14 марта 2019 года 1765

Пальма на воде

Автор: Анна СТРОКОВА

Урок биологии 20 лет назад выглядел примерно так: посмотрели мембрану репчатого лука, записали в отчет лабораторной работы, получили оценку. Сейчас на уроке биологии дети могут сами выращивать растения, наблюдать за их развитием и контролировать процесс даже удаленно. Увлекательно? Для ребят - да, и для педагогов тоже.

Какими мы помним кабинеты биологии нашего детства? Макет человеческого скелета, информационные плакаты. В скором времени изменятся все кабинеты этой дисциплины: уже сейчас и в колледжах, и в школах оборудуют помещения, в которых можно вырастить пшеницу, базилик или пальмовые растения.
STEAM-образование, концепция которого созвучна Посланию Главы государства «Рост благосостояния казахстанцев», объединяет в себе знания разных областей естественных наук - инженерии, технологии и математики. Прошлой осенью в нашем регионе начали разрабатывать программы STEAM-лабораторий, включающие направление биоинформационных технологий. На данный момент, делится заместитель директора учебно-методического центра развития образования (УМЦ РО) Есбол Аринов, разработано семь планов. Огромную помощь в этой работе центру оказали учителя, а одной из школ, которые теперь имеют кабинет гидропоники, стала специализированная школа-интернат «Мурагер».
- Это не единственное учреждение образования с такими классами, - поясняет Есбол Аринов. - Их порядка 30, и будет больше, но упор делается в основном на малокомплектные школы: в сельской местности такие технологии нужнее.
Есбол Аринов отмечает: большинство школ нашего региона сами создают у себя подобные кабинеты - в общеобразовательных школах №№ 23, 57 и школе-лицее № 101 установки готовы, осталось лишь их автоматизировать. Наборы «Arduino» в этом процессе играют, пожалуй, главную роль: они снабжены датчиками температуры, влажности и другими необходимыми функциями. Важно обучить работе с такой техникой и учителей: курсы идут во внеурочное время.
Двери в кабинет гидропоники открываются для ребят с 7 класса, когда по программе приходит пора изучать биологию. Сами занятия по гидропонике проходят в вариативном компоненте (курсы по выбору), хотя и в практической части основных уроков ведется работа с установками. Учитель биологии специализированной школы «Мурагер» Мадияр Абдилрадов говорит, что таким образом можно наблюдать процессы, ранее известные лишь по учебникам, а увидеть это своими глазами, согласитесь, куда интереснее.
- Дети здесь могут наблюдать за влиянием света на растения, понять значение питательных веществ в процессе их роста, и впоследствии они начинают интересоваться не только ботаникой, но и агротехникой, - отмечает педагог. - В старших классах ребята работают над собственными проектами.
Кабинет гидропоники школа «Мурагер» приобрела в этом году, и теперь здесь выращивают растения без почвы. Среди преимуществ: их быстрый рост и развитие, шанс создать более благоприятные условия и вырастить культуры, не свойственные для нашего региона, снизить временные и физические затраты по уходу за ними. Подопечные учеников находятся под постоянным контролем: установки работают и ночью, в автономном режиме, вода подается в определенное время суток, как и свет.
На столах школьников - специальные контейнеры, куда они сажают рассаду, внизу - стоячая вода, позади - мощные гидропонные установки с циркулирующей водой, в которую добавляются питательные вещества: там выращивают пальмовые растения. Каждый «жилец» расположен на своем «этаже», что экономит место, а со временем растения пересаживают в другие контейнеры с субстратом - в них на момент нашей встречи в школе растили пшеницу и бобовые культуры.
Гидропонные установки позволяют выращивать овощи и зелень круглый год, но среди недостатков этого способа - необходимость карантинного содержания растений, а процент в них витаминов и полезных веществ (которые поступают только из почвы) низкий. Мадияр Абдилрадов в ответ на это признается: сталкивался пока лишь с тем, что пересаживать растения, выращенные гидропонным путем, сложновато. В других школах, говорит учитель, видели созревшие огурцы: они выглядят так же, как если бы росли в почве.
Ученики, тем не менее, изучать биологию в таком формате рады: десятиклассница Сая Заитова рассказала о планах вырастить в кабинете петунии и посадить их в школьном дворе. Работа же Адильхана Назыма, ученика 11 класса, больше техническая: юноша следит за оборудованием. Биологией Адильхан интересуется с 9 класса и удивлен темпом роста пшеницы:
- Так, как пшеница выросла в кабинете за неделю, в почве она вырастает только через месяц, - отмечает школьник. - Мы сейчас работаем над проектом «Цветущий «Мурагер»: хотим вырастить цветы в помещении и пересадить на улицу.
Есть у Адильхана мечта - выращивать культуры и овощи на специальной ферме гидропонным способом, чтобы вне зависимости от сезона можно было не отказывать себе в продуктах. На питательные вещества, признается юноша, понадобятся немалые затраты, однако он смотрит на развитие гидропоники оптимистично.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • В добрый час! 26.05.2020

