19 марта 2019 года 1347

Алгоритм для дошколят

Автор: Наталья ПРУС

Хотя зарегистрироваться в электронной очереди на Garden.kargoo.gov.kz, чтобы получить коррекционную помощь в детском саду, очень просто и можно это сделать с телефона, сфотографировав и прикрепив заключение ОПМПК (областной психолого-медико-педагогической консультации), свободных мест, как выяснилось, нет. «Коррекционная» очередь разбита по годам, но, начиная с 2012-го по 2019 год, лишь счастливчики могут любоваться строкой «на зачисление в детский сад».

Недавно моей знакомой по состоянию здоровья ребенка понадобилось срочно сменить «речевую» группу на группу для детей с задержкой психического развития, и, получив направление, она, покинув один детский сад, не могла попасть в другой.
- Пока подойдет наша очередь, дочка уже пойдет в школу, а значит, мы снова будем платить за посещение частного развивающего центра и услуги няни, - говорит она.

За чем стоите?

Вместе с руководителем ОПМПК Жанар Ержоловой, которой, по ее словам, в последнее время нередко приходится переписывать заключения для родителей, меняя специальную группу детского сада, в которой не находится места, на кабинет коррекции, попытались разобраться в ситуации. И, пробежав по заветному сайту, нашли в его работе ошибку. У каждого дошкольного учреждения есть общее количество предоставляемых мест: заполняется детский сад, программа автоматически выдает отказ, и в итоге некоторые специальные группы - полупустые, то есть вместо 12 детей их посещают восемь, пять, или даже два ребенка. И об этом должны знать разработчики сайта.
- Жанар Аскербековна, а сколько в области специальных детских садов и групп? И есть ли нужда в открытии новых?
- Специальный детский сад, где спецгруппы посещают 138 детей, один - «Бобек» (в г. Абае), остальные учреждения - комбинированного типа, то есть в них, помимо общеобразовательных, имеются и специальные (коррекционные) группы.
Всего в области 14 дошкольных учреждений с группами для детей с тяжелыми нарушениями речи (они охватывают 948 ребят), 8 - для детей с задержкой психического развития (103 ребенка), 5 - с нарушением зрения (450 детей), 2 - с нарушением интеллекта (17 ребят). Караганда - областной центр, и он лидирует по количеству спецгрупп, но до сих пор отсутствуют группы для детей с нарушением слуха, в том числе для тех, кто перенес кохлеарную имплантацию, опорно-двигательного аппарата (дети с ДЦП), эмоционально-волевой сферы (дети с аутизмом).
Когда на ОПМПК приходит ребенок с легкой формой ДЦП (детский церебральный паралич), у него сформированы навыки самообслуживания и не нарушены речь и интеллект, то он может обучаться инклюзивно, и специалисты рекомендуют ему обычную группу детского сада. Но даже шаткая походка малыша может стать препятствием - такому ребенку нужны постоянное сопровождение, опора, помощник. Есть надежда, что ситуация изменится с принятием нормативных документов о тьюторах (педагогах-ассистентах), а также началом строительства новых детских садов, спроектированных с учетом безбарьерной среды.
А пока дети с нарушением опорно-двигательного аппарата получают помощь в кабинетах психолого-педагогической коррекции и реабилитационном центре, оставаясь в большинстве своем без дошкольного образования и, соответственно, без социализации. Они сидят дома, и только к тем, кто имеет инвалидность, приходит два раза в неделю социальный работник.
Очень много стало дошколят, имеющих высокий риск аутизма. Если в 2015 году ребенок с РАС (расстройством аутистического спектра) появлялся в ПМПК один-два раза в неделю, то сейчас дети, которые не хотят общаться, взаимодействовать с обществом, избирательны в еде, не любят прикосновения к себе, приходят к нам ежедневно.

Шаг длиной в километры

- Согласно нормативным актам Министерства образования ребенок не может посещать одновременно кабинет психолого-педагогической коррекции (КППК), реабилитационный центр и спецгруппу детского сада. И это беспокоит родителей, ведь чем больше коррекционной поддержки, тем лучше....
- По стандартам в специальных организациях (кабинет коррекции, реабилитационный центр) комплексная помощь должна оказываться в зависимости от тяжести нарушения - от трех месяцев до одного года. Но в Карагандинской области, чтобы охватить как можно больше нуждающихся, стоящих в очереди, реабилитация детей в среднем длится три-четыре месяца. За этот срок не все дети успевают даже адаптироваться, у аутистов, например, привыкание к новой среде длится от четырех до шести месяцев.
К нам обращаются родители и с другой проблемой - это отсутствие шаговой доступности для получения коррекционной помощи. Приходящим в ПМПК специалисты подсказывают, какой коррекционный детский сад по видам нарушений располагается к ним ближе всего. Но не каждая мама согласится возить ребенка в другой конец города. У кого-то нет времени, финансовой возможности, кто-то не готов психологически к таким «путешествиям» в общественном транспорте. Дети с диагнозом «аутизм» нередко начинают кричать и плакать в автобусе, попадая в незнакомое окружение, это для них большой стресс.
Именно внедрение инклюзивного образования в дошкольную среду поможет найти выход из данной ситуации, считает Жанар Ержолова. Дети с нарушением речи и ЗПР, а именно эти категории самые многочисленные, могут посещать детский сад инклюзивно, в шаговой доступности от дома. Эти дети не требуют специально созданных дорогостоящих условий - для их коррекции нужны логопед, дефектолог, психолог и индивидуальный подход.
В настоящее время в рамках государственно-частного партнерства детские сады могут открывать коррекционные группы и группы с инклюзивным образованием, что является большим подспорьем для большего охвата детей. Нужно лишь усилить контроль за тем, насколько частники обеспечены необходимым оборудованием и персоналом, готовы ли работать по государственному заказу. Были случаи, когда родители, пользуясь услугами частного детского сада, заявившего себя как коррекционный, возвращались в психолого-медико-педагогическую консультацию и просили сменить его на кабинет коррекции, потому что там так и не дождались бесплатной дефектологической и логопедической помощи.

