26 февраля 2019 года 1359

Москва слезам не верит

Автор: Анна СТРОКОВА

Если говорить коротко и иронично, то социальная драма «Айка» Сергея Дворцевого - это фильм о том, как опасно брать деньги взаймы. Но еще это кино тяжелое и безрадостное - к этому нужно быть готовым. О проблемах здесь говорят без прикрас, и, возможно, понравится лента далеко не каждому: здесь хватает сцен, откровенно неприятных и подчас шокирующих.

«Айка», казахстанская и российская премьера которой состоялась 14 февраля (кстати, символично - в День влюбленных), пришла в карагандинский кинотеатр «Сарыжайлау» на неделю позже. В расписании - два сеанса, в обед и вечером. Днем в первый день проката, рассказали работники кинотеатра, показ не состоялся: зрителей не было. На вечернем в зале находилось около 40 человек преимущественно среднего возраста.
Сергей Дворцевой показывает в своем фильме то, на что мы привыкли не обращать внимания: жизнь тех, кто убирает мусор, чистит снег, туалеты, обслуживает посетителей в заведениях быстрого питания. Москва - не романтизированная, не открытая и не доброжелательная: она враждебная и бессердечная, не верит ничьим слезам. Москва - как трактор, сносящий снег в кадре, под корень срубает будущее главной героини.
Напомним, что Дворцевой работает и в России, и в Казахстане, снимая и документальное кино, и игровое. Он снял ленту «Тюльпан», 10 лет назад получившую главный приз каннской программы «Особый взгляд». А «Айка», созданная силами кинематографистов из Казахстана, России, Германии, Польши и Китая, успела покорить 71-й Каннский кинофестиваль: исполнительницу главной роли, уроженку Петропавловска Самал Еслямову наградили в категории «Лучшая женская роль». Это достижение уникально для казахстанского кинематографа: ни одна российская, советская или из государств СНГ актриса не награждалась подобным титулом - даже исполнившая Веронику в «Летят журавли» Татьяна Самойлова, хотя сама лента Михаила Калатозова каннскую ветвь получила.
Идея «Айки», снятой при поддержке Минкультуры РК и РФ, пришла к Дворцевому после того, как он наткнулся на газетную заметку о том, что в Москве было брошено 248 детей нелегальных мигранток из Средней Азии. «Что толкнуло этих девушек так поступить? Что вообще заставляет людей переступать базовые человеческие законы? Чем глубже я входил в ситуацию, тем больше понимал, как мало знаю и как много хочу о ней рассказать», - таковы размышления режиссера.
Итак, ее зовут Айка, ей 25 лет, она - нелегалка из Киргизии, и ей срочно нужны деньги. Она приехала в холодную Москву на заработки: Айка погрязла в долгах, пытаясь открыть точку по ремонту одежды и взяв в долг на швейную машинку. Ей не платят ни за ощипку кур, ни за уборку снега, ни за мойку посуды, ни за другую грязную работу. Мир, где даже к животным относятся лучше, чем к нелегалам с просроченной регистрацией, суров до противной крайности. Всю ленту героиня, истекающая кровью от послеродового осложнения, отчаянно пытается выжить в заснеженном городе, бросив своего ребенка в роддоме, живет в сырой квартире, где у каждого - своя шторка.
Ключевая идея «Айки», рассказывал Сергей Дворцевой в своих интервью, в том, что как бы ты ни хотел обмануть жизнь, законы природы не обойти. Она заставит играть по своим правилам: мать должна кормить своего ребенка и быть рядом.
Вместо музыки здесь - постоянно звонящий телефон главной героини и угрозы на том конце провода: ей звонят кредиторы. В безмузыкальной тишине экранного действа этот звук начинает приводить в ужас. Вместо музыки еще - плач детей, рев метро, шум толпы и гул снегоуборочной техники. Впрочем, зима здесь, словно еще один антагонист. Хотя если говорить об отрицательных героях - Дворцевой не пытается породить симпатию зрителя к одним или специально вызвать отторжение к другим. Видно, что фильм снимал документалист: здесь ничего не приукрашено, и это тот случай, когда непрофессиональные актеры - лучший выбор для социальной драмы, потому что они очень естественны в кадре.
К слову, прошлого Айки нам не показывают: мы не знаем, как она дошла до такой жизни, а увидим лишь пять дней ее безнадежного существования в большом городе. Даже в титрах здесь - простейший шрифт, некоторые моменты выхвачены трясущейся камерой. Глядя на действие на экране, знаки начинаешь видеть во всем: куртка Айки предстает границей ее маленького мирка, а когда она потрошит кур - в определенном смысле потрошит и свою душу. О беременности девушка врет: всем говорит, что сильно отравилась, и это, думаю, показатель ее отношения к деторождению. Соседки «по шторке» врут родственникам по телефону: «Какая Москва? Красивая, люди хорошие, добрые», а сама Айка через несколько минут упрекает мать: «Чему ты меня можешь научить? Как родить пять детей и жить на копейки? Мне не нужна такая жизнь, у меня другие планы».
А рядом, тут же - роскошные женщины в шубах, отрывки тренинга по достижению мечты, где Москва описывается как рай для любых возможностей, и практически все, кто встречается Айке, игнорируют ее. Только уборщица ветклиники (клиника - важный образ в фильме) ей хоть как-то сострадает. Переплетение всех событий фильма приведет к открытой концовке: режиссер оставляет девушку в драматичный момент ее жизни. Что будет дальше? Неизвестно.
Надо сказать, что Самал Еслямова умудряется и движениями, и эмоциями выдавать жуткую глубину отчаяния, а камера Иоланты Дылевски выхватывает кадры близкие и личные: складывается ощущение, что мы сами находимся в эпицентре событий. А если мы захотим узнать больше, то можно просто выйти на улицу и оглядеться.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Корабль превращается... 14.05.2019