    25 мая школьники и педагоги региона завершили учебный год без традиционного последнего звонка. Для учеников были подготовлены заключительные классные часы в онлайн-режиме. А вот выпускники смогут проститься с учителями и школами не виртуально, а вполне реально. Торжественные линейки и вручение аттестатов состоятся 3-4 июня во дворах учебных заведений. Об этом и других планах на аппаратном совещании в акимате области рассказал руководитель управления образования Есенгазы Имангалиев.

  • Воспевая таланты 26.05.2020

    Ученики специализированной школы-интерната им. Ныгмета Нурмакова поддержали эстафету чтения стихов поэта Жумекена Нажмеденова. Поэтический челлендж был инициирован телеканалом «ATYRAÝ» с целью популяризировать у подрастающего поколения творческое наследие поэта.

  • На дискуссионном ринге 23.05.2020

    В шахтерской столице состоялся областной дебатный турнир среди школьников. Словесные дуэли проходили в онлайн-режиме через площадку ZOOM. Победителями казахской и русской лиг стали команды «Алаш» и «Нирвана» школы-интерната для одаренных детей «Дарын» и гимназии № 97.

  • Атлас новых занятий 23.05.2020

    Несмотря на карантин, в нашем регионе проводится активная профориентационная работа для школьников. Педагоги колледжей и вузов проводят для них увлекательные вебинары, на которых рассказывают о разных специальностях.

  • Педагог ненужных дел 21.05.2020

    Учителей избавили от дополнительных отчетов и участия в массовых мероприятиях, не относящихся к их профессиональной сфере. Такое решение принял министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. За требование лишних документов, согласно Закону «О статусе педагога», предусмотрена административная ответственность в виде штрафа от 20 до 120 МРП.

  • Захотел - и поступил 21.05.2020

    Ученик лицея-интерната «Білім-инновация» № 1 Мухаммед Раис завоевал грант на обучение в зарубежном вузе. Его пригласили в Национальный институт науки и технологии города Ульсан (UNIST), что в Южной Корее. Учебное заведение находится на ведущих позициях в мировых рейтингах и уже не первый год собирает у себя самых лучших выпускников со всего земного шара.

  • Школа, я скучаю... 19.05.2020

    За это время педагогам нужно успеть провести суммативное оценивание за четверть (СОЧ) и выставить итоговые баллы. Также родителям необходимо сдать учебники детей в школьные библиотеки. Этот процесс пройдет по строгому графику и, естественно, с соблюдением всех санитарных мер.

  • Комфортный экзамен 16.05.2020

    Прощание со школой и вручение аттестатов состоятся 3-4 июня. Торжественные линейки пройдут на территории учебных заведений области без участия посторонних лиц. После напутственных слов педагогов дети смогут посадить саженцы деревьев в память о себе.

Наша Караганда