21 марта 2019 года 681

Масло выжженных скал

Автор: Нина КРАМЕР

Черно-белые фото в старых советских альбомах и энциклопедиях стали источником вдохновения для ботакаринской художницы Даны Карымсак. Ее привлекли неразгаданные послания древнего мира, оставленные нашими далекими предками на камнях и скалах.

В изданиях, рассказывающих о многообразии петроглифов в Казахстане, Дана искала сюжеты для своих картин, которые демонстрировались на выставках в музеях Караганды и Астаны, попали в частные коллекции Германии, Англии, США, Швейцарии и Испании.
Дана окончила музыкальную школу в Ботакаре, но благодаря часам, проведенным в местной библиотеке, искусство открылось для нее совершенно с другой стороны. Книги стали для девушки проводником в мир живописи. В поселке не было художественной школы и сильных живописцев, которые могли бы стать наставниками, поэтому еще подростком Дана, которая хорошо умела рисовать, стремилась узнать больше о своем увлечении. Начав с азов истории изобразительного искусства, Дана открыла для себя не только теорию линий, но и образы для собственного творчества.
- Меня, конечно же, поразили особая художественная выразительность наскальных рисунков, завораживающая сильная энергетика, красота и простота линий и их глубокие, может быть, до конца еще неразгаданные смыслы, - говорит художница.
Вскоре ей самой захотелось вывести петроглиф, продумать цвет и композицию для ключевого изображения. Девушка использовала масляные краски, а кроме кистей применяла в своей работе другие подручные средства. Наибольшая достоверность в изображении петроглифов современными художниками, пожалуй, не может быть достигнута хотя бы без частичного заимствования техники древних мастеров.
Преемственность явно проглядывает в наскальной живописи. Иногда петроглифы более раннего периода перекрывались рисунками других эпох. В Казахстане можно встретить подобные рисунки начиная с каменного века и заканчивая ХVIII-XIX столетиями. Более поздние изображения встречаются в основном на могильных комплексах, а вообще места с присутствием петроглифов всегда считались для казахов сакральными. Это всегда и привлекало художницу.
В картинах Даны затрагиваются темы противоборства человека и природы. Желтый цвет, ассоциируемый со степными просторами и выжженными солнцем камнями, доминирует в ее композициях.
Начало нулевых стало пиком карьеры молодой художницы. Началось все с того, что Дана Карымсак решила приехать в Караганду и познакомиться с директором выставочного зала, показать свои картины, спросить мнение профессионалов. В угольной столице ей предложили организовать персональную выставку.
- Это было в 2001 году, - вспоминает Дана. - Тогда почти все мои картины разошлись. Оказалось, что людям очень интересна тема петроглифов. Потом моим творчеством стали интересоваться за рубежом. Много картин я продала через знакомых, которые имели связи с заграницей.
В 2004 году работы художницы из Бухаржырауского района побывали на выставке в Музее современного искусства в Астане. Годом позже были показаны в столичной галерее «Шежiре».
Жизнь в провинции все же накладывает свой отпечаток на творчество. Дана признается, что в какой-то момент, почувствовав кризис жанра, переключилась на более прозаичное занятие - изготовление сувенирной продукции. Но неожиданный интерес к ее работам (некоторые из них выставлены в карагандинских музеях), возможно, послужит поводом для нового витка в живописи. Дана мечтает побывать в этих самых сакральных местах, о которых она так много читала, но пока не нашла возможности посетить.

Комментарии (1)
...
Куаныш 27.03.2019
Я знаком с работами Даны. Она очень талантливый человек.
Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • На пульсе жизни 23.07.2019

    Литовский двор, школу многодетных матерей «Іскер ана», мечеть Кунанбая кажы, дом Абая, Каркаралинский государственный национальный парк и другие значимые места посетила депутат Мажилиса Парламента от Ассамблеи народа Казахстана, член Комитета по социально-культурному развитию Наталья Жумадильдаева.

  • Кто они, современники? 20.07.2019

    Часто ли бывает, что идеи, как семена, брошенные в почву, превращаются в дела? Статья Первого Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная 12 апреля 2017 года, - тот случай, когда этот труд стал программой конкретных действий и уже обретает зримые очертания. В стране построены сотни культурных объектов, ведутся исторические исследования и археологические раскопки, организуются экспедиции, издаются новые книги и учебники. Казахстанцы по-новому взглянули на свою историю, самобытность и идентичность. И планов еще не перечесть.

  • Словами Абая 20.07.2019

    Литературный челлендж, посвященный 175-летию великого казахского поэта Абая Кунанбаева, набирает обороты. В эстафету его почитателей включается все больше и больше участников.

  • Истоки большого металла 20.07.2019

    В историко-краеведческом музее Темиртау появится копия первой плавильной печи эпохи поздней бронзы и раннего железа. Для полного погружения в процесс реконструкции его работники совместно с археологами отправились в Кентские горы Каркаралинского района, где были найдены следы работы древних металлургов. Экспедиция начала свою работу под эгидой программы «Рухани жаңғыру» и при поддержке акимата области.

  • Слились Восток и Запад 18.07.2019

    Фотографии необычных объектов столицы, демонстрирующие уникальность урбанистических архитектурных фантазий, воплощенных в реальность, представлены на выставке в областном краеведческом музее.

  • След стрелы 16.07.2019

    Названию города и реки положил начало героический батыр. В народе его называли Сокыр, что означало «слепой». Увечье свое Жалантос Кулыкулы получил в одном из боев с джунгарами. Имя его до сих пор хранят благодарные потомки.

  • Раритеты магистрали 16.07.2019

    Как выглядели первые паровозы, как одевались работники железной дороги? Все это, а также исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины и форму, другие ценные атрибуты хранит музей истории Карагандинского отделения железной дороги.

  • Благословенный след поэта 13.07.2019

    Более тысячи человек участвовали в научно-практической конференции в городе Кадамжай (Кыргызстан), посвященной жизни и творчеству полководца, жырау, кюйши Кетбуки. Жезказган в составе казахстанской делегации представляли председатель ОО «Қазақтын Кетбуқасы» Толеген Букуров и директор историко-производственного музея им. К. Сатпаева Кенжал Балкенов.