05 марта 2019 года 342

Земле нужны техника и кредиты

Автор: Сергей БУЯНОВ

Устаревший парк сельхозтехники и недоступность кредитования АПК - те проблемы, которые предстоит решать новому руководству Министерства сельского хозяйства Казахстана.

Одним из самых острых вопросов нынешнего аграрного сезона, как ожидают крестьяне, станет финансирование полевых работ. Дело в проблемах Цеснабанка, обострившихся в августе 2018 года и завершившихся его недавней продажей новым собственникам. Этот финансовый институт имел большую долю в кредитовании аграрного сектора. Но в нынешнем своем положении вряд ли продолжит играть эту роль.
В недавнем запросе в Правительство группа депутатов отметила, что в рамках Государственной программы развития АПК РК на 2017-2021 годы бюджетных средств на поддержку отрасли выделяется немало. Так, за оставшиеся три года ее реализации будет направлено 1,3 трлн тенге. Но этого недостаточно для устойчивого роста и выполнения поручений Президента РК об увеличении в 2,5 раза производительности труда и экспорта переработанной продукции. И в связи с этим мажилисмены в очередной раз обращаются к идее создания в стране специализированного Аграрного банка:
«Долгосрочный анализ объема кредитования сельского хозяйства показывает, что за последние 7 лет уровень кредитования сельского хозяйства банками второго уровня (далее - БВУ) упал в 3 раза - с 448 млрд тенге в 2011 году до 140 млрд в 2017-м. Как результат - доля сельского хозяйства в структуре банковского кредитования упала с 7,8% до 1,6%. На сегодняшний день не все БВУ могут обеспечить физическую доступность кредитов для сельхозтоваропроизводителей. Прежде всего в связи с отсутствием филиалов во всех районных центрах, большим количеством запрашиваемых документов, затянутыми сроками рассмотрения заявок, неимением у заемщиков залогов и т.д. В связи с этим депутаты попросили Правительство рассмотреть возможность создания единого отраслевого специализированного сельскохозяйственного банка с филиалами во всех сельских районах республики путем реорганизации дочерних компаний холдинга «КазАгро» и слияния с наиболее успешными и экономически эффективными кредитными товариществами и другими микрофинансовыми организациями».
Ответ Правительства последовал 21 февраля. В нем прежний Премьер-министр выразил сомнения в целесообразности реализации депутатского предложения:
«При функционировании Агробанка, безусловно, наряду с преимуществами имеются значительные недостатки. Узкая специализация Агробанка предполагает высокую концентрацию рисков (риски не диверсифицируются), в то время как вкладчики предпочитают работать с универсальными банками, в которых можно получить полный спектр финансовых услуг. Поэтому специализированный государственный сельскохозяйственный банк столкнется с трудностью привлечения депозитов населения, что в конечном итоге вкупе с низким доходом и высокими рисками потребует дальнейшего вложения бюджетных средств для обеспечения устойчивости его финансового состояния. Более того, необходимость развития филиальной сети Агробанка приведет к дополнительным затратам и, соответственно, пропорциональному увеличению размера собственного капитала».
Но теперь, после назначения нового Кабинета министров, проект создания Аграрного банка вполне может быть запущен. Ведь во многих странах, в том числе в соседней России, его появление себя оправдало.
Что касается второй проблемы, обновления машинно-тракторного парка, то мажилисмены писали запросы в Правительство не раз и по этой теме. Они предлагали разные варианты действий, которые могли бы помочь обновить тракторы и комбайны, ежегодно выходящие на поля страны.
А нынешняя ситуация и вправду безрадостная: согласно анализу МСХ РК за 2012-2016 годы, энерговооруженность сельского хозяйства в стране составляет 30-40 лошадиных сил на человека по разным видам машин. В то время как в США, например, этот показатель равен 300 лс/чел., в Германии - 500 лс/чел. При этом доля современных машин в казахстанском АПК невелика, а большая часть техники уже отработала свой эксплуатационный срок, который по заводским нормам составляет 17 лет.
При наличии в стране 152629 тракторов новые (срок эксплуатации - до трех лет) составили лишь 6% из них, а доля подлежащих списанию по возрасту - 65%. Комбайнов в Казахстане всего 41494 единицы, из них лишь 8% - новые, а списанию подлежит 46%. Кормозаготовительной техники - 66685 единиц, в том числе новых машин - 5%, подлежащих списанию - 67%. Хуже всего ситуация с техникой для почвообработки: из 381276 единиц новых лишь 1%, подлежащих списанию - 84%.
Использование изношенной техники тяжелым бременем ложится на экономическую эффективность и отдельных хозяйств, и всего аграрного сектора. В частности, по этой причине происходит ежегодный перерасход горюче-смазочных материалов на 95 млрд тенге, что составляет 20-процентную долю всех производственных затрат аграриев. Кроме того, вследствие использования устаревшей техники страна ежегодно теряет 14% урожая (2,9 млн тонн зерна), что выливается в ущерб отрасли на 200 млрд тенге.
Нормативным уровнем обновления тракторов в мире считается 10% парка в год. То есть казахстанским крестьянам необходимо ежегодно приобретать 12283 единицы на сумму 143 млрд тенге. Фактически за рассмотренный период (последние пять лет) ежегодно приобреталось в среднем 2569 тракторов на 30 млрд тенге. Уровень обновления составил 1,7% - почти в шесть раз ниже нормативного.
Ситуация с комбайнами лучше, но ненамного: нормативный уровень обновления - 12,5% в год, для Казахстана это означает необходимость ежегодного приобретения 4878 машин на 233 млрд тенге. Фактически в год покупалось 1255 комбайнов на 52 млрд тенге. Уровень обновления составил 3,9% - в 3,5 раза ниже нормативного.
При этом структура продаж на рынке сельхозтехники Казахстана по итогам 2016 года выглядела так: почти половину (45%) занимали машины производства стран дальнего зарубежья. Еще по четверти - продукция СНГ (26%) и местных предприятий (28%). То есть на сегодня казахстанские аграрии практически полностью зависимы от иностранных производителей. А, значит, на них самым болезненным образом отражается обесценивание национальной валюты. Ведь даже и ту долю техники, которая считается казахстанской, такой можно считать лишь условно, поскольку собирается она из импортируемых деталей, а уровень локализации не превышает 35%.
Полноценному развитию отечественного машиностроения мешает отсутствие государственной программы и бюджетной подпитки. Возможно, новая команда МСХ РК найдет пути решения назревших проблем.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Льготное приземление 21.03.2019

