19 марта 2019 года 1773

Алгоритм для дошколят

Автор: Наталья ПРУС

Хотя зарегистрироваться в электронной очереди на Garden.kargoo.gov.kz, чтобы получить коррекционную помощь в детском саду, очень просто и можно это сделать с телефона, сфотографировав и прикрепив заключение ОПМПК (областной психолого-медико-педагогической консультации), свободных мест, как выяснилось, нет. «Коррекционная» очередь разбита по годам, но, начиная с 2012-го по 2019 год, лишь счастливчики могут любоваться строкой «на зачисление в детский сад».

Недавно моей знакомой по состоянию здоровья ребенка понадобилось срочно сменить «речевую» группу на группу для детей с задержкой психического развития, и, получив направление, она, покинув один детский сад, не могла попасть в другой.
- Пока подойдет наша очередь, дочка уже пойдет в школу, а значит, мы снова будем платить за посещение частного развивающего центра и услуги няни, - говорит она.

За чем стоите?

Вместе с руководителем ОПМПК Жанар Ержоловой, которой, по ее словам, в последнее время нередко приходится переписывать заключения для родителей, меняя специальную группу детского сада, в которой не находится места, на кабинет коррекции, попытались разобраться в ситуации. И, пробежав по заветному сайту, нашли в его работе ошибку. У каждого дошкольного учреждения есть общее количество предоставляемых мест: заполняется детский сад, программа автоматически выдает отказ, и в итоге некоторые специальные группы - полупустые, то есть вместо 12 детей их посещают восемь, пять, или даже два ребенка. И об этом должны знать разработчики сайта.
- Жанар Аскербековна, а сколько в области специальных детских садов и групп? И есть ли нужда в открытии новых?
- Специальный детский сад, где спецгруппы посещают 138 детей, один - «Бобек» (в г. Абае), остальные учреждения - комбинированного типа, то есть в них, помимо общеобразовательных, имеются и специальные (коррекционные) группы.
Всего в области 14 дошкольных учреждений с группами для детей с тяжелыми нарушениями речи (они охватывают 948 ребят), 8 - для детей с задержкой психического развития (103 ребенка), 5 - с нарушением зрения (450 детей), 2 - с нарушением интеллекта (17 ребят). Караганда - областной центр, и он лидирует по количеству спецгрупп, но до сих пор отсутствуют группы для детей с нарушением слуха, в том числе для тех, кто перенес кохлеарную имплантацию, опорно-двигательного аппарата (дети с ДЦП), эмоционально-волевой сферы (дети с аутизмом).
Когда на ОПМПК приходит ребенок с легкой формой ДЦП (детский церебральный паралич), у него сформированы навыки самообслуживания и не нарушены речь и интеллект, то он может обучаться инклюзивно, и специалисты рекомендуют ему обычную группу детского сада. Но даже шаткая походка малыша может стать препятствием - такому ребенку нужны постоянное сопровождение, опора, помощник. Есть надежда, что ситуация изменится с принятием нормативных документов о тьюторах (педагогах-ассистентах), а также началом строительства новых детских садов, спроектированных с учетом безбарьерной среды.
А пока дети с нарушением опорно-двигательного аппарата получают помощь в кабинетах психолого-педагогической коррекции и реабилитационном центре, оставаясь в большинстве своем без дошкольного образования и, соответственно, без социализации. Они сидят дома, и только к тем, кто имеет инвалидность, приходит два раза в неделю социальный работник.
Очень много стало дошколят, имеющих высокий риск аутизма. Если в 2015 году ребенок с РАС (расстройством аутистического спектра) появлялся в ПМПК один-два раза в неделю, то сейчас дети, которые не хотят общаться, взаимодействовать с обществом, избирательны в еде, не любят прикосновения к себе, приходят к нам ежедневно.

Шаг длиной в километры

- Согласно нормативным актам Министерства образования ребенок не может посещать одновременно кабинет психолого-педагогической коррекции (КППК), реабилитационный центр и спецгруппу детского сада. И это беспокоит родителей, ведь чем больше коррекционной поддержки, тем лучше....
- По стандартам в специальных организациях (кабинет коррекции, реабилитационный центр) комплексная помощь должна оказываться в зависимости от тяжести нарушения - от трех месяцев до одного года. Но в Карагандинской области, чтобы охватить как можно больше нуждающихся, стоящих в очереди, реабилитация детей в среднем длится три-четыре месяца. За этот срок не все дети успевают даже адаптироваться, у аутистов, например, привыкание к новой среде длится от четырех до шести месяцев.
К нам обращаются родители и с другой проблемой - это отсутствие шаговой доступности для получения коррекционной помощи. Приходящим в ПМПК специалисты подсказывают, какой коррекционный детский сад по видам нарушений располагается к ним ближе всего. Но не каждая мама согласится возить ребенка в другой конец города. У кого-то нет времени, финансовой возможности, кто-то не готов психологически к таким «путешествиям» в общественном транспорте. Дети с диагнозом «аутизм» нередко начинают кричать и плакать в автобусе, попадая в незнакомое окружение, это для них большой стресс.
Именно внедрение инклюзивного образования в дошкольную среду поможет найти выход из данной ситуации, считает Жанар Ержолова. Дети с нарушением речи и ЗПР, а именно эти категории самые многочисленные, могут посещать детский сад инклюзивно, в шаговой доступности от дома. Эти дети не требуют специально созданных дорогостоящих условий - для их коррекции нужны логопед, дефектолог, психолог и индивидуальный подход.
В настоящее время в рамках государственно-частного партнерства детские сады могут открывать коррекционные группы и группы с инклюзивным образованием, что является большим подспорьем для большего охвата детей. Нужно лишь усилить контроль за тем, насколько частники обеспечены необходимым оборудованием и персоналом, готовы ли работать по государственному заказу. Были случаи, когда родители, пользуясь услугами частного детского сада, заявившего себя как коррекционный, возвращались в психолого-медико-педагогическую консультацию и просили сменить его на кабинет коррекции, потому что там так и не дождались бесплатной дефектологической и логопедической помощи.

