12 марта 2019 года 197

Поэзия платка

Автор: Анна СТРОКОВА

Платок как украшение прически, платок вместо шляпы в лучших традициях 50-х годов, платок поверх платья, как кардиган или жилет - эти простые сочетания демонстрировали накануне Международного женского дня в областном историко-краеведческом музее, где прошла встреча под названием «Поэзия женского платка».

Активности историко-краеведческого музея можно позавидовать: в Год молодежи здесь проводятся тематические мероприятия, а приуроченная к 8 Марта встреча «Поэзия женского платка» ставила не только развлекательную цель, но и познавательную, формируя у молодежи представление об истории женского головного убора и развивая художественный вкус. Поэтому программа события состояла из трех элементов: сначала гостям представили выставочную панораму головных уборов из фондов музея, коллекцию платков и шалей, за этим следовали модельные показы национальных костюмов, а ближе к финалу провели мастер-класс по ношению платков в современном стиле. Он еще раз доказал: платок уместен и в романтическом, и в деловом, и в спортивном образе.
Собственно, головной убор - важная и обязательная часть повседневной и праздничной женской одежды, которая отражает как древние традиции, так и последние веяния моды. Платок же служит символом «покрова земли»: от древних цивилизаций до наших дней почти во всех традиционных культурах он - непременный атрибут национального костюма, будь то шаль, косынка, парео, кашне или палантин. Они оберегают от холода или зноя, служат знаком внимания или статуса, подчеркивают красоту лица или скрывают ее от посторонних взоров.
Заведующая экскурсионным отделом музея Зауреш Тебаева призналась: в ее гардеробе немало платков, она очень любит шарфы и в день открытия выставки надела темно-фиолетовый, закрепив его брошью.
- Платок на протяжении всей жизни, по сути, сопутствует девочкам, девушкам, женщинам, - поделилась Зауреш Амантаевна. - Это символ материнства, чистоты, а молодежь с удовольствием включает его в свой гардероб. Очень популярны на платках цветочные принты, а если говорить о традициях казахского народа, то женщины издревле носили однотонные платки, особенно белые. Кояндинская ярмарка задавала свою моду: купцы привозили туда яркие аксессуары, и платок был лучшим гостинцем для дам. А шаль, к примеру, вообще была предметом особой роскоши, выполняя еще одну полезную функцию - она закрывала всю дамскую фигуру, не позволяя выставить напоказ лишнее.
Часть выставочной панорамы головных уборов, которую развернули на первом этаже музея, собрана из его фондов, и в ее формировании помогли сотрудники, добавив в экспозицию платки советского периода. Есть в коллекции шерстяной платок из настоящего козьего пуха - объемный, но очень легкий.
Старший мастер Карагандинского колледжа технологии и сервиса Людмила Лебединская делилась: именно платок и палантин она предпочитает зимней шапке - эти вещи всегда согреют в холода. Ее студенты - неоднократные победители конкурсов, а в музее они продемонстрировали свою коллекцию национальных платьев «Жемчужина Востока». Наряды были действительно шикарными: традиции в них идеально сочетались с современностью - здесь были и меховые вставки, и элементы из фатина, и, собственно, праздничные платья.
Студентки колледжа «Сервис» легко и энергично провели свой мастер-класс по превращению повседневного образа в колоритный: любой платок или палантин каждую из моделей перевоплотил в романтичную принцессу, деловую даму, светскую львицу или яркую спортивную девушку. В ход шли платки треугольные, квадратные или прямоугольные, палантины разной толщины, ремни. К слову, представитель колледжа Ольга Жарикова и сама носила хомут на встрече: важно, говорила она, правильно подобрать аксессуары по цветотипу женщины, чтобы их обладательница уж точно ловила на себе восхищенные взгляды.
Умение изготовить национальные аксессуары - неотъемлемую часть народного костюма - крайне важно для будущих модельеров, поскольку акцент всегда делается именно на головном уборе, продолжила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Карагандинского колледжа моды Наталья Дегтярева. Вместе с моделью, облаченной в черное коктейльное платье, которое не отвлекало бы от головного убора, она продемонстрировала работы, созданные руками студентов.
Первой Наталья Валерьевна представила тюбетейку - такия: ее носили женщины, мужчины и дети. Считалось что вообще, к головному убору нужно относиться очень бережно, поэтому даже снимали его крайне аккуратно. Такия изготавливалась как простая, так и с камнями - в последнем случае она выглядела более дорого, и ее носили девушки до замужества.
Следующим казахским головным убором стал буйрык, украшенный опушкой из меха, - он считался праздничным, а сверху венчался перьями. Самым дорогим и значимым считалось свадебное саукеле, драгоценные камни и вышивка на котором всегда концентрировались в лобной части. Его тоже завершало украшение из перьев, а помимо него колледж моды представил современное саукеле с вуалью невесты.
На этом встреча в историко-краеведческом музее не закончилась: гостей ждала викторина «Из истории платка», подготовленная сотрудниками.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мелодия жизни 21.03.2019

    Путешественники всегда удивлялись умению казахов вне зависимости от возраста играть на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. В наши дни народная музыка по-прежнему неотделима от самого народа, а ее роль в культуре стала только шире.

  • Амулет счастья 21.03.2019

    Праздник весны Наурыз не обошел никого, и музей изобразительного искусства в том числе. Здесь на фоне выставки декоративно-прикладных произведений студенты Карагандинского колледжа моды показывали костюмы разных этносов и звучала народная музыка.

  • Сарыарка туристическая 21.03.2019

    На первом этаже первого корпуса КарГТУ собрались студенты: здесь накануне праздника Наурыз устроили выставку народного искусства, угощали баурсаками и обязательно наурыз-коже. Подкрепившись традиционным блюдом, молодежь отправилась поддержать сверстников на конкурсе «Сыр тұнған Сарыарқа».

  • Знакомство с автором 19.03.2019

    На днях карагандинского поэта, писателя и журналиста Наталию Инжевскую президиум российского Союза писателей наградил медалью Владимира Маяковского за вклад в литературу. На неделе детской книги в библиотеке им. Абая она презентовала свои сборники сказок.

  • Однажды и навсегда 19.03.2019

    Образцовый хореографический ансамбль «Аяла» отметил юбилей на сцене Дворца горняков концертом «Перезагрузка». Все исполненные номера были премьерными: к дате подошли очень ответственно.

  • Долина юности 16.03.2019

    «Франкофонная весна» проходит в нескольких городах Казахстана. Организаторы серии мероприятий - Швейцарское Посольство и Французский Альянс Караганды - уверены, что это привлечет интерес молодых людей к французскому языку и культуре. На днях в библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча со швейцарским писателем Эженом Мельцом.

  • Мамаша в камуфляже 16.03.2019

    Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

  • В ритмах фламенко 14.03.2019

    Страстные танцы и душевные песни, умопомрачительные акробатические трюки и стихи о любви были собраны в программе концерта «И это все о ней...». Мероприятие, которое изначально было задумано как вечер испанской музыки, в конечном итоге вылилось в еще одно творческое поздравление, адресованное карагандинским женщинам.