«Инклюзивное» открытие

Количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, к сожалению, увеличивается. Если в январе 2018 года по области было 8987 детей с ООП, то сейчас в ПМПК уже выявлено 11183 ребенка.
Что касается детей школьного возраста, факт роста связан с постепенным развитием инклюзивного образования. По дошколятам выявляемость увеличилась в связи с открытием дополнительных психолого-медико-педагогических консультаций, кабинетов психолого-педагогической коррекции, частных детских садов. Родители, раньше озабоченные только тем, как красиво одеть малыша, купить ему игрушки, гаджеты, теперь, приводя его в дошкольное учреждение, видят на примере его ровесников, что он отстает в развитии, и начинают бить тревогу.
- Меня радует, что школа продвигается в инклюзиве, - продолжает Жанар Ержолова. - Раньше педагоги рекомендовали родителям, дети которых не справляются с программой, оформить ребенка в специнтернат, а теперь просят принести заключение от ПМПК с рекомендацией на инклюзивное образование и готовы создавать для него условия.
Сегодня школы Караганды выработали хороший алгоритм. Директор учреждения в начале учебного года собирает все заключения ПМПК для учеников, которым рекомендовано инклюзивное образование и требуется психолого-педагогическое сопровождение логопеда, дефектолога, психолога, пишет ходатайство на имя руководителя отдела образования города с просьбой расширить штатное расписание от 0,25 до 1 ставки для этих специалистов в зависимости от количества нуждающихся детей. Таким образом, уже в 2018-2019 учебном году 29 общеобразовательных школ в Караганде внедрили инклюзивное образование против 20 школ по всей области в 2015 году. В детских садах можно использовать такой же алгоритм внедрения инклюзивного образования, как в школах.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • SMART, IT и роботы 20.06.2019

    В очередной международной научно-практической конференции «Интеграция науки, образования и производства - основа реализации Плана нации» приняли участие гости из ближнего и дальнего зарубежья, руководители государственных учреждений, промышленных предприятий и молодые умы Казахстана.

  • Играем - на уроке 18.06.2019

    В областной универсальной научной библиотеке имени Гоголя обучают детей разговорному английскому. Таким образом воплощается в жизнь один из важнейших пунктов статьи Лидера нации Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где сказано, что среди безусловных предпосылок казахстанцев ХХI века значатся такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.

  • Сделай первый шаг 18.06.2019

    В течение двух лет в регионе реализуется государственная программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек», благодаря которой жители области смогли открыть свое дело. Одним из ее направлений стал проект "Бастау".

  • Штурмовать новые вершины 18.06.2019

    Новые формы подачи учебного материала, соответствующего возрастным особенностям детей, освоят преподаватели физики, химии, информатики и биологии. Для них работают летние языковые курсы на базе Назарбаев Интеллектуальной школы.

  • Идем в лекотеку 18.06.2019

    В дошкольных организациях области успешно переходят на инклюзивную образовательную практику. Экспериментальная работа проводится педагогами в детских садах «Алмагуль» в Караганде, «Айсулу» в Жезказгане и «Айналайын» в Приозёрске. Она показала, что дети, обучающиеся в совместных группах, имеют высокие результаты как в интеллектуальном, так и духовно-нравственном направлении.

  • Такие, как все 15.06.2019

    Понятие «инклюзия» у нас воспринимается как вовлечение человека, чаще всего ребенка, в жизнь современного общества. Последние несколько лет в областном центре успешно действуют две школы и один колледж, где дети учатся вместе независимо от физиологических особенностей.

  • Шанс для выпускников 11.06.2019

    Программа «Молодежная практика» стала для новоиспеченных специалистов не просто возможностью получить опыт работы по профессии, но и решением проблем с трудоустройством. А предприятия, принимающие их в условиях конкурентности, могут определить самого инициативного и мотивированного сотрудника.

  • Через портал в школу 08.06.2019

    Электронная система приема в общеобразовательные учреждения стартовала в областном центре. 
    С 1 июня на сайте school.kargoo.gov.kz можно подать заявку для зачисления ребенка в 1 класс.