«Инклюзивное» открытие

Количество детей, нуждающихся в коррекционной помощи, к сожалению, увеличивается. Если в январе 2018 года по области было 8987 детей с ООП, то сейчас в ПМПК уже выявлено 11183 ребенка.
Что касается детей школьного возраста, факт роста связан с постепенным развитием инклюзивного образования. По дошколятам выявляемость увеличилась в связи с открытием дополнительных психолого-медико-педагогических консультаций, кабинетов психолого-педагогической коррекции, частных детских садов. Родители, раньше озабоченные только тем, как красиво одеть малыша, купить ему игрушки, гаджеты, теперь, приводя его в дошкольное учреждение, видят на примере его ровесников, что он отстает в развитии, и начинают бить тревогу.
- Меня радует, что школа продвигается в инклюзиве, - продолжает Жанар Ержолова. - Раньше педагоги рекомендовали родителям, дети которых не справляются с программой, оформить ребенка в специнтернат, а теперь просят принести заключение от ПМПК с рекомендацией на инклюзивное образование и готовы создавать для него условия.
Сегодня школы Караганды выработали хороший алгоритм. Директор учреждения в начале учебного года собирает все заключения ПМПК для учеников, которым рекомендовано инклюзивное образование и требуется психолого-педагогическое сопровождение логопеда, дефектолога, психолога, пишет ходатайство на имя руководителя отдела образования города с просьбой расширить штатное расписание от 0,25 до 1 ставки для этих специалистов в зависимости от количества нуждающихся детей. Таким образом, уже в 2018-2019 учебном году 29 общеобразовательных школ в Караганде внедрили инклюзивное образование против 20 школ по всей области в 2015 году. В детских садах можно использовать такой же алгоритм внедрения инклюзивного образования, как в школах.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Дебют первокурсников 07.12.2019

    В фойе Русского драматического театра им. К.С. Станиславского вечером третьего декабря было многолюдно. Только присутствующих нельзя было назвать искушенной публикой. Впрочем, и настроение, царившее здесь, не имело никакого отношения к искусству Мельпомены. На этот раз сцена была предоставлена студенческой молодежи, а именно: финалистам конкурса «Дебют первокурсника КарГТУ-2019».

  • Команда, без которой трудно жить 05.12.2019

    Еще несколько лет назад учитель информатики и робототехники ОСШ № 73 Ержан Акижанов не знал, что будет заниматься с детьми. Он хотел создавать собственные проекты, совершенствоваться в области IT-технологий. А теперь даже не допускает мысли о том, что сможет оставить своих любимых учеников и заниматься чем-то другим.

  • Знают лучше всех 05.12.2019

    Подведены итоги республиканского проекта «Мын бала» Ассамблеи народа Казахстана, который посвящен изучению государственного языка. Свои достижения показали педагоги, школьники, студенты, количество желающих принять участие увеличивается с каждым годом. 

  • Просто супер! 05.12.2019

    Восьмилетняя школьница из Жайрема стала «Суперчемпионом» Международной олимпиады по ментальной арифметике.

  • Школа опекает 30.11.2019

    Представьте ситуацию: мать работает, но зарплаты не хватает, чтобы прокормить и поднять двоих малолетних детей. Семья неполная - отца нет, и ей приходится брать подработки. Почему бы государству не помочь такой ответственной и сознательной матери? И такая программа поддержки уже действует.

  • Важный урок 28.11.2019

    В нынешнем году завершается реализация государственной программы развития и функционирования языков, рассчитанная на 2001-2019 гг. Ее цель - гармоничная политика, обеспечивающая полномасштабное изучение казахского языка, как важнейшего фактора укрепления единства при сохранении родной речи всех этносов.

  • Их жизнь - игра 28.11.2019

    В Карагандинском экономическом университете Казпотребсоюза прошел фестиваль студенческих и школьных театров «Театральный Олимп-2019». Это первый подобный смотр.

  • Важнее рейтинга 26.11.2019

    Интеллектуальные клубы создадут в карагандинских вузах. Цель меморандума, подписанного шестью университетами, - объединить молодых изобретателей, которые будут развивать науку в регионе.

Наша Караганда