14 марта 2019 года 159

Пальма на воде

Автор: Анна СТРОКОВА

Урок биологии 20 лет назад выглядел примерно так: посмотрели мембрану репчатого лука, записали в отчет лабораторной работы, получили оценку. Сейчас на уроке биологии дети могут сами выращивать растения, наблюдать за их развитием и контролировать процесс даже удаленно. Увлекательно? Для ребят - да, и для педагогов тоже.

Какими мы помним кабинеты биологии нашего детства? Макет человеческого скелета, информационные плакаты. В скором времени изменятся все кабинеты этой дисциплины: уже сейчас и в колледжах, и в школах оборудуют помещения, в которых можно вырастить пшеницу, базилик или пальмовые растения.
STEAM-образование, концепция которого созвучна Посланию Главы государства «Рост благосостояния казахстанцев», объединяет в себе знания разных областей естественных наук - инженерии, технологии и математики. Прошлой осенью в нашем регионе начали разрабатывать программы STEAM-лабораторий, включающие направление биоинформационных технологий. На данный момент, делится заместитель директора учебно-методического центра развития образования (УМЦ РО) Есбол Аринов, разработано семь планов. Огромную помощь в этой работе центру оказали учителя, а одной из школ, которые теперь имеют кабинет гидропоники, стала специализированная школа-интернат «Мурагер».
- Это не единственное учреждение образования с такими классами, - поясняет Есбол Аринов. - Их порядка 30, и будет больше, но упор делается в основном на малокомплектные школы: в сельской местности такие технологии нужнее.
Есбол Аринов отмечает: большинство школ нашего региона сами создают у себя подобные кабинеты - в общеобразовательных школах №№ 23, 57 и школе-лицее № 101 установки готовы, осталось лишь их автоматизировать. Наборы «Arduino» в этом процессе играют, пожалуй, главную роль: они снабжены датчиками температуры, влажности и другими необходимыми функциями. Важно обучить работе с такой техникой и учителей: курсы идут во внеурочное время.
Двери в кабинет гидропоники открываются для ребят с 7 класса, когда по программе приходит пора изучать биологию. Сами занятия по гидропонике проходят в вариативном компоненте (курсы по выбору), хотя и в практической части основных уроков ведется работа с установками. Учитель биологии специализированной школы «Мурагер» Мадияр Абдилрадов говорит, что таким образом можно наблюдать процессы, ранее известные лишь по учебникам, а увидеть это своими глазами, согласитесь, куда интереснее.
- Дети здесь могут наблюдать за влиянием света на растения, понять значение питательных веществ в процессе их роста, и впоследствии они начинают интересоваться не только ботаникой, но и агротехникой, - отмечает педагог. - В старших классах ребята работают над собственными проектами.
Кабинет гидропоники школа «Мурагер» приобрела в этом году, и теперь здесь выращивают растения без почвы. Среди преимуществ: их быстрый рост и развитие, шанс создать более благоприятные условия и вырастить культуры, не свойственные для нашего региона, снизить временные и физические затраты по уходу за ними. Подопечные учеников находятся под постоянным контролем: установки работают и ночью, в автономном режиме, вода подается в определенное время суток, как и свет.
На столах школьников - специальные контейнеры, куда они сажают рассаду, внизу - стоячая вода, позади - мощные гидропонные установки с циркулирующей водой, в которую добавляются питательные вещества: там выращивают пальмовые растения. Каждый «жилец» расположен на своем «этаже», что экономит место, а со временем растения пересаживают в другие контейнеры с субстратом - в них на момент нашей встречи в школе растили пшеницу и бобовые культуры.
Гидропонные установки позволяют выращивать овощи и зелень круглый год, но среди недостатков этого способа - необходимость карантинного содержания растений, а процент в них витаминов и полезных веществ (которые поступают только из почвы) низкий. Мадияр Абдилрадов в ответ на это признается: сталкивался пока лишь с тем, что пересаживать растения, выращенные гидропонным путем, сложновато. В других школах, говорит учитель, видели созревшие огурцы: они выглядят так же, как если бы росли в почве.
Ученики, тем не менее, изучать биологию в таком формате рады: десятиклассница Сая Заитова рассказала о планах вырастить в кабинете петунии и посадить их в школьном дворе. Работа же Адильхана Назыма, ученика 11 класса, больше техническая: юноша следит за оборудованием. Биологией Адильхан интересуется с 9 класса и удивлен темпом роста пшеницы:
- Так, как пшеница выросла в кабинете за неделю, в почве она вырастает только через месяц, - отмечает школьник. - Мы сейчас работаем над проектом «Цветущий «Мурагер»: хотим вырастить цветы в помещении и пересадить на улицу.
Есть у Адильхана мечта - выращивать культуры и овощи на специальной ферме гидропонным способом, чтобы вне зависимости от сезона можно было не отказывать себе в продуктах. На питательные вещества, признается юноша, понадобятся немалые затраты, однако он смотрит на развитие гидропоники оптимистично.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Акимы за партой 19.03.2019

