02 марта 2019 года 1640

Истории без слов

Автор: Анна СТРОКОВА

Ведущая солистка театра «Астана Балет» Айжан Мукатова в день своего выступления в родном городе не скрывала волнения: в Театр им. К.С. Станиславского, который принимал у себя столичных артистов, пришли ее родственники, и кто-то из них впервые увидел, как она танцует.

Айжан Мукатова служит в «Астана Балет» с 2017 года. Выпускница Алматинского хореографического училища им. А.В. Селезнева и Карагандинского университета «Болашак» по специальности «Культурология», она проходила стажировку в миланском театре «Ла Скала» и служила в Национальном театре оперы и балета им. К. Байсеитовой. С 2010-го по 2016 год Мукатова работала в Академическом театре Б. Эйфмана в Санкт-Петербурге, и за плечами хрупкой Айжан - выступления в Нью-Йорке и Лондоне. Мама девушки, Корлан Мукатова, стояла у истоков создания трех наших известных ансамблей - «Жаркын», «Куаныш» и «Акку».
- Когда я стажировалась в «Ла Скала» и трудилась в Санкт-Петербурге, прежде всего увидела разницу в школах балета: европейская все-таки отличается от русской, - поведала Айжан Мукатова. - Театр Эйфмана, которому я отдала семь лет, - авторский, и чтобы вписаться в колею, пришлось забыть все, чему училась раньше, а после возвращения в Казахстан снова вспоминать прежнее.
В Караганду «Астана Балет» привез несколько спектаклей, и Мукатову можно было увидеть в «In the Middle, Somewhat Elevated» Уильяма Форсайта и «Love's Lost Idols» Николо Фонте. Говоря о сложности этих спектаклей, Айжан подчеркнула: всю профессиональную жизнь артисты учатся, а оба этих балета - абсолютно разные, хоть и выдержаны в направлении неоклассики.
Изначально гастроли столичного театра «Астана Балет» в Караганде были назначены на 23 и 24 февраля. Билеты на выступления разлетелись полностью, а потому организаторы добавили еще и 22-е число. Впрочем, в этот день в зале тоже был аншлаг. Как и обещали столичные гости, карагандинцам были подарены шедевры мирового балета.
- К гастролям мы подходим ответственно и уверены, что сможем показать богатый мир искусства через «калейдоскоп» хореолексики, - отметил в интервью директор «Астана Балет» Александр Совостьянов. - Наш театр активно гастролирует по регионам, и, как правило, через два-три года мы возвращаемся в тот или иной город с новинками репертуара. Конечно, Караганда совсем рядом с Астаной, поэтому будем стараться бывать здесь чаще.
Первый и второй дни гастролей «Астана Балет» ознаменовались одноактными постановками «In the Middle, Somewhat Elevated» Уильяма Форсайта и «Серенадой» Джорджа Баланчина.
«Серенада» входит в «Золотой фонд балета XX века». Это признанный шедевр неоклассической хореографии, где звучит музыка Петра Чайковского, и при внешней простоте постановка сложна в техническом, музыкальном, стилистическом планах. Она состоит из четырех частей: пьесы в форме сонатины, вальса, элегии и финала на русскую тему. Баланчин строил сонатину, взяв за образец урок в балетном классе. Он не признавал романтическую трактовку балета и отрицал наличие скрытого сюжета, хотя его интуитивно хочется увидеть. Баланчин в свое время объяснял: здесь артисты просто движутся под прекрасный мотив, а единственный сюжет - это музыка серенады.
Конечно, в профессионализме артистов «Астана Балет» сомнений нет: они четко создавали рисунок танца, двигаясь изящно и легко, а свет выхватывал их силуэты из полумрака в отсутствии всяких декораций. И если «Серенада» обладала более классической окраской, то «In the Middle, Somewhat Elevated» стала куда более активной и строилась на геометрии, которая выражалась как в движениях самих артистов, так и в их совместных фигурах на сцене. Постановка У. Форсайта, по словам организаторов, - яркий представитель модерна, а с именем автора связана своеобразная революция в балете, определившая развитие искусства на стыке веков. Сценическое действие здесь сопровождается более отрывистой, пронзительной музыкой, но танцоры все так же парили над сценой. Впечатление от наблюдения «In the Middle, Somewhat Elevated», пожалуй, совпадает с ощущением от созерцания картин современного искусства: каждый увидит в постановке что-то свое.
Главный балетмейстер «Астана Балет» Мукарам Авахри позже отмечала: балетное искусство по-своему непростое. Она наслышана о карагандинском зрителе, хорошо знающем и понимающем сферу театра и балета, а потому к выбору спектаклей, подчеркнула, подошли серьезно. Приехал в Караганду и приглашенный хореограф театра Рикардо Амаранте, который работает с труппой третий год. Он служил в известных театрах Европы, сам исполнял главные партии в классическом репертуаре, а для «Астана Балет» поставил одноактные балеты «Gaia», «Love. Fear. Loss», «A Fuego Lento» и «Прикосновение иллюзии».
- Балет во всем мире одинаков: разности в традициях сферы в Казахстане или Европе особо нет, - поделился Рикардо. - За годы работы здесь я стал частью команды «Астана Балет», артисты которой с каждым годом становятся все лучше. Мы объездили почти весь мир вместе.
Спектакли, поставленные Амаранте, продемонстрировали карагандинской публике в третий день гастролей - «Love. Fear. Loss» и «A Fuego Lento», причем ему принадлежит не только идея хореографии, но и костюмов.
«Love. Fear. Loss» поведал о рождении трепетной любви, затем страха, равнодушия и, наконец, трагедии потери. Вдохновением для создания этого полотна, по словам Амаранте, стала нелегкая судьба Эдит Пиаф, пережившей горечь утраты от внезапной гибели возлюбленного. «A Fuego Lento» о первых чувствах, любви и желании в соблазнительных ритмах танго предстал танцем огня, медленно разгорающимся с каждой минутой.
Третьей постановкой последнего дня гастролей «Астана Балет» стал одноактный балет на музыку Эцио Боссо «Love's Lost Idols». С помощью пластики артисты рассказали зрителю о том, как важно в этом непостоянном мире сделать правильный выбор.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Не работа, а призвание 23.05.2020

