21 марта 2019 года 495

Масло выжженных скал

Автор: Нина КРАМЕР

Черно-белые фото в старых советских альбомах и энциклопедиях стали источником вдохновения для ботакаринской художницы Даны Карымсак. Ее привлекли неразгаданные послания древнего мира, оставленные нашими далекими предками на камнях и скалах.

В изданиях, рассказывающих о многообразии петроглифов в Казахстане, Дана искала сюжеты для своих картин, которые демонстрировались на выставках в музеях Караганды и Астаны, попали в частные коллекции Германии, Англии, США, Швейцарии и Испании.
Дана окончила музыкальную школу в Ботакаре, но благодаря часам, проведенным в местной библиотеке, искусство открылось для нее совершенно с другой стороны. Книги стали для девушки проводником в мир живописи. В поселке не было художественной школы и сильных живописцев, которые могли бы стать наставниками, поэтому еще подростком Дана, которая хорошо умела рисовать, стремилась узнать больше о своем увлечении. Начав с азов истории изобразительного искусства, Дана открыла для себя не только теорию линий, но и образы для собственного творчества.
- Меня, конечно же, поразили особая художественная выразительность наскальных рисунков, завораживающая сильная энергетика, красота и простота линий и их глубокие, может быть, до конца еще неразгаданные смыслы, - говорит художница.
Вскоре ей самой захотелось вывести петроглиф, продумать цвет и композицию для ключевого изображения. Девушка использовала масляные краски, а кроме кистей применяла в своей работе другие подручные средства. Наибольшая достоверность в изображении петроглифов современными художниками, пожалуй, не может быть достигнута хотя бы без частичного заимствования техники древних мастеров.
Преемственность явно проглядывает в наскальной живописи. Иногда петроглифы более раннего периода перекрывались рисунками других эпох. В Казахстане можно встретить подобные рисунки начиная с каменного века и заканчивая ХVIII-XIX столетиями. Более поздние изображения встречаются в основном на могильных комплексах, а вообще места с присутствием петроглифов всегда считались для казахов сакральными. Это всегда и привлекало художницу.
В картинах Даны затрагиваются темы противоборства человека и природы. Желтый цвет, ассоциируемый со степными просторами и выжженными солнцем камнями, доминирует в ее композициях.
Начало нулевых стало пиком карьеры молодой художницы. Началось все с того, что Дана Карымсак решила приехать в Караганду и познакомиться с директором выставочного зала, показать свои картины, спросить мнение профессионалов. В угольной столице ей предложили организовать персональную выставку.
- Это было в 2001 году, - вспоминает Дана. - Тогда почти все мои картины разошлись. Оказалось, что людям очень интересна тема петроглифов. Потом моим творчеством стали интересоваться за рубежом. Много картин я продала через знакомых, которые имели связи с заграницей.
В 2004 году работы художницы из Бухаржырауского района побывали на выставке в Музее современного искусства в Астане. Годом позже были показаны в столичной галерее «Шежiре».
Жизнь в провинции все же накладывает свой отпечаток на творчество. Дана признается, что в какой-то момент, почувствовав кризис жанра, переключилась на более прозаичное занятие - изготовление сувенирной продукции. Но неожиданный интерес к ее работам (некоторые из них выставлены в карагандинских музеях), возможно, послужит поводом для нового витка в живописи. Дана мечтает побывать в этих самых сакральных местах, о которых она так много читала, но пока не нашла возможности посетить.

Комментарии (1)
...
Куаныш 27.03.2019
Я знаком с работами Даны. Она очень талантливый человек.
Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • От Ташкента - до Балхаша 23.04.2019

    Акимат области заключил меморандум о двустороннем сотрудничестве сразу с тремя регионами Узбекистана.

  • Большой дом и радость в нем 23.04.2019

    Новое просторное помещение появилось у Центра реабилитации для детей с ограниченными возможностями «Үлкен жүрек» в Балхаше. В рамках программы «Рухани жаңғыру» такой подарок им преподнес корпоративный фонд «Коунрад». Теперь коррекционную поддержку смогут получать 120 ребятишек с особенностями в развитии.

  • Открываем свой край 23.04.2019

    Сразу с двумя изданиями на прошлой неделе познакомили жителей области. Первое - монография историка Тулкибая Тулеуова и археологов Игоря и Алексея Кукушкиных «Археологическая карта Абайского района». Второе - электронная книга, повествующая о сакральных местах края. Работы представляют большой интерес как для преподавателей истории, школьников и студентов, так и для тех, кто хочет обогатиться знаниями о родной земле.

  • Холст длиною в жизнь 20.04.2019

    В 1956 году в Караганду приехал молодой художник Вениамин Шамшин. Человек, которому суждено было стоять у истоков культурно-художественной жизни города, участвовать в создании Союза художников Караганды. Как скажут о нем позднее: «…он приехал, чтобы подарить себя городу».

  • Великая степь в электронном формате 20.04.2019

    Весь Казахстан в твоем смартфоне:
    такую возможность дарит цифровая энциклопедия о стране, представленная Министерством иностранных дел РК.

  • Легенда о подвиге 20.04.2019

    «Қыран қазақ» - таково рабочее название пьесы о судьбе летчика-героя. Спектакль в Казахском драматическом театре имени С. Сейфуллина приурочен к Дню Победы и столетию легендарного Нуркена Абдирова.

  • Хранитель древности 18.04.2019

    Культовый памятник Домбауыл считается самым древним сооружением Центрального Казахстана: он построен еще в эпоху владычества гуннов и был предназначен для совершения обрядов.

  • Имена биев Аксаринской волости: 1871-1916 годы 18.04.2019

    (Окончание. Начало в номере от 16.04.2019 г.)

    С 21 ноября 1898 года волостной управитель Мынгырбай Байдаулетов, заместитель – Майчеке Байдаулетов. Перечень биев по аулам: №1 – Абыш Бейсенбаев, №2 – Кока Байсымаков, №3 – Отельбай Бекхожин, №4 – султан Абды Султанов, №5 – К...