12 марта 2019 года 1713

Поэзия платка

Автор: Анна СТРОКОВА

Платок как украшение прически, платок вместо шляпы в лучших традициях 50-х годов, платок поверх платья, как кардиган или жилет - эти простые сочетания демонстрировали накануне Международного женского дня в областном историко-краеведческом музее, где прошла встреча под названием «Поэзия женского платка».

Активности историко-краеведческого музея можно позавидовать: в Год молодежи здесь проводятся тематические мероприятия, а приуроченная к 8 Марта встреча «Поэзия женского платка» ставила не только развлекательную цель, но и познавательную, формируя у молодежи представление об истории женского головного убора и развивая художественный вкус. Поэтому программа события состояла из трех элементов: сначала гостям представили выставочную панораму головных уборов из фондов музея, коллекцию платков и шалей, за этим следовали модельные показы национальных костюмов, а ближе к финалу провели мастер-класс по ношению платков в современном стиле. Он еще раз доказал: платок уместен и в романтическом, и в деловом, и в спортивном образе.
Собственно, головной убор - важная и обязательная часть повседневной и праздничной женской одежды, которая отражает как древние традиции, так и последние веяния моды. Платок же служит символом «покрова земли»: от древних цивилизаций до наших дней почти во всех традиционных культурах он - непременный атрибут национального костюма, будь то шаль, косынка, парео, кашне или палантин. Они оберегают от холода или зноя, служат знаком внимания или статуса, подчеркивают красоту лица или скрывают ее от посторонних взоров.
Заведующая экскурсионным отделом музея Зауреш Тебаева призналась: в ее гардеробе немало платков, она очень любит шарфы и в день открытия выставки надела темно-фиолетовый, закрепив его брошью.
- Платок на протяжении всей жизни, по сути, сопутствует девочкам, девушкам, женщинам, - поделилась Зауреш Амантаевна. - Это символ материнства, чистоты, а молодежь с удовольствием включает его в свой гардероб. Очень популярны на платках цветочные принты, а если говорить о традициях казахского народа, то женщины издревле носили однотонные платки, особенно белые. Кояндинская ярмарка задавала свою моду: купцы привозили туда яркие аксессуары, и платок был лучшим гостинцем для дам. А шаль, к примеру, вообще была предметом особой роскоши, выполняя еще одну полезную функцию - она закрывала всю дамскую фигуру, не позволяя выставить напоказ лишнее.
Часть выставочной панорамы головных уборов, которую развернули на первом этаже музея, собрана из его фондов, и в ее формировании помогли сотрудники, добавив в экспозицию платки советского периода. Есть в коллекции шерстяной платок из настоящего козьего пуха - объемный, но очень легкий.
Старший мастер Карагандинского колледжа технологии и сервиса Людмила Лебединская делилась: именно платок и палантин она предпочитает зимней шапке - эти вещи всегда согреют в холода. Ее студенты - неоднократные победители конкурсов, а в музее они продемонстрировали свою коллекцию национальных платьев «Жемчужина Востока». Наряды были действительно шикарными: традиции в них идеально сочетались с современностью - здесь были и меховые вставки, и элементы из фатина, и, собственно, праздничные платья.
Студентки колледжа «Сервис» легко и энергично провели свой мастер-класс по превращению повседневного образа в колоритный: любой платок или палантин каждую из моделей перевоплотил в романтичную принцессу, деловую даму, светскую львицу или яркую спортивную девушку. В ход шли платки треугольные, квадратные или прямоугольные, палантины разной толщины, ремни. К слову, представитель колледжа Ольга Жарикова и сама носила хомут на встрече: важно, говорила она, правильно подобрать аксессуары по цветотипу женщины, чтобы их обладательница уж точно ловила на себе восхищенные взгляды.
Умение изготовить национальные аксессуары - неотъемлемую часть народного костюма - крайне важно для будущих модельеров, поскольку акцент всегда делается именно на головном уборе, продолжила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Карагандинского колледжа моды Наталья Дегтярева. Вместе с моделью, облаченной в черное коктейльное платье, которое не отвлекало бы от головного убора, она продемонстрировала работы, созданные руками студентов.
Первой Наталья Валерьевна представила тюбетейку - такия: ее носили женщины, мужчины и дети. Считалось что вообще, к головному убору нужно относиться очень бережно, поэтому даже снимали его крайне аккуратно. Такия изготавливалась как простая, так и с камнями - в последнем случае она выглядела более дорого, и ее носили девушки до замужества.
Следующим казахским головным убором стал буйрык, украшенный опушкой из меха, - он считался праздничным, а сверху венчался перьями. Самым дорогим и значимым считалось свадебное саукеле, драгоценные камни и вышивка на котором всегда концентрировались в лобной части. Его тоже завершало украшение из перьев, а помимо него колледж моды представил современное саукеле с вуалью невесты.
На этом встреча в историко-краеведческом музее не закончилась: гостей ждала викторина «Из истории платка», подготовленная сотрудниками.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Не работа, а призвание 23.05.2020

    21 мая мы отмечаем один из ярких профессиональных праздников в независимом Казахстане. В этот день мы чествуем людей, призвание которых - дарить незабываемые впечатления и хорошее настроение.

  • Мир в кармане 23.05.2020

    Мобильное приложение «Сакральные места Караганды» («Сарыарқаның қасиетті орындары») разработал Центр по сохранению историко-культурного наследия. Как отметил его руководитель Тулкибай Тулеуов, проект реализован в рамках программы «Рухани жаңғыру».

  • Забытые имена 23.05.2020

    Небольшой сюжет «Как все начиналось» о становлении и развитии культуры в городе металлургов подготовил историко-краеведческий музей. Этот выпуск «пятиминутки» посвящен профессиональному празднику.

  • Под светом рампы 21.05.2020

    Ольга Цветкова, ведущая актриса Областного русского драматического театра им. К.С. Станиславского, могла стать известным журналистом. В школьные годы она занималась в кружке, который вел Султан Кемельбаев, в свое время возглавлявший «ИК».

  • Без срока давности 19.05.2020

    Актеры театра им. К.С. Станиславского продолжают знакомить зрителей с закулисьем. Проект «Дежурный по театру» интересен даже людям, далеким от этого искусства.

  • О героях былых времен 07.05.2020

    Директор музея боевой и трудовой славы департамента полиции Карагандинской области Айна Айтжанова знает буквально каждого ветерана - сотрудника правоохранительных органов, которые прошли через горнило Великой Отечественной войны.

  • Выжившие 07.05.2020

    Печально знаменитый Бабий Яр стал известен всему миру после массовых расстрелов евреев, цыган и военнопленных. Свыше 150 тысяч невинных советских граждан были уничтожены фашистами после того, как они оккупировали Украину. Сегодня в урочище находится несколько памятников, один из которых посвящен жертвам Холокоста.

  • Песнь любви 07.05.2020

    Один из выпусков проекта «Театры Казахстана - школе» посвящен Абаю. Знакомя аудиторию с этой выдающейся личностью, актриса областного Русского драматического театра им. К С. Станиславского Дина Семененко отметила, что Кунанбаев был не только поэтом, но и композитором, просветителем, мыслителем и общественным деятелем. Его «Слова назидания» признаны известнейшим этико-философским трудом, который не теряет актуальности и в наши дни.

Наша Караганда