    21 мая мы отмечаем один из ярких профессиональных праздников в независимом Казахстане. В этот день мы чествуем людей, призвание которых - дарить незабываемые впечатления и хорошее настроение.

  • Мир в кармане 23.05.2020

    Мобильное приложение «Сакральные места Караганды» («Сарыарқаның қасиетті орындары») разработал Центр по сохранению историко-культурного наследия. Как отметил его руководитель Тулкибай Тулеуов, проект реализован в рамках программы «Рухани жаңғыру».

  • Забытые имена 23.05.2020

    Небольшой сюжет «Как все начиналось» о становлении и развитии культуры в городе металлургов подготовил историко-краеведческий музей. Этот выпуск «пятиминутки» посвящен профессиональному празднику.

  • Под светом рампы 21.05.2020

    Ольга Цветкова, ведущая актриса Областного русского драматического театра им. К.С. Станиславского, могла стать известным журналистом. В школьные годы она занималась в кружке, который вел Султан Кемельбаев, в свое время возглавлявший «ИК».

  • Без срока давности 19.05.2020

    Актеры театра им. К.С. Станиславского продолжают знакомить зрителей с закулисьем. Проект «Дежурный по театру» интересен даже людям, далеким от этого искусства.

  • О героях былых времен 07.05.2020

    Директор музея боевой и трудовой славы департамента полиции Карагандинской области Айна Айтжанова знает буквально каждого ветерана - сотрудника правоохранительных органов, которые прошли через горнило Великой Отечественной войны.

  • Выжившие 07.05.2020

    Печально знаменитый Бабий Яр стал известен всему миру после массовых расстрелов евреев, цыган и военнопленных. Свыше 150 тысяч невинных советских граждан были уничтожены фашистами после того, как они оккупировали Украину. Сегодня в урочище находится несколько памятников, один из которых посвящен жертвам Холокоста.

  • Песнь любви 07.05.2020

    Один из выпусков проекта «Театры Казахстана - школе» посвящен Абаю. Знакомя аудиторию с этой выдающейся личностью, актриса областного Русского драматического театра им. К С. Станиславского Дина Семененко отметила, что Кунанбаев был не только поэтом, но и композитором, просветителем, мыслителем и общественным деятелем. Его «Слова назидания» признаны известнейшим этико-философским трудом, который не теряет актуальности и в наши дни.

Наша Караганда