23 февраля 2019 года 5526

Легендарный первооткрыватель

Автор: Анна СТРОКОВА

Алькей Маргулан еще при жизни стал легендой. Его называют великим ученым не только за археологические открытия: в своих трудах он раскрывается как историк, литературовед, искусствовед, востоковед и даже музыкант. Прямой потомок Олжабай батыра, защищавшего казахские земли от джунгар, он был и есть пример для многих.

Чтобы понять заслуги Алькея Маргулана, достаточно уяснить: многое из сохраненного археологического и культурного наследия Казахстана - его неустанная работа. Он исследовал древнюю культуру, письменность, архитектуру, прикладное творчество, народные эпосы, им открыты 10 подземных городов и множество памятников. Маргулан первым нашел доказательства того, что уже во II тысячелетии до нашей эры на территории современного Казахстана существовала цивилизация с высокоразвитой культурой. Свидетельство тому - найденные памятники архитектуры и изделия мастеров.
Он опроверг мнение, что в центре и на севере Казахстана не было очагов культуры, и на протяжении почти 30 лет возвращался к изучению деятельности Шокана Уалиханова. Алькею Хакановичу не было равных в знании периода Абылай хана, он блестяще изучил историю Абулхаира, Кенесары, Касым хана - об этом писал в своей книге «Четыре времени жизни» земляк Маргулана Шафик Чокин, когда-то возглавлявший Академию наук Казахстана.
Казахстан в лице этого ученого получил и замечательного переводчика классиков мировой литературы: он первым перевел на казахский язык произведения русских и европейских писателей. Играл Маргулан и на домбре: в Павлодарском музее им. Бухар жырау хранятся ноты сочиненных им произведений и его личный инструмент.
Прекрасное образование в сочетании с пытливостью ума и трудолюбием обеспечили ему почетное право первооткрывателя во многих областях казахской науки: археологии эпохи бронзы и раннего средневековья, истории народов региона и истории культуры и искусства, этнографии и филологии казахского народа. По его инициативе организовывали археологические и этнографические экспедиции в глубинные районы казахстанских степей и пустынь. Маргулан прошел маршрутами древних караванных путей и кочевок, отыскал памятники, описал их и всесторонне исследовал. Он основательно изучил следы древней городской культуры Южного Казахстана в бассейнах Сырдарьи, Таласа и Чу, провел раскопки Отрара, Тараза, Сайрама и Сыгнака, собрал массу образцов казахских преданий и сказаний, легенд и эпических произведений.
Алькей Маргулан родился в 1904 году в Баянауле близ озера Жасыбай в простой казахской семье. Его отец Хакан был известным знатоком народного творчества. Будучи родственницей композитора Таттимбета, бабушка Алькея, Аймен, привила детям и внукам любовь к песенному искусству. В пять лет мальчик научился читать и писать, отец приносил ему старые казахские предания, первые песни Абая. Аульчане, удивляясь красноречию и способностям Алькея, часто просили его почитать эпосы: он наизусть знал «Кобланды», «Алпамыс», «Козы Корпеш и Баян Сулу». На его становление как ученого повлияли Султанмахмут Торайгыров, Абикей и Каныш Сатпаевы, Хаким Иманбеков, Жагипар Секербаев и Жаяу Муса.
Начальное образование Алькей Хаканович получил в аульной школе. С 1915 года учился в трехклассной русской школе, через четыре года поступил на учительские курсы в Павлодаре и окончил их в 1920 году. Он возвратился в родной аул учителем, а позже, увидев в Маргулане богатый потенциал, Абикей Сатпаев посоветовал ему поступить в Семипалатинский педагогический техникум, который будущий ученый окончил в 1925 году. Познакомившись там с Мухтаром Ауэзовым, Алькей Хаканович отправился в аул Абая, где впоследствии собирал этнографический материал.
В годы учебы в Семипалатинске Маргулан сотрудничал с редакциями журнала «Таң» и газеты «Қазақ тілі». По совету М. Ауэзова поехал учиться в Ленинград, где поступил на отделение тюркологии Восточного института и одновременно слушал лекции на историко-филологическом факультете в Ленинградском университете. С 1928 года начал посещать занятия в Институте истории искусств.
Среди учителей Маргулана - выдающиеся ученые того времени: ему посчастливилось слушать лекции академика В. Бартольда - по истории и археологии Средней Азии, академика С. Ольденбурга - по индийскому фольклору и искусству, академика И. Крачковского - по арабской исторической литературе, академика Н. Марра - по истории и теории языкознания, академика А.Н. Самойловича - по литературе тюркских народов Средней Азии. Будучи студентом, он занялся научно-исследовательской работой и увлекался сбором литературных и архивных материалов по истории и культуре казахского народа.
В 1926-1927 годах Маргулан участвовал в казахстанской и алтайской экспедициях Особого комитета по исследованию союзных и автономных республик АН СССР. Его знания о быте, обычаях и культуре казахского народа очень помогли в работе антропологического отряда экспедиции. Здесь он тесно сотрудничал с А. Букейхановым, который по итогам исследований готовил материалы. Результат участия Алькея Маргулана в работе экспедиции - публикация своих первых научных статей об этнических группах казахского народа.
Оканчивая Восточный институт, Алькей Хаканович успешно защитил дипломную работу о творчестве Абая, затем трудился в Комитете нового алфавита при Наркомпросе КазССР, а в 1931 году поступил в аспирантуру Государственной академии истории материальной культуры в Ленинграде. С 1938 года непрерывно работал в системе КазФАН СССР, преобразованном в Академию наук КазССР.
В 1943 году Маргулан защитил кандидатскую диссертацию «Историческое значение ярлыков и пайцзе», и это исследование стало началом изучения памятников кыпчакской письменности. Кыпчакскую проблему ученый считал ключевой в этногенезе казахского народа.
В связи с открытием Казахского филиала АН в Алма-Ате А. Маргулана пригласили туда как знатока истории. Это было тяжелое время для казахской науки: репрессии уничтожили ведущих ученых, и в дело активно включились К. Сатпаев, М. Ауэзов и сам Маргулан. Перед ним в принципе стояли сложные задачи: привести в систему науки - историю, археологию, этнографию, организовать крупные экспедиции по исследованию памятников, выпустить монографии по истории и литературе, воспитать молодежь, склонную к науке. Он все эти задачи выполнил. Сотни людей советовались с ним, равнялись на него и учились работать, как он.
В 1945 году Алькей Хаканович впервые в истории казахской науки в области героического эпоса защитил докторскую диссертацию «Эпические сказания казахского народа». Он не упускал из поля зрения основную цель: ознакомить казахов с собственной историей, источник развития которой - сам народ.
Конец 40-х годов для ученого был тяжелым. Он несколько раз подвергался гонениям, попал в больницу с тяжелым диагнозом, вынужден был бросить все и уйти в археологию. За многие годы Алькей Хаканович выпустил более 300 научных и научно-популярных публикаций, и за плодотворную деятельность был награжден орденами и медалями СССР. Он стал лауреатом Государственной премии Казахской ССР.
В честь Алькея Маргулана были выпущены почтовая марка и монета Казахстана, в январе 2008 года в Алматы в сквере к западу от здания Академии наук РК ему открыт памятник, а 100-летний юбилей ученого отпраздновали под эгидой ЮНЕСКО. Имя его носят Институт археологии Академии наук Казахстана, улицы в Павлодаре, Астане и Экибастузе, Международный фонд и село в Баянаульском районе Павлодарской области, в котором находится средняя школа им. Маргулана с действующим музеем академика.

