26 февраля 2019 года 13127

Москва слезам не верит

Автор: Анна СТРОКОВА

Если говорить коротко и иронично, то социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого - это фильм о том, как опасно брать деньги взаймы. Но еще это кино тяжелое и безрадостное - к этому нужно быть готовым. О проблемах здесь говорят без прикрас, и, возможно, понравится лента далеко не каждому: здесь хватает сцен, откровенно неприятных и подчас шокирующих.

«Айка», казахстанская и российская премьера которой состоялась 14 февраля (кстати, символично - в День влюбленных), пришла в карагандинский кинотеатр «Сарыжайлау» на неделю позже. В расписании - два сеанса, в обед и вечером. Днем в первый день проката, рассказали работники кинотеатра, показ не состоялся: зрителей не было. На вечернем в зале находилось около 40 человек преимущественно среднего возраста.
Сергей Дворцевой показывает в своем фильме то, на что мы привыкли не обращать внимания: жизнь тех, кто убирает мусор, чистит снег, туалеты, обслуживает посетителей в заведениях быстрого питания. Москва - не романтизированная, не открытая и не доброжелательная: она враждебная и бессердечная, не верит ничьим слезам. Москва - как трактор, сносящий снег в кадре, под корень срубает будущее главной героини.
Напомним, что Дворцевой работает и в России, и в Казахстане, снимая и документальное кино, и игровое. Он снял ленту «Тюльпан», 10 лет назад получившую главный приз каннской программы «Особый взгляд». А «Айка», созданная силами кинематографистов из Казахстана, России, Германии, Польши и Китая, успела покорить 71-й Каннский кинофестиваль: исполнительницу главной роли, уроженку Петропавловска Самал Еслямову наградили в категории «Лучшая женская роль». Это достижение уникально для казахстанского кинематографа: ни одна российская, советская или из государств СНГ актриса не награждалась подобным титулом - даже исполнившая Веронику в «Летят журавли» Татьяна Самойлова, хотя сама лента Михаила Калатозова каннскую ветвь получила.
Идея «Айки», снятой при поддержке Минкультуры РК и РФ, пришла к Дворцевому после того, как он наткнулся на газетную заметку о том, что в Москве было брошено 248 детей нелегальных мигранток из Средней Азии. «Что толкнуло этих девушек так поступить? Что вообще заставляет людей переступать базовые человеческие законы? Чем глубже я входил в ситуацию, тем больше понимал, как мало знаю и как много хочу о ней рассказать», - таковы размышления режиссера.
Итак, ее зовут Айка, ей 25 лет, она - нелегалка из Киргизии, и ей срочно нужны деньги. Она приехала в холодную Москву на заработки: Айка погрязла в долгах, пытаясь открыть точку по ремонту одежды и взяв в долг на швейную машинку. Ей не платят ни за ощипку кур, ни за уборку снега, ни за мойку посуды, ни за другую грязную работу. Мир, где даже к животным относятся лучше, чем к нелегалам с просроченной регистрацией, суров до противной крайности. Всю ленту героиня, истекающая кровью от послеродового осложнения, отчаянно пытается выжить в заснеженном городе, бросив своего ребенка в роддоме, живет в сырой квартире, где у каждого - своя шторка.
Ключевая идея «Айки», рассказывал Сергей Дворцевой в своих интервью, в том, что как бы ты ни хотел обмануть жизнь, законы природы не обойти. Она заставит играть по своим правилам: мать должна кормить своего ребенка и быть рядом.
Вместо музыки здесь - постоянно звонящий телефон главной героини и угрозы на том конце провода: ей звонят кредиторы. В безмузыкальной тишине экранного действа этот звук начинает приводить в ужас. Вместо музыки еще - плач детей, рев метро, шум толпы и гул снегоуборочной техники. Впрочем, зима здесь, словно еще один антагонист. Хотя если говорить об отрицательных героях - Дворцевой не пытается породить симпатию зрителя к одним или специально вызвать отторжение к другим. Видно, что фильм снимал документалист: здесь ничего не приукрашено, и это тот случай, когда непрофессиональные актеры - лучший выбор для социальной драмы, потому что они очень естественны в кадре.
К слову, прошлого Айки нам не показывают: мы не знаем, как она дошла до такой жизни, а увидим лишь пять дней ее безнадежного существования в большом городе. Даже в титрах здесь - простейший шрифт, некоторые моменты выхвачены трясущейся камерой. Глядя на действие на экране, знаки начинаешь видеть во всем: куртка Айки предстает границей ее маленького мирка, а когда она потрошит кур - в определенном смысле потрошит и свою душу. О беременности девушка врет: всем говорит, что сильно отравилась, и это, думаю, показатель ее отношения к деторождению. Соседки «по шторке» врут родственникам по телефону: «Какая Москва? Красивая, люди хорошие, добрые», а сама Айка через несколько минут упрекает мать: «Чему ты меня можешь научить? Как родить пять детей и жить на копейки? Мне не нужна такая жизнь, у меня другие планы».
А рядом, тут же - роскошные женщины в шубах, отрывки тренинга по достижению мечты, где Москва описывается как рай для любых возможностей, и практически все, кто встречается Айке, игнорируют ее. Только уборщица ветклиники (клиника - важный образ в фильме) ей хоть как-то сострадает. Переплетение всех событий фильма приведет к открытой концовке: режиссер оставляет девушку в драматичный момент ее жизни. Что будет дальше? Неизвестно.
Надо сказать, что Самал Еслямова умудряется и движениями, и эмоциями выдавать жуткую глубину отчаяния, а камера Иоланты Дылевски выхватывает кадры близкие и личные: складывается ощущение, что мы сами находимся в эпицентре событий. А если мы захотим узнать больше, то можно просто выйти на улицу и оглядеться.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Время первых 13.04.2021

