21 марта 2019 года 596

Мелодия жизни

Автор: Анна СТРОКОВА

Путешественники всегда удивлялись умению казахов вне зависимости от возраста играть на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. В наши дни народная музыка по-прежнему неотделима от самого народа, а ее роль в культуре стала только шире.

Современные тенденции влияют на народную музыку: песни получают модную аранжировку, новые голоса и переживают вторую или третью волну популярности. Во время нашей беседы с руководителем Концертного объединения им. К. Байжанова Талгатом Идрисовым включаю современный кавер на знаменитую «Дударай», сотворенный казахстанской группой «Ifly». Песня звучит, скорее, расслабленно, нежели чувственно, как оригинал. Талгат Нусупович признается: он за то, чтобы ход основной мелодии и ритма все-таки не меняли. Вносить что-то новое в народные песни будут всегда, но когда нота занимает не свое место, меняется восприятие, а ведь композитор когда-то создал мелодию именно такой, какой ее знают.
Казахская народная музыка основана на семиступенных диатоническом мажорном и минорном ладах - оба они звучат широко и светло, она отличается подвижной тональностью. В XIX веке формируются композиторские, исполнительские школы казахской музыки, и территория Центрального Казахстана становится эпицентром шертпе кюя. Но к какой школе музыканты ни относились бы, они всегда пользовались уважением в обществе.
Деятельность профессиональных музыкантов XIX века не ограничивалась исполнением или сочинением: все так же ценилась поэтическая импровизация под музыку. В первой половине ХХ столетия создаются классические произведения казахского оперного искусства - «Қыз Жібек» Е. Брусиловского, «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, «Біржан и Сара» М. Тулебаева, основой которых стали фольклор и устное народное творчество. Во второй половине ХХ века расцветает симфонический кюй, захватывающий мощью образов, стремительностью байги, звуковыми картинами степей.
Генерального директора Концертного объединения им. К. Байжанова, заслуженного деятеля РК Талгата Идрисова карагандинцы знают и как исполнителя классических и народных песен. Выпускник консерватории им. Курмангазы, он начал работать в оркестре казахских народных инструментов им. Таттимбета солистом-вокалистом в 1989 году. Благодарные зрители ценят в исполнении Талгата Идрисова каватины Серке из оперы «Қыз Жібек», арии из оперы «Абай», кантату к поэме О. Сулейменова «Земля, поклонись человеку», «Песню о матери» и «На крыльях счастья» Ш. Калдаякова.
В казахском народе и в наше время сохраняется трепетное отношение к музыке - детей с раннего возраста приучают играть на инструментах.
- Конечно, в каждом возрасте свой музыкальный вкус, - рассуждает он. - Безусловно, старшее поколение больше предпочитает народную музыку: это воспоминание о детстве и юности, но и молодые проявляют к ней все больший интерес и чаще бывают на выступлениях народных коллективов.
Что и говорить: юные участники конкурсов нередко признаются, что с младенчества играют на домбре или кобызе, да и на айтысах собирается немало молодежи.
Карагандинский оркестр им. Таттимбета по значимости третий по стране после оркестров им. Курмангазы и «Отырар сазы», в его репертуаре и народные произведения, и классика. Однажды на гастролях в России Талгат Идрисов услышал отзыв: если закрыть глаза, наш оркестр можно принять за симфонический. Повод для гордости? Да.
- Я помню первые гастроли: в 90-м году мы выступали в Чехословакии, побывали в США - проехали Нью-Йорк, Бостон, Вашингтон. Американцы поражались широте звучания казахской музыки, - делится Талгат Нусупович. - Репертуар с тех времен значительно расширился, но по-прежнему в нем самые известные кюи, песни, обработки современных композиторов.
Зрители, добавляет Т. Идрисов, приятно удивляются, слыша, как на народных инструментах играют Баха и мелодии из кинофильмов. К слову, в прошлом году мы писали о дуэте «ДиАр», который на домбре и прима-кобызе исполняет шлягеры 70-80-х годов. А пока народные ансамбли продолжают покорять мир. Когда наш «Биг-Бэнд» отправился в Сербию и играл там казахские произведения, публика отчетливо понимала: музыка рисует степь и скачки.
Можно ли измерить популярность народной музыки? Готова ли она развиваться дальше? Загонять ее в рамки, считает Талгат Идрисов, неверно: культура каждого народа сопряжена с музыкой, которая была, есть и будет, как и ее аудитория.
- Фразу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» - можно применить и к культуре: покажите ее, и другие будут судить о вашем народе, - говорит руководитель концертного объединения. - Один из моих преподавателей говорил, что казахские песни сравнимы по сложности с итальянскими ариями: и правда - нужно иметь сильный голос, правильно дышать, и тот же «Япурай» без подготовки не спеть. Да и потом, музыка меняет наше мировоззрение, воспитывая любовь к прекрасному, - убежден Талгат Нусупович, сын которого учится в пятом классе музыкальной школы, а дочь ее уже окончила.
Те, кто занимался или занимается музыкой, по-другому смотрят на жизнь, уверен Т. Идрисов: не зря в прошлые века детей старались ей обучать - это формировало эстетический вкус, развивало чувство ритма. Независимо от того, хорошо ли учится ребенок, воспитан он будет по-другому: его речь будет чище, а фантазия - богаче.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

 

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В столицу за звездой 20.04.2019

    Юный вокалист из Шахана Никита Михайленко стал участником сразу двух московских конкурсов - «Зажги свою звезду» и «Кинотаврик».

  • На пересечении линий 16.04.2019

    Свежий взгляд и твердая рука, искания молодых творцов и зрелая философия опытных мастеров соединились на традиционной весенней выставке Союза художников Караганды в областном музее изобразительного искусства.

  • О сокровенном - под гитару 13.04.2019

    Клуб авторской песни «Марианна» отмечает юбилей. Объединение носит звание народного и по-прежнему остается одним из немногих, кто целенаправленно поддерживает популярность жанра. А сама история этого музыкального направления длится куда дольше.

     

  • Театру все возрасты покорны 09.04.2019

    Детская непосредственность и не по возрасту взрослое осмысление некоторых вещей соседствовали на III Международном фестивале-конкурсе «Театр. Творчество. Талант». Новые лица и постоянные участники погрузили зрителей в мир юных театральных дарований. 

  • Звезды зажгли 06.04.2019

     Металлизированные ткани, перья и трубы... Танцевальная постановка, открывающая гала-концерт «Жас канат», была дерзкой, динамичной, современной, такой же, как и само представление. 

  • Свобода голоса 04.04.2019

    Областной творческий конкурс «Жас канат -2019» освободили от темы. Организаторы в Год молодежи предоставили вокалистам самим выбирать, что им исполнять из отечественной или зарубежной эстрады, главное, чтобы было по душе участнику. А судят их представители творческой молодежи - победители «Жас каната» прошлых лет.

  • О Караганде в рифмах 04.04.2019

    В областной детской библиотеке им. Абая прошел конкурс молодых поэтов и чтецов «Өлеңім - Қарағандым», посвященный юбилею родного города. Его поддержало управление культуры, архивов и документации.

  • Живые юрты и башмаки 30.03.2019

    В наших широтах природа еще только начинает оживать, а на полотнах Марьяны Макеевой уже распустились яркие бутоны, зазеленели поля, избавились ото льда озера. Молодая художница представила в областном музее изобразительного искусства персональную выставку под названием «Про мою весну».