21 марта 2019 года 692

Много поводов собраться

Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Несмотря на множество переломных исторических моментов, казахскому народу удалось сохранить свои обычаи и традиции. Наполненные особым смыслом, они являются частью нашего богатого культурного наследия.

Несмотря на множество переломных исторических моментов, казахскому народу удалось сохранить свои обычаи и традиции. Наполненные особым смыслом, они являются частью нашего богатого культурного наследия.

В современном Казахстане как минимум два поколения лишь поверхностно знают обычаи и традиции своего народа. Все то, что веками составляло часть обычной повседневной жизни, в том числе и религия, строители социализма объявили вне закона. Тем не менее старшее поколение продолжало чтить прошлое. Религиозные праздники, будь то мусульманские или христианские, отмечались во многих семьях. Пусть тайно, под строжайшим запретом рассказывать об этом кому-либо, но тем не менее…
В 90-е годы запреты канули в Лету, но на голодный желудок как-то не думалось о духовном. И лишь теперь пришла пора вспомнить свои корни. В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Н. Назарбаев подчеркнул, что первое условие модернизации нового типа - это сохранение своей культуры, собственного национального кода. В преддверии праздника Наурыз интересно и познавательно вспомнить о некоторых обычаях и традициях, которых придерживаются сегодня современные казахстанские семьи. Об этом мы побеседовали с председателем Совета матерей при Ассамблее народа Казахстана Карагандинской области Жанар Кенжегалиевой.
Итак, жизнь каждого казаха начиналась с обряда «Бесiкке салу» (бесiк - колыбель).
- Когда у меня родилась первая дочь, родственники мужа привезли одолженную у знакомых колыбель со всеми обязательными принадлежностями. В первый же день люльку необходимо обнести огнем, чтобы очистить ее от злых духов. И только после этого можно укладывать в нее малыша. Устройство колыбели избавляет от необходимости использовать подгузники - ребенок всегда остается чистым и сухим. Специальные ремни не дают ему шевелиться, поэтому малыши не пугаются собственных рук и не раскрываются во время сна. Именно поэтому дети, выросшие в такой колыбели, гораздо спокойнее своих сверстников, - рассказала Жанар Бейсенбековна.
Но если сегодня бесiк встретишь не в каждом доме, то традицию «баланы қырқынан шығару» (40 дней со дня рождения) свято чтут в каждой семье. Считается, что по истечении этого срока новорожденный преодолел все опасности, угрожающие маленькой жизни, и теперь его можно показывать родным и близким. В этот день в доме собираются старшие родственницы. Право провести обряд получает самая уважаемая женщина. В воду для купания опускают серебряные украшения, которые затем раздаются гостям.
Ребенок сделал первые шаги? Прекрасный повод пригласить гостей для участия в обряде «тұсау кесер» (обрезание пут). Для этого покупаются белая ткань и веревка, которой обвязывают детские ножки. Наиболее уважаемый и почитаемый в семье человек, вооружившись ножницами, перерезает веревочки, а двое взрослых, поддерживающие малыша за руки, ведут его вперед.
Настоящий праздник для семьи - «сүндет той» (обрезание).
- Проводить эту процедуру мальчикам необходимо в возрасте 5-7 лет, - объяснила Ж. Кенжегалиева. - Считается, что в этот день они становятся настоящими мужчинами и несут ответственность за свой дом в качестве полноправного хозяина.
Ну и, конечно же, героев дня радует перспектива денежных подарков - «көрімдік».
- Когда подрастает девочка, проводится обряд «құлақ тесу» (прокалывание ушей). Идеальный возраст для этой процедуры - 3-5 лет. Раньше девочкам надевали серебряные сережки. Правда, еще совсем недавно предпочтение отдавалось золотым украшениям.
Серьги играют важную роль и на таком этапе жизни каждой девушки, как замужество. Во время сватовства (құдалық) родственники будущего мужа привозят с собой подарки - конфеты, фрукты, чай. Самым главным обрядом считается «сырға салу» - мать жениха надевает будущей невестке сережки, показывая, что родные девушки дают согласие на брак.
- Примечательно, что в советское время этой традиции не существовало. Она возродилась благодаря казахам, которые вернулись из Китая и Монголии. Живя вдали от исторической родины, они сохранили многое из того, что подзабыли мы, - отметила Жанар Бейсенбековна.
Застолье вообще занимает отдельное место в культуре казахского народа. Так, зима - время запасаться мясом, но оставлять весь соғым у себя - верх неприличия. Как объяснила председатель Совета матерей, издревле принято готовить угощение из лучших кусков мяса (сыбаға). По словам нашего знатока традиций, самое отборное готовится для сватов. Но сейчас не всегда есть возможность пригласить их в гости, особенно если кудалар проживают в другом регионе. В этом случае стол накрывается для родственников, друзей и соседей. Есть еще интересная традиция, связанная со сватами. На свадьбе родственникам невесты обязательно на отдельном блюде подают нарезанные тонкими ломтями печень и курдюк (құйрық-бауыр) в знак укрепления новых отношений. В свою очередь гости, отведавшие это блюдо, вносят за него символическую плату деньгами.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На пульсе жизни 23.07.2019

