23 февраля 2019 года 458

Белые пятна истории

Автор: Нина КРАМЕР

Из 150 тысяч экспонатов областного краеведческого музея 90 тысяч - археологические находки, где-то 40% из них относятся к эпохе камня. Тем не менее время существования наших древнейших предков считается наименее изученным. Степи Центрального Казахстана, возможно, хранят нераскрытые тайны истории происхождения человеческого вида, но мало кто осмеливался прикоснуться к ним всерьез.

Большинство археологов, занимаясь поиском и обследованием памятников разных эпох, попутно собирали «неинтересные» материалы памятников каменного века.
Такие коллекции зачастую лежат мертвым грузом в фондах, десятилетиями ожидая своего исследователя, хотя каждый несет в себе уникальную информацию о древности и может дать специалистам массу полезных сведений.
Систематические исследования первобытной истории Центрального Казахстана начались с образования Центрально-Казахстанской археологической экспедиции под руководством Алькея Маргулана. Работая непосредственно с местными исследователями, он открыл и исследовал большое количество памятников археологии, в том числе эпохи камня. В составе ЦКАЭ работал также выдающийся археолог К. Акишев, с именем которого связано немало открытий.
Изучению каменного века Центрального Казахстана посвятили значительную часть своей научной деятельности М.Н. Клапчук, А.Г. Медоев, Ж.К. Таймаганбетов, В.С. Волошин, О.А. Артюхова, А.Ю. Чиндин.
Особо хотелось бы выделить краеведа Михаила Клапчука, который был одним из первых ученых-практиков, целенаправленно и системно изучавших историю каменного века, не довольствуясь только случайными находками.
Он увлекался археологией, работая в областном геологоуправлении. Между тем у него была довольно узкая специализация - палинолог. В Центральной геохимической партии у него были определенные обязанности - спорово-пыльцевой анализ. Если не удается найти отпечатки растений или животных, которые могли бы воссоздать характер флоры и фауны минувших эпох, помочь в определении возраста геологических отложений, то такой анализ незаменим. Под линзой микроскопа, которая увеличивает до четырехсот раз, Михаил Николаевич наблюдал пыльцу из отложений первых миллионов лет. Примерно к этому времени относится появление первобытных людей, и М. Клапчук изучал естественно-географические условия их обитания.
А поиски орудий, утвари, украшений каменного и бронзового веков - уже работа археолога, и она выполняется им не по обязанности, а по велению души.
Михаил Николаевич изучал геологию, палеоботанику нашего края, но все свое свободное время отдавал археологическим исследованиям Центрального Казахстана и заочно учился в пединституте. За 15 лет он исследовал более 300 стоянок первобытного человека в казахстанских степях. Среди них - Караганда-15 и Зеленая Балка-4, которые находятся в непосредственной близости от областного центра.
- Наиболее крупная стоянка на территории области - Зеленая Балка-4, расположенная на северо-восточной окраине Караганды, материалы которой отображают все стороны жизнедеятельности древних людей, - говорит заместитель директора областного историко-краеведческого музея Даурен Жусупов. - Население стоянки занималось охотой, о чем свидетельствуют наконечники стрел.
Сделанные археологические открытия легли в основу кандидатской диссертации М. Клапчука «Палеолит Центрального Казахстана», которую с одобрением встретили в научных кругах. Однако до защиты дело не дошло. Очевидно, сказалось прошлое диссертанта.
Это еще одно белое пятно в истории. Биографическая статья в украинской википедии рассказывает о том, что во время войны молодой студент Михаил Клапчук, прервав учебу, активно включился в деятельность ОУН в Западной Украине.
«В селе Вербиж он основывает институт националистического образования, где читает лекции для слушателей, - говорится в статье. - 22 июня 1944 года в районе с. Тростянка сотрудникам НКВД удалось задержать троих вооруженных воинов УПА. Один из них назвался Брустярником с Уторопив. Но припертый фактами, он вынужден был признаться, что его настоящая фамилия Клапчук. Советский суд определил ему 10 лет лагерей».
Таким образом, вероятно, Михаил Клапчук и оказался в Центральном Казахстане. В 1969 году он вернулся в Украину, и там, по неуточненным данным, все-таки получил кандидатскую степень. Между тем открытые им стоянки обследованы другими учеными. На отдельных были обнаружены кости копытных животных, предметы быта первобытных людей. Также были обнаружены и новые стоянки с сохранившимся культурным слоем.
Крупные стоянки с каменной индустрией древнего палеолита изучены севернее Караганды, на стоянке Батпак-8 и 12. Здесь было собрано свыше 2000 предметов. Некоторые виды орудий со стоянок представлены среди экспонатов нашего краеведческого музея - нуклеусы, пластины, проколки, скребки для обработки шкур. Здесь же расположены рубила для разделывания туш, выкапывания съедобных корней, а крупные камни у первобытных людей служили растирочными плитами, на которых перерабатывали плоды и растительные корни.
К сожалению, в настоящее время музей не располагает подлинными находками останков человека каменного века, как, впрочем, редки такие находки и на всей территории бывшего СССР. На стенде этого периода представлены муляжи: обезьяны, кисть руки, ступня шимпанзе, нижняя челюсть гейдельбергcкого человека, черепная крышка питекантропа, синантропа. А также бюст синантропа, рука человека, держащая каменный топор на деревянной рукоятке.
Но собранные доказательства в целом позволяют предполагать, что Центральный Казахстан в постледниковое время представлял собой суровое, но вполне пригодное для жизни древнего человека место обитания. Мелкосопочник изобиловал горными породами, пригодными для изготовления каменных орудий. По долинам рек, даже с непостоянным водотоком, были распространены тугайные леса, привлекавшие птиц и животных, снабжавшие древних людей топливом и строительными материалами для легких жилых построек. Многочисленные родники привлекали бесчисленные стада копытных животных, за которыми следовали группы первобытных охотников.
Таким образом, территория Карагандинской области сочетала в себе все условия для ее заселения древними людьми.

