16 марта 2019 года 170

Как поставишь парту...

Автор: Фархат КИНЖИТАЕВ

Проект по оптимизации бюджетных средств успешно внедряется в учебных заведениях Шахтинска. Руководитель отдела образования города Николай Онсович рассказывает, что сэкономленные деньги направляются на укрепление материально-технической базы, а также на ремонт школ и детских садов. Кроме того, в ближайшем будущем здесь будет применяться новый подход к организации учебного процесса.

По его словам, еще на первом этапе внедрения проекта во всех организациях образования были установлены новые приборы учета всех видов энергий: теплосчетчики, многотарифные электросчетчики и водомеры холодной воды. Одновременно с этим началось обучение всех заместителей директоров и завхозов организаций образования основам программы энергосбережения. Важным моментом в первый год был ежеквартальный мониторинг потребления электро- и теплоэнергии, холодной воды, который осуществлял отдел образования на централизованной основе. По результатам первого года при руководителе отдела образования был организован совет, на котором ежеквартально стали обсуждаться и рассматриваться вопросы перерасходования потребляемых коммунальных услуг. По мере выяснения проблемных участков был разработан план по поэтапному приведению каждой организации образования в соответствие с нормативами.
За два года, с 2013-го по 2015-й, в школы и детские сады города были закуплены энергосберегающие лампы. Впоследствии было подсчитано, что это позволило сэкономить порядка 15000 кВт в год. Два года назад в Шахтинске была начата работа по плавному переходу на светодиодные лампы и светильники, которые являются более экономичными и способствуют еще лучшей освещенности. Планируется, что благодаря этому экономия уже в 2019 году должна составить не менее 30000 кВт.
- Следующим этапом реализации программы стал ремонт кровель с утеплением чердачных помещений. Параллельно проводилась работа по разработке проектов теплоснабжения из расчета ориентировочно 500 тысяч тенге на одну организацию образования. Впоследствии была начата установка автоматизированных тепловых пунктов, которые позволяют регулировать температуру в помещениях в зависимости от температуры окружающей среды. В 2013 году мы установили АТП в 7 городских школах, в 2014-м - в 4 дошкольных организациях образования, в 2015 году - в 3 организациях дополнительного образования. Годовая экономия по региону в итоге составила 1500 Гкал, а это равно потреблению двух общеобразовательных школ на 800 учащихся, - констатирует Н. Онсович.
На следующем этапе проводилась работа по замене старых деревянных окон на герметичные пластиковые окна, что в свою очередь дало экономию тепла и электричества на 10-15%. Также, в соответствии с программой энергосбережения, были герметизированы входные помещения - здесь были установлены тамбуры, заменены двери. Утеплялись и фасады зданий. Например, в гимназии № 5 и яслях-саде «Карлыгаш» это привело к повышению температуры на 3-4 градуса. В целях экономии воды в 90% организаций заменены водопроводные трубы и сантехприборы, что дало 10% экономии воды. Сейчас отдел образования Шахтинска начал проводить энергоаудит в организациях образования. По словам его руководителя, все это позволит более эффективно использовать выделенные денежные средства на проведение мероприятий по энергосбережению и ремонтных работ.
Также за несколько лет в Шахтинске была проведена оптимизация, которая непосредственно повлияла на наполняемость классов и равномерное распределение нагрузки на педагогов. В частности, анализ показал, что если в 2011 году один класс насчитывал 17 человек, то в 2017-м - 22 ученика. За пять лет здесь были объединены ОШ №№ 2 и 12, реорганизованы ОШ №№ 6 и 9. При этом одна школа была ликвидирована. Реорганизация проводилась с учетом территориальной расположенности школ, демографической ситуации в регионе, говорит руководитель городского отдела образования. В рамках перехода на новую модель обучения с учетом программы «обновленного содержания образования» в шахтинских школах все чаще применяется инновационный подход, основными принципами которого являются учет интересов учащихся, свободная творческая работа и сотрудничество.
- Зачастую, меняя учебную часть, мы забываем о важной составляющей всего педагогического процесса, а именно - о воспитании. В этой связи в течение двух последних лет мной, в составе делегаций нашей области и республики, изучался опыт школ городов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Бишкека, Хельсинки, Порвоо, Тампере. Итогом работы по изучению данного международного опыта явилась предложенная в декабре 2018 года «Дорожная карта» по внедрению различных элементов, особенно в части организации учебного процесса. При этом важно отметить, что изменения, которые поэтапно будут вводиться в школах нашего региона, затрагивают лишь организационные вопросы деятельности школы и детских садов, но никак не содержание образования. Эти нововведения призваны повысить мотивацию учащихся и воспитанников к обучению и сотрудничеству между всеми участниками образовательного процесса, - рассказывает Николай Онсович.
Основным новшеством станет изменение расстановки парт. Дело в том, что принцип организации внутреннего пространства влияет на атмосферу в классе. В современной педагогике три классические схемы расстановки: рядами, П-образная и кластерная. Учитывая, что старая система образования применяла лишь одну схему «ряд», то по новой учитель будет вправе применять одну из трех.
- При старой схеме ученики могут «выпадать» из учебного процесса, спрятавшись за спинами своих одноклассников, а также списывать у товарищей во время контрольных и самостоятельных работ. Новая схема позволит легко держать всех детей под контролем. Сами ученики будут видеть всех других участников группы и преподавателя. Обстановка будет вынуждать детей вести себя хорошо и вовлекаться в учебный процесс. Конечно, расстановка парт будет зависеть от размера кабинета, размера и количества парт и детей на уроках, - говорит руководитель городского отдела образования.
Еще одно новшество касается отмены классических школьных звонков. Вместо этого в вестибюлях будут установлены часы и информационные табло. Эта мера призвана повысить личную ответственность и внимание школьников, научить их самостоятельно следить за временем. В традиционном понимании школьный звонок останется лишь как сигнал подачи тревоги. Также «школьный звонок» будет звучать 1 сентября и 25 мая как знак начала и завершения учебного года.
- Мы должны отойти от практики «плохой» и «хороший» ученик. Сравнение учеников друг с другом должно стать нашим прошлым. Все дети без исключения особенные, все имеют потенциал к развитию. В этом и состоит наше педагогическое искусство - совместно с родителями создать атмосферу как в школе, так и дома, при которой ребенку хотелось бы учиться. Безусловно, одного желания мало, но планомерно мы должны двигаться к тому, чтобы создать партнерские отношения с нашими учащимися. Уверен, что это поможет всем нам реализовать главный принцип обновленного содержания - «уважительное отношение к ученику через уважение к себе», - считает Николай Онсович.