    Литовский двор, школу многодетных матерей «Іскер ана», мечеть Кунанбая кажы, дом Абая, Каркаралинский государственный национальный парк и другие значимые места посетила депутат Мажилиса Парламента от Ассамблеи народа Казахстана, член Комитета по социально-культурному развитию Наталья Жумадильдаева.

  • Кто они, современники? 20.07.2019

    Часто ли бывает, что идеи, как семена, брошенные в почву, превращаются в дела? Статья Первого Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная 12 апреля 2017 года, - тот случай, когда этот труд стал программой конкретных действий и уже обретает зримые очертания. В стране построены сотни культурных объектов, ведутся исторические исследования и археологические раскопки, организуются экспедиции, издаются новые книги и учебники. Казахстанцы по-новому взглянули на свою историю, самобытность и идентичность. И планов еще не перечесть.

  • Словами Абая 20.07.2019

    Литературный челлендж, посвященный 175-летию великого казахского поэта Абая Кунанбаева, набирает обороты. В эстафету его почитателей включается все больше и больше участников.

  • Истоки большого металла 20.07.2019

    В историко-краеведческом музее Темиртау появится копия первой плавильной печи эпохи поздней бронзы и раннего железа. Для полного погружения в процесс реконструкции его работники совместно с археологами отправились в Кентские горы Каркаралинского района, где были найдены следы работы древних металлургов. Экспедиция начала свою работу под эгидой программы «Рухани жаңғыру» и при поддержке акимата области.

  • Слились Восток и Запад 18.07.2019

    Фотографии необычных объектов столицы, демонстрирующие уникальность урбанистических архитектурных фантазий, воплощенных в реальность, представлены на выставке в областном краеведческом музее.

  • След стрелы 16.07.2019

    Названию города и реки положил начало героический батыр. В народе его называли Сокыр, что означало «слепой». Увечье свое Жалантос Кулыкулы получил в одном из боев с джунгарами. Имя его до сих пор хранят благодарные потомки.

  • Раритеты магистрали 16.07.2019

    Как выглядели первые паровозы, как одевались работники железной дороги? Все это, а также исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины и форму, другие ценные атрибуты хранит музей истории Карагандинского отделения железной дороги.

  • Благословенный след поэта 13.07.2019

    Более тысячи человек участвовали в научно-практической конференции в городе Кадамжай (Кыргызстан), посвященной жизни и творчеству полководца, жырау, кюйши Кетбуки. Жезказган в составе казахстанской делегации представляли председатель ОО «Қазақтын Кетбуқасы» Толеген Букуров и директор историко-производственного музея им. К. Сатпаева Кенжал Балкенов.