    Минуло ровно 60 лет с самого эпохального события в истории человечества, когда с казахстанской земли стартовал первый пилотируемый космический корабль «Восток-1».

  • К звездам! 10.04.2021

    Вчера с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а» с пилотируемым кораблем Союз МС-18 и экипажем длительной экспедиции МКС-65. В честь юбилея - 60-летия первого полета человека в космос - корабль получил собственное название «Ю.А. Гагарин».

  • Умные сервисы 10.04.2021

    Различные мобильные приложения на смартфоне все глубже проникают в нашу повсеместную жизнь, заставляя овладевать современными информационными технологиями даже тех, для кого понятие «компьютер» является чем-то непостижимым. Пандемия коронавируса с ее жесткими ограничениями лишь подстегнула дальнейшее развитие цифровизации. И вот уже почти все услуги государственные органы оказывают через интернет.

  • Полцарства за тазы 06.04.2021

    Они издревле не просто почитаются казахским народом, но и являются его гордостью и богатством. Существует легенда, что за одну хорошую борзую могли отдать без сожаления целый табун. А вот житель Актогайского района Арман Оралханулы верит в другое предание, что во время голода именно эта порода собак спасла народ, охотясь на дичь.

  • Ты не умер, солдат 03.04.2021

    Потомки фронтовых товарищей, погибших на войне, встретились в Казахстане

    История, рассказанная «ИК» о том, как нашлись родственники фронтовиков Великой Отечественной казаха Мухтара Кайшатаева и ненца Ивана Ябтика, получила продолжение.

  • В мирное русло 03.04.2021

    И вот они - последние дни войны. Еще в номере за восьмое мая 1945 года «Социалистическая Караганда» публиковала оперативную сводку от Советского информбюро за шестое число, а уже 11 мая передовица была посвящена Приказу Верховного Главнокомандующего по войскам Красной Армии и Военно-Морскому флоту о победоносном завершении Великой Отечественной войны и подписании акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.

     

  • Противодействие и профилактика религиозного экстремизма в Сети интернет 01.04.2021

    Социальные сети в современном виде появились в самом начале XXI века. Они быстро стали универсальным средством общения. В мире к концу этого года будет насчитываться почти 1,5 млрд пользователей социальных сетей. Так же, как и средства массовой информации, социальные сети становятся объектом вним...

  • Что остается с тобой… 04.03.2021

    Воспоминания, говорят, штука коварная. Неожиданная. Приходят, не спросясь. Уходят, не оглянувшись. Оставляют след. Когда - приятный, светлый. Когда - туманный и горький. Разный…
    С годами их начинаешь ценить. И переоценивать. Многое, что казалось важным, оборачивается пустышкой. А то, что не волновало когда-то, вдруг обретает новый смысл и наполняет воспоминания этим новым содержанием. Иногда - светлым. Подчас - горьким…
    Вот и ко мне вдруг пожаловали эти незваные гости. Пришли без предупреждения и стука. Вошли тихо и не отпускают. Просят - вспомни! Требуют - расскажи!
    Что же, попробую…

Гид по вакцине против коронавируса