05 марта 2019 года 1695

Стены одиночества

Автор: Нина КРАМЕР

Действия фильма «Айка», отмеченного наградой Каннского кинофестиваля, разворачиваются в заснеженной Москве. Его показ пришелся на пору, когда угольная столица, как и российская в кинокартине, тоже борется с нашествием снежной стихии. В самую непогоду посетила Караганду и творческая группа фильма: режиссер Сергей Дворцевой и исполнительница главной роли Самал Еслямова.

Встреча создателей драматической истории о кыргызской мигрантке с карагандинскими зрителями состоялась в кинотеатре «Сарыжайлау» после просмотра фильма. До этого режиссер и актриса успели несколько раз встретиться с журналистами.
По словам Сергея Дворцевого, ни даты показов, ни день встречи специально не подгадывали, это случайная параллель.
- В Москве «Айку» посмотрели месяц назад, премьера происходила в том месте, где снимался фильм, - на Садовом кольце, - делится режиссер. - Когда зрители выходили из кинотеатра, просто были шокированы: будто ничего не изменилось, такой же пейзаж, как на экране, - люди в оранжевых жилетках чистят лопатами снег.
Именно натуральность - это главный козырь картины. Большинство актеров - непрофессионалы. Это трудовые мигранты, которых съемочная группа искала в метро, на вокзалах, в маленьких кафе. Конечно, чтобы кадры с артистами из народа удались, нужно было приложить массу усилий, и не только кинематографических.
- Мы поучаствовали во многих судьбах, - рассказывает Сергей Дворцевой. - Старались решить проблемы тех людей, с которыми сталкивались, работали. Помогали получить разрешение на работу, регистрацию в Москве, материально поддерживали. И я считаю, что наш фильм - это уже большая помощь в том, чтобы власти, и не только они, а просто жители больших городов, обратили внимание на незаконных мигрантов, которые убирают улицы, разгребают снег, работают в кафе, и поняли, что они тоже живые люди, что у них есть свои проблемы, надо их уважать.
К слову, большая работа была проведена не только с актерами. К примеру, кадра, в котором трое щенков таксы сосут грудь и одновременно смотрят в камеру почти человечьими глазами, пришлось ждать несколько дней. Настоящей операторской удачей стали кадры со скандалившим мопсом и ощетинившейся кошкой. А уж сколько пришлось ждать, чтобы поймать именно ту самую снежную стихию, которая в Москве случается нечасто!
- Подходящей погоды мы ждали три года. Снег добавляет страстей истории Айки, - считает Сергей Дворцевой. - В организме главной героини происходит гормональная буря после родов. А снег - это стихия, мы хотели, чтобы природа дополняла картину, чувствовалась связь с природой. Даже животные в этом фильме ведут себя не совсем нормально, они очень активные. Снег мы даже заготавливали во время съемок: один миллиметр выпадет - мы собирали его в специальные мешки и ставили в холодильники, чтобы иметь возможность снимать на следующий год. Мы даже сосульки выращивали.
Как известно, пять дней из жизни мигрантки снимали 6 лет. Еще до начала съемок было известно, что главную героиню картины сыграет Самал Еслямова, талантливая актриса с глубокими глазами. Она и принесла фильму победу в Каннах в номинации «За лучшую женскую роль». Сергей Дворцевой нашел этот неограненный бриллиант, когда проводил кастинги для фильма «Тюльпан», который тоже получил награду на Каннском фестивале.
Актриса на встречу со зрителями будто сошла с экрана: те же незамысловатые прическа и макияж, скромный наряд. На встрече с журналистами Самал больше молчала, по-настоящему открылась она, общаясь со зрителями. Как настоящая казашка она много говорила на родном языке и очень деликатно рассказывала о съемке щепетильных моментов в фильме, связанных с послеродовыми осложнениями:
- Конечно, я казашка, и не лишена чувства стыдливости, - призналась Самал. - Но были определенные моменты, без которых в фильме нельзя было обойтись. Ведь по сценарию главная героиня только что родила. Мы нашли компромиссное решение. Я поставила условие, чтобы не было видно моего тела во всех сценах, связанных с кровотечениями и грудным кормлением. Это все комбинированные съемки и специальный костюм.
Дворцевой признается, что и сам испугался за Самал, так как не знал, как она отреагирует на сцены, связанные с грубой физиологией. Но, по его словам, он ввел эти сцены не для того, чтобы шокировать зрителя. А чтобы показать, как через тело меняется душа главной героини, чтобы зритель понял, что переживает женщина, оказавшаяся в сложной ситуации.
Но гораздо натуральнее некоторым зрителям показалось другое. Многие приняли Самал за кыргызку, так как на экране она говорит без акцента. Для этого ей пришлось изучать кыргызский язык, какое-то время девушка даже жила в Кыргызстане.
- Там интересовались: почему кыргызку играет казашка? - поделился Сергей Дворцевой. - Да потому, что актриса хорошая! По такому принципу снимают кино во всем мире.
Информация о том, что 248 кыргызских женщин за один год отказались от своих детей в московских роддомах, послужила отправной точкой для съемок. Но режиссер не имел своей целью снять фильм про кыргызских женщин и про женщин вообще. Во главе угла стоит идея одиночества маленького человека в большом городе. За основу мог быть взят и другой мегаполис. Но, по словам Сергея Дворцевого, он очень хорошо знает Москву, а снимать то, в чем он не разбирается, считает очень большой ошибкой.
К слову, встреч со зрителями в Кыргызстане еще не было.
- Есть предложения, но пока не такие настойчивые, - говорит Сергей Дворцевой. - Когда они также захотят принять нас, как ваша Рымбала Кенжебалиевна Омарбекова, которая несколько раз звонила нам и приглашала на встречу, тогда и подумаем.
По словам режиссера, во время визита в Караганду он почувствовал себя не только в географическом центре Казахстана, но и в крупном культурном центре страны.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Не работа, а призвание 23.05.2020

