16 марта 2019 года 1727

Мамаша в камуфляже

Автор: Анна СТРОКОВА

Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

К слову, и сам Брехт был драматургом своеобразным, а его «Мамаша Кураж и ее дети», написанная в 1938-1939 годах, - одно из самых ярких воплощений эпического театра, который соединяет драматическое действие и эпическую повествовательность.
Работу над «Мамашей Кураж» Б. Брехт начал в эмиграции в канун Второй мировой войны и закончил в Швеции, когда война уже шла. Источником для него послужила повесть непосредственного участника Тридцатилетней войны, немецкого прозаика Г. фон Гриммельсгаузена «Подробное и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж». Но если там Кураж была авантюристкой, которая богатела, путаясь с полковыми офицерами, а затем стала маркитанткой (торговкой, следующей за войском), то Брехт разделил судьбу и черты Кураж между двумя героинями - Иветтой Потье и Анной Фирлинг (мамашей Кураж).
В первой редакции Брехта мамаша Кураж была более человечной, однако автор решил ужесточить образ героини: ее алчность одерживает верх над человечностью - она не готова пожертвовать товаром ради спасения ближнего. Мамаша практична, наделена деловой хваткой, знает, как заработать на войне, умеет дерзко объясниться с патрульными. Ее богатство - фургон с вещами и трое детей.
Собственно, действие пьесы происходит во время Тридцатилетней войны в XVII веке, а свое прозвище мамаша Кураж (Надежда Вебер) получила за то, что никогда в бою не оставляла без присмотра свой фургон с товаром. У нее двое сыновей, Эйлиф (Андрей Белавин), Швейцеркас (Павел Кондратьев), и немая с рождения дочь Катрин (Алена Волох) - все от разных солдат. Интерес к ее взрослым детям проявляет вербовщик (Антон Звонов), однако мать не желает, чтобы они погибли под пулями, и устраивает гадание. Сыновья выбирают бумажку со знаком смерти, а самого старшего, Эйлифа, скоро забирают на фронт. Так или иначе, чего Кураж точно не бросает, так это свой фургон: война ее кормит. Она - доминантная женщина, воспитываться у такой - врагу не пожелаешь, и во время прочтения пьесы одни ее черты привлекают, другие - отталкивают. В целом же «Мамаша Кураж и ее дети» - произведение весьма депрессивное и тяжелое.
Дополню, что Б. Брехт преподнес женщину в неожиданном ключе, за что в свое время получил от критиков: положительные образы, связанные с материнством, несовместимы с коммерческой жилкой, а именно такова Анна Фирлинг, не лишенная, кстати, чувства юмора. Счастливого финала ни у оригинала, ни у постановки можно не ждать, но задуматься они заставят о многом - хотя бы об эгоистичном мире, где каждый сам за себя, о собственной роли в обществе и о том, какие мы в нем.
- За свою режиссерскую карьеру я впервые встречаюсь с Брехтом, и это случилось именно в Караганде, - делился Куандык Кулмамырович накануне премьеры 9 и 10 марта. - Мамаша Кураж - персонаж с особо сложной судьбой. И когда война отберет у нее все, эта женщина, в конце концов, снова впряжется в свой фургон и пойдет дальше. Это значит не только то, что жизнь продолжается, но и то, что война идет дальше.
Поэтому, продолжил режиссер, здесь не исключаются политические моменты: один из наиболее обсуждаемых ныне военных конфликтов продолжается в Сирии - именно туда он перенес действие спектакля.
- Такие, как мамаша Кураж, могут находиться и там, - предположил К. Касымов. - У такого персонажа нет географии. Там, в Сирии, люди берут в руки оружие, убивают других, зараженные девизом самообмана.
В прошлом году Куандык Касымов работал в Караганде над спектаклем «Fedra. Игра», в центре сюжета которого тоже была сильная, но одинокая женщина, переживающая внутреннюю и внешнюю трагедии. Совпало идеально, говорил, с интервалом в год - и женскую часть коллектива оценил высоко. Не исключено, что, возможно, и «Мамашу...» выведут в мир, как и «Федру»: Оксана Игнатенко за эту роль уже получила международную награду.
Итак, музыка с претензией на восточную, некоторые моменты (особенно близкие к финалу) сокращены, но не во вред спектаклю. Главенствующие цвета постановки - камуфляж и хаки. Первое появление Кураж на сцене сродни первому мазку художника на холсте: режиссер обозначает - вот она, та самая Анна Фирлинг. У Куандыка Касымова она носит старенький светлый балахон и окружена солдатами, встречающимися на ее пути. Фельдфебель (Александр Полевода, Андрей Марычев) и его команда, перенесенные в современный мир, получили в свою речь крепкое словцо, гульдены стали долларами, а Иветта Потье (Оксана Игнатенко), имевшая в оригинале собственную историю, стала современной проституткой: вместо красных сапожек у нее - красные шпильки, и, завидев врага, она в первую очередь хочет быть неотразимой.
Декорации, включая фургон, как всегда лаконичны и хороши, благодаря художнице Елене Ким. На сцене во время спектакля немало персонажей - зрителю есть за кем наблюдать, и, конечно, мамаша Кураж, считающая деньги, пока вербуют ее сына, здесь тоже будет.
И все же Кураж у Касымова вышла более мягкой, чем у Брехта: режиссер стремился показать ее светлые стороны, от чего, мне кажется, спектакль немного потерял в своей тяжести. Хотя здесь тяжело уже то, что на пару с песнями под гитару, исполняемыми Денисом Цветковым, звуковым сопровождением служат автоматные очереди. Эта постановка - не для свидания и не для развлечения: она для того, чтобы поразмышлять. В марте «Мамашу Кураж» можно будет увидеть еще раз: в воскресенье, 24 числа.

