05 марта 2019 года 734

Опасные сети

Автор: Людмила ЗАЙЦЕВА

Когда в Караганде плохо пахнет, то да - это то, о чем мы думаем. На новом автомобильном мосту, который соединяет улицу Газалиева и район Михайловки, запах частенько ощущается даже зимой. Возможно, он есть и в других частях города.

Специалисты говорят, что канализация прогнила настолько, что ее содержимое протекает в почву. И отвратительная вонь - это еще цветочки. Авария на магистральных сетях или коллекторах может обернуться страшной экологической катастрофой, последствия которой даже представить трудно.
По оценке экспертов, уровень износа канализационной системы составляет 85%. Вопросы полной или частичной замены трубопроводов, насосных станций, коллекторов, реконструкции или проекта новой, современной системы утилизации и очистки, а также сколько на это потребуется времени и средств обсуждались на очередном заседании комитета строительства и стройиндустрии при региональном совете палаты предпринимателей «Атамекен» с участием представителей ТОО «Караганды Су», управления строительства, архитектуры и градостроительства, застройщиков и проектировщиков и др.

Отвратительное рядом

Карагандинцы помнят, как случился провал на улице Ермекова, тогда под землю ушли проезжий участок дороги, светофор, деревья. К счастью, тогда обошлось легким испугом. Изношенные сети - это постоянная угроза городу и его жителям. Все они построены в 60-80-е годы прошлого столетия и давно исчерпали свой нормативный срок службы. А еще опасность в том, что магистральные коллекторы проходят непосредственно по жилой и парковой зонам, под автодорогами, вдоль железных дорог.
- В связи со строительством новых зданий, сооружений и жилых домов охранная зона коллекторов минимизируется до предельных норм, а в отдельных случаях просто нарушается, - доложил собравшимся Николай Сеньковский, начальник службы водоснабжения ТОО «Караганды Су». - В таких случаях при возникновении аварий, провалов локализовать их очень сложно из-за отсутствия доступа для проведения земляных работ и отвода изливающихся стоков. Значит, возможно затопление обширных территорий, жилых массивов, объектов соцкультбыта и др., и, как следствие, это может привести к экологической катастрофе.
К примеру, коллектор № 19 проходит по частному сектору, территории детского сада и под стелой «Суюнши», а № 21 - по скверу проспекта Республики вдоль кафе «Отрар». Главный - под железной дорогой, улицами Ермекова, Бакинской, Новоселов. Михайловский - по Центральному парку и жилой зоне. Николай Сеньковский назвал тринадцать объектов, расположенных непосредственно в черте города, но, по его словам, это неполный список коллекторов, требующих реконструкции.
При этом инвестиции водоканала только в систему канализации за прошедшие семь лет составили 1,9 млрд тенге. К примеру, на станцию аэрации, а ее, по словам докладчика, сделали очень хорошо, затрачено 570 миллионов. Произведены замена и реконструкция 98,66 километра канализационных сетей, но это всего 14% от общей протяженности, и 39,61 км магистральных коллекторов - 30%.
Николай Сеньковский пожаловался на дефицит кадров и отсутствие спецтехники для проведения санации. Позарез нужна хотя бы одна многофункциональная машина, она стоит около 1,5 млрд тенге. Коллекторы, как правило, сильно заилованы, забиты металлом, досками, строительным и иным мусором, которого там в принципе быть не должно.
Водоканал считает, что ни в коем случае нельзя допускать выделения земельных участков и строительства новых объектов в охранной и санитарных зонах канализационных коллекторов.

Ручьи не весенние

Усугубляет ситуацию отсутствие завершенной ливневой канализации. Дождевые и талые воды, стоки с дорог направлены в городские реки без очистки, утверждает Николай Сеньковский. Дренажная система во дворах этажной застройки вообще отсутствует, в период паводков затопляет даже центральные районы города, улицы. Ливневые стоки попадают в хозфекальную канализацию, что ведет к увеличению нагрузки, засорению, попаданию в трубы нефтепродуктов, которые губительны для содержащихся в них полезных бактерий.
Причинами серьезных нарушений экологического состояния озера в Центральном парке, Федоровского водохранилища, русла рек Букпа и Малая Букпа являются неочищенные ливневые стоки, брошенные коммуникации, выгребные ямы, констатирует Н. Сеньковский. По его сведениям, в некоторых районах города, к примеру возле стадиона «Шахтер», в микрорайоне «Кунгей» и др., жители самовольно врезали канализацию в старые трубы и лотки теплотрассы, ливневки.
Серьезный источник опасности - выгребные ямы, их в городе, по информации Николая Сеньковского, около 20 тысяч, а по правилам вообще быть не должно. Стоит такой «скворечник» на участке, и его содержимое из года в год, десятилетиями, каждую весну с талыми водами потихоньку утекает через огород все дальше и дальше.
Полное обеспечение центральной канализацией всех жителей Караганды - первостепенная задача, в конце концов, XXI век на дворе. В результате предварительного обследования речь идет о частном секторе, где 6677 домов с численностью населения 21 тысяча человек.