    21 мая мы отмечаем один из ярких профессиональных праздников в независимом Казахстане. В этот день мы чествуем людей, призвание которых - дарить незабываемые впечатления и хорошее настроение.

  • Мир в кармане 23.05.2020

    Мобильное приложение «Сакральные места Караганды» («Сарыарқаның қасиетті орындары») разработал Центр по сохранению историко-культурного наследия. Как отметил его руководитель Тулкибай Тулеуов, проект реализован в рамках программы «Рухани жаңғыру».

  • Забытые имена 23.05.2020

    Небольшой сюжет «Как все начиналось» о становлении и развитии культуры в городе металлургов подготовил историко-краеведческий музей. Этот выпуск «пятиминутки» посвящен профессиональному празднику.

  • Под светом рампы 21.05.2020

    Ольга Цветкова, ведущая актриса Областного русского драматического театра им. К.С. Станиславского, могла стать известным журналистом. В школьные годы она занималась в кружке, который вел Султан Кемельбаев, в свое время возглавлявший «ИК».

  • Без срока давности 19.05.2020

    Актеры театра им. К.С. Станиславского продолжают знакомить зрителей с закулисьем. Проект «Дежурный по театру» интересен даже людям, далеким от этого искусства.

  • О героях былых времен 07.05.2020

    Директор музея боевой и трудовой славы департамента полиции Карагандинской области Айна Айтжанова знает буквально каждого ветерана - сотрудника правоохранительных органов, которые прошли через горнило Великой Отечественной войны.

  • Выжившие 07.05.2020

    Печально знаменитый Бабий Яр стал известен всему миру после массовых расстрелов евреев, цыган и военнопленных. Свыше 150 тысяч невинных советских граждан были уничтожены фашистами после того, как они оккупировали Украину. Сегодня в урочище находится несколько памятников, один из которых посвящен жертвам Холокоста.

  • Песнь любви 07.05.2020

    Один из выпусков проекта «Театры Казахстана - школе» посвящен Абаю. Знакомя аудиторию с этой выдающейся личностью, актриса областного Русского драматического театра им. К С. Станиславского Дина Семененко отметила, что Кунанбаев был не только поэтом, но и композитором, просветителем, мыслителем и общественным деятелем. Его «Слова назидания» признаны известнейшим этико-философским трудом, который не теряет актуальности и в наши дни.

Наша Караганда