Написать комментарий

Поля со * обязательны для заполнения

Пожалуйста, введите буквы, изображенные на картинке выше.
Символы не чувствительны к регистру
Другие материалы рубрики
  • Ученый с крепким стержнем 23.05.2020

    65-летний  юбилей отмечает профессор, доктор педагогических наук Сергали Толеубекович Каргин - человек, чья жизнь тесно связана с наукой, диссертациями и педагогической деятельностью. Он сумел воспитать плеяду молодых ученых, которые продолжают дело своего великого маэстро.

  • Из далеких встреч 23.05.2020

    Гулимжан Рахимжановна Карсыбекова (1919-2008) – человек яркой судьбы. Она -  почетный гражданин города Караганды (1979), участница Великой Отечественной войны, кандидат медицинских наук, отличник здравоохранения СССР.

  • Мартбек МАМРАЕВ 23.05.2020

    Родился в 1908 году в селе 1 Мая Каркаралинского района в крестьянской семье. В 1921 году Мартбек приехал на строительство Большой Караганды и навсегда связал с ней свою судьбу - работал на шахте до начала войны.

  • По Дороге жизни 23.05.2020

    До начала Великой Отечественной войны уроженец села Байтуган Нуринского района Базыл Закарин работал в колхозе «Путь Ленина» простым водителем. Возил различные грузы на автомобиле ЗИС-5, в просторечии именуемом «трехтонкой».

  • Не женская доля 23.05.2020

    Борьба с фашизмом тяжким бременем легла на женщин Карагандинской области. Им было непросто и морально, и физически. Сложно себе представить, что испытывали они, зная, что их мужья, отцы, сыновья и братья рискуют собой под пулями и снарядами врага, и живя в постоянном страхе получить похоронку, при этом работать, не разгибая спины.

  • КУРЬЯТОВ Виктор Константинович 21.05.2020

    Ушел добровольцем на фронт в 17 лет, прошел по дорогам войны от Сталинграда до австрийского города Вайсберге. Боевое крещение получил под Сталинградом в составе 38-й стрелковой дивизии, сформированной в Казахстане, где был ранен в жарких боях.

  • Вечная слава 19.05.2020

    Список Героев Советского Союза - уроженцев Карагандинской области - пополнился фамилией Амантая Даулетбекова. Его судьбу мы выяснили в ходе переписки областного государственного архива с родственницей фронтовика.

  • Долгая дорога к дому 19.05.2020

    Вся ее большая семья должна была жить в США. И, возможно, Фаина Левина стала бы любящей матерью или успешной бизнес-вумен. Но жизнь вносит свои коррективы. Живет 85-летняя Фаина Иосифовна в Караганде. Супруга похоронила больше 20 лет назад, а единственный близкий человек, сестра Вера, умерла в прошлом году. Одинокая, почти слепая, с увечьем руки, она пережила войну и не была уничтожена вместе с тысячами других евреев.

Наша Караганда