    Около тридцати предприятий области заинтересовались идеей создания на площадке бывшего завода «Казавиаспектр» малой индустриальной зоны (МИЗ).

  • В ожидании тепла 21.03.2019

    Март в наших широтах - всё еще зимний месяц, когда случаются метели, а мороз остается в силе. Реальная весна приходит именно после Наурыза, и крестьяне начинают гадать, что ждет их в новом аграрном сезоне - дожди или засуха, урожай или напрасный труд.

  • Когда вода асфальт точит 21.03.2019

    Отсутствие грамотного водоотведения с дорожного полотна в Караганде является одной из основных причин быстрого разрушения асфальта. И пока на дорогах не появится полноценная ливневая канализация, асфальт каждую весну будет сходить вместе со снегом и льдом. При этом напомним, что в Послании народу Казахстана Н.А. Назарбаев одной из задач обозначил повышение качества жизни граждан через создание условий комфортного проживания и развитие инфраструктуры. Власти города разрабатывают новые проекты дорожного строительства с учетом этих задач.

  • Время кооперации 19.03.2019

    Подрядчик будет отвечать за качество новой автомобильной трассы Астана - Караганда пять лет. Если в течение этого гарантийного срока вдруг появятся какие-то дефекты, то предприятие их устранит безоговорочно и за собственный счет. О том, как работает этот механизм, рассказал министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр во время своей рабочей поездки в Карагандинскую область.

  • Фураж в цене 19.03.2019

    Приближается начало аграрного сезона, и крестьяне Карагандинской области строят планы о том, что и как они будут выращивать в 2019 году.

  • Синергия мяса и молока 16.03.2019

    Параллельная специализация на молоке и мясе намного более выгодный бизнес, чем чисто мясное животноводство. Большинство стран идут именно по этому пути, развивая мясо-молочные фермы. И в Германии, и в России внутренний рынок по говядине практически полностью закрывается за счет бычков, сдаваемых на мясо молочниками. Именно поэтому эксперты считают, что Казахстану нужно отказаться от приоритетной поддержки только лишь мясного скотоводства, выбрав проверенный чужим опытом путь.

  • Отходы в дело 16.03.2019

    Сотрудники АО «АрселорМиттал Темиртау» разработали проект по использованию коксового «орешка» в производстве чугуна.

  • Важное звено в развитии региона 16.03.2019

    Карагандинскую область с рабочей поездкой посетил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр. Визит начался с осмотра строительства дороги. Транспортная логистика - очень важное звено в развитии региона и страны в целом.