21 марта 2019 года 505

Много поводов собраться

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Несмотря на множество переломных исторических моментов, казахскому народу удалось сохранить свои обычаи и традиции. Наполненные особым смыслом, они являются частью нашего богатого культурного наследия.

Несмотря на множество переломных исторических моментов, казахскому народу удалось сохранить свои обычаи и традиции. Наполненные особым смыслом, они являются частью нашего богатого культурного наследия.

В современном Казахстане как минимум два поколения лишь поверхностно знают обычаи и традиции своего народа. Все то, что веками составляло часть обычной повседневной жизни, в том числе и религия, строители социализма объявили вне закона. Тем не менее старшее поколение продолжало чтить прошлое. Религиозные праздники, будь то мусульманские или христианские, отмечались во многих семьях. Пусть тайно, под строжайшим запретом рассказывать об этом кому-либо, но тем не менее…
В 90-е годы запреты канули в Лету, но на голодный желудок как-то не думалось о духовном. И лишь теперь пришла пора вспомнить свои корни. В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Н. Назарбаев подчеркнул, что первое условие модернизации нового типа - это сохранение своей культуры, собственного национального кода. В преддверии праздника Наурыз интересно и познавательно вспомнить о некоторых обычаях и традициях, которых придерживаются сегодня современные казахстанские семьи. Об этом мы побеседовали с председателем Совета матерей при Ассамблее народа Казахстана Карагандинской области Жанар Кенжегалиевой.
Итак, жизнь каждого казаха начиналась с обряда «Бесiкке салу» (бесiк - колыбель).
- Когда у меня родилась первая дочь, родственники мужа привезли одолженную у знакомых колыбель со всеми обязательными принадлежностями. В первый же день люльку необходимо обнести огнем, чтобы очистить ее от злых духов. И только после этого можно укладывать в нее малыша. Устройство колыбели избавляет от необходимости использовать подгузники - ребенок всегда остается чистым и сухим. Специальные ремни не дают ему шевелиться, поэтому малыши не пугаются собственных рук и не раскрываются во время сна. Именно поэтому дети, выросшие в такой колыбели, гораздо спокойнее своих сверстников, - рассказала Жанар Бейсенбековна.
Но если сегодня бесiк встретишь не в каждом доме, то традицию «баланы қырқынан шығару» (40 дней со дня рождения) свято чтут в каждой семье. Считается, что по истечении этого срока новорожденный преодолел все опасности, угрожающие маленькой жизни, и теперь его можно показывать родным и близким. В этот день в доме собираются старшие родственницы. Право провести обряд получает самая уважаемая женщина. В воду для купания опускают серебряные украшения, которые затем раздаются гостям.
Ребенок сделал первые шаги? Прекрасный повод пригласить гостей для участия в обряде «тұсау кесер» (обрезание пут). Для этого покупаются белая ткань и веревка, которой обвязывают детские ножки. Наиболее уважаемый и почитаемый в семье человек, вооружившись ножницами, перерезает веревочки, а двое взрослых, поддерживающие малыша за руки, ведут его вперед.
Настоящий праздник для семьи - «сүндет той» (обрезание).
- Проводить эту процедуру мальчикам необходимо в возрасте 5-7 лет, - объяснила Ж. Кенжегалиева. - Считается, что в этот день они становятся настоящими мужчинами и несут ответственность за свой дом в качестве полноправного хозяина.
Ну и, конечно же, героев дня радует перспектива денежных подарков - «көрімдік».
- Когда подрастает девочка, проводится обряд «құлақ тесу» (прокалывание ушей). Идеальный возраст для этой процедуры - 3-5 лет. Раньше девочкам надевали серебряные сережки. Правда, еще совсем недавно предпочтение отдавалось золотым украшениям.
Серьги играют важную роль и на таком этапе жизни каждой девушки, как замужество. Во время сватовства (құдалық) родственники будущего мужа привозят с собой подарки - конфеты, фрукты, чай. Самым главным обрядом считается «сырға салу» - мать жениха надевает будущей невестке сережки, показывая, что родные девушки дают согласие на брак.
- Примечательно, что в советское время этой традиции не существовало. Она возродилась благодаря казахам, которые вернулись из Китая и Монголии. Живя вдали от исторической родины, они сохранили многое из того, что подзабыли мы, - отметила Жанар Бейсенбековна.
Застолье вообще занимает отдельное место в культуре казахского народа. Так, зима - время запасаться мясом, но оставлять весь соғым у себя - верх неприличия. Как объяснила председатель Совета матерей, издревле принято готовить угощение из лучших кусков мяса (сыбаға). По словам нашего знатока традиций, самое отборное готовится для сватов. Но сейчас не всегда есть возможность пригласить их в гости, особенно если кудалар проживают в другом регионе. В этом случае стол накрывается для родственников, друзей и соседей. Есть еще интересная традиция, связанная со сватами. На свадьбе родственникам невесты обязательно на отдельном блюде подают нарезанные тонкими ломтями печень и курдюк (құйрық-бауыр) в знак укрепления новых отношений. В свою очередь гости, отведавшие это блюдо, вносят за него символическую плату деньгами.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • От Ташкента - до Балхаша 23.04.2019

    Акимат области заключил меморандум о двустороннем сотрудничестве сразу с тремя регионами Узбекистана.

  • Большой дом и радость в нем 23.04.2019

    Новое просторное помещение появилось у Центра реабилитации для детей с ограниченными возможностями «Үлкен жүрек» в Балхаше. В рамках программы «Рухани жаңғыру» такой подарок им преподнес корпоративный фонд «Коунрад». Теперь коррекционную поддержку смогут получать 120 ребятишек с особенностями в развитии.

  • Открываем свой край 23.04.2019

    Сразу с двумя изданиями на прошлой неделе познакомили жителей области. Первое - монография историка Тулкибая Тулеуова и археологов Игоря и Алексея Кукушкиных «Археологическая карта Абайского района». Второе - электронная книга, повествующая о сакральных местах края. Работы представляют большой интерес как для преподавателей истории, школьников и студентов, так и для тех, кто хочет обогатиться знаниями о родной земле.

  • Холст длиною в жизнь 20.04.2019

    В 1956 году в Караганду приехал молодой художник Вениамин Шамшин. Человек, которому суждено было стоять у истоков культурно-художественной жизни города, участвовать в создании Союза художников Караганды. Как скажут о нем позднее: «…он приехал, чтобы подарить себя городу».

  • Великая степь в электронном формате 20.04.2019

    Весь Казахстан в твоем смартфоне:
    такую возможность дарит цифровая энциклопедия о стране, представленная Министерством иностранных дел РК.

  • Легенда о подвиге 20.04.2019

    «Қыран қазақ» - таково рабочее название пьесы о судьбе летчика-героя. Спектакль в Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина приурочен к Дню Победы и столетию легендарного Нуркена Абдирова.

  • Хранитель древности 18.04.2019

    Культовый памятник Домбауыл считается самым древним сооружением Центрального Казахстана: он построен еще в эпоху владычества гуннов и был предназначен для совершения обрядов.

  • Имена биев Аксаринской волости: 1871-1916 годы 18.04.2019

    (Окончание. Начало в номере от 16.04.2019 г.)

    С 21 ноября 1898 года волостной управитель Мынгырбай Байдаулетов, заместитель – Майчеке Байдаулетов. Перечень биев по аулам: №1 – Абыш Бейсенбаев, №2 – Кока Байсымаков, №3 – Отельбай Бекхожин, №4 – султан Абды Султанов, №5 – К...