Тайны Федоровского водохранилища

ТОО «Караганды Су» не сливало и не сливает канализацию в Федоровское водохранилище, уверяет начальник службы водоснабжения. Наоборот, из-за плохого состояния труб происходит перехват поверхностных вод.
Но не спешите радоваться: озеро постоянно загрязняется, и ситуация настолько серьезная, что однажды оно может превратиться в огромный отстойник. Место, которое могло бы стать прекрасной зоной отдыха, в течение многих лет беспощадно уничтожается.
Некоторое время назад комиссия из тридцати пяти человек обнаружила пять точек, откуда в водохранилище сливаются нечистоты. В частности, это микрорайон «Панель-Центр», 29 и 30 микрорайоны, угол ул. Муканова - университета, микрорайон «Кунгей», озвучил Н. Сеньковский. Так называемое «Дворянское гнездо» до сих пор не имеет центральной канализации, но жильцы нашли выход: «врезались» в ливневый коллектор, который ведет к озеру.
И это еще не все подводные камни. На берегу есть канализационная насосная, которая находится в плачевом состоянии. Если там произойдет авария, то за считанные минуты водохранилище станет большим вонючим отстойником. По большому счету, нужно убрать в сторону, через дорогу, и насосную станцию, и магистральный коллектор.

Цена вопроса

На заседании комитета разгорелся спор по поводу вариантов решения проблемы. Водоканалу досталось критики. В частности, член комитета Николай Абт отметил, что в областном центре один из самых высоких тарифов в стране и такое плачевное состояние канализационной системы. Он также подверг критике подход к проведению реконструкции. К примеру, он считает, что на некоторых участках, где позволяет пространство, вместо того чтобы применять дорогостоящий метод очистки старых труб, можно было бы параллельно проложить другую магистраль.
В Караганде очень большая протяженность канализационных сетей - 705 километров. Микрорайоны разбросаны на большом расстоянии друг от друга, а очистные сооружения расположены только в одном месте - за Майкудуком. Резонный вопрос: есть ли смысл и впредь транспортировать отходы жизнедеятельности за десятки километров? На заседании комитета прозвучало предложение рассмотреть вариант постройки локальных очистных станций с применением современных технологий, а их много, включая экологичные с использованием полезных бактерий, современных изоляционных материалов.
По очень приблизительной оценке водоканала, на реконструкцию всей канализационной системы потребуется около 100 миллиардов тенге.
Члены комитета согласились с предложением создать экспертную группу, чтобы с помощью специалистов определить первостепенные проблемы, разбить их по блокам, проработать варианты решения и сроки исполнения, а затем составить общую программу реализации. Что касается финансовой стороны, помимо бюджетных средств, будет рассмотрена возможность привлечения инвесторов, механизмов государственно-частного партнерства.

Комментарии (1)
...
Алексей 05.03.2019
Если не будет канализации, не будет города. Власти что не знали к чему все идёт? Поражает ещё конечно пассивность владельцев недвижимости. Многие из которых считают себя богатыми людьми. Считаю спасение утопающих - дело самих утопающих. Нужно срочно подымать всех наших депутатов, общественников, довести до каждого жителя ситуацию. Она касается абсолютно всех.!!!!!!!!!!!!!
Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Льготное приземление 21.03.2019

    Около тридцати предприятий области заинтересовались идеей создания на площадке бывшего завода «Казавиаспектр» малой индустриальной зоны (МИЗ).

  • В ожидании тепла 21.03.2019

    Март в наших широтах - всё еще зимний месяц, когда случаются метели, а мороз остается в силе. Реальная весна приходит именно после Наурыза, и крестьяне начинают гадать, что ждет их в новом аграрном сезоне - дожди или засуха, урожай или напрасный труд.

  • Когда вода асфальт точит 21.03.2019

    Отсутствие грамотного водоотведения с дорожного полотна в Караганде является одной из основных причин быстрого разрушения асфальта. И пока на дорогах не появится полноценная ливневая канализация, асфальт каждую весну будет сходить вместе со снегом и льдом. При этом напомним, что в Послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев одной из задач обозначил повышение качества жизни граждан через создание условий комфортного проживания и развитие инфраструктуры. Власти города разрабатывают новые проекты дорожного строительства с учетом этих задач.

  • Время кооперации 19.03.2019

    Подрядчик будет отвечать за качество новой автомобильной трассы Астана - Караганда пять лет. Если в течение этого гарантийного срока вдруг появятся какие-то дефекты, то предприятие их устранит безоговорочно и за собственный счет. О том, как работает этот механизм, рассказал министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр во время своей рабочей поездки в Карагандинскую область.

  • Фураж в цене 19.03.2019

    Приближается начало аграрного сезона, и крестьяне Карагандинской области строят планы о том, что и как они будут выращивать в 2019 году.

  • Синергия мяса и молока 16.03.2019

    Параллельная специализация на молоке и мясе намного более выгодный бизнес, чем чисто мясное животноводство. Большинство стран идут именно по этому пути, развивая мясо-молочные фермы. И в Германии, и в России внутренний рынок по говядине практически полностью закрывается за счет бычков, сдаваемых на мясо молочниками. Именно поэтому эксперты считают, что Казахстану нужно отказаться от приоритетной поддержки только лишь мясного скотоводства, выбрав проверенный чужим опытом путь.

  • Отходы в дело 16.03.2019

    Сотрудники АО «АрселорМиттал Темиртау» разработали проект по использованию коксового «орешка» в производстве чугуна.

  • Важное звено в развитии региона 16.03.2019

    Карагандинскую область с рабочей поездкой посетил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр. Визит начался с осмотра строительства дороги. Транспортная логистика - очень важное звено в развитии региона и страны в целом.