21 марта 2019 года 1305

Когда вода асфальт точит

Автор: Сергей БУЯНОВ

Отсутствие грамотного водоотведения с дорожного полотна в Караганде является одной из основных причин быстрого разрушения асфальта. И пока на дорогах не появится полноценная ливневая канализация, асфальт каждую весну будет сходить вместе со снегом и льдом. При этом напомним, что в Послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев одной из задач обозначил повышение качества жизни граждан через создание условий комфортного проживания и развитие инфраструктуры. Власти города разрабатывают новые проекты дорожного строительства с учетом этих задач.

Опасный цикл

Любому специалисту известна опасность попеременного замерзания и оттаивания строительных материалов. Каждый такой цикл приводит к растрескиванию структуры и ускоряет разрушение. Именно поэтому так опасны лужи на асфальте осенью и весной, когда днем температура выше ноля и ночью - ниже. Единственная защита состоит в том, чтобы оперативно отводить воду. И вот с этим в Караганде проблема. Последствия мы все видим на дорогах, усеянных ямами и трещинами. Накладывается на эту проблему еще одна - изначально низкое качество компонентов, в частности битума. Дорожники отмечают, что в Казахстане всего два предприятия выпускают это вяжущее вещество для асфальтобетонной смеси - в Павлодаре и Атырау. Продукция обоих предприятий едва укладывается в нижнюю границу требований качества. Так что о сопротивлении агрессивным внешним условиям говорить не приходится.
Властям остается лишь констатировать проблему, а подрядчикам - выполнять ремонтные работы в гарантийный срок. В настоящий момент на гарантии находятся 152 карагандинские дороги. Это те участки, которые были отремонтированы в течение трех последних лет. Их общая площадь - 2 млн 450 тыс. квадратных метров. Обследовать успели 92% из них, выявлены дефекты на 1,5 тыс. квадратов. Основные проблемы - выкрашивания и шелушения, ямы. Подрядчикам выдано 12 предписаний об устранении проблем. С наступлением благоприятных погодных условий дорожники за свой счет начнут ремонтные работы.
В понедельник руководство акимата Караганды отправилось в объезд по проблемным участкам в сопровождении представителей дорожно-строительных компаний. В качестве причин разрушения полотна, кроме уже упомянутых, власти называют и условия отбора подрядчиков.
- У нас есть компании, которые много лет работают на рынке, имеют опыт и хорошо зарекомендовали себя, - отметил заместитель акима города Сабит Оспанов. - Но по итогам конкурсов на право проводить работы побеждает та компания, которая сделала скидку больше.

Временная гарантия

Первым в маршруте стал участок улицы Гоголя, отремонтированный в 2017 году. Общая протяженность улицы - 5 км 200 метров. Гарантийному ремонту сейчас подлежит 800 квадратных метров. Основная проблема - это вышелушивание асфальта.
- Главный враг асфальта - это вода, - развел руками Нурлан Татишев, мастер ТОО «Улар-МК». - Обильный водопоток, скопление влаги, особенно возле остановок. Плюс - битум невысокого качества. Все проблемы мы видим, будем проводить ремонт.
Следующей остановкой стала улица Гудермесская, где летом 2018 года был выполнен средний ремонт полотна на площади 12 тыс. квадратных метров. Бюджет города выделил на этот проект 80 млн тенге. Однако не прошло и года, как выявились недостатки. Сейчас ремонт необходим на площади порядка 200 квадратов. Директор компании «Сарыарка жолдары» Маргулан Канкулов пояснил, что на этом участке улицы Гудермесской частные дома располагаются очень низко - ниже уровня дороги. При этом они стоят близко к проезжей части. Поскольку ливневой канализации тут нет, дорогу проектировали так, чтобы талые и дождевые воды скапливались с правой части дорожного полотна и уходили дальше, а не подтапливали жилье. С одной стороны, это хорошо. С другой - дорожное покрытие страдает из-за избыточной влаги и разрушается. Сейчас тут есть и ямы, и шелушение асфальта. Причем и в перспективе ничего хорошего не будет. Да, в гарантийный период подрядчик проведет ремонт. Но когда срок закончится, дорога продолжит разрушаться. И это будет длиться до тех пор, пока не решится вопрос водоотведения. Это возможно лишь в случае капитальной реконструкции участка с устройством ливневой канализации.
После этого Сабит Оспанов отправился в Майкудук. Компания «АРМ-Строй» два года назад выполнила ремонт объездной дороги «Восток-1-2-3». Тут было уложено 18,5 тыс. квадратных метров дорожного полотна. На сегодня в ремонте нуждается, по расчетам подрядчика, 250-300 квадратов, то есть примерно 0,5%. В качестве причин указываются как низкое качество битума, так и субъективные моменты.
- Это очень сложный участок, - сказал Лева Акопян, директор ТОО «АРМ-Строй». - Когда мы только начали работать на этом месте в 2017 году, у нас в грунт провалился бульдозер, так что мы его еле-еле вытащили. Выяснилось, что тут была прорыта траншея глубиной более 2,5 метра, уложены две трубы. Отсюда и проблемы с основанием дороги. Мы пытались свою часть работы сделать как можно качественнее, но сейчас видим проблемы - есть ямы, шелушение полотна. Будем недостатки устранять.