Фото Дмитрия КУЗМИЧЕВА

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Мелодия жизни 21.03.2019

    Путешественники всегда удивлялись умению казахов вне зависимости от возраста играть на домбре или кобызе, сочинить или исполнить песню. В наши дни народная музыка по-прежнему неотделима от самого народа, а ее роль в культуре стала только шире.

  • Амулет счастья 21.03.2019

    Праздник весны Наурыз не обошел никого, и музей изобразительного искусства в том числе. Здесь на фоне выставки декоративно-прикладных произведений студенты Карагандинского колледжа моды показывали костюмы разных этносов и звучала народная музыка.

  • Сарыарка туристическая 21.03.2019

    На первом этаже первого корпуса КарГТУ собрались студенты: здесь накануне праздника Наурыз устроили выставку народного искусства, угощали баурсаками и обязательно наурыз-коже. Подкрепившись традиционным блюдом, молодежь отправилась поддержать сверстников на конкурсе «Сыр тұнған Сарыарқа».

  • Знакомство с автором 19.03.2019

    На днях карагандинского поэта, писателя и журналиста Наталию Инжевскую президиум российского Союза писателей наградил медалью Владимира Маяковского за вклад в литературу. На неделе детской книги в библиотеке им. Абая она презентовала свои сборники сказок.

  • Однажды и навсегда 19.03.2019

    Образцовый хореографический ансамбль «Аяла» отметил юбилей на сцене Дворца горняков концертом «Перезагрузка». Все исполненные номера были премьерными: к дате подошли очень ответственно.

  • Долина юности 16.03.2019

    «Франкофонная весна» проходит в нескольких городах Казахстана. Организаторы серии мероприятий - Швейцарское Посольство и Французский Альянс Караганды - уверены, что это привлечет интерес молодых людей к французскому языку и культуре. На днях в библиотеке им. Н.В. Гоголя прошла встреча со швейцарским писателем Эженом Мельцом.

  • Мамаша в камуфляже 16.03.2019

    Говорят, пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта ставят те режиссеры, которые не боятся бросить вызов театральным традициям. Вызов это или нет, но лауреат Международной премии им. Ч. Айтматова Куандык Касымов, не впервые работающий с Театром им. К.С. Станиславского, доказывает: режиссерские ходы должны быть заметными.

  • В ритмах фламенко 14.03.2019

    Страстные танцы и душевные песни, умопомрачительные акробатические трюки и стихи о любви были собраны в программе концерта «И это все о ней...». Мероприятие, которое изначально было задумано как вечер испанской музыки, в конечном итоге вылилось в еще одно творческое поздравление, адресованное карагандинским женщинам.