    Академия государственного управления при Президенте РК проводит обучение акимов городов и районов Карагандинской области по специальной программе «Трансформация регионального развития». По словам директора филиала Академии госуправления Азамата Жолманова, ее цель - сократить дистанцию между государственными служащими и населением, повысить качество и уровень жизни казахстанцев.

  • Алгоритм для дошколят 19.03.2019

    Хотя зарегистрироваться в электронной очереди на Garden.kargoo.gov.kz, чтобы получить коррекционную помощь в детском саду, очень просто и можно это сделать с телефона, сфотографировав и прикрепив заключение ОПМПК (областной психолого-медико-педагогической консультации), свободных мест, как выяснилось, нет. «Коррекционная» очередь разбита по годам, но, начиная с 2012-го по 2019 год, лишь счастливчики могут любоваться строкой «на зачисление в детский сад».

  • Мыслить как взрослые 19.03.2019

    Ученики Назарбаев Интеллектуальной школы приняли участие в международной конференции Future We Want Model: A Global Initiative 2019. Молодые лидеры со всех уголков земного шара обсуждали наиболее критические вопросы современного общества.

  • Как поставишь парту... 16.03.2019

    Проект по оптимизации бюджетных средств успешно внедряется в учебных заведениях Шахтинска. Руководитель отдела образования города Николай Онсович рассказывает, что сэкономленные деньги направляются на укрепление материально-технической базы, а также на ремонт школ и детских садов. Кроме того, в ближайшем будущем здесь будет применяться новый подход к организации учебного процесса.

  • С кейсом по карьерной лестнице 16.03.2019

    Вот уже шестой год студенты КарГТУ участвуют в международном чемпионате «Case-in», главной целью которого является решение развернутых инженерных задач. В «политехе» прошел отборочный тур по направлениям «Горное дело» и «Электроэнергетика». Победители будут участвовать в финальной стадии соревнования в Государственном геологическом музее имени В.И. Вернадского в Москве.

  • От монетки до дома 16.03.2019

    Ученик карагандинской школы-лицея № 101 Роман Матросов твердо намерен связать свою жизнь с профессией инженера и второй год подряд участвует в областном конкурсе «Инженеры будущего». Такие соревнования, считает восьмиклассник, помогают молодым людям оценивать свои возможности.

  • Лучшие учебники 14.03.2019

    Лучшие электронные учебники для школьников выбрали в Караганде. ІІІ городской конкурс цифровых образовательных ресурсов «ЦОР-2019» среди учителей школ города прошел в гимназии № 3.

  • Осознанный выбор профессии 12.03.2019

    По инициативе Нацпалаты «Атамекен» уже с 1 сентября этого года в школах будет преподаваться предмет «Основы предпринимательства» для 10-11 классов. Об этом и других планах по реализации задач, поставленных Главой государства на съезде партии «Нұр Отан», рассказал председатель президиума НПП РК Тимур Кулибаев.