14 марта 2019 года 909

Пальма на воде

Автор: Анна СТРОКОВА

Урок биологии 20 лет назад выглядел примерно так: посмотрели мембрану репчатого лука, записали в отчет лабораторной работы, получили оценку. Сейчас на уроке биологии дети могут сами выращивать растения, наблюдать за их развитием и контролировать процесс даже удаленно. Увлекательно? Для ребят - да, и для педагогов тоже.

Какими мы помним кабинеты биологии нашего детства? Макет человеческого скелета, информационные плакаты. В скором времени изменятся все кабинеты этой дисциплины: уже сейчас и в колледжах, и в школах оборудуют помещения, в которых можно вырастить пшеницу, базилик или пальмовые растения.
STEAM-образование, концепция которого созвучна Посланию Главы государства «Рост благосостояния казахстанцев», объединяет в себе знания разных областей естественных наук - инженерии, технологии и математики. Прошлой осенью в нашем регионе начали разрабатывать программы STEAM-лабораторий, включающие направление биоинформационных технологий. На данный момент, делится заместитель директора учебно-методического центра развития образования (УМЦ РО) Есбол Аринов, разработано семь планов. Огромную помощь в этой работе центру оказали учителя, а одной из школ, которые теперь имеют кабинет гидропоники, стала специализированная школа-интернат «Мурагер».
- Это не единственное учреждение образования с такими классами, - поясняет Есбол Аринов. - Их порядка 30, и будет больше, но упор делается в основном на малокомплектные школы: в сельской местности такие технологии нужнее.
Есбол Аринов отмечает: большинство школ нашего региона сами создают у себя подобные кабинеты - в общеобразовательных школах №№ 23, 57 и школе-лицее № 101 установки готовы, осталось лишь их автоматизировать. Наборы «Arduino» в этом процессе играют, пожалуй, главную роль: они снабжены датчиками температуры, влажности и другими необходимыми функциями. Важно обучить работе с такой техникой и учителей: курсы идут во внеурочное время.
Двери в кабинет гидропоники открываются для ребят с 7 класса, когда по программе приходит пора изучать биологию. Сами занятия по гидропонике проходят в вариативном компоненте (курсы по выбору), хотя и в практической части основных уроков ведется работа с установками. Учитель биологии специализированной школы «Мурагер» Мадияр Абдилрадов говорит, что таким образом можно наблюдать процессы, ранее известные лишь по учебникам, а увидеть это своими глазами, согласитесь, куда интереснее.
- Дети здесь могут наблюдать за влиянием света на растения, понять значение питательных веществ в процессе их роста, и впоследствии они начинают интересоваться не только ботаникой, но и агротехникой, - отмечает педагог. - В старших классах ребята работают над собственными проектами.
Кабинет гидропоники школа «Мурагер» приобрела в этом году, и теперь здесь выращивают растения без почвы. Среди преимуществ: их быстрый рост и развитие, шанс создать более благоприятные условия и вырастить культуры, не свойственные для нашего региона, снизить временные и физические затраты по уходу за ними. Подопечные учеников находятся под постоянным контролем: установки работают и ночью, в автономном режиме, вода подается в определенное время суток, как и свет.
На столах школьников - специальные контейнеры, куда они сажают рассаду, внизу - стоячая вода, позади - мощные гидропонные установки с циркулирующей водой, в которую добавляются питательные вещества: там выращивают пальмовые растения. Каждый «жилец» расположен на своем «этаже», что экономит место, а со временем растения пересаживают в другие контейнеры с субстратом - в них на момент нашей встречи в школе растили пшеницу и бобовые культуры.
Гидропонные установки позволяют выращивать овощи и зелень круглый год, но среди недостатков этого способа - необходимость карантинного содержания растений, а процент в них витаминов и полезных веществ (которые поступают только из почвы) низкий. Мадияр Абдилрадов в ответ на это признается: сталкивался пока лишь с тем, что пересаживать растения, выращенные гидропонным путем, сложновато. В других школах, говорит учитель, видели созревшие огурцы: они выглядят так же, как если бы росли в почве.
Ученики, тем не менее, изучать биологию в таком формате рады: десятиклассница Сая Заитова рассказала о планах вырастить в кабинете петунии и посадить их в школьном дворе. Работа же Адильхана Назыма, ученика 11 класса, больше техническая: юноша следит за оборудованием. Биологией Адильхан интересуется с 9 класса и удивлен темпом роста пшеницы:
- Так, как пшеница выросла в кабинете за неделю, в почве она вырастает только через месяц, - отмечает школьник. - Мы сейчас работаем над проектом «Цветущий «Мурагер»: хотим вырастить цветы в помещении и пересадить на улицу.
Есть у Адильхана мечта - выращивать культуры и овощи на специальной ферме гидропонным способом, чтобы вне зависимости от сезона можно было не отказывать себе в продуктах. На питательные вещества, признается юноша, понадобятся немалые затраты, однако он смотрит на развитие гидропоники оптимистично.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Работать на престиж 18.05.2019

    Казахстану нужны не просто дипломированные специалисты, а востребованные на рынке труда. Учебная программа зачастую быстро устаревает и не всегда соответствует требованиям работодателей. Как решить проблему обучения кадров среднего и высшего звена, обсудили на Международном форуме «Индустрия 4.0: Stem-технологии в подготовке специалистов для казахстанских предприятий».

  • Никаких излишеств 16.05.2019

    Выпускные вечера должны проходить только в школах

    Отпраздновать получение аттестата можно лишь раз в жизни. Так почему бы не сделать это с присущим значимости торжества размахом? Похожим образом рассуждает большинство родителей. Однако образовательное ведомство предлагает не превращать прощальный вечер в ярмарку тщеславия.

  • Права педагога 14.05.2019

    Штрафы помогут защитить учителей. В Министерстве образования и науки РК расширяют список их прав и социальных гарантий.

  • Дети - о Победе 09.05.2019

    До слез тронуло зрителей театрализованное представление «Юность, опаленная войной». Иначе быть не могло: для них выступали особенные дети, которые очень старались достоверно передать дух ушедшего времени.

  • Школа круглый год 09.05.2019

    Педагоги будут заниматься с детьми и летом 

    До начала самых продолжительных каникул остается меньше месяца. Чтобы не терять времени даром, в школах уже начинают готовиться к открытию специальных лагерей и площадок.

  • Учить язык по-новому 07.05.2019

    В Доме дружбы Ассамблеи народа Казахстана прошел семинар «Повышение квалификации преподавателей с использованием возможностей онлайн-режима». Мероприятие призвано улучшить эффективность преподавания посредством применения интернет-ресурсов.

  • Агенты перемен 04.05.2019

    Школьники разрабатывают научные проекты на трех языках

    В Жезказгане подведены предварительные итоги работы стажерских площадок по реализации вариативного обучения на трех языках. Областной семинар собрал 80 учителей из Караганды, Сатпаева, Каражала, Жанаарки и местных школ. В рамках пилотного проекта были представлены лучшие учебные методические пособия, в том числе и цифровые, созданные жезказганскими педагогами. Ученики, обучающиеся по программе полиязычия, устроили выставку-экскурсию в микромиры, продемонстрировав не только отличное владение языками и знание изучаемого предмета, но и художественные таланты.

  • Перемирие за партой 04.05.2019

    В школах области заработали кабинеты медиации, где споры разрешают учителя, прошедшие специальный курс обучения. Новшество положительно отразилось на взаимоотношениях участников образовательного процесса: самих педагогов, учеников и их родителей.