г. Шахтинск

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Акимы за партой 19.03.2019

    Академия государственного управления при Президенте РК проводит обучение акимов городов и районов Карагандинской области по специальной программе «Трансформация регионального развития». По словам директора филиала Академии госуправления Азамата Жолманова, ее цель - сократить дистанцию между государственными служащими и населением, повысить качество и уровень жизни казахстанцев.

  • Алгоритм для дошколят 19.03.2019

    Хотя зарегистрироваться в электронной очереди на Garden.kargoo.gov.kz, чтобы получить коррекционную помощь в детском саду, очень просто и можно это сделать с телефона, сфотографировав и прикрепив заключение ОПМПК (областной психолого-медико-педагогической консультации), свободных мест, как выяснилось, нет. «Коррекционная» очередь разбита по годам, но, начиная с 2012-го по 2019 год, лишь счастливчики могут любоваться строкой «на зачисление в детский сад».

  • Мыслить как взрослые 19.03.2019

    Ученики Назарбаев Интеллектуальной школы приняли участие в международной конференции Future We Want Model: A Global Initiative 2019. Молодые лидеры со всех уголков земного шара обсуждали наиболее критические вопросы современного общества.

  • С кейсом по карьерной лестнице 16.03.2019

    Вот уже шестой год студенты КарГТУ участвуют в международном чемпионате «Case-in», главной целью которого является решение развернутых инженерных задач. В «политехе» прошел отборочный тур по направлениям «Горное дело» и «Электроэнергетика». Победители будут участвовать в финальной стадии соревнования в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского в Москве.

  • От монетки до дома 16.03.2019

    Ученик карагандинской школы-лицея № 101 Роман Матросов твердо намерен связать свою жизнь с профессией инженера и второй год подряд участвует в областном конкурсе «Инженеры будущего». Такие соревнования, считает восьмиклассник, помогают молодым людям оценивать свои возможности.

  • Пальма на воде 14.03.2019

    Урок биологии 20 лет назад выглядел примерно так: посмотрели мембрану репчатого лука, записали в отчет лабораторной работы, получили оценку. Сейчас на уроке биологии дети могут сами выращивать растения, наблюдать за их развитием и контролировать процесс даже удаленно. Увлекательно? Для ребят - да, и для педагогов тоже.

  • Лучшие учебники 14.03.2019

    Лучшие электронные учебники для школьников выбрали в Караганде. ІІІ городской конкурс цифровых образовательных ресурсов «ЦОР-2019» среди учителей школ города прошел в гимназии № 3.

  • Осознанный выбор профессии 12.03.2019

    По инициативе Нацпалаты «Атамекен» уже с 1 сентября этого года в школах будет преподаваться предмет «Основы предпринимательства» для 10-11 классов. Об этом и других планах по реализации задач, поставленных Главой государства на съезде партии «Нұр Отан», рассказал председатель президиума НПП РК Тимур Кулибаев.