Новый подход

- Да, отсутствие ливневой канализации - существенный фактор, - признал С. Оспанов после завершения объезда. - И мы потихоньку проблему начинаем решать. Например, сейчас идет двухгодичный проект реконструкции проспекта Строителей. В прошлом году мы его начали с ремонта всех инженерных коммуникаций. В том числе и устройства ливневок. По этому же примеру мы действуем во всех новых проектах: везде предусматриваем ливневую канализацию. Это должно помочь сохранению качества асфальта. В ближайшие годы такая реконструкция у нас ждет седьмую магистраль, улицы Карла Маркса и Магнитогорскую.
Реконструкция участка Магнитогорская - Карла Маркса будет идти три года и затронет отрезок протяженностью 10 км. Эта дорога, соединяющая Новый город и Майкудук, считается наиболее загруженной в Караганде. Тут будет проведен весь комплекс работ: укрепление основания, устройство ливневой канализации, расширение проезжей части, строительство разделительной полосы, озеленение. Государственную экспертизу проект уже прошел, теперь дело за получением финансирования. Сам городской бюджет сумму не осилит - это 7 млрд тенге.
Седьмая магистраль (от «Тойота-Центра» до улицы Бауыржана Момышулы) - тоже очень загруженный участок, где проходит 25-30 тыс. большегрузных транзитных автомобилей в день. По заверению «Казавтожола», в нынешнем году компания завершит строительство северо-восточного обхода Караганды, и весь транзит уйдет туда. После этого власти города приступят к реконструкции седьмой магистрали. Проект готов, и он уже прошел госэкспертизу.
Рассказал заместитель градоначальника и о том, какие работы по ремонту дорог в 2019 году будут выполняться не в рамках гарантии, а в соответствии с планами акимата.
- У нас есть дороги, которые не ремонтировались уже много лет, - сообщил Сабит Оспанов. - Многие из них находятся в неудовлетворительном состоянии. Мы делаем дефектные ведомости и готовим их к ремонту. В нынешнем году будет отремонтировано 16 дорог, сейчас уже подводятся итоги конкурсных процедур. На эти работы бюджетом выделяется 1,7 млрд тенге.
Кроме того, будет отремонтировано 18 внутриквартальных дорог: в Октябрьском районе - 12, в районе им. Казыбек би - шесть.

Фото автора

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Когда хочется работать 20.06.2019

    Это - реализация национального проекта «Жастар - ел тірегі» и повышение суммы грантов от 100 до 200 МРП для реализации бизнес-идей. Главное условие участия в ней - отсутствие постоянного места работы.

  • Пропуск на международный рынок 20.06.2019

    Сертификат Американского института нефти получило темиртауское 
    ТОО «ЗаводКазАрматура». Документ, подтверждающий высокую квалификацию, руководителю 
    завода вручили представители оператора Северо-Каспийского проекта, разрабатывающего месторождение Кашаган.

  • Системный сбой 18.06.2019

    Введение электронных сервисов в АПК столкнулось с многочисленными недоработками. Об этом сообщили сразу несколько фермерских союзов в письме председателю правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблаю Мырзахметову. Крестьяне просят помощи в решении проблемы, которая не позволяет им в полной мере пользоваться инструментами господдержки.

  • Привлечь ресурсы 13.06.2019

    Итоги пяти лет сотрудничества, достижений и новые перспективы Евразийского союза обсудили участники пяти стран - Казахстана, Армении, России, Кыргызстана и Беларуси - во время форума, прошедшего в городе Цахкадзоре. Члены делегации от нашего региона эксклюзивно рассказали корреспонденту «ИК» об итогах крупнейшей встречи государственных структур и предпринимателей.

  • Проверки на дорогах 13.06.2019

    На железнодорожном транспорте, следующем по территории региона, продолжают наводить порядок в рамках проекта «Адал жол».

  • Металлурги помогут аграриям 13.06.2019

    Использовать в сельском хозяйстве побочный продукт тяжелой промышленности предлагают ученые Казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина. Это позволит восполнить в почве дефицит серы и увеличить как размер, так и качество урожая.

  • Наценка за здоровье 11.06.2019

    К числу регионов, производящих органическое продовольствие, Карагандинская область присоединилась в нынешнем году благодаря осакаровским аграриям. ТОО «Найдоровское» засеяло пшеницей первое «чистое» поле, сертифицированное по стандартам Европейского союза. Осенью ожидается первый урожай экологичного зерна, выращенного без применения какой-либо «химии». Однако крестьяне изначально не рассматривают возможность оставить хотя бы его часть в стране - все пойдет на экспорт. Причина в том, что внутренний рынок Казахстана пока не заинтересован в этой качественной, но дорогой продукции. 

  • Новый импульс птицеводства 08.06.2019

    Производство куриного мяса в стране уверенно растет. Этому способствует политика государства по развитию сельского хозяйства. Вместе с тем основную долю спроса удовлетворяют предприятия и лишь незначительное количество - частные подворья.