проблемы мы видим, будем проводить ремонт.
Следующей остановкой стала улица Гудермесская, где летом 2018 года был выполнен средний ремонт полотна на площади 12 тыс. квадратных метров. Бюджет города выделил на этот проект 80 млн тенге. Однако не прошло и года, как выявились недостатки. Сейчас ремонт необходим на площади порядка 200 квадратов. Директор компании «Сарыарка жолдары» Маргулан Канкулов пояснил, что на этом участке улицы Гудермесской частные дома располагаются очень низко - ниже уровня дороги. При этом они стоят близко к проезжей части. Поскольку ливневой канализации тут нет, дорогу проектировали так, чтобы талые и дождевые воды скапливались с правой части дорожного полотна и уходили дальше, а не подтапливали жилье. С одной стороны, это хорошо. С другой - дорожное покрытие страдает из-за избыточной влаги и разрушается. Сейчас тут есть и ямы, и шелушение асфальта. Причем и в перспективе ничего хорошего не будет. Да, в гарантийный период подрядчик проведет ремонт. Но когда срок закончится, дорога продолжит разрушаться. И это будет длиться до тех пор, пока не решится вопрос водоотведения. Это возможно лишь в случае капитальной реконструкции участка с устройством ливневой канализации.
После этого Сабит Оспанов отправился в Майкудук. Компания «АРМ-Строй» два года назад выполнила ремонт объездной дороги «Восток-1-2-3». Тут было уложено 18,5 тыс. квадратных метров дорожного полотна. На сегодня в ремонте нуждается, по расчетам подрядчика, 250-300 квадратов, то есть примерно 0,5%. В качестве причин указываются как низкое качество битума, так и субъективные моменты.
- Это очень сложный участок, - сказал Лева Акопян, директор ТОО «АРМ-Строй». - Когда мы только начали работать на этом месте в 2017 году, у нас в грунт провалился бульдозер, так что мы его еле-еле вытащили. Выяснилось, что тут была прорыта траншея глубиной более 2,5 метра, уложены две трубы. Отсюда и проблемы с основанием дороги. Мы пытались свою часть работы сделать как можно качественнее, но сейчас видим проблемы - есть ямы, шелушение полотна. Будем недостатки устранять.

Новый подход

- Да, отсутствие ливневой канализации - существенный фактор, - признал С. Оспанов после завершения объезда. - И мы потихоньку проблему начинаем решать. Например, сейчас идет двухгодичный проект реконструкции проспекта Строителей. В прошлом году мы его начали с ремонта всех инженерных коммуникаций. В том числе и устройства ливневок. По этому же примеру мы действуем во всех новых проектах: везде предусматриваем ливневую канализацию. Это должно помочь сохранению качества асфальта. В ближайшие годы такая реконструкция у нас ждет седьмую магистраль, улицы Карла Маркса и Магнитогорскую.
Реконструкция участка Магнитогорская - Карла Маркса будет идти три года и затронет отрезок протяженностью 10 км. Эта дорога, соединяющая Новый город и Майкудук, считается наиболее загруженной в Караганде. Тут будет проведен весь комплекс работ: укрепление основания, устройство ливневой канализации, расширение проезжей части, строительство разделительной полосы, озеленение. Государственную экспертизу проект уже прошел, теперь дело за получением финансирования. Сам городской бюджет сумму не осилит - это 7 млрд тенге.
Седьмая магистраль (от «Тойота-Центра» до улицы Бауыржана Момышулы) - тоже очень загруженный участок, где проходит 25-30 тыс. большегрузных транзитных автомобилей в день. По заверению «Казавтожола», в нынешнем году компания завершит строительство северо-восточного обхода Караганды, и весь транзит уйдет туда. После этого власти города приступят к реконструкции седьмой магистрали. Проект готов, и он уже прошел госэкспертизу.
Рассказал заместитель градоначальника и о том, какие работы по ремонту дорог в 2019 году будут выполняться не в рамках гарантии, а в соответствии с планами акимата.
- У нас есть дороги, которые не ремонтировались уже много лет, - сообщил Сабит Оспанов. - Многие из них находятся в неудовлетворительном состоянии. Мы делаем дефектные ведомости и готовим их к ремонту. В нынешнем году будет отремонтировано 16 дорог, сейчас уже подводятся итоги конкурсных процедур. На эти работы бюджетом выделяется 1,7 млрд тенге.
Кроме того, будет отремонтировано 18 внутриквартальных дорог: в Октябрьском районе - 12, в районе им. Казыбек би - шесть.

Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Как вернуть новогоднее волшебство? 13.12.2019

    Признайтесь, верите ли вы до сих пор в новогоднее чудо? Если ответ отрицательный, но вы все еще мечтаете испытать приятное волнение от приближения праздника, то пора вам сменить локацию празднества. Мы подобрали несколько интересных мест для встречи Нового года. А кредит Банка ВТБ (Казахстан) поможет реализовать любой из предложенных вариантов.

  • Горький шоколад 12.12.2019

    Почему остановилась Карагандинская кондитерская фабрика и заработает ли она вновь? Вопрос возобновления производства знаменитых конфет, известных во всем мире, волнует горожан, на глазах у которых в 2016 году оно было приостановлено. Руководители предприятия мотивировали это необходимостью его модернизации. Но фабрика стоит до сих пор, а ее площади стали занимать арендаторы. Что на самом деле происходит за стенами карамельно-шоколадной компании?

  • Экономика должна быть эргономной 12.12.2019

    Реализация проектов по развитию возобновляемых источников энергии обсуждалась в Караганде 9-10 декабря на региональном форуме, посвященном переходу к «зеленым» технологиям.

     

  • А много ль корова дает молока? 12.12.2019

    В Карагандинской области на зиму было заготовлено грубых кормов 2,1 млн тонн (100,1% к нормативу). Этого должно хватить до весны, но впритык. Дело в том, что действующие нормативы устарели - они не учитывают тот факт, что, кроме сена, многие хозяйства больше ничем скот не кормят. А ведь животным нужны и силос, и фураж. В результате такой вынужденной «диеты» потребность в объемах возрастает практически в два раза.

  • Прогноз внушает оптимизм 10.12.2019

    Как сообщил руководитель управления экономики Азамат Муканов, с начала года основные показатели социально-экономического развития региона выросли. Так, по его словам, за счет положительной динамики в горнодобывающей отрасли в январе-ноябре производство промышленной продукции составило 2,3 трлн тенге.

  • Лён в плюсе 07.12.2019

    Нынешний год еще раз наглядно показал аграриям Карагандинской области и Казахстана в целом, насколько важны севооборот и диверсификация посевных площадей. Ценовая ситуация такова, что нельзя полагаться только на что-то одно. Если в хозяйстве мультикультурное поле, то каждый год фермер на чем-то хорошо зарабатывает, даже если на другом теряет. И в результате получает стабильную рентабельность.

  • Далекое - близко 07.12.2019

    Воздушная гавань Караганды сможет принимать регулярные рейсы с Ближнего Востока - из Иордании и Бахрейна - без ограничений по частотам и с возможностью использования пятой степени свободы воздуха. Об этом авиационные власти Казахстана договорились на ежегодных 12-х переговорах о воздушных сообщениях (ICAN 2019), проведенных под эгидой Международной организации гражданской авиации.

  • Копилка на будущее 05.12.2019

    Будут ли получать пенсию те, кто родился после 1980 года? Почему не всем выплачивается так называемая государственная гарантия? Когда граждане начнут добровольно откладывать деньги? На эти и другие вопросы карагандинцев ответили представители ЕНПФ в день открытых дверей в фонде.

Наша Караганда