Фото Бориса КОПЫЛОВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Бессмертие слова 18.01.2020

    Литературная гостиная, посвященная 105-летию создателя трилогии «Кочевники», прошла в областной библиотеке им. Ж. Бектурова.

  • Неизвестный Темиртау 14.01.2020

    Историко-краеведческий музей запустил интернет-проект. В течение месяца, начиная с сегодняшнего дня, на сайте музея будут размещаться архивные материалы и документы, рассказывающие о 75-летней истории города в необычном ракурсе. Здесь будут затронуты и царская политика переселения, и такие важные вехи, как индустриализация страны, сталинские репрессии, строительство промышленных объектов в годы Великой Отечественной войны, комсомольские стройки и многое другое.

  • Рассказывают раритеты 11.01.2020

    Первый год после войны: сколько стоила почтовая открытка. Это знают постоянные посетители Темиртауского городского историко-краеведческого музея. В рамках долгосрочного проекта «Экспонат месяца» была презентована открытка «С Новым 1946 годом!» Ее выпуск был приурочен к празднованию первого послевоенного года.

  • Из зала в зал переходя 07.01.2020

    В историко-краеведческом музее представлены сразу три проекта из Санкт-Петербурга. Жители и гости областного центра получили уникальную возможность познакомиться с «кабинетом редкостей» Петра I, прикоснуться к тайнам египетских мумий и поломать головы над трехмерными изображениями.

  • Проза жизни 07.01.2020

    Поэты и писатели, певцы и музыканты Жезказгана провели традиционный вечер творческой интеллигенции.
    - В теплой, дружественной обстановке мы вспоминаем любимые стихотворения, делимся новыми, поем песни, чтобы зарядиться позитивной энергией, - говорит член Союза писателей РК, заслуженный работник культуры
    и председатель совета матерей Жезказгана при АНК РК Зинаида Чумакова.

  • Остановись, мгновенье! 31.12.2019

    Мастера объектива из областного центра возродили полувековую традицию - они дарят друг другу открытки, в основе которых лежат снимки, сделанные ими собственноручно. Сюжеты могут быть самыми разнообразными, обязательными атрибутами являются только символы PF, полученные из первых букв французского «pour feliciter» или итальянского «po felicita». Это - пожелание удачи и счастья.

  • Сказка из прошлого 31.12.2019

    Мечтаете хоть ненадолго вернуться в детство? Посетите музей поселка Долинка, где проходит выставка новогодних украшений. Стоит войти в зал, как тут же возникает ностальгия по тем временам, когда вечерами родители мастерили костюм зайчика и снежинки, параллельно слушали повторение стихотворения на утренник. Такие воспоминания навевают экспонаты - игрушки, некогда висевшие на елках наших бабушек.

  • В огненном вихре 26.12.2019

     40 лет назад, в три часа дня 25 декабря 1979 года, советские войска, выполняя интернациональный долг, официально вошли в Афганистан. Героическим и славным подвигам наших земляков, совершенным здесь, посвящена новая экспозиция областного историко-краеведческого музея, которая была открыта при содействии Карагандинского союза ветеранов и инвалидов войны в ДРА «Ардагер».

Наша Караганда