    Произведение искусства создал работник цеха металлоконструкций

    Вдохновение, свободное время, металлолом и простой арсенал инструментов - вот и все, что понадобилось умельцу для работы над репликой военного судна, на котором сражался адмирал Нельсон.

  • Возвращение Байкадама 09.05.2019

    В 1992 году при областном маслихате была создана ономастическая комиссия по переименованию городов, поселков, улиц и площадей. Привлекли и меня как краеведа. Вспоминаю, что в числе первых рекомендаций было появление в Караганде проспекта имени Бухар жырау. Однажды я зачитал архивные данные по селам области. В названиях основанных еще до революции сел четко просматривался национальный штрих. Обязательно упоминалось казахское название заселяемого участка местности. Привел и такую выписку из газеты «Акмолинские областные ведомости». 3 января 1909 года омские власти в Акмолинском уезде на реке Шолак Карасу анонсировали появление села Миньковского. А в 1992 году поступило заявление от жителей Миньковки изменить название на аул Байкадам. Я был готов к такому варианту. Рассказал о своей встрече с Сеимбеком Адыхановым. Житель Миньковки еще в 1989 году считал своего прадеда Байкадама авторитетным лицом среди казахов из рода Мурат. Вот некоторые детали нашей беседы.

  • Космос - это рядом 11.04.2019

    В канун Дня космонавтики в эксклюзивном интервью «Индустриальной Караганде» впечатлениями о своем полете на МКС и работе Национальной компании «Қазақстан Ғарыш Сапары» поделился первый космонавт независимого Казахстана Айдын Аимбетов.

  • Ставить цель и побеждать 02.04.2019

    В Темиртау выбрали первую красавицу. Ею стала 18-летняя Елизавета Максимова, студентка медицинского колледжа.

  • Мой ласковый, нежный зверь 02.04.2019

    Тигрица по кличке Гаухар должна составить пару местному «кавалеру» Батыру. Приплод от них ждут в будущем году. А пока 12-летняя самка проявляет характер - ее грозный рык означает, что у нее портится настроение.

  • И на Марсе будет боярышник цвести 21.03.2019

    20 миллионов километров на околоземной орбите - такой путь проделали семена боярышника красного, собранные учеными и преподавателями Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова. Целью эксперимента стало изучение воздействия невесомости и космического излучения на рост и полезные свойства растения.

  • Бренд от природы 23.02.2019

    Студент медицинского университета Караганды намерен наладить производство мыла по рецепту женщин Великой степи.

  • Сказки о Ходже Насыре 23.02.2019

    Ходжа Насыр - фольклорный персонаж мусульманского Востока и некоторых народов Средиземноморья и Балкан, герой коротких юмористических и сатирических миниатюр и анекдотов, а иногда и бытовых сказок.

    Нередки утверждения о его существовании в реальной жизни и даже археологические свидетельства, но все-таки нет подтвержденных сведений о конкретной дате или месте его рождения, поэтому вопрос о реальности существования этого персонажа остается открытым. Так или иначе, фольклорные анекдоты, героем которых он является, актуальны и сейчас.